Рабочая программа по обществознанию 7 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (7 класс) по теме

Коршунова Елена Анатольевна

Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, а так же проверочные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_7.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию  (7 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ  МО   РФ  от  05.03.2004 г. № 1089), соответствует примерной программе основного общего образования по обществознанию Министерства образования РФ, 2012 года; авторской программы  курса «Обществознание» 5-7 классов основной школы Е. Певцовой «Обществознание.5-7 кл.». Изд-во «Русское слово»2009г., авторской программы Козленко С.И., Бенку И.В. Программа курса «Обществознание» для 6-7 классов основной школы Изд-во «Русское слово» 2009 г.,

Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание». Программа предназначена для изучения курса обществознания в 7-х  классах, является типовой, общеобразовательной.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

2. Программа  курса «Обществознание» 5-7 классов основной школы Е. Певцовой «Обществознание.5-7 кл.». Изд-во «Русское слово»,2008

3.Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

  Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. В предшествующие годы обучения школьники освоили пропедевтический курс обществознания, в последующие годы обучения предполагается неоднократное обращение к изученному ранее с постепенным нарастанием уровня теоретической сложности  исследования общественных явлений.

          Цель изучения курса – освоение комплекса знаний об особенностях статуса подростка в обществе и применение полученных знаний при осуществлении типичных подростковых социальных ролей.

          Задачами  изучения курса в 7 классе являются:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

        Спецификой содержания курса обществознания 7 класса является обращение непосредственно к проблемам подростка и изучению его социальной среды, социальных ролей, что имеет важное мировоззренческое значение для формирующейся личности. В ходе изучения обществознания в 7 классе учащиеся узнают:

– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

– психологический портрет личности;

– самооценку подростка;

– образ жизни подростка;

– взаимоотношение подростка с законом;

– социальную и жилую среду подростка.

        Не являясь теоретически насыщенным, курс, тем не менее, представляет определенную сложность в овладении, т.к. требует от школьника подросткового возраста обращения к собственному внутреннему миру, выполнение большинства учебных и творческих заданий связано с необходимостью работы над собой, что предполагает приложение значительных морально-волевых усилий. Данное обстоятельство определяет высокий воспитательный и развивающий потенциал курса.

               Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Предусмотрен урок итогового повторения, итоговая контрольная тестовая работа, резерв (1 час). Структура курса включает в себя 5 разделов.     Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания в рабочей тетради) и устный опрос (диалог, собеседование).  

Специфика обучения отражена через организацию учебной деятельности и используемые ведущие и локальные педагогические технологии, обогащение компонентов методического аппарата. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими  в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы,  интегрированные уроки, мультимедийные уроки, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков.

       Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как  репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.

     

Основные технологии применяемые на уроках обществознания:

  1. Технология модульного обучения

технология модульного обучения позволяет учащемуся, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание. Понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Осознает что он «принимает» и зачем ему это нужно. Главное предназначение модуля – он развивает мышление и сознание человека.

  1. Технология проблемного обучения.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

  1. Игровые технологии в организации учебного процесса на уроках обществознания.

игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у студентов правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность урока и качество знаний.

  1. Информационно-коммуникационные технологии, технология веб-квестов

использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании обществознания позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».

Используемые методы обучения:

Активные методы обучения.

Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.

Схемы использования: опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, социологические исследования, деловые игры.

Цели применения активных методов.

  1. При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
  2. При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.
  3. При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.
  4. При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.

        Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений. Прочная межпредметная связь. Раскрепощение творческих резервов человеческой психики. Нейтрализация чувства тревоги. Облегчение межличностного общения.

        Характеристика применяемых методов. «Критическое мышление» - от обыденного знания к новому научному знанию. «Мозговой штурм», опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно, конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое.

Интегрированные (бинарные) уроки: обществознание + информатика (создание веб-квестов) и др.

Коллективная защита рефератов: работа в минигруппах, оценка, выборы лучших, итог.

 Активные методы учат:

  1. обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив, общаться.
  2. Знания каждого учащегося пополняются знаниями остальных.

Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Классно-урочная система при массовости охвата  воспитанников позволяет  обеспечивать  организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы,  она экономически выгодна, особенно по  сравнению  с  индивидуальным обучением и воспитанием.  Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и,  в свою очередь, учащимися  друг  друга  позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива  на  учебную  деятельность каждого ученика.

