открытый урок по теме "Государство в экономической жизни" 9 класс
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №47 г.о. Тольятти
Открытый урок по теме
«Государство в экономической жизни»
9КЛАСС
Составитель: учитель истории и обществознания
МБУ СОШ №47
Козырева Светлана Николаевна
2012г.
Открытый урок в 9Б классе по теме: «Государство в экономической жизни»
Цели и задачи:
- раскрыть причины вмешательства государства в экономику;
- систематизировать методы государственного регулирования экономики;
- охарактеризовать виды налогов и их функции;
- выявить роль государственного бюджета в экономике;
- продолжить формирование умений: работать с текстом учебника, анализировать дополнительную литературу, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, формулировать выводы;
- способствовать воспитанию у обучающихся коммуникативных компетентностей, толерантности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: учебник «Обществознание» для 9 класса автора О.В. Кишенковой, рабочие тетради, тестовые задания, рабочие листы, компьютерная презентация темы, интерактивная доска, компьютер, проектор
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, технология взаимообучения, ИКТ-технологии.
Основные термины и понятия: государственное регулирование экономики, налоги, бюджет, протекционизм
Структурные компоненты урока.
1. Организационный
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы. Целеполагание
4. Изучение нового материала:
I. Причины вмешательства государства в экономику (проект группы №1)
II. Методы государственного регулирования экономики (проект группы №2).
III. Основные функции и виды налогов (проект группы №3)
IV. Государственный бюджет (проект группы №4)
5. Контроль усвоения знаний
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Интерактивная доска |
Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие. Просьба сесть по группам, которые были сформированы заранее. Напоминание правил работы группе. | Приветствуют учителя. Садятся по группам, которые были сформированы заранее. | |
Актуализация знаний. | -Ребята 2 недели назад вы сформировали группы по 5 человек и получили задание подготовить мини-проект на заданную тему. Прошу каждую группу по очереди озвучить тему мини-проекта (называют темы мини-проектов). Однако общую тему урока я не называла. Для того, чтобы пазлы сложились в целостную картинку, попробую вас немного озадачить. Известный всему миру британский премьер министр У.Черчилль говорил: «Врожденный порок капитализма - неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма - равное распределение нищеты». Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как вы думаете, о чем будет идти речь сегодня на уроке? | Каждая группа называет тему мини-проекта Идет обсуждение в группах. Высказывают предположения Возможные ответы: - У.Черчилль назвал недостатки рыночной и плановой экономических систем; - есть еще традиционная и смешанная экономическая системы; -речь пойдет о создании наиболее эффективной экономической системы
| Слайд №1 Высказывание Уинстона Черчилля |
Постановка проблемы. Целеполагание | Уинстон Черчилль действительно указал недостатки рыночной и плановой экономических систем, показав две крайности: последствия невмешательства государства в экономику и ее полной централизации. Плановая экономика рухнула с развалом СССР. Однако и рыночная экономика в чистом виде настоящее время не существует. Почему современное государство вмешивается в экономику? Как осуществляется данное вмешательство? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на данном уроке. Итак, тема нашего урока (слайд№2) «Государство в экономической жизни». Запишите в тетради тему, план изучения нового материала, основные термины и понятия по данной теме. После урока вы сможете: -называть причины вмешательства государства в экономику; -систематизировать методы государственного регулирования экономики; -характеризовать виды налогов и их функции; -объяснять роль государственного бюджета в экономике; -выполнять задания по данной теме в формате ГИА (коды кодификатора 3.10-3.12). | Записывают тему урока, план изучения нового материала, основные термины и понятия. Государство в экономической жизни 1.Причины вмешательства государства в экономику 2.Методы государственного регулирования экономики. 3.Основные функции и виды налогов 4.Государственный бюджет Основные термины и понятия: государственное регулирование экономики, налоги, бюджет, протекционизм | Слайды №2-3 «Государство в экономической жизни» План изучения нового материала. Основные термины и понятия |
Изучение новой темы | Задание№1 Группа №1 рассматривала причины вмешательства государства в экономику. Сейчас ребята представят мини-проект по данной теме. На выступление отводится не более 3 минут. Ваша задача будет заключаться в следующем: по ходу выступления ребят каждая группа должна заполнить схему «Причины вмешательства государства в экономику». Ее план вы видите на доске. Давайте попробуем назвать причины вмешательства государства в экономику (озвучивают позиции, которые вписали в схему). А теперь №2 группа передаст рабочий лист группе №3, группа №3 –группе№4, группа №4 – группе №2. Посмотрите на следующий слайд, проверьте выполнение задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите схему в свои рабочие тетради Задание№2 Группа №2 изучала методы государственного регулирования экономики. На представление мини-проекта вам отводится 3 минуты. Остальным группам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на