Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Подрядчикова Светлана Владимировна

Рабочие программы по обществознанию для 7-9 классов (7 кл. - по уч. Кравченко, 8-9 кл. - по уч. Боголюбова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общ-754.76 КБ
Файл Общ-857.78 КБ
Файл Общ-945.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»

Приморского района г. Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 27 августа 2013г

Руководитель методического объединения:

 _______/Москалец Н.Н./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

_______/Шлыпова Т.Г./

от 29 августа 2013г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №43

_______/Расторгуева Л.В./

от 30 августа 2013г

Рабочая программа

 по обществознанию

для 7б класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Автор-составитель:

учитель истории и обществознания: Подрядчикова Светлана Владимировна

2013 - 2014 учебный год

                                                                                         Санкт-Петербург

                        I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, разработана в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова. Примерная программа предусматривает выделение самостоятельных, связанных между собой этапов. Рабочая программа составлена к учебнику «Обществознание: учеб.  для 7 кл. общеобразоват. учреждений» - авторы Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: ООО ТИД «Русское слово» - РС», 2009.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

1.3. Цели и задачи обучения.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Реализация рабочей программы способствует достижению следующих ц е л е й  и  з а д а ч:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных  знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих, действии и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

        1.4. Место предмета в базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII классе по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

        Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

        1.5. Планируемые результаты обучения

        В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

        Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

        Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

  1. Содержание курса

                                                                  Программа рассчитана на 1 час в неделю  в соответствии с БУП -2004г.

Класс

Кол. часов всего

7

34

         34 учебные недели  1 час в неделю = 34 часа в год

          1  четверть — 8 недель – 8 уроков

          2 четверть   — 8 недель - 8 уроков

          3 четверть   — 10 недель - 10 уроков

 4 четверть   —  8 недель – 8  уроков

                                                                           Распределение учебного материала в 7 кл.

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Личность  подростка

              9  

3

Подросток в социальной среде

              7                              

4

Подросток и закон        

5

5

Образ жизни подростка

8

6

Подросток и его жилая среда

4

Итого                                                                                                                                          

35

  1. Основное содержание

7 КЛАСС  (34 ЧАСА)

1. Личность подростка (10 часов)

Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Задачи подросткового возраста.

Проблемы подросткового возраста. Неравномерность развития подростков.

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Роль самовоспитания в становлении личности. Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер.

2. Подросток в социальной среде (7 часов)

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Взаимопонимание в межличностных отношениях.

«Мы» и «они». Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы. Проблемы молодежи в современном обществе. Ценности современной молодежи. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

3. Подросток и закон (5 часов)

Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Ответственность.  Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан Российской Федерации. Гражданские (личные) права ребенка. Социально-экономические и культурные права ребенка.

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

4. Образ жизни подростка (8 часов)

Рост факторов риска в современном обществе. Одиночество.

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура.

Структура образа жизни. Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. Свободное время у современных россиян. Возникновение и история спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

5. Подросток и его жилая среда (4 часа)

Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Плюсы и минусы городской жизни. Село. Характеристика села. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Три территории обитания человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия курса обществознания для 7 класса: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность, эмоциональная независимость, система ценностей, взрослый, самооценка; комплекс неполноценности, личность; темперамент; характер, способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции, самооценка; самовоспитание,  выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети, лидер; искусство общения, социальная среда, группа; конформизм; «значимые другие», межличностные отношения; взаимопонимание, «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные», знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки», молодежь, права; обязанности; ответственность, паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан, права ребенка, преступления; уголовная ответственность; административные нарушения, здоровье; алкоголизм; наркомания, одиночество; подростковая депрессия, формальные группы; неформальные группы; подростковая культура, образ жизни, досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей, спорт; профессиональный спорт; любительский спорт, город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник, дом; жилище; среда обитания; соседи.

  1. Программно-тематическое планирование
    курса «Обществознание. 7 класс» (35
    часов)


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
минимального
содержания
образования

Элементы
дополнит. содержания
образования

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домаш

нее

задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Личность подростка

Переходный возраст

1

Комбинированный урок

Определение возраста, понятия: «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение

Особенности подросткового периода

Знать определение возраста, понятия: «подросток», «тинэйджер», особенности подросткового периода; иметь представление 

о системе ценностей подростка, знать пути

и возможности самоутверждения

§ 1.

практикум 1, 2

6.09

2

Задачи и
трудности подросткового возраста

2

Комбинированный урок

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей

внешности. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода

Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

уметь характеризовать другие возрасты человека

§ 2.

Вопросы и задания с. 21

  13.09

3

Быть взрослым

1

Комбинированный урок

Взросление. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков

Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков

§ 3.

практикум 1,2

  20.09

4

Физические изменения

у подростков

1

Комбинированный урок

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие

на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления

Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период; знать определение понятия «комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности

§ 4 практикум 1-3

  27. 09

5

-

6

Психологический портрет личности

2

Комбинированный урок

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков

Факторы формирования личности

Знать определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция;

знать основные характеристики личности; уметь характеризовать типы темперамента

§ 5–6. Выучить основные понятия.

