Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Данная рабочая программа состалена на основе нормативных документов Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089.,Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию , (включая экономику и право) Министерства образования и науки РФ, 2004 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по обществознанию профильный уровень 10 класс | 57.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждено»
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №4»
гуманитарного цикла. МБОУ «СОШ№4»
Руководитель ШМО __________/Л.Н.Гришина/ _____________/Ю.В. Гаврилов /
_________/О.Н.Якупова./ Приказ № 181/1от «29» августа 2013г.
Протокол № 1 «27» августа 2013 г.
от «23» августа 2013г.
Рабочая программа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан.
Якуповой Ольги Николаевны,
учителя истории и обществознания
первой квалификационной категории
по обществознанию в 10 классе
(Профильный уровень)
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089.
-Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию , Министерства образования и науки РФ, 2004 г; созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- БУП 2012 года, приказ № 4165/5 от 10.07.2012 г. « Об утверждении БУП ОУ РТ, реализующих программу среднего (полного) общего образования», письмо МО и РТ « Об учебных планах на 2013-2014 гг.» № 9127/3 от 09.07.2013.
-Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2013/2014 учебный год, утвержденного на педагогическом совете, протокол № 1 от 29.08.2013 года.
- Письма МО и Н РТ № 7831/9 от 2009 г. «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году»
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.
Цель обучения: Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке.
Задачи:
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и Региональный учебный план на 2013-2014 учебный год отводят для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 10 классе на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне 105 часов (3 часа в неделю) из расчета 35 рабочих недель в год. Таким образом, рабочая программа по обществознанию рассчитана на 105 часов в год.
Основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса.
№ п/п | Раздел курса. | Содержание. | Количество часов. |
1 | Специфика социально-гуманитарного | Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями. | 6 ч. |
2 | Введение в философию. | Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии. | 6 ч. |
3 | Философия человека. | Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком. Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации. | 11ч. |
4 | Знание, сознание, познание. | Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации. | 12ч. |
5 | Социальная философия. | Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе. Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу. Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. | 13 ч. |
6 | Введение в социологию | Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии Общество и общественные отношения Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки. Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности. Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации. Личность и общество Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека. Виды социальных отношений Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений. Этнические и конфессиональные отношения Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. | 53 ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник:
Л.Н. Боголюбов Обществознание 10 класс Профильный уровень. Москва. Издательство. «Просвещение», 2011г.
Используемый УМК
А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ -2013. Обществознание. ФИПИ. Издательство « Национальное образование»,2012 год
А.Ю. Лазебникова ЕГЭ 2014. Обществознание. Тематические тестовые задания. ФИПИ. Издательство « Национальное образование»,2013 год.
Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. Москва. « Вако» 2008 год.
Дополнительная литература:
- Г.Г. Корсаков. «Готовимся к экзамену по обществознанию». Издательство « Феникс», 2010 год.
- А. В Клименко, Румынина В. В. « Обществознание» учебное пособие для школьников. Издательство « Дрофа», 2011 год.
Интернет – ресурсы.
http://www.fipi.ru/
http://www1.ege.edu.ru/component/content/?start=35
http://www.ctege.info/content/category/15/66/48/
Требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию за курс 10 класса.
знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока. | Количество часов. | Дата проведения | Примечания | |
План | Факт | ||||
Специфика социально-гуманитарного | |||||
1-2 | Социальные науки, их классификация. | 2 | 5.09 6.09 | ||
3 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. | 1 | 7.09 | ||
4 | Профессиональные образовательные учреждения. | 1 | 12.09 | ||
5-6 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. | 2 | 13.09 14.09 | ||
Введение в философию(6 часов) | |||||
7 | Место философии в системе обществознания. | 1 | 19.09 | ||
8 | Философия и наука | 1 | 20.09 | ||
9-10 | Смысл философских проблем | 2 | 21.09 26.09 | ||
