Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
ТИП УРОКА: Семинар.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.
Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.
2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_konstitutsiya_rf.doc | 131.5 КБ |
konstitutsiya_rf.ppt | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по обществознанию
для 11 класса (профильный уровень)
По теме
«Основы конституционного строя
Российской Федерации»
Выполнила
Учитель обществознания
Кузьменкова Надежда Ивановна
ГОУ СОШ №456
Электронный адрес:
Nadejdakuzmenkova@yandex.ru
Колпинский район г. Санкт-Петербурга
2013г.
ТЕМА: «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.
Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.
2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.
Задачи урока:
Образовательные:
- Получить знания о Конституции, основах конституционного строя;
Воспитательные:
- Формирование интереса к Конституции РФ, Демократическим принципам.
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Развивающие:
1.Развитие познавательных умений;
2. Развитие аналитического мышления.
Методы урока:
- Лекция-общение
- Формулирование вопросов
- Презентация.
Средства:
- Компьютер
- Проектор
- Конституция РФ (у каждого учащегося)
Меж- и внутри- предметные связи на учебном занятии:
Право – «Конституционное право».
История – «Становление новой России».
Обществознание – «Конституция РФ».
СЕМИНАР «Конституция РФ»
(слайд № 1)
(слайд № 2)
Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
(слайд № 3, 4)
История появления конституции начинается с американской и французской Конституций, где по мнению основателей США, она должна иметь следующие характеристики:
По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:
а) ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;
б) она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;
в) учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государством;
г) она должна установить принцип неприкосновенности личности;
д) она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.
Впервые о конституции в России стали говорить в начале XIX в. при Александре I и движении декабристов. Во время восстания 1825 г. солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию». Но основная масса народа не представляла себе, что такое конституция.
Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра II. Основные направления деятельности Александра II - отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона.
Николаем II был принят Манифест 17 октября - конституционный акт, где выражалась воля императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний, союзов». Гарантировалось право участвовать в выборах в Государственную Думу тех слоев, которые раньше были лишены права голоса. Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма.
В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые привели к значительному преобразованию: представительные государственные учреждения стали принимать непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.
(слайд № 5)
В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций. Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения, происходящие в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию и утверждало новые концепции развития.
Особенностью Конституции 1918 г. являлось то, что она полностью зачеркнула весь предшествующий опыт России, ничего не оставила от дореволюционных государственных институтов и структур.
Причиной появления Конституции 1924 г. явилось то, что РСФСР объединилась с другими независимыми республиками в СССР.
Конституция 1936 г. подтвердила вступление страны в новый этап своего развития, который знаменовал построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.
Конституция 1977 г. объявила, что общество вступило в этап «развитого социализма», то есть советское государство из государства диктатуры пролетариата превращается в общенародное государство.
Реформирование Конституции началось в 1989 г.
Постепенные нововведения Конституции:
1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;
2) устранено положение о руководящей и направляющей роли компартии;
3) признание приоритета прав человека и гражданина;
4) признание частной собственности;
5) видоизменение структуры советской власти; отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;
6) признание принципа разделения властей;
7) введение института Президента;
8) установление местного самоуправления.
Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993 г.? (расхождение старой Конституции с практикой построения правового демократического государства)
Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. - Россия провозглашена суверенным государством.
После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей проголосовали за ее принятие.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.
(слайд № 6)
Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме).
Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей.
Раздел I.
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел II.
Заключительные и переходные положения.
(слайд № 7)
В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.
Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:
1. Права и свободы человека.
2. Гражданский мир и согласие.
3. Равноправие и самоопределение народов.
4. Единство и суверенитет России.
(слайд № 8)
Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).
(слайд № 9)
В Конституции закреплен институт президентства. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти - Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.
(слайд № 10)
Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.
Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности - частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).
(слайд № 11)
В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).
(слайд № 12)
Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75).
Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70).
Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).
(слайд № 13)
Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).
Государство лишено права запретить гражданину выезд из страны и возвращение в нее (ст. 27).
Важной чертой Конституции РФ является ее прямое действие (ст. 15), что означает вступление в силу сразу с принятием Конституции РФ всех ее принципов и норм, вне зависимости от принятия других законодательных актов.
Подведение итогов.
Учащиеся после минутного обдумывания оценивают урок-семинар и фиксируют это на листе (рисуется смайлик соответствующего цвета, что соответствует оценке: красный – 3; желтый – 4; зеленый – 5).