Подготовить проект

4.10,

  11.10

7

Самооценка подростка

1

Комбинированный урок

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на с/оценку подростка. Низкая с/оценка, ее причины и последствия. Завышенная с/оценка, ее причины и последствия. Корректировка самооценки подростка

Самопознание

Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки; знать, как влияет семья на самооценку подростка

§ 7 Мини-сочинение на выбранную тему

   18.10

8

Выдающаяся личность

1

Комбинированный урок

Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека.

Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности

§ 8Сообщ

25. 10

9

Лидер и его качества

1

Комбинированный урок

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде

Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер;

знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства

§ 9, сообщ. об известных лидерах

   1.11

 

10

Повторит.-обобщающий урок по теме «Личность подростка»

1

Повт – обобщ.  урок

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины

Защита проектов

Подготовится к контр.работе

15.11

11

Повт-обобщ. урок по теме «Личность подростка»

1

Контрольный урок

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины

Тест

22. 11

12

Подросток

в социальной среде

Социальная среда подростка

1

Комбинированный урок

Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

Социализация индивида

Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство; знать факторы, влияющие на социальную среду подростков

§ 10.эссе

   29. 11

13

Подросток

в группе

1

Комб. урок

Определение группы, их класс-ция. Законы группы. Командный дух. Групповое давление. Конформизм

Знать опр-е группы, уметь классифицировать, соотносить с/оценку и влияние группы

§ 11 вопросы и задания с. 84

6.12

14

Межличностные отношения

1

Ролевая игра

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде

Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию

Ролевая игра «Ситуация»

§ 12 пересказ

13.12

15

«Мы» и «Они»

1

Комбиниров.

урок

Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «Мы». Понятие «Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Свои и чужие

Знать понятия: «Я», «Мы», «Они»

§ 13 сообщения

20.12

16

Мир знакомых и незнакомых людей

1

Комбиниров. урок

Знакомые и незнакомые, различия

в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность, солидарность

Моральный выбор

Знать понятие «моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми

 § 14.

Вопросы и задания с. 103

27.12

17

Социальный портрет
молодежи

1

Комбинированный урок

Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. «Ненормальное», или аномальное, поведение. Различия между «своими» и «чужими». Девиантное поведение

Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть

Знать определение большой группы, уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе, знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение

§ 15 составить опрос «Ценности современной молодежи»

17.01

18

Повт.урок «Подросток в социальной среде»

1

Семинар

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины

Сообщения

24.01

19

обобщ. урок «Подросток в социальной среде»

1

Контрольный урок

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины

Тест

   31.01

20

Подросток и закон

Юридические границы подросткового возраста

1

Комбинированный урок

Понятие юридических отношений. Малолетние, их права и обяз-сти. Получение паспорта. Несовершен-нолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. «Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав

Правовая информация

Знать понятие «юридические отношения», знать права

и обязанности детей и подростков

Работа

с документом

§16.мини-сочинение

7.02

21

Подросток как гражданин

1

Комбинированный урок

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности

Знать определение гражданства, пути его

получения, знать основные гражданские права и свободы

§ 17.

сообщение

14.02

22

Подросток

и его права

1

Комбинированный урок

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование.

Конвенция о правах ребенка

Знать определение «права человека», знать основные положения «Конвенции о правах ребенка»

Работа

с документом

§ 18 практикум 1,2

21.02

23

Опасный путь преступной жизни

1

Комбинированный урок

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их совершение. Правила поведения и права подростка при задержании

Презумпция невиновност

Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность несовершеннолетних

§ 19 сообщ.

28.02

24

Образ жизни подростка

Подросток

в обществе риска

1

Комбинированный урок

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии

Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска

: § 20.

Практикум 2

7.03

25

Проблема
одиночества

1

Комбинированный урок

Подростковая нервозность, раздраж-ность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество в совр. обществе. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии

Знать, что такое подростковая нервозность, раздраж-ность, защитная агрессивность, знать причины депрессии и пути выхода из нее

§ 21, сообщ.

14.03

26

Подростковая культура

1

Комбинированный урок

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Значение речевого поведения. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения.

Подростковые субкультуры

Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков, знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать ее особенности

Синквейн «Подростковая культура»

§22.провести опрос среди одноклассников

21.03

27

Повт. урок «Подросток и закон»

1

Повт обобщающий  урок

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины

Сообщения

Подготовится к контрольной работе

4.04

28

Повт-обобщ. урок по теме «Подросток и закон»

1

Контрольный урок

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины

Тест

11.04

29

Образ жизни

1

Комбиниров. урок

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Образ жизни разных народов, его характерные черты

Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни

§ 23.

Практикум 1,3

  18.04

30

-

31

Досуг, отдых, спорт

2

Комбинированный урок

Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Различные виды досуга. Культурный досуг. Свободное время россиян. Досуг и отдых российских подростков. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Спорт в ХХ в. Молодежь и спорт. Пассивный образ жизни и его отрицательные последствия

Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные виды и основные характеристики досуга

§ 24–25, сообщ.

