Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Козлова Людмила Михайловна

    Учащиеся знакомятся  с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии;

 рассматривают образы героев в рассказе, определяют их роль в сюжете; 
Такая работа предполагает  развитие творческих способностей, мышления, внимания, интеллекта, развитие навыков выборочного чтения; пополнение словарного запаса учащихся;  
 формирование эстетической культуры, чувства уважения, воспитание нравственных качеств личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок –  размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение» 

Цели урока: 
1. Образовательная:  познакомить учащихся  створчеством английского писателя О.Уайльдом, показать особенности смешного в рассказе, расширить представление об иронии и пародии;

 рассмотреть образы героев в рассказе, определить их роль в сюжете; 
2. развивающая: развитие творческих способностей, мышления, внимания, интеллекта, развитие навыков выборочного чтения; пополнение словарного запаса учащихся;  
3. воспитательная: формирование эстетической культуры, чувства уважения, воспитание нравственных качеств личности. 
Тип урока: комбинированный. 
Вид урока: урок – праздник.

Оформление: рисунки к произведению, выполненные учащимися, портрет писателя, эпиграф, тезисы к уроку (в электронном виде)

Ход урока.

1.Организационный момент. 
Сообщение темы и целей урока

Слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы на нем будем не только изучать и анализировать произведение, но и петь, смотреть инсценированный фрагмент рассказа, подготовленный вашими товарищами, рассмотрим и оценим рисунки, которые вы видите на доске. Авторы их сидят среди вас.

Итак, начнём. «А разве мы этого не сделали?» - скажете вы. И будете правы. Только вот цели урока не назвали. Давайте немедленно это исправим. Помогите мне сформулировать их. Можно использовать с этой целью учебник. На стр.208. представляет рассказ “Кентервильское привидение” прекрасный детский писатель, поэт и переводчик Корней Иванович Чуковский: “Раскрываю его милый рассказ “Кентервильское привидение” и меня с самого начала поражает необычайная тема рассказа. Я очень часто читал о том, как привидения пугают людей, но впервые только у Оскара Уайльда мне довелось прочитать, как люди испугали привидение. В старинный готический замок, где уже триста лет свирепствовал дух мертвеца, попали современные янки, и бедному призраку пришлось очень плохо: его зашвыряли подушками, его окатили водой, его до смерти запугали “привидением”, сделанным из метлы и тряпки. В этой весёлой балладе Оскар Уайльд взял очень старую банальную тему и вывернул её наизнанку, как мы выворачиваем перчатку или чулок…”. 

 Да,  нам предстоит ответить на уроке на вопрос: «Как удалось писателю старую тему о привидениях «вывернуть наизнанку». А главное-  «зачем» ?

2.  Вхождение в проблему

. Давайте послушаем небольшое сообщение вашей одноклассницы, которое поможет приблизить к ответу на последний вопрос – «зачем»

Оскар (Фингал О Флаэрти Уилс) – английский писатель (185 -1900). Мастер устного рассказа, Уайльд очаровал лондонское общество и американскую аудиторию. О.Уайльд – лидер эстетического движения, целью которого было противопоставить идеал Вечного унылому течению прозаической действительности. Подзаголовок рассказа называется так: «Материально – идеалистическая история».  Это  великолепное парадоксальное сочетание. В нём отражено два совершенно противоположных взгляда на жизнь. Представитель первого – герой рассказа Хайрам Б.Отис. он убеждён, что всё можно купить за деньги и ,конечно, не верит ни в какие привидения. «Идеальное» же  предполагает духовные ценности и допускает даже привидение. «Чопорность и практицизм английского буржуа» остроумно и изящно высмеивается автором рассказа.

3. (После сообщения учитель ученики делают вывод:  «Писатель

написал  «Кентервильское привидение»  с целью вернуть прежние духовные ценности.)

4.Словарная работа.

- Привидите примеры из теста, в которых автор использует такое художественное средство, как ирония.

Ученики читают запись на доске, записывают в тетрадь.  Ирония – один из видов комического.

Ирония  на греческом языке значит «притворство».  Смешное под маской серьёзного.

Парадокс- мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу.

5. Ученики читают выразительно спор хозяина замка, лорда Кентервиля и мистера Хайрама Б.Отиса..

- В чем ирония автора? (Герои не понимают друг друга…)

- А теперь найдите иронические высказывания:

  стр.384 («Звёзды и полосы»,

стр.383 ( миссис Отис)

стр.393 (вывеска на чучеле) и т.д.

- С помощью парадокса достигается юмористический эффект. В какой сцене, на ваш взгляд, это обнаруживается лучше всего?

( В главе 3.  Привидение боится привидения)

6. Работа по осмыслению текста. Классу предлагается такая работа: составить вопросы  задания к главам самим. Самые интересные обсуждаются. Например:

- Докажите, что отношение Отиса к мистике самое ироническое. Используя его фразы, процитируйте . 
(«Пусть привидение идёт вместе с мебелью». «Заведись в Европе хоть одно привидение, оно мигом очутилось бы у нас в музее или разъездном опаноптикуме».) 
Вывод: Эти слова подчёркивают не только иронический склад характера американского посла, но и прагматический. 

-Расскажите  первой  встрече привидения с мистером Отисом. Что возмутило так привидение и почему?

 (Такая работа поможет учащимся не только глубже проникнуть в содержание произведения, но и реализовать свои творческие возможности)

7. Работа с иллюстрациями к произведению.

- Какой момент на них изображён?

_ Найдите в тексте  подходящие слова, предложения, отражающие суть  рисунка.