        Ежегодная промежуточная аттестация учащихся 5-8, 10-х классов по обществознанию проводится в конце учебного года. Формы проведения аттестации: зачет, собеседование, защита реферата, защита творческой работы, тестирование, итоговая контрольная работа.

Итоговая аттестация по обществознанию учащихся 9,11 классов не является обязательной. Экзамены по обществознанию (в случае выбора их выпускниками IX и  XI класса) сдаются только в форме и по материалам ГИА и  ЕГЭ.

          

Требования к уровню подготовки обучающихся.

        В связи со спецификой предмета, некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников. Тем не менее, показателями  сформированности  ряда  компетенций  у учащихся в результате изучения курса можно определить следующее:

Учащиеся должны

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей и свое собственное с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Конкретные понятия курса, которые должны быть освоены учащимися 7 класса,  отражены в авторской программе Козленко С.И., Бенку И.В.: 

возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность; эмоциональная независимость, система ценностей; взрослый; самооценка; комплекс неполноценности; личность; темперамент; характер; способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции; самооценка; самовоспитание; выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети; лидер; искусство общения; социальная среда; группа; конформизм; «значимые другие»; межличностные отношения; взаимопонимание; «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «иные»; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки»; молодежь; права; обязанности; ответственность; паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан; права ребенка; преступления; уголовная ответственность; административные нарушения; здоровье; алкоголизм; наркомания; одиночество; подростковая депрессия; формальные группы; неформальные группы; подростковая культура; образ жизни; досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей; спорт; профессиональный спорт; любительский спорт; город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник; дом; жилище; среда обитания; соседи.

Критерии и нормы оценки сформированности учебных компетенций обучающихся.

Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
  •  сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  •  делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
  •  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  •  применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
  •  оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
  •  не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
  •  дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  •  дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
  • делает элементарные выводы;
  • путается в терминах;
  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
  • не может аргументировать собственную позицию;
  • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

  • Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
  • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
  • не раскрыл проблему;
  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
  • информацию представил не в контексте задания;
  • отказался отвечать.

Контроль уровня обучения

       При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:

  • словарная работа;
  • понятийный (терминологический) диктант;
  • анализ педагогически адаптированных текстов;
  • решение ситуационных задач;
  • творческие задания-задачи;
  • сочинение-миниатюра;
  • мини-проект;
  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
  • простейшие виды публичных выступлений;
  • тесты;
  • анкетирование.

По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

Содержание программы

Глава 1. Личность подростка

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста.  Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.

Тема 3. Быть взрослым

         Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.

Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

         Способности человека. Общие и специальные способности.  Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению.  Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

 Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

 Характеризовать особенности воспитания подростков; Характеризовать типы темперамента; Характеризовать уровни самооценки; Соотносить самооценку и влияние группы

Глава 2. Подросток в социальной среде

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.

Основное понятие темы: молодежь.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности.

Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми

Глава 3. Подросток и закон

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение; Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков; Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы; Причины противоправного поведения в подростковом возрасте; Источники риска в подростковом возрасте. Характеризовать подростковые ситуации риска; Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

Характеризовать роль городов в развитии общества.

Глава 4. Образ жизни подростка

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

Тема 25. Развитие спорта

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Глава 5. Подросток и его жилая среда

Тема 26. Город и село

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ  жизни подростков.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 27. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: понятия  - город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Календарно - тематический план

7 «а» класс

Тема. Раздел.

Кол-во часов

Дата

Контроль

1

Личность и подросток

12

3.09 -26.11

2

Подросток в социальной среде.

6

3.12

21.01

3

Подросток и закон.

5

28.01 –

25.02

Контрольное

тестирование

по теме: Подросток и закон

4

Образ жизни подростка.

6

4.03-

15.04

5

Подросток и его жила среда.

4

22.04-13.05

6.

Итоговое повторение

2

20.05 -27.05

Контрольное

тестирование по курсу

                                         Итого

35

2

Календарно-тематическое планирование

Обществознание

7 «А» класс

35 часов

Тема, раздел

Кол-во

часов

Дата

Наглядные пособия, медиаресурсы

Контроль

I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Личность и подросток.

