Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Учащиеся знакомятся с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии;
рассматривают образы героев в рассказе, определяют их роль в сюжете;
Такая работа предполагает развитие творческих способностей, мышления, внимания, интеллекта, развитие навыков выборочного чтения; пополнение словарного запаса учащихся;
формирование эстетической культуры, чувства уважения, воспитание нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение» | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся створчеством английского писателя О.Уайльдом, показать особенности смешного в рассказе, расширить представление об иронии и пародии;
рассмотреть образы героев в рассказе, определить их роль в сюжете;
2. развивающая: развитие творческих способностей, мышления, внимания, интеллекта, развитие навыков выборочного чтения; пополнение словарного запаса учащихся;
3. воспитательная: формирование эстетической культуры, чувства уважения, воспитание нравственных качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – праздник.
Оформление: рисунки к произведению, выполненные учащимися, портрет писателя, эпиграф, тезисы к уроку (в электронном виде)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока
Слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы на нем будем не только изучать и анализировать произведение, но и петь, смотреть инсценированный фрагмент рассказа, подготовленный вашими товарищами, рассмотрим и оценим рисунки, которые вы видите на доске. Авторы их сидят среди вас.
Итак, начнём. «А разве мы этого не сделали?» - скажете вы. И будете правы. Только вот цели урока не назвали. Давайте немедленно это исправим. Помогите мне сформулировать их. Можно использовать с этой целью учебник. На стр.208. представляет рассказ “Кентервильское привидение” прекрасный детский писатель, поэт и переводчик Корней Иванович Чуковский: “Раскрываю его милый рассказ “Кентервильское привидение” и меня с самого начала поражает необычайная тема рассказа. Я очень часто читал о том, как привидения пугают людей, но впервые только у Оскара Уайльда мне довелось прочитать, как люди испугали привидение. В старинный готический замок, где уже триста лет свирепствовал дух мертвеца, попали современные янки, и бедному призраку пришлось очень плохо: его зашвыряли подушками, его окатили водой, его до смерти запугали “привидением”, сделанным из метлы и тряпки. В этой весёлой балладе Оскар Уайльд взял очень старую банальную тему и вывернул её наизнанку, как мы выворачиваем перчатку или чулок…”.
Да, нам предстоит ответить на уроке на вопрос: «Как удалось писателю старую тему о привидениях «вывернуть наизнанку». А главное- «зачем» ?
2. Вхождение в проблему
. Давайте послушаем небольшое сообщение вашей одноклассницы, которое поможет приблизить к ответу на последний вопрос – «зачем»
Оскар (Фингал О Флаэрти Уилс) – английский писатель (185 -1900). Мастер устного рассказа, Уайльд очаровал лондонское общество и американскую аудиторию. О.Уайльд – лидер эстетического движения, целью которого было противопоставить идеал Вечного унылому течению прозаической действительности. Подзаголовок рассказа называется так: «Материально – идеалистическая история». Это великолепное парадоксальное сочетание. В нём отражено два совершенно противоположных взгляда на жизнь. Представитель первого – герой рассказа Хайрам Б.Отис. он убеждён, что всё можно купить за деньги и ,конечно, не верит ни в какие привидения. «Идеальное» же предполагает духовные ценности и допускает даже привидение. «Чопорность и практицизм английского буржуа» остроумно и изящно высмеивается автором рассказа.
3. (После сообщения учитель ученики делают вывод: «Писатель
написал «Кентервильское привидение» с целью вернуть прежние духовные ценности.)
4.Словарная работа.
- Привидите примеры из теста, в которых автор использует такое художественное средство, как ирония.
Ученики читают запись на доске, записывают в тетрадь. Ирония – один из видов комического.
Ирония на греческом языке значит «притворство». Смешное под маской серьёзного.
Парадокс- мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу.
5. Ученики читают выразительно спор хозяина замка, лорда Кентервиля и мистера Хайрама Б.Отиса..
- В чем ирония автора? (Герои не понимают друг друга…)
- А теперь найдите иронические высказывания:
стр.384 («Звёзды и полосы»,
стр.383 ( миссис Отис)
стр.393 (вывеска на чучеле) и т.д.
- С помощью парадокса достигается юмористический эффект. В какой сцене, на ваш взгляд, это обнаруживается лучше всего?
( В главе 3. Привидение боится привидения)
6. Работа по осмыслению текста. Классу предлагается такая работа: составить вопросы задания к главам самим. Самые интересные обсуждаются. Например:
- Докажите, что отношение Отиса к мистике самое ироническое. Используя его фразы, процитируйте .
(«Пусть привидение идёт вместе с мебелью». «Заведись в Европе хоть одно привидение, оно мигом очутилось бы у нас в музее или разъездном опаноптикуме».)
Вывод: Эти слова подчёркивают не только иронический склад характера американского посла, но и прагматический.
-Расскажите первой встрече привидения с мистером Отисом. Что возмутило так привидение и почему?
(Такая работа поможет учащимся не только глубже проникнуть в содержание произведения, но и реализовать свои творческие возможности)
7. Работа с иллюстрациями к произведению.
- Какой момент на них изображён?
_ Найдите в тексте подходящие слова, предложения, отражающие суть рисунка.
- Используя иллюстрации, сформулируйте проблемы, поднятые автором произведения. Свой ответ сопроводите доказательством.
