Рабочая программа по обществознанию 8 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) по теме

Коршунова Елена Анатольевна

Данная рабочая программа составлена к учебнику А.И.Кравченко. Она содержит так же проверочные материалы к урокам обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию  (8 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ  МО   РФ  от  05.03.2004 г. № 1089), соответствует примерной программе основного общего образования по обществознанию Министерства образования РФ, 2012 года. Авторской программы  Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007 Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание». Программа предназначена для изучения курса обществознания в 8-х  классах, является типовой, общеобразовательной.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

1. Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса. –М.: «торгово- издательский дом «Русское слово-РС», 2009г.

2. И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. - М.: Русское слово, 2011

3. Кравчеко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2009.

  Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. В предшествующие годы обучения школьники освоили пропедевтический курс обществознания, в последующие годы обучения предполагается неоднократное обращение к изученному ранее с постепенным нарастанием уровня теоретической сложности  исследования общественных явлений.

Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

                       Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

                                Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 8-9 классах  опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Предусмотрен урок итогового повторения,  контрольные тестовые  работы ( 3 часа). Структура курса включает в себя 3 раздела.     Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания в рабочей тетради) и устный опрос (диалог, собеседование).  

Специфика обучения отражена через организацию учебной деятельности и используемые ведущие и локальные педагогические технологии, обогащение компонентов методического аппарата. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими  в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы,  интегрированные уроки, мультимедийные уроки, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков.

       Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как  репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
VIII класс

Учащиеся должны знать:

Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода,  ответственность;

Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

Функции денег и их исторические формы;

Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

Характеристику бюджета семьи;

Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

Характеристику образа жизни;

Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

Основные нормы правовых основ брака.

Учащиеся должны уметь:

Называть основные сферы общества и характеризовать их;

Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

Анализировать характерные черты общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;

Объяснять  связь спроса и предложения;

Называть основные функции цены;

Высказывать суждения о роли малого бизнеса;

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

Характеризовать социальную структуру общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

Характеризовать семью как малую группу.

Содержание программы

Глава 1. Общество и человек (11 ч.)

Тема 1. Что такое общество

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Человек природа общество

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ

         Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка.  Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека

         Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь:  Понятия и термины - общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация. Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы. Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ. Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы. Понятия и термины - социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности.  Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода,  ответственность. Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение. Называть основные сферы общества и характеризовать их.  Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы. Анализировать характерные черты общества. Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР. Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений

Глава 2. Экономическая сфера (10ч.)

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности.  Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов.  Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: Роль экономики в жизни общества, структуру экономики. Функции денег и их исторические формы. Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики. Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия. Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса. Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования. Характеристику бюджета семьи. Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы. Объяснять  связь спроса и предложения. Называть основные функции цены. Высказывать суждения о роли малого бизнеса. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Глава 3. Социальная сфера (12 ч.)

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ  и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Тема 20. Бедные

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.  Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений. Характеристику образа жизни. Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов. Основные нормы правовых основ брака. Характеризовать социальную структуру общества. Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов. Характеризовать семью как малую группу

Нормы оценки результатов учебной деятельности

Критерии для оценивания устного ответа на уроках обществознания

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

 

 1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, понятийные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

Календарно - тематический план

8 класс

Тема. Раздел

Кол-во часов

Дата

8 «А»

Дата

8 «Б»

Контроль

1

Общество и человек

11

5.09 -21.11

2.09 -18.11

Контрольное

тестирование

по теме: Общество и человек

2

Экономическая сфера

10

28.11

13.02

25.11

10.02

Контрольное

тестирование

по теме: Экономи-ческая сфера

3

Социальная сфера

12

20.02 –

22.05

17.02 –

12.05

Контрольная

работа по теме: Социальная сфера

4

Итоговое повторение

1

(2 – 8 «Б»)

29.05

19.05-26.05

Резерв

1

Итого

35

35

35

3

Календарно – тематическое  планирование  по обществознанию

8 «А» класс

35 часов

Тема. Раздел

Кол-во

часов

Дата

Наглядные пособия

Контроль

I

Общество и человек

1.Что такое общество

2. Диагностическая  

контрольная работа

3.Человек,природа,общество

4.Типология обществ

5.Социальный прогресс и развитие общества

6.Личность и социальная среда.

7.Потребности человека.

8.Социализация и воспитание.

9-10.Общение

11.Урок обобщения по теме

«Общество и человек»

11ч

5.09

12.09

19.09

26.09

3.10

10.10

17.10

24.10

31,14.11

21.11

Учебное электронное

пособие

«Обществознание 8 класс»

Энциклопедия

для детей «Общество, экономика и политика»

Москва,Аванта,

2001г.