Вводный урок

Диагностическая контрольная работа

Переходный возраст

Задачи и трудности подросткового возраста

Быть взрослым

Физические изменения у подростков

Психологический портрет личности: темперамент и характер

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Самооценка подростка

Выдающаяся личность

Лидер и его качества

Урок обобщения

12 ч

3.09

10.09

17.09

24.09

1.10

8.10

15.10

22.10

29.10

12.11

19.11

26.11

Энциклопедия «Человек» Москва,

Аванта,2001г

Ролевая игра

II

1

2

3

4

5

6

Подросток в социальной среде

Социальная среда подростка

Подросток в группе

Межличностные отношения

«Мы» и «они»

Мир знакомых и незнакомых людей

Социальный портрет молодёжи

3.12

10.12

17.12

24.12

14.01

21.01

III

1

2

3

4

5

Подросток и закон

Юридические границы подросткового возраста

Подросток как гражданин

Подросток и его права

Опасный путь преступной жизни

Урок обобщения

28.01

4.02

11.02

18.02

25.02

Конституция РФ

Конвенция о правах ребёнка

УК РФ

Учебное электронное пособие «Обществознание»

Контрольное тести-рование по теме: «Подросток и закон»

IV

Образ жизни подростка

6 ч

1

2

3

4

5

6

V

1

2-

3

4

Подросток в обществе риска

Проблема одиночества

Подростковая культура

Образ жизни

Досуг и отдых

Спорт

Подросток и его жилая среда

Город и село

Мой дом, моё жилище

Урок обобщения

  4 ч

4.03

11.03

18.03

1.04

8.04

  15.04

22.04

29,6.05

13.05

Практическое занятие

Итоговое повторение

2 ч

20.05

27.05

Контрольное тестирование по курсу

        

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

1. Конституция РФ

2. Конвенция о правах ребёнка

3.Энциклопедия «Человек» Москва, Аванта,2001г

Медиаресурсы:

 Учебное электронное пособие «Обществознание»

 Презентации:

1.Трудности подросткового возраста

2.Духовный мир личности

3.Опасный путь преступной жизни

4.Подросток в группе

5.Образ жизни

6.Психологический портрет личности

7.Социальная среда подростка

8. Спорт

9. Подростковые субкультуры России

                                                     Технические средства обучения:

1.        Интерактивная доска

2.        Проектор

3.        Компьютер учителя

4.        Компьютер ученика (3 )

Перечень образовательных сайтов

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгрес

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Контрольно- измерительные материалы

                                         Контрольное тестирование по теме «Подросток и закон» 7 класс

                                                                       1 вариант

1. Под большой социальной группой понимают:

А) группы людей одного возраста

Б) группы людей одного пола

В) группы людей одной национальности

Г) всё вышеперечисленное

2. Возрастными границами молодёжи принято считать интервал:

А) 15-25 лет          Б) 16-30 лет             В) 14-30 лет              Г) 18-30 лет

3. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности – это:

А) правоспособность                     Б) дееспособность

В) законность                                 Г) деликтоспособность

4. Мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее, склонность во всем видеть дурное, неприятное, называется:

а) оптимизмом        б) пессимизмом

в) конформизмом     г) аффектом

5. Малолетними наш закон называет детей в возрасте:

а) от 7 до 14 лет       б) от 6 до 14 лет

в) от 10 до 14 лет     г) от 8 до 12 лет

6. Мнению ребенка придается юридический статус с:

а) 10 лет    б) 12 лет     в) 14 лет     г) 16 лет

7. Административной ответственности подвергаются с:

а) 14 лет      б) 16 лет     в) 18 лет    12 лет

8. Совместное присутствие людей в определенном месте для того, чтобы обсудить или решить какую-то проблему, называется:

а) собранием              б) митингом                   в) демонстрацией                г) пикетированием

9. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с:

а) с 10 лет                      б) с 14 лет                           в) с 16 лет                           г) с 18 лет

10. Минимальный возраст граждан, которые могут быть избранными на выборные должности в России, равен:

а) 18 годам                         б) 20 годам                      в) 21 году                        г) 30 годам

11. Правоспособность человека наступает:

а) с момента рождения                       б) при получении аттестата об общем образовании

в) при вступлении  в брак                  г) при достижении совершеннолетия

12. Совершеннолетним становятся:

а) с момента получения паспорта                                       б) с 18 лет

в) с момента вступления в брак                                           г) с 16 лет

13. ПРАВО НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПРАВО НА ТРУД, НА ЖИЛИЩЕ. ЭТО ПРАВА:

А. ПОЛИТИЧЕСКИЕ                    Б.ГРАЖДАНСКИЕ                       В.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

14.НАЗОВИТЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВАМИ РЕБЁНКА.