25.04,

   2.05

32

Подросток

и его жилая среда

Город и село

2

Комбинированный урок

Город и село – две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе

Вымирающие деревни

Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды; уметь характеризовать роль городов

в развитии общества, особенности сельской среды

Проект «Город будущего»

§ 26–27. защита проектов,

 

16.05

33

Мой дом,
мое жилище

1

Комбинированный урок

Понятие «социальное пространство». Общественная территория, поведение на общественной территории. Домашняя территория, поведение дома. Личное пространство, социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение и его последствия. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища. Современное жилище и его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья

Знать понятия: социальное пространство, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, перенаселение; знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище; уметь сопоставлять плюсы и минусы городского жилья

§ 28–29, составить маршрут «Мои любимые места в районе»

23.05

34

Итогов занятие

Итоговое повторение

1

Конт урок

Повторение пройденного материала

Знать материал пройденных тем

Тест

30. 05

  1. Учебно-методическое обеспечение.
  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  5. Семейный кодекс.
  6. Уголовный кодекс.
  7.  Обществознание. 7 класс: поурочные разработки по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой/ авт.-сост. - Н.С. Кочетов. – Изд.2-е, исп. и доп. – Волгоград: Учитель, 2011.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»

Приморского района г. Санкт-Петербурга

«Рассмотрено» 

на заседании методического объединения

учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 27 августа 2013г

Руководитель методического объединения: _______/Москалец Н.Н./

        «Согласовано»:

 Заместитель директора по УВР _______/Шлыпова Т.Г./

от 29 августа 2013г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №43

_______/Расторгуева Л.В./

от 30 августа 2013г

Рабочая программа

 по обществознанию

для 8к класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Автор-составитель:

учитель истории и обществознания: Подрядчикова Светлана Владимировна

2012 - 2013 учебный год

                                                                                                Санкт-Петербург

                           I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативно-правовые документы.

          Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, разработана в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова, а также Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение самостоятельных, связанных между собой этапов. Рабочая программа составлена к учебнику «Введение в обществознание: учеб.  для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений» - авторы  Л. Н. Боголюбов,  Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2006.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

1.3. Цели и задачи обучения.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Реализация рабочей программы способствует достижению следующих ц е л е й  и  з а д а ч:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных  знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих, действии и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

        1.4. Место предмета в базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в  VIII классе 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16% для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

        Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

        1.5. Планируемые результаты обучения

        В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

        Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

        Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации.

  1. Содержание курса.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2004г.

Класс

Кол. часов всего

8

34

         34 учебные недели  1 час в неделю = 34 часа в год

          1  четверть — 8 недель – 8 уроков

          2 четверть   — 8 недель - 8 уроков

          3 четверть   — 10 недель - 10 уроков

          4 четверть   —  8 недель – 8  уроков

                                                Распределение учебного материала в 8 кл.

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Что такое человек.

9  

3

Человек  природа.

4                              

4

Человек среди людей.        

7

5

 Человек в обществе.        

13

 Итого                                                                                                                                          

34

8 КЛАСС (34 ЧАСА)

1. Что такое человек (10 часов)

Что делает человека человеком? Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Способность человека к творчеству. Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Понятия: потребности, классификация потребностей, биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности. Ординарные и неординарные способности. Способность, талант. Гениальность. Характер и сила воли. Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей. Культура подлинная и мнимая. Культура творческая и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре - необходимое условие человеческого существования. Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа Я. Многообразие познавательных возможностей человека. Вечные вопросы.

2.Человек и природа (4 часа)

Природа, общество, человек.  Природа, биосфера, ионосфера, общество. Моральные нормы, взаимодействие человека с окружающей природной средой. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации. Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения.

3. Человек среди людей (7 часов)

Особенности межличностных отношений. Знакомство. Приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия. Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности. Группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм и конформизм.

Дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства. Дружба. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.

4. Человек в обществе (13 часов)

Человек и общество, основные сферы общественной жизни, виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития.

Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятия и основные элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные последствия. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.

Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.  Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к  истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений. Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека.

Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого. Условия успешной политической деятельности. Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет. Монархия, республика. Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура». Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.

Основные понятия курса обществознания для 8 класса: общество, гуманное общество, мышление, речь, творчество, потребности, возможности человека, воображение, память, гениальность, способности, талант, мораль, этика, культура, материальная культура, духовная культура, вечные вопросы, биосфера, ноосфера, природная система, естественная, искусственная среда обитания человека, антропогенные факторы, экологический кризис, антропогенные факторы, невозобновляемые природные ресурсы, экосистема, безотходная технология, Красные книги, оптимисты, реалисты, пессимисты, официальные, неформальные отношения, межличностные отношения, конфликт, общение, инцидент, вербальные, невербальные средства общения, малая группа, лидер, статус, нормы, коллектив, дружба, психологический климат, вещь, труд, собственность, корректность, учтивость, любезность, деликатность, общество, санкция, норма, подсистемы, экономика, техника, технология, основные факторы производства, НТР, деньги, рынок, товар, цена, рыночная экономика, гос. бюджет, социальная структура, социальный статус, социальная роль, нация, этнос, национальность, нац. политика, власть, политика, политические партии, государство, гражданство, политический режим, поколения, личность, моральная ответственность, мораль, добро, зло, долг, совесть, нравственность, брак, семья, нравственная культура человека, этикет.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Домашнее задание

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Контроль

Сроки

1

Введение

Введение

Содержание курса обществознания.