Домашнее задание: Написать эссе на тему «Если ты не пойдешь на выборы, за тебя сделают выбор другие». (Э. Севрус).
Рефлексия
Учащиеся заполняют лист с вопросом (индивидуально):
Я приду на следующий урок, потому что……..
Литература:
1. Конституция Российской Федерации, - М., Юридическая литература, 2008.
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М., Просвещение, 2008.
3. Лухаев Р.Т. Политология,- М., Политиздат, 1996.
4. Никитин А.Ф. Основы государства и права,- М., Просвещение, 2000.
Интернет-ресурсы:
- http://radosvet.net/2010/03/page/16/
- http://rus.ruvr.ru/2011/09/08/55855302.html
- http://freelance.ru:8080/users/Intect/?work=827464
- http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/image248367_2-1
- http://ru.picscdn.com/domain/dance-magic.ru/
- http://bibsech2010.ucoz.ru/
- http://community.livejournal.com/anticlericalism/939789.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
ЗАКОН Нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека
НОРМЫ МОРАЛИ правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости
История становления и развития Конституции РФ 1825 г. – восстание декабристов 1905 г. – Манифест Николая II 1918 г. – Конституция РСФСР 1924 г. – первая советская Конституция 1936 г. – вторая советская Конституция 1977 г. – третья советская Конституция 1993 г. – Конституция РФ
12 декабря 1993 г. – День рождения Конституция РФ Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей. Раздел I. Глава 1. Основы конституционного строя. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Глава 3. Федеративное устройство. Глава 4. Президент Российской Федерации. Глава 5. Федеральное собрание. Глава 6. Правительство Российской Федерации. Глава 7. Судебная власть. Глава 8. Местное самоуправление. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Раздел II. Заключительные и переходные положения.
Демократические и гуманистические ценности: 1. Права и свободы человека. 2. Гражданский мир и согласие. 3. Равноправие и самоопределение народов. 4. Единство и суверенитет России.
Общечеловеческие ценности: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).
Институт президентства Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Из Конституции Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей. Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности - частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).
Из Конституции В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).
Из Конституции Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75). Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70). Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).
Впервые в Конституции РФ: право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).
Статья 17 (п. 2) Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения
Права человека и гражданина Право на жизнь Право на имя Право на гражданство Право на защиту жизни, чести, достоинства Право свободно выражать свое мнение Право на образование Право на охрану здоровья Право на свободу мысли, совести, религии Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия Право на защиту своей индивидуальности
Обязанности человека и гражданина Соблюдать Конституцию и законы РФ Уважать права и свободы других людей Защищать Отечество Платить налоги Сохранять природу и окружающую среду Заботиться о детях, их воспитании, образовании Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
Ответственность Необходимость отвечать за свои поступки, способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи
Статья 60 Конституции РФ Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет
Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989 г. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка
НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС ЧЕЛОВЕКА-ЛИЧНОСТИ-ГРАЖДАНИНА Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспомните: Я - человек-личность-гражданин – всегда готов встать рядом или впереди, протянуть руку помощи, легко нагнуться к малому или слабому, подставить плечи под груз тревог и забот, обернуться к отставшим, дотянуться до мечты, балансировать между желаниями и возможностями, перепрыгнуть через усталость и боль, подняться после неудачи, пронести через всю жизнь дружбу и любовь, бороться с собственной тенью, глубоко вздохнуть по несбывшемуся и повторить комплекс опять и с начала - до победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...
Обобщающий урок в 10 классе (профильный уровень) по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений»
Обобщающий урок в 10 классе (профильный уровень)по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений»...
Конспект урока «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Данный урок целесообразно проводить после прохождения раздела "Политика" в 9 классах по учебному предмету "Обществознание", в качестве занятия закрепляющего полученные знания и уме...
Сценарий традиционного турнира памяти павших при защите конституционного строя Российской Федерации
Турнир проводится 18 лет.Имеет огромное воспитательное значени .В организации турнира принимают участие родственники павших,ветеранские организации....
Разработка урока в 9 классе (базовый уровень) по теме: "Технологии"
Данная разработка включает технологическую карту урока, презентацию, ссылки на онлайн ресурсы. Тип урока: получение и применение новых знаний по теме "Технологии: создаем робота будущего"; в...
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"...