15.КОГДА ТЕБЕ ИСПОЛНИТСЯ 18 ЛЕТ , ТЫ ПРИОБРЕТЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ:

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

5.____________________

6_____________________

16. Соотнесите понятия и определения:

А) Собрание              1) Публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Б) Митинг                  2) Это совместное присутствие группы граждан в определенном месте

                                        для обсуждения или решения определенной проблемы.

В) Демонстрация      3) Массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований

                                       по  конкретному вопросу.

17. Соотнесите права с их конкретным содержанием:

       А) гражданские (личные) права      Б) политические права                                  

1) право избирать и быть избранными;

2) право на участие в управлении делами государства;

3) право на неприкосновенность жилища;

4) право на свободу передвижения и выбор места жительства

5) право на свободу и личную неприкосновенность;

6) право на объединение для защиты своих интересов

18. Соотнесите права и ответственность детей с их возрастом:

     А) 14 лет                         Б) 16 лет

1) обращаться в суд

2) заниматься предпринимательской деятельностью

3) получить паспорт

4) административная ответственность

5) участвовать в общественных организациях

19. Продолжите фразу: «К личным правам человека и гражданина относятся…»

20. Дайте определение понятиям:

     а) дееспособность                б) гражданство                 в) проступок

21. Назовите обязанности граждан РФ.

22.Приведите пример того, как вы выполняете свои конституционные обязанности (не менее 3 примеров).

Контрольное тестирование по теме «Подросток и закон» 7 класс

2 вариант

1. Уголовная ответственность в РФ наступает:

А) с 16 лет                                     Б) с 18 лет

В) с 15 лет                                     Г) с 13 лет

2. Система обязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены государством, охраняются им , это :

А) указ                                              Б) постановление

В) право                                            Г) закон

3. Принадлежность лица к данному государству называется:

А) подданством                                                 Б) почётом

В) национальностью                                         Г) гражданством

4. Возрастными границами молодёжи принято считать интервал:

А) 15-25 лет          Б) 16-30 лет             В) 14-30 лет              Г) 18-30 лет

5.  Поведение, черты характера взрослого человека, свойственные более раннему  возрасту, называются:

 а) интеллектом                                      б) аффектом    

 в) конформизмом                                  г) инфантильностью

6. Совершеннолетним становятся:

а) с момента получения паспорта                   б) с 18 лет

в) с момента вступления в брак                      г) с 16 лет

7. С какого возраста несовершеннолетние могут вносить вклады в кредитные учреждения?

а) с 10 лет                   б) с 14 лет                        в) с 16 лет                    г) с 18 лет

8. Форма выражения мнения людей, которые собрались вместе для того, чтобы публично высказать свое мнение по конкретному вопросу, называется:

а) собранием            б) митингом                 в) демонстрацией                  г) пикетированием

9. Минимальный возраст граждан, которые могут быть избранными на должность президента России, равен:

а) 30 годам                  б) 20 годам                     в) 21 году                     г) 35 годам

10. Дееспособность человека наступает:

а) с момента рождения                             б) при получении аттестата об общем образовании

в) при вступлении  в брак                        г) при достижении совершеннолетия

11Административной ответственности подвергаются с:

а) 14 лет                  б) 16 лет                    в) 18 лет                           12 лет

12. Привлечение к административной ответственности последует за:

A.        курение в школьном дворе

B.        отказ уступить место в транспорте пожилому человеку

C.        отказ выполнять правила трудового распорядка

D.        нецензурная брань в общественном месте

13. ПРАВО НА ЖИЗНЬ, НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ.ЭТО ПРАВА:

А. ПОЛИТИЧЕСКИЕ                    Б.ГРАЖДАНСКИЕ                        В.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

14.НАЗОВИТЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА.

15.КОГДА ТЕБЕ ИСПОЛНИТСЯ 14 ЛЕТ , ТЫ ПРИОБРЕТЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ:

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

5.____________________

6_____________________

16. Соотнесите понятия и определения:

А) Собрание              1) Публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Б) Митинг                  2) Это совместное присутствие группы граждан в определенном месте

                                        для обсуждения или решения определенной проблемы.

