Обобщающий урок по теме:Социальные группы и их классификция.
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) по теме

Арефьева Ольга Сергеевна

Урок можно организовать и в форме лабораторной работы.Разделить детей на группы,которые будут работать письменно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.


ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1.Обобщить знания о социальных группах и их классификации;

2.Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: Социальная стратификация. Социальные группы. Социальная мобильность. Виды социальных групп. Маргинализация общества.

ЭТАПЫ:
Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны обобщить знания по теме урока. Вы помните, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.

I  блок(устный опрос)

Вспомните что такое «социальная общность» и «социальная группа».
Ответ:
Социальная общность - это реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками, отличающаяся аморфностью, недостаточной определенностью, неустойчивостью границ и расплывчатостью состава.
Учитель: Одной из составляющих социальной общности являются социальные группы. Дайте определение понятию «социальные группы».
Ответ: 
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

 Учитель: Выберите только те признаки, которые определяют социальную структуру общества.(выведены на экране, но одновременно дублируются учителем в слух).(задание уровня В4).

1.физические данные

2.особенности темперамента

3.умственные способности

4.профессия

5.доход

6.наличие прав и привилегий

II блок(заполнение таблицы).

Таблица выводится на экран. Ученики ее самостоятельно заполняют, затем проверяют с учителем.

Основная классификация

Наименование

 группы

Ее сущность

Примеры социальных групп

По численности

А)Малая группа

Б)Большая группа

По характеру взаимодействия

А)Первичная группа

Б)Вторичная группа

По факту существованию

А)Номинальная

Б)Реальная

По способу организации

А)Формальная

Б)Неформальная


III блок .Работа по блокам.

(2 учеников идут за крылья доски, остальные работают в тетрадях. Затем один ученик проверяет с места.)

1.(А 10)Группа людей занимающих промежуточное положение в социальной структуре.

А)интелегенция

Б)маргинал

В)люмперы

В)пролетариат

 

2.(А 10) Величина доходов,степень влияния на власть,уровень образования – это признаки

А)этнической группы

Б)малой группы

В)страты

Г)класса

3.(А 10) Социальная стратификация представляет собой

А)Освоение индивидом социальных норм

Б)неравенство в положении людей

В)изменение в статусе личности

Г)взаимодействие внутри общественной группы

IV блок (беседа)

Учитель: Подумайте о чем идет речь? (это понятие имеет непосредственное отношение к нашему уроку.)

Слово фанатизм - слепое поклонение существу, вещи, богу, обьекту.

Ответ:  Фан-группа

Учитель: Какому понятию соответствует это объединение людей.

Ответ: Квазигруппа

Учитель: Дайте определение этому термину. И приведите еще примеры.

Ответ:……..

Учитель: Ребята делятся на 4 группы, каждая получает карточку с названием основным свойством квазигруппы и характеризуют его.

А)Анонимность

Б)Внушаемость

В )социальная заражаемость

Г)Бессознательность

 

Учитель: Современное российское общество является обществом открытым, что связанно с явлением социальной мобильности. Приведите три примера разных видов социальной мобильности.(один из учеников демонстрирует схематично у доски и комментирует).(задание уровня С 6).

Ответ:             Социальная мобильность.

Вертикальная             Горизонтальная             Групповая

V блок (работа с текстом уровень В6).

 Каждый получает текст на парту, по окончанию времени  тот же текст выводится на экран для совместной проверки с учителем.

   Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.

«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(1), является групповая__________(2). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(5). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ______________(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.

1.сплоченность

2.традиция

3.норма

4.совсестимость
5.
разобщенность

6. взаимоотношение
7.
ориентация

8.лидерство
9.
традиция

10.климат

 

VI блок.(выполняется письменно и сдается учителю на проверку).

 

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная структура российского общества»(темы написана на доске).Составьте  план, в соответствии с котором вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых 2 представлены в подпунктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса

Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...

урок по теме: Социальная стратификация

Подготовка к уроку по теме : Социальная стратификация 11 класспомощь для учителей 11 классов...

Урок по теме "Социальная стратификация"

Урок в технологии РКМЧП с использованием стратегии «эффективная лекция»,приемов "вопросительные и ключевые слова", "вводный вопрос", "резюме"....

Открытый урок по теме "Социальные статусы и роли"

Урок обществознания.  8 класс.  Учебник Л.Н. Боголюбова. На уроке используется интерактивная доска SMART board....

Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"

в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...

Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение

Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...

Технологическая карта для повторительно-обобщающего урок по теме «Социальные отношения»

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....