Области изучения обществознания.

Определять значение обществознания в жизни человека.

Опрос

7.09

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? (8 часов).

2

Что делает человека человеком?

§ 1

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино.

Важнейшим отличием человека является способность мыслить.

В деятельности человек развивается

Характеризовать качества человека. Проследить способность человека к творческой деятельности.

Опрос.

Письменные задания

14.09

3

Что человеку нужно?

§ 2

Нужда человека в чем-либо это и есть потребность. Потребности человека зависят от условия, в которых живут люди, и от уровня развития хозяйства. Потребности лежат в основе направленности личности и побуждения ее поступков, стимулируют поведение.

Характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия.

Показывать связь между трудом и удовлетворением различных потребностей.

Определять роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Опрос.

Письменные задания

21.09

4

Ваши способности -в вашей власти.

§ 3

Способности - это индивидуальн. особенности личности. Спос-сти помогают человеку успешно заниматься определенной деятельностью. Человеку не всегда удается реализовать свои дарования. Для полноценной жизни необходимо стремление формировать свой характер, развивать свои способности.

Характеризовать факторы, влияющие на формирование характера человека.

Объяснять смысл основных понятий.

Опрос.

Письменные задания

28.09

5

Человек и человечность

§ 4

Человечность - воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей.

Мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Нравственные качества делают человека человеком.

Высказывать собственную точку зрения.

Анализировать высказывания. Обосновывать свое мнение.

Опрос.

Письменные задания

5.10

6

Человек и культура

§ 5

Понятие «культура». Культура развивается в пространстве и во времени. Существует культура внешняя и внутренняя. Одним из проявлений культуры человека является культура общения.

Определять, что включает в себя понятие «культура». Высказывать свое мнение.

Устный опрос.

Письменные задания

  12.10

7

Человек познает мир

§ 6

Человек приобретает устойчивое стремление к познанию. Органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно.

 «Образ – Я».

Объяснять какую роль в познании играют ощущения; из чего слагается «образ Я».

Характеризовать особенности основных видов познания.

Опрос.

Письменные задания

  19.10

8

Вечные вопросы

§ 7

Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, который дает человеку ощущение счастья. Индивид — человек как один из людей.

Индивидуальность. Личность.

Объяснять смысл основных понятий.

Определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и как личность.

Комментировать высказывания.

Устный опрос.

Письменные задания

26.10

9

Что такое человек? (повторительно-обобщающий урок)

Закрепить и обобщить знания по теме.

Обосновывать смысл основных понятий, высказывать свою точку зрения.

Опрос.

Письменные задания

Творческие задания.

2.11

Глава 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.(4 часа)

10

Природа, общество, человек.

§ 8

Природа - это естественная среда обитания человека. Ноосфера - область планеты, охваченная деятельностью человека, его разумной деятельностью.

Нормы морали стали регулировать отношения людей. Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.

Раскрывать значение основных понятий.

Определять роль природы в жизни человека и общества.

Определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.

Опрос

16.11

11

У роковой черты

§ 9

Возрастание масштабов производственной деятельности человека является одной из главных причин экологического кризиса. Необходимо разрешить пути противоречия «природа-производство».

Объяснять причины ухудшения экологической обстановки в современную эпоху. Характеризовать проявления экологического кризиса. Намечать пути его преодоления.

Устный опрос.

Письменные задания

23.11

12

Природа под охраной закона

§ 10

В Конституции РФ закреплены права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности.

Существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности.

Характеризовать основные конституционные права и обязанности.

Перечислять природные объекты.

Приводить примеры экологических правонарушений.

Опрос.

Письменные задания

  30.11

13

Человек и природа (контроль знаний)

Контроль знаний по теме

Опрос.

Письменные задания

   7.12

Глава 3. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (8 часов)

14

Межличностные отношения

§ 11

Отношения - это особенная связь человека с окружающим миром Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими; семейными, товарищескими.

Самой широкой формой межличностных отношений является знакомства

Объяснять новые понятия

Характеризовать особенности межличностных отношений

Доказывать отличия деловых и личных отношений

Называть уровни межличностных отношений

Опрос.

Письменные задания

14.12

15

Радости и сложности общения

§ 12

Общение означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения.

Объяснять смысл основных понятий

Доказывать, почему общение необходимо человеку

Показывать причины конфликтов

Устный опрос.

Письменные задания

21.12

16

Конфликт и пути решения

Общение означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности Человек с момента рождения постоянно нуждается в общении.