В) Демонстрация      3) Массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований

                                       по  конкретному вопросу.

17. Соотнесите права с их конкретным содержанием:

       А) гражданские (личные) права      Б) политические права                                  

1) право избирать и быть избранными;

2) право на участие в управлении делами государства;

3) право на неприкосновенность жилища;

4) право на свободу передвижения и выбор места жительства

5) право на свободу и личную неприкосновенность;

6) право на объединение для защиты своих интересов

18. Соотнесите права и ответственность детей с их возрастом:

     А) 14 лет                         Б) 16 лет

1) обращаться в суд

2) заниматься предпринимательской деятельностью

3) получить паспорт

4) административная ответственность

5) участвовать в общественных организациях

19. Продолжите фразу: «К политическим правам человека и гражданина относятся…»

20. Дайте определения понятиям:

а) правоспособность         б) юридическая ответственность   в) преступление

21. Назовите обязанности граждан РФ

22. Приведите пример того, как вы пользуетесь своими правами (не менее 3 примеров).

Итоговая контрольное тестирование  за курс обществознания, 7

Общее число заданий в работе - 20. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы - 1 балл.

Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания - по 1 баллу каждое, 3 задания - по 2 балла.

Часть 1 (А) №1. Совесть - это:

  1.         способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью
  2.         ценности и идеалы, усвоенные индивидом
  3.         “Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем
  4.         совокупность общечеловеческих ценностей

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

  1.         разумного эгоизма
  2.         живи сам - давай жить другим
  3.         поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой
  4.         поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

№ 3. Личность - это

  1.         неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств
  2.         индивидуальные черты человека
  3.         цвет нации
  4.         набор способностей

№ 4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте:

  1.         до 16 лет
  2.         до 18 лет
  3.         до 14 лет
  4.         до 20 лет

№ 5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижению:

  1.         7 лет
  2.         16 лет
  3.         18 лет
  4.         с рождения

№ 6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

  1.         14 лет
  2.         18 лет
  3.         16 лет
  4.         20 лет

№ 7. Парламент в России называется:

  1.         Федеральное Собрание
  2.         Сейм
  3.         Государственная Дума
  4.         Конституционный суд

№ 8. Основной закон государства - это:

  1.         Конституция,
  2.         Уголовный кодекс,
  3.            Семейный кодекс,
  4.         Конвенция о правах ребенка

№ 9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод.

  1.         Это противоправное действие
  2.         Это общественно опасное действие.
  3.         Это малозначительный проступок

№10. Презумпция невиновности означает, что

  1.         вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;
  2.         преступником не рождаются, а становятся;
  3.         преступление совершено нечаянно;
  4.         преступление совершено по небрежности.

№11. “Организатор, сообщник, пособник, исполнитель - это участники преступления”.

1) группового;

2) рецидивного;

3) случайного;

4) самостоятельного.

№12. Садизм - это:

  1.         стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;
  2.         помощь бедным;
  3.         стремление принести пользу окружающим;
  4.         причинение боли самому себе.
  1. №13. Вандализм - это:
  2.         умение приспосабливаться;
  3.         это моральное поведение;
  4.         бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;
  5.         вид танца у древних племен вандалов.

№14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности:

  1.         монархия
  2.         физика
  3.         семья
  4.         библиотека
  5.         церковь
  6.         поликлиника

Часть 2 (В)

В 1. По действующим лицам определите название процесса:

Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана

В 2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?

•        нет - это не преступление;

•        совершил, но в состоянии необходимой обороны;

•        не совершил, так как это была необходимая оборона;

В 3. Расставьте в логичной последовательности название одного и того же человека, совершившего преступление.

•        преступник;

•        подследственный;

•        обвиняемый;

•        задержанный;

•        подсудимый;

•        подозреваемый.

В 4. Какие качества человека могут: 1-удержать его от употребления наркотиков 2 - какие приблизить:

а) малодушие,

б) зависть,

в) мужество,

г) любопытство,

д) жизнерадостность,

е) стыдливость,

ж) трусость,

з) ум.

В 5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле - был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?

•        кража;

•        вандализм;

•        грабеж;

•        мошенничество.

В 6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:

общество,

А) биологический вид

индивид,

Б) отдельно взятый человек человек.

В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...