Урок обществознания 6 класс."Как человек познаёт мир"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
1. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.
2. Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, - М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
3. Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
4. Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_poznayot_mir.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
- Богапова Маргарита Александровна
- МОУ «СОШ №1 р. п. Татищево»
- Учитель истории и обществознания
- Обществознание
- 6 класс
- Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.
- Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, - М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
- Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
- Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний
- Формы работы учащихся: фронтальная, групповая самостоятельная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка наличия на столах у учащихся учебников, тетрадей, дневников. | Настраиваются на работу |
Актуализация знаний | Ребята, скажите: -Что является главным органом, с помощью которого человек познаёт мир? -Почему человеческий мозг учёные называют биологическим компьютером? | Ответ: мозг Головной мозг существует у большинства животных, и по своему объёму человеческий мозг даже уступает мозгу некоторых из них. И тем не менее только человек способен размышлять, думать о событиях, которые произошли в разное время, накапливать информацию и при необходимости передавать её другим. |
Постановка проблемы | Человек с древнейших времён пытается познать окружающий его мир, приобретая для этого новые знания и используя опыт предшествующих поколений. - Как называется этот процесс? - Как же человек познаёт мир? - Хватит ли сегодня наших знаний чтобы ответить на этот вопрос? Задача нашего урока сегодня суметь найти правильный ответ. Запишите тему урока. | Записывают в тетрадь Познание – это процесс приобретения новых знаний. Слайд 1 Записывают тему урока в тетради. Как человек познаёт мир. Слайд 2 |
Реализация проекта | Важнейшими инструментами, с помощью которых человек познаёт мир, являются его органы чувств. - Какие органы чувств из курса окружающий мир в начальной школе вам известны? Схема: чувственное познание Органы чувств образно называют окнами в мир. Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Опыт с мячом: даю в руки Опишите, какой он. Схема: ощущение . Когда вы играете в футбол. То не думаете о том, что мяч круглый, упругий, гладкий. Вы воспринимаете мяч как целостный предмет. Подумайте, как мы можем сформулировать понятие восприятие? Схема: восприятие Ощущение и восприятие называются формами чувственного познания мира. Но есть еще одна форма чувственного познания мира представление. Опыт с мячом: прячу за спину. - Вы видите сейчас мяч? - Каким он был? Опишите пожалуйста. Послушайте звуки. Что вы представляете. Комфортно ли играть в мяч под дождём? Схема: представление Подумайте, как мы можем сформулировать понятие представление? Давайте обратимся к схеме, о каких формах чувственного познания мы сегодня узнали? Подумайте, это свойственно животным и человеку, или только человеку? Французский философ Рене Декар сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Объясните значение этих слов. Правильно, так что не стоит пренебрегать этим великим даром природы. Мышление – высшая форма деятельности мозга человека, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями. Ещё одна форма познания - рациональное познание (схема): Мы замечаем, что многие предметы и явления, несмотря на свои особенности имеют общие черты, Мы объединяем их в группы и даём общие названия. Эти общие названия принято именовать понятиями. (Схема) Практическое задание: Попробуйте на своих представлениях о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформировать понятие цветок. Схема: Суждение О чём бы вы ни думали, всегда обнаруживаете, что мышление связано со словами. Мы говорим для того, чтобы выразить свои мысли. Передать ощущения и чувства. Откроим учебник на стр.179 и прочитаем памятку 5. Как доказывать сои суждения. Она нам пригодится при работе в группах. Практическое задание К какому выводу вы придете, основываясь на следующих суждениях? - Все мальчики 6 Б класса школы №1 хорошо играют в футбол. - Рома учится в 6Б классе школы №1. Следовательно… Схема: Умозаключение - Ребята, посмотрите на схему. Что является формами рационального познания. Подумайте, они свойственны только человеку или человеку и животным? | Ответ: Глаза, уши, язык, кожа, нос. Ответ: Круглый, упругий, жёлтый, гладкий Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Ощущение - отражение свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств. Слайд4 Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Восприятие – это соединение ощущений, из которых в мозгу человека формируется целостный образ какого-либо предмета. Слайд 5 Отвечают на вопросы. Слушают звуки природы. Отвечают на вопрос. Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти. Слайд 6 Ответ: ощущение, восприятие, представление. Свойственно и животным и человеку, потому что у них есть органы чувств. Ответ: При решении каких-то вопросов, задач, необходимо прежде подумать, потом принимать решение. Человек отличается от животных тем, что умеет думать. Записывают в рабочую тетрадь под диктовку учителя. Слайд 7 Цветы - прекрасное создание природы. В цветке происходит опыление (обычно насекомым), здесь развивается плод. Цветок заканчивает собой стебель. (Детская энциклопедия) Слайд8 Записывают в тетрадь Понятие – единство главных свойств предметов и явлений. Слайд 9 Читают и разбирают памятку. Записывают в тетрадь Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах. Слайд 10 Рома хорошо играет в футбол. Записывают в тетрадь Умозаключение – это вывод, результат наших суждений. Слайд 11 Формулируют вывод Вывод: Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания. Только человеку. (от лат ratio – «разум», «рассудок».) |
Первичное закрепления | ||
Продукт проекта | Вывод: Чувственное и рациональное познания взаимосвязаны, ведь познание – единый процесс, в результате которого наши знания о мире пополняются и становятся истинными (правильными и важными). | |
Закрепление изученного материала | Работа с учебником стр. Задания по группам: Опишите картину 1 гр. – с точки зрения художника; 2 гр. – с точки зрения биолога; 3 гр. – с точки зрения крестьянина; 4 гр. – с точки зрения историка. |
Работают в группах, используют памятку 5 на стр. 179. Слайд 12 |
Подведение итогов | Учитель консультирует | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). |
Домашнее задание | П.5 В рабочей тетради на стр.19 1 уровень №1, 2 уровень №1, 6, 3 уровень №1,6,9 | Записывают задание в дневник. Слайд 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"
Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"...
тесты к уроку обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе
Тесты к уроку обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе...
Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Как человек познаёт мир"
Урок обществознания для 5 класса. Обучающиеся на уроке узнают о путях и формах познания. Выполняя задания, убеждаются в необходимости интеграции путей и форм познания для получения достоверной картины...
Презентация к уроку обществознания на тему "Человек в группе", 6 класс
Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребност...
Обобщающий урок обществознания по теме «Человек и экономика»
Обобщающий урок обществознания по теме «Человек и экономика»...
Практикум к уроку обществознания по теме "Человек в группе", 6 класс
Практикум разработан для закрепления материала по теме "Человек в группе", может использоваться на уроке обществознания в 6 классе...