Объяснять смысл основных понятий. Доказывать, почему общение необходимо человеку. Показывать причины конфликтов

Опрос.

Письменные задания

28.12

17

Малая группа

§ 13

Малые группы осуществляют разные виды совместной групповой деятельности

Становление группы подчиняется законам.

Называть признаки деления групп.  Объяснять основные понятия . Характеризовать роль лидера в малой группе

Устный опрос.

Письменные задания

18.01

18

Бесценный дружеский союз

§ 14

Юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности

Подлинной основой дружбы является равенство. Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга

Определять особенности отличия дружбы от других видов межличностных отношений

Аргументировать свои ответы

Объяснять основные понятия

Опрос.

Письменные задания

Творческие задания.

25.01

19

«Самое утреннее из чувств»

§ 15

Познакомить с понятием «любовь»

Аргументировать свои ответы

Объяснять основные понятия

Опрос

1.02

20

Психологический климат в семье

§ 16

Семья веками почиталась как большая ценность. В основе семейных связей лежит кровное родство. В семье осуществляется передача новым поколениям опыта, ценностей

Доказывать роль семьи в обществе

Определять функции семьи

Устный опрос.

Письменные задания

8.02

21

Повторительно-обобщающий урок

 «Человек среди людей»

Закрепить знания по теме

Опрос.

Письменные задания

15.02

Глава 4. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (13 часов)

22

Человек и общество

§ 17

Общество – есть продукт взаимодействия людей

Общество может существовать только там, где люди связаны друг с другом общими интересами

Общество включает в себя 4 основные сферы

Характеризовать основные сферы жизни людей

Объяснять смысл основных понятий. Доказывать, что жизнь людей меняется при переходе от одной ступени развития к другой

Опрос.

Письменные задания

22.02

23

От хозяйства Робинзона к экономике

§ 18

Производство. Рабочая сила, предметы труда и средства труда. НТП.

Объяснять свою точку зрения

Характеризовать технологии будущего, объяснять суть НТП и НТР

Опрос.

Письменные задания

   1.03

24

Человек в мире экономических отношений

§ 19

Ресурсы - это вспомогательные средства. Природные ресурсы ограничены. Экономическая деятельность позволяет превращать ресурсы в экономические блага

Основными вопросами экономики являются что, как, для кого производить

Объяснять смысл основных понятий. Показывать характерные черты рыночной экономики. Определять, что помогает производителю рационально решать основ-ные вопросы экономики

Устный опрос.

Письменные задания

15.03

25

Государство и экономика

§ 20

Государство в странах с рыночно экономикой выполняет водные функции. Налоги являются главным источником средств для государства

Государственный бюджет - важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны

Приводить примеры общественных благ

Аргументировать свои ответы

Объяснить смысл основных понятий

Опрос.

Письменные задания

22.03

26

Социальная сфера жизни общества

§ 21

Общество. Социальные группы занимают различное положение в обществе. Противоположность интересов приводит отстаивающих их людей к столкновению. Положение человека в обществе — это социальный статус. Социальная роль.

Объяснять в чем выражается социальное неравенство

Объяснить причины социальных конфликтов

Характеризовать социальную структуру современного российского общества

Устный опрос.

Письменные задания

5.04

27

Нации и межнациональные отношения

§ 22

В структуре общества важное место занимают общности, объединяющие людей по национальному признаку

Обострение межличностных отношений. Разжигание национальн. розни запрещено законом

Объяснить смысл основных понятий. Определять значение национальных традиций. Находить пути предотвращения национальных конфликтов

Опрос.

Письменные задания

Творческие задания.

12.04

28

Связь поколений

§ 23

Одно поколение отличается от другого

Смена поколений - объективный фактор общественного прогресса. Возможности одних и опыт других помогает устанавливать истинную связь поколений

объяснять основные понятия

Характеризовать причины проблемы «отцов и детей»

Называть важнейшие права детей

Опрос

19.04

29

Политика и политическая жизнь

§ 24

Политика - искусство управления государством  . Политическая власть распространяется на все общество Власть - важнейший элемент общественной организации  

Политические партии стремятся к завоеванию власти. Многопартийность — это деятельность в стране нескольких

политических партий

Объяснять понятия

Определять¸что входит в сферу политики

Называть признаки любой власти

Объяснять причины возникновения политических организаций

Устный опрос.

Письменные задания

  26.04

30

Гражданин и государство

§ 25

Причины возникновения государства.  Монархия и  республика. 3 типа режима: авторитарный, тоталитарный,  демократический. Гражданство - связь человека с государством

Называть различные точки зрения на причины появления государства

Объяснять основные понятия

Определять как связаны права и обязанности граждан

Опрос.

Письменные задания

10.05

31

Культура. Наука. Искусство.

§ 26

Материальная и духовная культура прочно взаимосвязаны. цель науки - получение знаний о реальном мире

искусство формирует чувства прекрасного, доброты, достоинства личности

Определять общее и различное в материальной и духовной культуре

Объяснять основные понятия

Показывать связь искусства с общественной обстановкой

Опрос.