доске. Давайте попробуем перечислить методы государственного регулирования экономики(озвучивают позиции, которые вписали в таблицу). А теперь №1 группа передаст рабочий лист группе №3, группа №3 –группе№4, группа №4 – группе №1. Посмотрите на следующий слайд, проверьте правильность выполнения задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите таблицу в свои рабочие тетради. Задание№3 Группа №3 исследовала тему «Основные функции и виды налогов». На представление мини-проекта вам отводится 3 минуты. Остальным группам предстоит составить сложный план по данной теме. Дайте определение понятию «налоги», перечислите основные функции налогов и их виды (озвучивают позиции, которые вписали в план). А теперь №1 группа передаст рабочий лист группе №4, группа №4 –группе№3, группа №4 – группе №1. Посмотрите на следующий слайд, проверьте правильность выполнения задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите таблицу в свои рабочие тетради. Задание №4 Группа №4 изучала тему «Государственный бюджет». На представление мини-проекта вам отводится 3 минуты. Остальные группы заполняют схему, которую вы видите на доске. Дайте определение понятию «государственный бюджет»; назовите источники дохода и статьи расхода государственного бюджета; Охарактеризуйте виды государственного бюджета (озвучивают позиции, которые вписали в схему). А теперь №1 группа передаст рабочий лист группе №3, группа №3 –группе№2, группа №2 – группе №1. Посмотрите на следующий слайд, проверьте правильность выполнения задания и выставьте оценку по критериям, которые вы видите на доске. После выставления оценки, верните рабочий лист группе. Перенесите схему в свои рабочие тетради. | Группа №1 представляет свой мини-проект на тему «Причины вмешательства государства в экономику». Ребята из других групп слушают и заполняют схему на рабочем листе. После выступления группы №1 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами. Переносят схему в завершенном варианте в рабочие тетради Группа №2 представляет мини-проект на тему «Методы государственного регулирования экономики». Ребята из других групп слушают и заполняют таблицу на рабочем листе. После выступления группы №2 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами. Переносят таблицу в завершенном варианте в рабочие тетради Группа №3 представляет мини-проект на тему «Основные функции и виды налогов». Ребята из других групп слушают и составляют сложный план на рабочем листе. После выступления группы №3 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами. Переносят план в завершенном варианте в рабочие тетради Группа №4 представляет мини-проект на тему «Государственный бюджет». Ребята из других групп слушают и составляют сложный схему на рабочем листе. После выступления группы №4 каждая группа называет пункты, которые вписала в рабочие листы. Обмениваются рабочими листами. Оценивают работу другой группы по критериям, которые указаны на доске. Переносят схему в завершенном варианте в рабочие тетради. | Слайд №4 Схема «Причины вмешательства государства в экономику» Слайд№5 (заполненная схема и критерии оценивания) Слайд №6 Таблица «Методы государственного регулирования экономики» Слайд №7 (заполненная таблица и критерии оценивания) Слайд №8 (схема сложного плана «Основные функции и виды налогов») Слайд №9 (сложный план «Основные функции и виды налогов» в завершенном варианте) Слайд№10 (схема «Государственный бюджет») Слайд№11 (схема «Государственный бюджет» в завершенном варианте) |
Контроль усвоения знаний | Перед вами стоит следующая задача: применить полученные знания на практике. Сейчас каждая группа получит комбинированный тест на закрепление данного материала. Время на выполнение – 7-10 минут. Первая группа передает тест второй группе, вторая – третьей группе, третья группа – четвертой группе, четвертая группа – пятой группе. Учитель читает задания. Вы умеете определять среднюю оценку за урок. Выполните данную процедуру и сдайте рабочие листы и тесты учителю. В журнал оценки будут выставлены после проверки учителем | Группы выполняют тестовые задания. Меняются тестовыми заданиями. Отвечают устно на вопросы и задания теста. Выставляют оценки по критериям, указанным в тесте. Затем выводят среднюю оценку за урок и заносят ее в рабочий лист. | |
Домашнее задание | Домашнее задание указано на доске. Запишите его в дневники | Записывают домашнее задание. | Слайд №12 (домашнее задание) |
Рефлексия | Прием «Плюс-минус-интересно» | Учащиеся называют все, что понравилось и не понравилось на уроке. Называют информацию, которая, по их мнению, оказалась нужной и бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. Указывают любопытные факты, о которых узнали на уроке. Задают вопросы учителю. |
Литература и интернет-ресурсы
1.Кишенкова О.В. Обществознание. Учебник для 9 класса. М., Академкнига/учебник, 2010
2.Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М., Экспо, 2011
3.Баранов П.А. Полный справочник для подготовки к ГИА. М.: АСТ, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"
Авторская разработка 2012 года!!!!! Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...
Конспект открытого урока "Калининградская область - свободная экономическая зона "Янтарь" для 9 класса
Данный урок является одним из уроков темы "Северо-Западнй экономический район". Данный урок сопровождается документальным фильмом о СЭЗ "Янтарь", тремя презентациями: о истории Кенигсберга, об уникаль...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....