Обобщающий урок по теме:Социальные группы и их классификция.
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) по теме
Урок можно организовать и в форме лабораторной работы.Разделить детей на группы,которые будут работать письменно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Обобщить знания о социальных группах и их классификации;
2.Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: Социальная стратификация. Социальные группы. Социальная мобильность. Виды социальных групп. Маргинализация общества.
ЭТАПЫ:
Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны обобщить знания по теме урока. Вы помните, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.
I блок(устный опрос)
Вспомните что такое «социальная общность» и «социальная группа».
Ответ:
Социальная общность - это реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками, отличающаяся аморфностью, недостаточной определенностью, неустойчивостью границ и расплывчатостью состава.
Учитель: Одной из составляющих социальной общности являются социальные группы. Дайте определение понятию «социальные группы».
Ответ:
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Учитель: Выберите только те признаки, которые определяют социальную структуру общества.(выведены на экране, но одновременно дублируются учителем в слух).(задание уровня В4).
1.физические данные
2.особенности темперамента
3.умственные способности
4.профессия
5.доход
6.наличие прав и привилегий
II блок(заполнение таблицы).
Таблица выводится на экран. Ученики ее самостоятельно заполняют, затем проверяют с учителем.
Основная классификация | Наименование группы | Ее сущность | Примеры социальных групп |
По численности | А)Малая группа | ||
Б)Большая группа | |||
По характеру взаимодействия | А)Первичная группа | ||
Б)Вторичная группа | |||
По факту существованию | А)Номинальная | ||
Б)Реальная | |||
По способу организации | А)Формальная | ||
Б)Неформальная |
III блок .Работа по блокам.
(2 учеников идут за крылья доски, остальные работают в тетрадях. Затем один ученик проверяет с места.)
1.(А 10)Группа людей занимающих промежуточное положение в социальной структуре.
А)интелегенция
Б)маргинал
В)люмперы
В)пролетариат
2.(А 10) Величина доходов,степень влияния на власть,уровень образования – это признаки
А)этнической группы
Б)малой группы
В)страты
Г)класса
3.(А 10) Социальная стратификация представляет собой
А)Освоение индивидом социальных норм
Б)неравенство в положении людей
В)изменение в статусе личности
Г)взаимодействие внутри общественной группы
IV блок (беседа)
Учитель: Подумайте о чем идет речь? (это понятие имеет непосредственное отношение к нашему уроку.)
Слово фанатизм - слепое поклонение существу, вещи, богу, обьекту.
Ответ: Фан-группа
Учитель: Какому понятию соответствует это объединение людей.
Ответ: Квазигруппа
Учитель: Дайте определение этому термину. И приведите еще примеры.
Ответ:……..
Учитель: Ребята делятся на 4 группы, каждая получает карточку с названием основным свойством квазигруппы и характеризуют его.
А)Анонимность
Б)Внушаемость
В )социальная заражаемость
Г)Бессознательность
Учитель: Современное российское общество является обществом открытым, что связанно с явлением социальной мобильности. Приведите три примера разных видов социальной мобильности.(один из учеников демонстрирует схематично у доски и комментирует).(задание уровня С 6).
Ответ: Социальная мобильность.
Вертикальная Горизонтальная Групповая
V блок (работа с текстом уровень В6).
Каждый получает текст на парту, по окончанию времени тот же текст выводится на экран для совместной проверки с учителем.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.
«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(1), является групповая__________(2). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(5). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ______________(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.
1.сплоченность
2.традиция
3.норма
4.совсестимость
5.разобщенность
6. взаимоотношение
7.ориентация
8.лидерство
9.традиция
10.климат
VI блок.(выполняется письменно и сдается учителю на проверку).
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная структура российского общества»(темы написана на доске).Составьте план, в соответствии с котором вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых 2 представлены в подпунктах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса
Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...
урок по теме: Социальная стратификация
Подготовка к уроку по теме : Социальная стратификация 11 класспомощь для учителей 11 классов...
Урок по теме "Социальная стратификация"
Урок в технологии РКМЧП с использованием стратегии «эффективная лекция»,приемов "вопросительные и ключевые слова", "вводный вопрос", "резюме"....
Открытый урок по теме "Социальные статусы и роли"
Урок обществознания. 8 класс. Учебник Л.Н. Боголюбова. На уроке используется интерактивная доска SMART board....
Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"
в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...
Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение
Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...
Технологическая карта для повторительно-обобщающего урок по теме «Социальные отношения»
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....