Конспект открытого урока "Калининградская область - свободная экономическая зона "Янтарь" для 9 класса
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Данный урок является одним из уроков темы "Северо-Западнй экономический район". Данный урок сопровождается документальным фильмом о СЭЗ "Янтарь", тремя презентациями: о истории Кенигсберга, об уникальности янтаря и особенностях ЭГП Калининградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sez_yantar.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Калининградская область - Свободная экономическая зона «Янтарь».
Открытый урок в 9 классе
Учебно-воспитательные задачи:
- Сформировать у учащихся географический образ Калининградской области. Познакомить с особенностями территории: экономико-географическим положением, историей, природными ресурсами, хозяйством. Проанализировать проблемы, стоящие перед областью. Рассмотреть возможные пути решения.
- Продолжить формирование у школьников умения составлять характеристику географических объектов; умения работать с различными источниками географической информации.
Оборудование:
1Карты: Политико-административная РФ.
2 Документальный фильм о Калининградской области (6 минут).
3 Слайды, фотографии (при выступлении учащихся ).
4 Атласы.
5 Рабочие листы ( на рабочих листах – контурная карта Калининградской области, куда по ходу урока будет внесена информация)
Опорные знания и умения:
Умение определять ЭГП по картам, работать с различными источниками информации, знания понятий «анклав», «Свободная экономическая зона»
Ход урока:
1 Организационная часть:
Учитель: Сегодня тема урока «Свободная экономическая зона «Янтарь»». Наша задача познакомиться с ЭГП, историей, экономикой Калининградской области. Определить проблемы и перспективы развития области. По ходу урока вы заполняете рабочие листы, которые лежат у вас на столах.
Доехать до Калининградской области нам поможет песня О. Газманова «Балтийский берег».
Учащиеся: Начинают по ходу урока заполнять рабочие листы.
2 Проверка знаний учащихся:
Учитель: Что такое свободная экономическая зона?
Учащиеся: Самостоятельный территориально-географический анклав, обособленный от остальной территории страны, им предоставляются льготы для привлечения деятельности иностранных фирм.
3 Изложение нового материала
Учитель: Кто желает охарактеризовать ЭГП сводной экономической зоны «Янтарь»?
Учащийся: (работа с картой) Калининградская область расположена в Северо – Западном экономическом районе, имеет выход в Балтийском море. Площадь -15,1 тыс. км.кв. Граничит с Польшей на севере, на востоке - с Литвой. После распада Сов. Союза. Этот участок Российской территории стал анклавом, а если быть точнее, полуанклавом, т. к. омывается Балтийским морем. От основного массива российских земель он отдалён
Литвой, Латвией, Белоруссией. В то же время приближен к Зарубежной Европе. От Калининграда до Берлина вдвое ближе, чем до Москвы. Через Калининградскую обл. проходят важные транспортные магистрали. На Балтийском море крупнейший незамерзающий порт – Калининград.
Просмотр небольшого документального фильма.
Учитель: Послушайте рассказ об истории области. (Опережающее домашнее задание).
Учащийся: Выступление об истории Кенигсберга.
Учитель: Работа со статистическими данными по населению Калининградской обл.
Область с городом – 932,2 тыс.чел..
Городское население – 78 %
Проживают: русские – 78%
белорусы - 8,4%
украинцы – 7,2%
Включает 13 административных районов, 5 посёлков городского типа.
Средняя плотность населения – 61,7 чел. на км.кв..
Какие выводы можно сделать, прочитав данную информацию?
Учитель: Какие природные ресурсы встречаются на территории области?
Учащиеся: (работа с картой) 1 Минеральные ресурсы: янтарь, нефть, поваренная соль, торф.
2 Водные ресурсы
3 Лесные
4 Природно – рекреационные
Учащийся (опережающее задание) Рассказ об янтаре.
Учитель: Определите по карте главные отрасли специализации
Учащийся: Рыбная, машиностроение и целлюлозно – бумажная.
Учитель: Рыбопромышленный комплекс:
Включает добычу, транспортировку, переработку рыбы, портовое хозяйство, судоремонт. научно-исследовательские, проектные организации, учебные заведения.
Машиностроение включает: предприятия электроники, приборостроения, вагоностроения, светотехника.
Целлюлозно – промышленное производство: 5 небольших заводов работает на древесине поставляемой с севера России и выпускает продукцию высокого качества (бумагу, картон, целлюлозу).
Также развита лёгкая промышленность, пищевая.
Сельское хозяйств: ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство (молочное, мясо – молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство) Выращивают зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овёс) и кормовые (корнеплоды, кукуруза, травы). Средняя урожайность зерна - 161 ц/га, картофеля – 85 ц/га, овощей – 141 ц/г.
В области развито пушное звероводство.
Учитель: Перспективы развития: Основное направление развития Калининградской области – расширение контактных функций, выполнение роли моста «Восток – Запад». Морские порты области могут обслужить потребности не только России, но и Белоруссии и Польши. Главный ресурс области – это её экономико – географическое положение на стыке разных стран. Усилить это преимущество можно за счёт развития транспортной инфраструктуры: строительства новых автодорог, паромных переправ, аэропортов.
Учащиеся: (Работа с картой на рабочем листе) Доработать карту:
1 Показать основные центры
2 Границы
3 Основные центры специализации
4 Ресурсы.
3 Закрепление нового материала:
а) Работа «Пресс центра» - работа с периодической печатью « Выбрать информацию об экономических новостях области». Заслушивание информации
б) Выбрать правильный ответ:
Какие исторические, природные и экономико – географические особенности определили развитие свободной экономической зоны «Янтарь» :
- район древнего старорусского заселения
- Положение между развитыми Европейскими государствами – Польшей, Литвой, Латвией.
- Самостоятельный территориально – географический анклав.
- Историческое прошлое связано с Восточной Пруссией.
- Богатство природными ресурсами
- Развитая транспортная инфраструктура района
- Здесь находится единственный в мире карьер по добыче янтаря
- Наличие квалифицированных трудовых ресурсов.
4 Мозговой штурм
Учитель: Представьте, что вам нужно разработать модель развития Калининградской области на основе моста «Восток -Запад» . Какие предложения вы можете внести?
Учащиеся: Развитие транспорта, туризма, привлечение инвестиций, развитие экономики,
развитие науки, использование новых технологий на территории области и т. д.
5 Подведение итогов
На доске:
1 Область - анклав.
2 Богатое историческое прошлое.
3 Главные отрасли: рыбная, машиностроение, цел.-бумажная
4 Перспективы развития
6 Д/З: Вы проживаете на территории Калининградской области и являетесь предпринимателем в области пищевой промышленности. Каким образом вы будете привлекать иностранных инвесторов для расширения собственного бизнеса? Создайте привлекательную для иностранного капитала рекламу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
Конспект открытого урока по математике в 5 классе
Разработка открытого урока по математике в 5 классе...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс
Конспект открытого урока по английскому языку. Тема урока: "Путешествие". ...
Конспект к уроку: Мое свободное время, 5 класс
Конспект к уроку: Мое свободное время, 5 класс...
Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".
Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...