Письменные задания

17.05

32

Человек и выбор жизненного пути

§ 27

Человеку присуща потребность быть личностью. Человеку необходимо проявлять себя как личность. Профессия.

Определять основные типы профессий

Объяснять суть процесса становления личности

Опрос.

Письменные задания

24.05

33

Современный мир

§ 28

Сегодняшний мир людей очень многолик и разнообразен, есть проблемы, которые затрагивают всех.

Решение глобальных проблем зависит от каждого человека.

Определять пути развития международного сотр-ства. Называть глобальные проблемы. Объяснять их проявление

Опрос.

Письменные задания

31.05

34

Резерв

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
  2. Обществознание. 8-9 классы: учеб для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова,. -  М. : Просвещение, 2010.
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  5. Административный кодекс.
  6. Семейный кодекс.
  7. Трудовой кодекс.
  8. Уголовный кодекс.
  9. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. М: ВАКО, 2010.
  10. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005.
  11. Дидактические материалы по курсу «Введение  в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.
  12. Права человека в свободной стране : учеб. пособие по правоведению для 8-9 кл. средн. общеобразоват. шк. - СПб.: Спец. лит-ра, 1998.
  13. Введение в политологию : учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учрежд. / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г. В. Каменская, А. Н. Родионов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1995.
  14. Кравченко, А. И. Задачник по естествознанию. 8-9 кл. - 2-е изд. / А. И. Кравченко. -М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001. Политика и право. Школьный практикум. 8-9 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»

Приморского района г. Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 27 августа 2013г

Руководитель методического объединения: _______/Москалец Н.Н./

        «Согласовано»:

 Заместитель директора по УВР

 _______/Шлыпова Т.Г./

от 29 августа 2013г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №43

_______/Расторгуева Л.В./

от 30 августа 2013г

Рабочая программа

 по обществознанию

для 9а класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Автор-составитель:

учитель истории и обществознания: Подрядчикова Светлана Владимировна

2013 - 2014 учебный год

                                                                                                Санкт-Петербург

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, разработана в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова, а также Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений.    Примерная программа предусматривает выделение самостоятельных, связанных между собой этапов.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

1.3. Цели и задачи обучения.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Реализация рабочей программы способствует достижению следующих ц е л е й  и  з а д а ч:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных  знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих, действии и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.     

         1.4. Место предмета в базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в IX -34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16% для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Рабочая программа составлена к учебнику  «Введение в обществознание: учеб.  для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений» - авторы  Л. Н. Боголюбов,  Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2006.

        Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

        1.5. Планируемые результаты обучения

        В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

        Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

        Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации.

II. Содержание курса

  1. Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2004г.

Класс  

Кол. часов всего

9

34

         34 учебные недели  1 час в неделю = 34 часа в год

          1  четверть — 8 недель – 8 уроков

          2 четверть   — 8 недель - 8 уроков

          3 четверть   — 10 недель - 10 уроков

       4 четверть   —  8 недель – 8  уроков

 

   

                                                                                   Распределение учебного материала в 9  кл.

Наименование раздела

Количество часов

1

Гражданин. Государство. Право.    

8

2

Права человека и гражданина.  

16

3

Личность и мораль.        

10

          Итого                                                  

34

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

9 КЛАСС (34 ЧАСА)

1.  Гражданин. Государство. Право. (8 часов)

Роль права в жизни человека, общества, государства. Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права. Правовая ответственность.  Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие вину. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Правовое государство. Гражданское общество и  государство. Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского общества. Конституция России. Основы конституционного строя. Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, ФС.

2. Права человека и гражданина. (16 часов)

Гражданин – человек имеющий права. Конституция РФ, конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав. Основные положения международного гуманитарного права. I-IV Женевские конференции.  Комбатанты. Международный комитет Красного Креста. Частная жизнь. Частное право. Гражданское общество. Публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина.

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство. Собственность, предпринимательство, гражданское право, имущественные отношения. Право собственности.

Духовная жизнь, право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение. Семейное право. Потребность человека в семье правовые основы семейно- брачных отношений. Причины счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет.

Право на занятие предпринимательской деятельностью. Социальные права человека. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Политические права и свободы. Свобода слова. Политические организации. Международный пакт о гражданских и политических правах. Гарантии реализации прав человека. Право на образование. Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.

3. Личность и мораль (10 часов)

Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль. Что такое мораль. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности.

Добро и зло. Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечело-веческие ценности, идеалы. Мораль, долг, совесть, поведение. Роль морали в жизни человека и общества. Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.

Любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов. Современный этикет. Мораль и выгода. Человек – творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Основные понятия курса обществознания для 9 класса: личность, моральная ответственность, мораль, добро, зло, долг, совесть, нравственность, брак, семья, нравственная культура человека, этикет, власть, право, правовое государство, конституция, гражданин, права человека, декларация, конвенция, права человека, ООН, частная и публичная жизнь человека, гражданское общество, собственность, труд, экономика, прибыль, предпринимательство, «золотое правило нравственности», свобода совести, религия, религиозные объединения, потребитель, договор, услуги, права потребителя, образование, воспитание, социальные права человека, права человека, свободы, политические права.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур.