Д/таблицы:

а) Человек, природа, общество

б) Социальный прогресс

в) Социализация человека

Контрольное

тестирование

по теме: Общество и человек

II

Экономическая сфера

1.Что такое экономика

2.Товар и деньги

3.Спрос и предложение

4.Рынок, цена ,конкуренция.

5. Урок обобщения.

6.Предпринимательство.

7.Роль государства в экономике.

8.Бюджет государства и семьи.

9.Труд

10.Урок обобщения по теме

«Экономическая сфера

10ч

28.11

5.12

12.12

19.12

26.12

16.01

23.01

30.01

6.02

13.02

Учебное электронное пособие

«Обществознание 8 класс»

Словарь-справочник по обществознанию

Д/таблица

а) Экономика

Делова игра

Контрольное

тестирование

по теме: Экономи-ческая сфера

III

Социальная сфера

1.Социальная структура

2-3.Социальная стратификация.

4.Богатые.

5.Бедные.

6.Урок обобщения

7.Этнос :нации и народности.

8-9.Межнациональные отношения.

10.Конфликты в обществе.

11.Семья.

12.Урок обобщения по теме

«Социальная сфера»

13. Итоговое повторение

 

     Резерв

13ч

1 ч

20.02

27,6.03

13.03

20.03

3.04

10.04

17,24.04

8.05

15.05

22.05

29.05

Учебное электронное

Пособие

«Обществознание 8 класс»

Энциклопедия для детей. Москва,

Аванта, 2001г

Словарь-справочник по обществознанию.

Д/таблица:

а) Социальная сфера

зачёт

Контрольная

работа по теме: Социальная сфера

Календарно – тематическое  планирование  по обществознанию

8 «Б»класс

35 часов

Тема. раздел

Кол-во

часов

Дата

Наглядные пособия

Конт-

роль

I

Общество и человек

1.Что такое общество

2. Диагностическая

    контрольная работа

3.Человек, природа, общество.

4.Типология обществ.

5.Социальный прогресс и развитие общества

6.Личность и социальная среда.

7.Потребности человека.

8.Социализация и воспитание.

9-10.Общение

11.Урок обобщения по теме

«Общество и человек»

11ч

2.09

9.09

16.09

23.09

30.09

7.10

14.10

21.10

28,11.

11

18.11

Учебное электронное

пособие

«Общество-

знание 8 класс»

Энциклопедия

для детей «Общество, экономика и политика»

Москва,Аванта,

2001г.

Д/таблица:

а) Человек, природа, общество

б) Социальный прогресс

в) Социализация человека

Контрольное

тестирование

по теме: Общество и человек

II

Экономическая сфера

1.Что такое экономика

2.Товар и деньги

3.Спрос и предложение

4.Рынок, цена ,конкуренция.

5. Урок обобщения.

6.Предпринимательство.

7.Роль государства в экономике.

8.Бюджет государства и семьи.

9.Труд

10.Урок обобщения по теме

«Экономическая сфера

10ч

25.11

2.12

9.12

16.12

23.12

13.01

20.01

27.01

3.02

10.02

Учебное электронное пособие

«Общество-

знание 8 класс»

Словарь-справочник по обществознанию

Д/таблица:

а) Экономика

Делова игра

Контрольное

тестирование

по теме: Экономи-ческая сфера

III

Социальная сфера

1.Социальная структура

2-3.Социальная стратификация.

4.Богатые.

5.Бедные.

6.Урок обобщения

7.Этнос :нации и народности.

8-9.Межнациональные отношения.

10.Конфликты в обществе.

11.Семья.

12.Урок обобщения по теме

«Социальная сфера»

13-14. Итоговое повторение

14ч

17.02

24,3.03

10.03

17.03

31.03

7.04

14,21.04

28.04

5.05

12.05

19,26.05

Учебное электронное

Пособие

«Общество-

Знание 8 класс»

Энциклопедия для детей. Москва,

Аванта, 2001г

Словарь-справочник по обществознанию.

Д/таблица:

а) Социальная сфера

зачёт

Контрольная

работа по теме: Социальная сфера

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

1. Энциклопедия для детей «Общество, экономика и политика», Москва,Аванта, 2001г.