- Используя иллюстрации, сформулируйте проблемы, поднятые автором произведения. Свой ответ сопроводите доказательством.

 (Добра и зла,  подлинной красоты, милосердия, любви,  выбора, жертвенности, смысла жизни)

Образец ответа: Проблема милосердия, любви  решается автором  рассказа с помощью образа Вирджинии.

 Привидение оказалось на самом деле очень уязвимым, ранимым и незащищённым. Оно устало и на пугано жестокостью и холодностью людей. Вирджиния же поняла отчаяние привидения и пожалела его, утешила и тем самым помогла ему испытать радостные чувства

 Настроение её меняется во время разговора с привидением: капризы сменяются состраданием и удивлением. Она узнает, как долго он не спал, как был заморен голодом, как истомился душой; предложила бутерброд.  
В подарок Верджиния получила шкатулку с драгоценностями. 
 Она поняла, что такое Любовь, Жизнь и Смерть. Лицо озарилось лучезарным светом. 
 Верджиния прошла испытания на человечность. Она умеет сострадать, а значит милосердна. 

8. Сценка. «Разговор Вирджинии с привидением».

 Звучит музыка Шуберта «Аве Мария»
“Вирджиния сделалась очень печальной, и губки её задрожали, как лепестки розы. Она подошла к нему, опустилась на колени и взглянула в его старое, морщинистое лицо. 
- Бедный мой призрак,- прошептала она,- разве тебе негде лечь и уснуть? 
- Далеко-далеко, за сосновым бором,- ответил он тихим, мечтательным голосом,- есть маленький сад. Трава там густая и высокая, там белеют звёзды цикуты, и всю ночь там поёт соловей. Он поёт до рассвета, и холодная хрустальная луна глядит с вышины, а исполинское тисовое дерево простирает свои руки над спящими. 
Глаза Вирджинии заволоклись слезами, и она спрятала лицо в ладони. 
- Это Сад Смерти? - прошептала она. 
- Да, Смерти. Смерть, должно быть, прекрасна. Лежишь в мягкой сырой земле, и над тобою колышутся травы, и слушаешь тишину. Как хорошо не знать ни вчера, ни завтра, забыть время, простить жизнь, изведать покой. В твоих силах помочь мне. Тебе легко отворить врата Смерти, ибо с тобой Любовь, а Любовь сильнее Смерти. 
Вирджиния вздрогнула, точно её пронизал холод; воцарилось короткое молчание. Ей казалось, будто она видит страшный сон. 
И опять заговорил дух, и голос его был, как вздохи ветра. 
- Ты читала древнее пророчество, начертанное на окне библиотеки? 
- О, сколько раз! – воскликнула девочка, вскинув головку. – Я его наизусть знаю. Оно написано такими странными черными буквами, что их сразу и не разберёшь. Там всего шесть строчек: 
Когда заплачет, не шутя, 
Здесь златокудрое дитя, 
Молитва утолит печаль 
И зацветёт в саду миндаль – 
Тогда взликует этот дом 
И дух уснет, живущий в нем. 
Только я не понимаю, что всё это значит. 
- Это значит, - печально промолвил дух, - что ты должна оплакать мои прегрешения, ибо у меня самого нет слёз, и помолиться за мою душу, ибо у меня нет веры.” 

9.Беседа: 
- Что значил для привидения разговор с Вирджинией? 
(Он надеялся обрести покой). 
- А что для Вирджинии значил разговор с привидением? 
(“Я ему стольким обязана! Он открыл мне, что такое Жизнь и что такое Смерть и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти”). 

10. Итог урока

-  Так какова главная мысль произведения?

 («Любовь сильнее Жизни и Смерти»)

-Писатель считал, что цель искусства – «поучать развлекая». Согласны ли вы с этой мыслью?

- А вот ещё интересные высказывания (раздаточный материал на каждой парте): «Художник тот, кто создаёт прекрасное».

«Искусство, несущее в себе идеал прекрасного, вечно и оно выше жизни».

«Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл – люди культурные, они не безнадёжны»

Подумайте над  смыслом. Чтобы оценить высказывания по- настоящему понадобится много времени, может быть, целая жизнь. Это зависит от того. Как вы её проживёте.

Звучит песня в исполнении Макаревича « Не надо прогибаться под изменчивый мир…»Поют и учащиеся класса. Во время песни группа ребят раздаёт всем бумажные сердечки с цитатами из произведений О. Уайльда.

 

,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О. Уайльд "Кентервильское привидение" Тест

Тест по сказке О. Уайльда "Кентервильское привидение"...

Сценарий классного спектакля по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"

Данный сценарий был написан для ребят моего класса. Они с воодушевлением работали над спектаклем, показали его ребятам из других классов. Особенно он понравился учащимся начальной школы...

Урок по рассказу О.Уайльда "Кентервильское привидение"

Это материал урока для 6 класса по программе Курдюмовой....

Творческая мастерская по литературе по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"

Нетрадиционный урок литературы " О.Уайльд "Кентервильское привидение" (УМК Т.Ф.Курдюмовой , 6 класс )...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Урок –  размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...

Тест О.Уайльд "Кентервильское привидение"

Тест поможет проверить знания учащимися текста рассказа О.Уайльда "Кентервильское привидение"; развивать умение находить нужный материал в тексте; развивать навыки самостоятельной работ...

Конспект урока английского языка в 8 классе по книге для чтения "Кентервильское привидение" О.Уайльда (7 эпизод)

Предлагаемый конспект урока английского языка в 8 классе по домашнему чтению является 7 в серии уроков по книге для чтения "Кентервильское привидение" О.Уайльда в пересказе Ю.Е. Ваулиной и д...