  Тема урока

   Тип

  урока

Основные знания

     Основные понятия

Контроль

ЗУН

Оборудование

Сроки проведения

 1

Человек.

Природа.

Общество

Изучение нового материала

Знания учащихся  из курса обществознания в 8 классе

Гуманизм, потребности, биосоциальный, мораль, гуманное общество, природные ресурсы, государство,

  Тест

Учебник, тесты, тексты с доп.литературой и заданиями

      7.09

 2-

 3

Роль права в жизни человека, общества, государства

Комбини-рованный

Значение права в жизни человека, общества и государства

Право, мораль, гражданство, гражданин, норма права, закон, частное и публичное право, указ, постановление, Конституция, референдум

Кроссворд, практическая работа по документу, тест

Карточки-задания с доп. материалами к уроку, учебник

14.09, 21.09

 4

Правовая ответственность

Комбини-рованный

Ответственность человека за свои поступки перед обществом и государством

Правонарушение, деяние, преступление, проступок, юридическая ответственность, административное и уголовное право, наказание

Групповая работа

Карточки-задания, доп. материал, учебник

28.09

 5

Правовое государство:

право выше власти

Комбини-

рованный

Особенности правового государства, причины, по которым необходимо соблюдение законов

Публичная власть, теория разделения властей, верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, конституционный суд

Тест

Карточки-задания, доп. материал, учебник, тест

5.10

 6

Гражданcкое общество и государство

Комбини-

рованный

Значение  существования гражданского общества,  важность деятельности местного самоуправления

Гражданское общество, государство, гос.чиновник, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление

Работа с доп. материалом, тест

Учебник, карточки-задания, тест

      12.10

 7

Конституция России

Практическая работа

Основные положения Конституции РФ

Конституция, ценности, закон, естественные права, плюрализм

Пр/р с текст. Конституции

Текст Конст-ции, тест

      19.10

 8

Основы конституционного строя России

Практическая работа

Основы конституционного строя России

Конституционный строй, выборы, референдум, государство, федерация, республика, самоопределение, сепаратизм, светское государство, гражданство, права человека

Пр/работа с текстом Конституции, кроссворд

Конституция России, кроссворд

26.10

 9

Гражданин. Государство. Право.

обобщающий по разделу

Знания по разделу «Гражданин. Государство. Право»

Общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения

Итоговый тест

Карточки с заданиями по вариантам

2.11

 10

Гражданин – человек свободный и ответственный

Изучение нового материала

Важность звания гражданина

Гражданин, государство, право, права человека, Конституция, ответств-сть, декларация, правозащитник, диссидент, демократия, тоталитаризм, Комитет по правам человека

Проверочная работа

Карточки с дополнительным материалом

16.11

 11

Всеобщая декларация прав человека

Практическая работа

Содержание Всеобщей декларации прав человека, условия её принятия, её влияние на принятие документов в разных стр-х

Право, права человека, декларация, конвенция, ООН, гражданин

Практическая работа с текстом Декларации

Текст Декларации прав человека

23.11

 12

Международное гуманитарное право

Практическая работа

Значение международных договорённостей о защите прав человека, особенно в условиях военных конф-в

Международное гуманитарное право, жертвы войны, вооружённый конфликт, военные преступления

Практическая работа по документам

Учебник, доп. материалы, документы

       30.11

13

Частная жизнь гражданина

Практическая работа

Особенности частной жизни гражданина, прав. отношения, регулирующие частную жизнь

Гражданин, право, правовое государство, гражданское общество, частная жизнь, частное право

Кроссворд, практическая работа по документу

Доп. материалы, кроссворд

        7.12

 14

Публичная жизнь гражданина

Лабораторная работа

Взаимосвязь частной и публичной жизни гражданина

Всеобщая декларация прав человека, публичная жизнь, публичное право, Гражданский кодекс, публичный интерес

Работа с доп. материалом

Доп. материал, учебник, карточки-задания

14.12

 15

Труд и трудовое  право

Комбини-

рованный,  групповая работа

Важность роли труда в обществе

Труд, трудовые отношения, трудовой договор, коллективный договор, дисциплина труда, тунеядство, трудовая книжка, трудовое партнёрство, профсоюзы,

Работа с доп. материалом в группах

Доп. материалы, учебник, карточки-задания

21.12

 16

Собственность, предпринимательство и гражданское право

Лабораторная работа

Основы предпринимат. деятельности, важность имущественных отношений в жизни современного общества

Собственность, имущественные отношения, предпринимательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда

Работа со схемами и доп. материалами

Доп. материалы, учебник

28.12

17

Духовная жизнь

Комбини-

рованный

Отличие духовно богатого человека от бездуховного

Право на свободу мысли, слова, убеждений, человеческое достоинство; убеждение

Кроссворд, работа с доп. материалом

Доп. материалы, учебник

18.01

18

Свобода совести

Комбини-

рованный

Взаимосвязь общества и человека

Свобода совести, религиозные верования, Библия, заповедь

Тест, работа с доп. источ.