2. Дидактические таблицы:

а) Человек, природа, общество

б) Социальный прогресс

в) Социализация человека

г) Социальная сфера

Медиаресурсы:

Учебное электронное пособие  «Обществознание 8 класс» Энциклопедия для детей. Москва,

Аванта, 2001г

Презентации:

  1. Что такое общество
  2. Потребности человека
  3. Общение
  4. Рынок, цена, конкуренция
  5. Бюджет государства и семьи
  6. Труд
  7. Конфликты в обществе
  8. Семья

Технические средства обучения:

1.        Интерактивная доска

2.        Проектор

3.        Компьютер учителя

4.        Компьютер ученика (3 )

Перечень образовательных сайтов

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгрес

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Контрольно- измерительные материалы

Контрольное тестирование по  теме «Общество и человек»

А1. Под обществом понимается:

1.определенную группу людей, объединившихся для общения

2.конкретный этап в историческом развитии какого либо народа или страны

3.верны оба варианта

4.не верны оба варианта

А2. Какое общество идет после феодального общества, по классификации К.Маркса:

1. рабовладельческое

2.капиталистическое

3.охотников

4.собирателей

А3. Как в 17-18вв. называли термин «общество»

1.гражданское общество

2.культура

3.цивилизация

4.государство

А4.Что не относится к признакам общества

1. собственные деньги

2.общее название

3.собственная территория

4.объединяется системой ценностей

А5. Что это такое: политическая организация страны включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления:

1. страна

2.государство  

3.общество

4.политическая партия

А6. Если всех людей выстроить по объему власти и богатства, то стержнем общества выступит:

1.население

2.власть

3.социальная иерархия

4.страна

А7.Что не входит в понятию институты общества:

1. семья

2.производство

3.религия

4.власть

А8.Какая сфера не входит в основные 4 сферы общества:

1. экономическая

2. духовная

3. правовая

4. политическая

А9. Что не относится к экономической сфере общества:

1. производство

2.выборы

3. инвестиции

4.обмен

А10.Гражданка И. проголосовала в субботу в местные органы власти в какую сферу входит это событие:

1. политическую

2.экономическую

3.социальную

4.духовную

А11. Ученый создал новое изобретение, в какую сферу входит это событие:

1.социальную

2.политическую

3.духовную

4.экономическу.

А12. Среди наук о человеке и обществе отдельные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения:

1) экономики

2) социологии

3) политологии

 4) правоведения.

А13. Из перечисленных слов за исключением одного все относятся к понятию «образование». Выбери лишнее.

1.школа

2.лицей

3.академия

4. детский сад

А14.Что не входит в социальную сферу:

1.безработица

2.бюджет

3.семья

4.народ

А15. Какое понятие описано: исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему:

1.глобализация

2.мировоззрение

3.социализация

4.политизация

А16. Центральным органом, координирующим действие мирового сообщества выступает:

1.ЕС

2.НАТО

3.ООН

4.ОВД

А17.В каком веке появилось мировое сообщество:

1. XXI

2.XX

3.XIX

4.Еще не появилось

Контрольное тестирование по  теме «Экономическая сфера»»

  1. Что означает слово «экономика» в переводе с греческого:

а) рациональное распределение ресурсов;

б) искусство ведения домашнего хозяйства;

в) организация хозяйства.

  1. Экономика представляет собой процесс взаимодействия человека:

а) с природой и техникой;

б) с техникой и людьми;

в) со всей окружающей средой.

  1. Что изучает «экономическая наука»?

а) поведение человека в быту;

б) методы рационального ведения хозяйства;

в) природные явления.

  1. Что из нижеперечисленного является главной производительной силой:

а) природа;         б) люди;          в) орудия труда.

  1. Основной вопрос, который решает экономика:

а) что производить;

б) как производить;

в) для кого производить;

г) всё перечисленное.

  1. Что такое факторы производства:

а) все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства;

б) то, от чего зависит непосредственно производство и его результаты;

в) всё указанное выше.

  1. Что из перечисленного ниже может быть отнесено к предметам потребления:

а) продовольствие;

б) фрезерный станок;

в) сахар для дальнейшей переработки.

  1. Что такое производительность труда:

а) затраты физических или умственных усилий в единицу времени;

б) количество продукции, произведённой в единицу времени;

в) соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов.

  1. Закончите высказывание: «Попеременное чередование подъёмов и спадов в движении объёмов производства товаров и услуг называется…»
  2. Государственный бюджет – это …

а) обобщающий показатель экономического развития страны;

б) сумма материальных благ, произведённых в стране за год;

в) сводный план (перечень) доходов и расходов государства на год.

  1. Собственностью акционера является:

а) продукция фирмы;

б) часть оборудования фирмы;

в) акции фирмы.

  1. Что означает понятие «мировая экономика»:

а) международную торговлю;

б) вывоз капитала;

в) международную миграцию рабочей силы;

г) всё перечисленное.

  1. Кто является собственником акционерного общества:

а) директор;       б) работники фирмы;     в) держатели акций.