11-12 | Основные функции философии. | 2 | 27.09 28.09 | ||
Философия человека(11 часов) | |||||
13-14 | Сущность человека как проблема философии. | 2 | 3.10 4.10 | ||
15 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | 5.10 | ||
16-18 | Деятельность как способ существования людей. | 3 | 10.10 11.10 12.10 | ||
19 | Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. | 1 | 17.10 | ||
20 | Семинар по теме: Человек и его сущность. Смысл жизни человека. | 1 | 18.10 | ||
21 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | 19.10 | ||
22 | Свобода и ответственность. Свобода выбора. | 1 | 24.10 | ||
23 | Мышление и деятельность. Понятие информации. | 1 | 25.10 | ||
24. | Решение заданий по теме: Философия человека. (КИМ подготовка к ЕГЭ). | 1 | 26.10 | ||
Знание, сознание, познание. (12 ч.) | |||||
25 | Виды и уровни человеческих знаний. | 1 | 31.10 | ||
26 | Теоретическое и обыденное сознание. | 1 | 1.11 | ||
27 | Мировоззрение, его виды и формы. | 1 | 2.11 | ||
28 | Нравственная культура. (Религия. Мораль. Право. Искусство.) | 1 | 14.11 | ||
29-30 | Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира | 2 | 15.11 16.11 | ||
31-32 | Наука, основные особенности методологии научного мышления. | 2 | 21.11 22.11 | ||
33 | Понятие научной истины, её критерии. | 1 | 23.11 | ||
34 | Дифференциация и интеграция научного знания. | 1 | 28.11 | ||
35 | Особенности социального познания | 1 | 29.11 | ||
36 | Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. | 1 | 30.11 | ||
37 | Решение заданий по теме: Знание, сознание, познание. (КИМ подготовка к ЕГЭ). | 1 | 5.12 | ||
Социальная философия (15ч.) | |||||
38 | Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. | 1 | 6.12 | ||
39 | Революционное и эволюционное в историческом процессе. Проблема общественного прогресса | 1 | 7.12 | ||
40-41 | Формации и цивилизации. | 2 | 12.12 13.12 | ||
42-43 | Типологии обществ. | 2 | 14.12 19.12 | ||
44-45 | Системное строение общества. Структура общества | 2 | 20.12 21.12 | ||
46 | Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. | 1 | 26.12 | ||
47 | Процессы глобализации и становление единого человечества. | 1 | 10.01 | ||
48 | Практическая работа | 1 | 11.01 | ||
49 | Духовная жизнь людей. Самосознание | 1 | 16.01 | ||
50-51 | Социальная и личностная значимость образования. | 2 | 17.01 18.01 | ||
52 | Решение заданий по теме: (КИМ подготовка к ЕГЭ). | 1 | 23.01 | ||
Введение в социологию (53 ч.) | |||||
53-54 | Социология как наука | 2 | 24.01 25.01 | ||
55-56 | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. | 2 | 30.01 31.01 | ||
57-58 | Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. | 2 | 1.02 6.02 | ||
59-60 | Социальное взаимодействие и общественные отношения. | 2 | 7.02 8.02 | ||
61-62 | Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. | 2 | 13.02 14.02 | ||
63-64 | Социальные институты. Социальная инфраструктура. | 2 | 15.02 20.02 | ||
65-66 | Социальная стратификация и мобильность. | 2 | 21.02 22.02 | ||
67-68 | Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. | 2 | 27.02 28.02 | ||
69 | Практическая работа. Социальные проблемы современной России. | 1 | 1.03 | ||
70 | Решение заданий по теме: Введение в социологию. (КИМ подготовка к ЕГЭ). | 1 | 6.03 | ||
71-72 | Социализация индивида. | 2 | 7.03 8.03 | ||
73-74 | Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. | 2 | 13.03 14.03 | ||
75-76 | Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. | 2 | 15.03 21.03 | ||
77 | Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. | 1 | 3.04 | ||
78 | Практическая работа. Составление проекта. | 1 | 4.04 | ||
79 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. | 1 | 5.04 | ||
80 | Проблемы молодежи в современной России. | 1 | 10.04 | ||
81 | Семинар. Неформальные молодежные группы. | 1 | 11.04 | ||
82 | Экономические институты. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. | 1 | 12.04 | ||
83-84 | Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | 2 | 17.04 18.04 | ||
85-86 | Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. | 2 | 19.04 24.04 | ||
87-88 | Тенденции развития семьи в современном мире. | 2 | 25.04 26.04 | ||
89-90 | Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений. | 2 | 1.05 2.05 | ||
91 | Семинар. Современная семья проблемы и пути их решения. | 1 | 3.05 | ||
92-93 | Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. | 2 | 8.05 9.05 | ||
94-95 | Этнокультурные ценности и традиции. | 2 | 10.05 15.05 | ||
96-97 | Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. | 2 | 16.05 17.05 | ||
98-99 | Роль религии в жизни общества. | 2 | 22.05 23.05 | ||
100-101 | Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии. | 2 | 24.05 26.05 | ||
102 | Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. | 1 | 28.05 | ||
103 | Конституционные основы социальной политики Российской Федерации. | 1 | 29.05 | ||
104 | Решение заданий по теме: Введение в социологию. (КИМ подготовка к ЕГЭ). | 1 | 30.05 | ||
105 | Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу: Обществознание 10 класс. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...