(Добра и зла, подлинной красоты, милосердия, любви, выбора, жертвенности, смысла жизни)
Образец ответа: Проблема милосердия, любви решается автором рассказа с помощью образа Вирджинии.
Привидение оказалось на самом деле очень уязвимым, ранимым и незащищённым. Оно устало и на пугано жестокостью и холодностью людей. Вирджиния же поняла отчаяние привидения и пожалела его, утешила и тем самым помогла ему испытать радостные чувства
Настроение её меняется во время разговора с привидением: капризы сменяются состраданием и удивлением. Она узнает, как долго он не спал, как был заморен голодом, как истомился душой; предложила бутерброд.
В подарок Верджиния получила шкатулку с драгоценностями.
Она поняла, что такое Любовь, Жизнь и Смерть. Лицо озарилось лучезарным светом.
Верджиния прошла испытания на человечность. Она умеет сострадать, а значит милосердна.
8. Сценка. «Разговор Вирджинии с привидением».
Звучит музыка Шуберта «Аве Мария»
“Вирджиния сделалась очень печальной, и губки её задрожали, как лепестки розы. Она подошла к нему, опустилась на колени и взглянула в его старое, морщинистое лицо.
- Бедный мой призрак,- прошептала она,- разве тебе негде лечь и уснуть?
- Далеко-далеко, за сосновым бором,- ответил он тихим, мечтательным голосом,- есть маленький сад. Трава там густая и высокая, там белеют звёзды цикуты, и всю ночь там поёт соловей. Он поёт до рассвета, и холодная хрустальная луна глядит с вышины, а исполинское тисовое дерево простирает свои руки над спящими.
Глаза Вирджинии заволоклись слезами, и она спрятала лицо в ладони.
- Это Сад Смерти? - прошептала она.
- Да, Смерти. Смерть, должно быть, прекрасна. Лежишь в мягкой сырой земле, и над тобою колышутся травы, и слушаешь тишину. Как хорошо не знать ни вчера, ни завтра, забыть время, простить жизнь, изведать покой. В твоих силах помочь мне. Тебе легко отворить врата Смерти, ибо с тобой Любовь, а Любовь сильнее Смерти.
Вирджиния вздрогнула, точно её пронизал холод; воцарилось короткое молчание. Ей казалось, будто она видит страшный сон.
И опять заговорил дух, и голос его был, как вздохи ветра.
- Ты читала древнее пророчество, начертанное на окне библиотеки?
- О, сколько раз! – воскликнула девочка, вскинув головку. – Я его наизусть знаю. Оно написано такими странными черными буквами, что их сразу и не разберёшь. Там всего шесть строчек:
Когда заплачет, не шутя,
Здесь златокудрое дитя,
Молитва утолит печаль
И зацветёт в саду миндаль –
Тогда взликует этот дом
И дух уснет, живущий в нем.
Только я не понимаю, что всё это значит.
- Это значит, - печально промолвил дух, - что ты должна оплакать мои прегрешения, ибо у меня самого нет слёз, и помолиться за мою душу, ибо у меня нет веры.”
9.Беседа:
- Что значил для привидения разговор с Вирджинией?
(Он надеялся обрести покой).
- А что для Вирджинии значил разговор с привидением?
(“Я ему стольким обязана! Он открыл мне, что такое Жизнь и что такое Смерть и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти”).
10. Итог урока
- Так какова главная мысль произведения?
(«Любовь сильнее Жизни и Смерти»)
-Писатель считал, что цель искусства – «поучать развлекая». Согласны ли вы с этой мыслью?
- А вот ещё интересные высказывания (раздаточный материал на каждой парте): «Художник тот, кто создаёт прекрасное».
«Искусство, несущее в себе идеал прекрасного, вечно и оно выше жизни».
«Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл – люди культурные, они не безнадёжны»
Подумайте над смыслом. Чтобы оценить высказывания по- настоящему понадобится много времени, может быть, целая жизнь. Это зависит от того. Как вы её проживёте.
Звучит песня в исполнении Макаревича « Не надо прогибаться под изменчивый мир…»Поют и учащиеся класса. Во время песни группа ребят раздаёт всем бумажные сердечки с цитатами из произведений О. Уайльда.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О. Уайльд "Кентервильское привидение" Тест
Тест по сказке О. Уайльда "Кентервильское привидение"...
Сценарий классного спектакля по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"
Данный сценарий был написан для ребят моего класса. Они с воодушевлением работали над спектаклем, показали его ребятам из других классов. Особенно он понравился учащимся начальной школы...
Урок по рассказу О.Уайльда "Кентервильское привидение"
Это материал урока для 6 класса по программе Курдюмовой....
Творческая мастерская по литературе по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"
Нетрадиционный урок литературы " О.Уайльд "Кентервильское привидение" (УМК Т.Ф.Курдюмовой , 6 класс )...
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...
Тест О.Уайльд "Кентервильское привидение"
Тест поможет проверить знания учащимися текста рассказа О.Уайльда "Кентервильское привидение"; развивать умение находить нужный материал в тексте; развивать навыки самостоятельной работ...
Конспект урока английского языка в 8 классе по книге для чтения "Кентервильское привидение" О.Уайльда (7 эпизод)
Предлагаемый конспект урока английского языка в 8 классе по домашнему чтению является 7 в серии уроков по книге для чтения "Кентервильское привидение" О.Уайльда в пересказе Ю.Е. Ваулиной и д...