  1. Как называется ценная бумага, дающая право на получение дивидендов:

а) облигация;     б) вексель;                       в) акция.

  1. Приватизация – это переход государственной собственности:

а) в муниципальную;

б) в ведомственную;

в) в частную и акционерную.

  1. Какие формы собственности признаются и защищаются Конституцией РФ:

а) частная;                                               в) муниципальная;

б) государственная;                               г) все перечисленные.

  1. Основная цель рыночной экономики состоит в следующем:

а) защита окружающей среды;

б) укрепление государства;

в) удовлетворение потребностей людей.

  1. Рынок – это…

а) деятельность по продаже и покупке товаров;

б) принцип организации экономической жизни;

в) механизм, соединяющий производителя с потребителем;

г) всё перечисленное.

  1. От чего зависит стоимость денег:

а) от затрат на их изготовление;

б) от возможности обменять их на какой-либо товар;

в) от стоимости материала, из которого они изготовлены.

  1. Главным признаком рыночной экономики является:

а) использование новых технологий;

б) забота о государстве;

в) свободное ценообразование.

  1. Деньги – это…

а) предмет потребления;

б) предмет гордости;

в) всеобщий эквивалент всех товаров.

  1. Что такое налог:

а) плата за пользование имуществом;

б) обязательный платеж, устанавливаемый государством для предприятий и граждан;

в) безвозмездная помощь государству.

  1. Правительство, снижая налоги:

а) устраняет дефицит бюджета;

б) ослабляет инфляцию;

в) способствует подъёму производства.

  1. Экономическая система, в которой решения о том, что, как и для кого производить, являются результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется:

а) командной экономикой;

б) традиционной экономикой;

в) рыночной экономикой.

  1. Закон спроса утверждает, что:

а) чем выше цена товара, тем меньше величина спроса;

б) спрос зависит от предложения;

                     в) величина спроса определяется предложен

Контрольная работа по теме: «Социальная сфера»

Часть 1.

А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную   2) репродуктивную   3) хозяйственную     4) досуговую

А2. Социальное неравенство проявляется в:

1) различиях между людьми по природным данным   2) разном семейном положении

3) отсутствии частной собственности                           4) уровне получаемого дохода

А3.К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:

1) совместная деятельность  2) общие политические взгляды

3) общий быт                          4) общая цель

А4. Принадлежность к семье Ф.предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:

1) экономическую                                   2) социального контроля

3) эмоционально-психологическую      4) социально-статусную

А5.Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.

1) латыши  2) католики  3) эстонцы  4) литовцы

А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети   2) пожилые люди  3) мужчины   4)молодежь

А7.В перечне социальных групп лишним являются:

1) сословия   2) касты   3) классы   4) партии.

А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1) политический;                           3)профессиональный;

2) социально-классовый;              4) территориальный.

А8.К достигаемому статусу человека не относится:

1) пол     2) образование     3) профессия     4)  материальное положение.

А9. Основанная на браке или кровном родстве  малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1) род   2) сословие  3) семья  4) элита

А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

1) военнослужащего срочной службы;        

2) депутата городской думы;

3) учащегося средней общеобразовательной школы.

4) потребителя услуг мобильной связи.

А11. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства          2) тип социальной стратификации

3) характер экономических связей             4) особенность политической системы.

А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

1)  выпускник профессионального колледжа;                3) футбольный болельщик;

2)  кандидат в  депутаты законодательного собрания;  4) военнослужащий - контрактник

А13.Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи        2) инженеры   3) мусульмане     4) землевладельцы

А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А   2) верно только Б     3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А      2) верно только Б     3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

А16. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение членов семьи.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А  2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

Часть 2.

B1. Опишите социальный статус вашего знакомого

В2. Найдите  в приведенном ниже списке признаки нации.

  1. общность языка
  2. наличие гражданского общества
  3. общность исторического пути
  4. сходные условия жизни
  5. общность территории
  6. поглощение другой нации

В3. Социальную сферу характеризуют понятия:

  1. бюрократизм           2. нация                 3. политические партии

4. страта                     5. сословие

В4. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам. Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

В5. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.

1) обсудить предмет спора

2) понять необходимость прекратить конфликт

3) встретиться с оппонентом

4) договориться о встрече с оппонентом

5) договорится о взаимных уступках.

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов- семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

   Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим  членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

   Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную.  Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению..

  Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами сомоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое( отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

  Так начала формироваться малодетная семья…  патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

                                          А.Ю.Лазебникова.

С1.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

С2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?

С3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.

С4. Опираясь на текст и  обществоведческие знания, приведите не менее трех  характеристик положения женщины в современной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...