Доп. материалы, учебник

25.01

19

Семейное право

Практическая работа

Цели и принципы семейного права

Семейное право, брак, Семейный кодекс РФ, ЗАГС, права ребёнка, брачный договор

Пр/р со статьями СК РФ

Доп. материалы, учебник, карточки-задания

1.02

20

Домашнее строительство

Комбини-

рованный  групп.работы

Основы домашнего строительства, права потребителя, основные семейные обязанности

Личное, семейное потребление; потребитель, права потребителя, семейный бюджет, домашнее хозяйство, досуг

Работа с доп. материалами, групповая работа

Доп. материалы, учебник

8.02

21

Социальные права человека

Комбини-

рованный

Особенности социального государства, значение соц. прав человека

Социальное государство, соц. права, приватизация жилья, медицинское страхование, соц. пособия, соц.обеспеч

Работа с доп. материалом

Учебник, доп. материал, карточки-зад-я

15.02

22-23

Политические права  и свободы

Комбини-

рованный

Значение политических прав и свобод в жизни современного общества, полит. партии и их основные программные требования

Свобода собраний и ассоциаций, свобода слова, цензура и гласность

Работа с доп. материалом, схемами и таблицами

Учебник, доп. материал

22.02,   1.03

24

Право на образование

Комбини-

рованный

Роль образования в современном обществе

Образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования

Тест, заполнение схем и таблиц

Учебник, доп. материалы

15.03

25

Права человека и гражданина

Обобщающий урок

Знания по теме

 «Права человека и гражданина»

Общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения

Итоговый тест

Тестовые задания

22.03

26

Личность и личный выбор

Изучение нового материала

Понимание необходимости делать свой выбор в жизни

Человек, личность, ценности, моральный выбор, совесть

Проверочная работа

Учебник, доп. материалы, карточки-задания

5.04

27

Что такое мораль?

Комбини-

рованный

Значимость моральных принципов для человека, важность соблюдения «золотого правила нравственности»

Мораль, нравственность, гуманизм, «золотое правило нравственности», моральная ответственность, нравы, принципы морали, моральный идеал, общечеловеческие духовные ценности

Работа с доп. материалом

Учебник, доп. материал

12.04

28

Добро и зло

Комбини-

рованный

Взаимосвязь добра и зла в обществе

Гуманизм, мораль, этика, добро, зло, совесть

Тест, умение вести дискуссию

Учебник, тестовые задания

19.04

29

Долг и совесть

Комбини-

рованный

Взаимосвязь общества и человека

Мораль, совесть, моральный долг, общественный долг

Работа с доп. материалом

Учебник, доп. материал

       26.04

30

Роль морали в жизни человека в обществе

Комбини-

рованный групп.работы

Воспитательная роль морали, её регулирующая функция в жизни общества

Личность, мораль, общественное мнение, духовные убеждения личности, совесть

Групповая работа, работа с доп. источниками

Учебник, доп. литература

3.05

31

Нравственные основы брака и семьи

Комбини-

рованный

Семейный долг, брачный союз, нравственные основы брака и семьи

Мораль, семья, любовь, семейный долг, брак

Работа с доп. материалами, произведениями литературы

Учебник, доп. литература

10.05

32

Нравственная культура

Комбини-

рованный

Основы нравственной культуры человека

Культура внутренняя и внешняя, духовная культура, нравственная культура

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения

Учебник, доп. материалы

17.05

33

Личность и мораль

Повт.-обоб. урок

Знания по разделу «Личность и мораль»

Понятия по разделу «Личность и мораль»

Итоговый тест

Тестовые задания

24.05

34

Гражданин. Право. Мораль

Итоговое обобщение

Знания по курсу «Введение в обществознание»

Понятия курса «Введение в обществознание»

Проверочная работа, итоговый тест

Тестовые задания

31.05

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
  1. Обществознание. 8-9 классы: учеб для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова,. -  М. : Просвещение, 2010.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Административный кодекс.
  5. Семейный кодекс.
  6. Трудовой кодекс.
  7. Уголовный кодекс.
  8. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. М: ВАКО, 2010.
  9. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005.
  10. Дидактические материалы по курсу «Введение  в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.
  11. Права человека в свободной стране : учеб. пособие по правоведению для 8-9 кл. средн. общеобразоват. шк. - СПб.: Спец. лит-ра, 1998.
  12. Введение в политологию : учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учрежд. / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г. В. Каменская, А. Н. Родионов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1995.
  13. Кишенкова, О. В. Основы гражданских знаний. 9 кл. : учеб. для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / О. В. Кишенкова. - М.: Дрофа, 1998. - 288 с.
  14. Кравченко, А. И. Задачник по естествознанию. 8-9 кл. - 2-е изд. / А. И. Кравченко. -М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001. Политика и право. Школьный практикум. 8-9 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...