Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цели:
- Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»
- Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва, В. Дикуля
- Развивать умения и навыки анализа художественного текста
- Активизировать и развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся
- На историческом и литературном материале воспитывать духовно-нравственные идеалы
- Формировать активную жизненную позицию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odinokiy_dub.pptx | 82.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один в поле не воин? Быть иль не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым миром бед Покончить с ними? В.Шекспир, «Гамлет»
Цели: Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва, В. Дикуля Развивать умения и навыки анализа художественного текста Активизировать и развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся На историческом и литературном материале воспитывать духовно-нравственные идеалы Формировать активную жизненную позицию
Информация для учителя. На предыдущих уроках литературы шестиклассники познакомились с биографией Н.Заболоцкого и проанализировали его стихотворение «Некрасивая девочка» Класс делится на три группы и получает предварительное домашнее задание (см. следующий слайд) Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» (можно прочитать наизусть) Выписать из толкового словаря значение слов поле, быть
Предварительное задание для группы № 1 Подготовить презентацию о Фёдоре Конюхове краткая биография путешествия трудности, испытания (с чем пришлось бороться, ради чего) фотоматериалы
Предварительное задание для группы № 2 Подготовить презентацию о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве к раткая биография жизненная позиция заслуги итог жизни фотоматериалы
Предварительное задание для группы № 3 Подготовить презентацию о Валентине Дикуле к раткая биография жизнь до травмы жизнь после травмы результат борьбы фотоматериалы
Ход урока. Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Н.Заболоцкого: познакомимся с его стихотворением «Одинокий дуб» и поразмышляем над проблемой, которую он поднимает в этом произведении. Оставьте, пожалуйста, в тетрадях место для записи темы (мы её запишем позже) и запишите эпиграф к нашему уроку – слова Гамлета, героя одноимённой трагедии В.Шекспира. А теперь послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Выразительное чтение стихотворения
Николай Заболоцкий Одинокий дуб Дурная почва: слишком узловат И этот дуб, и нет великолепья В его ветвях. Какие-то отрепья Торчат на нем и глухо шелестят. Но скрученные намертво суставы Он так развил, что, кажется, ударь — И запоет он колоколом славы, И из ствола закапает янтарь. Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин. Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один.
? Какую картину вы представляете, слушая это стихотворение? Давайте «вглядимся» в этот дуб и заполним таблицу. Внешний вид Внутреннее состояние «слишком узловат» «нет великолепья в его ветвях» «какие-то отрепья торчат на нём и глухо шелестят» «скрученные намертво суставы он так развил» «запоёт он колоколом славы» «из ствола закапает янтарь» «он важен и спокоен» Уродлив, узловат Величав, прекрасен Дуб Ученики самостоятельно заполняют таблицу, после чего, опираясь на записи, анализируем стихотворение.
Продолжение анализа стихотворения ? Как вы думаете, что автор стремится донести до читателя, так описывая дуб? (Дуб, несмотря на внешнее уродство, прекрасен, величав.) ? Почему поэт употребляет глагол «вглядись», не какой-нибудь другой, например, посмотри, взгляни? Это важно? (Да, это важно. Только внимательный взгляд видит истинное, настоящее ) ? Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Как это помогает ему в создании художественного образа ? ? Ребята, обратите внимание на стихотворный ритм произведения. Легко ли читаются первые четыре строки? А дальше? Как вы думаете, почему так? (Стихотворение начинается неровно, «коряво», подобно внешней узловатости дуба, но потом выравнивается, каждая строчка – законченная часть. Поэтому читать уже легко. Ритмический рисунок помогает автору создать художественный образ) ? Какую проблему поднимает автор, описывая дуб? ( Проблему истинной красоты.)
Выход на проблему для размышления ? В каком произведении Н.Заболоцкий тоже ставит вопрос об истинной красоте? (В стихотворении «Некрасивая девочка»: …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?) ? И в стихотворении «Одинокий дуб», и в стихотворении «Некрасивая девочка» поэт говорит об истинной красоте. Но почему тогда стихотворение «Одинокий дуб» заканчивается словами: «Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один»? (Воин потому, что дубу пришлось бороться за жизнь в этой «безжизненной равнине».) ? Где в стихотворении есть ещё указание на то, что дуб – воин? («Запоёт он колоколом славы») ? Говоря о дубе, размышляя о его силе и величии, о стремлении к жизни и победе в этой борьбе, только ли о дубе говорит поэт?
Формулируем проблему для размышления Учитель . «Кто говорит, что в поле он не воин?»- спрашивает Н.Заболоцкий. Как видим, поэт не согласен с народной мудростью, которая гласит: «Один в поле не воин». По его мнению, есть воины, сражающиеся и побеждающие в одиночку. Мы тоже задумаемся над этим вопросом и попытаемся ответить на него в конце урока. (Записываем вопрос как тему урока: «Один в поле не воин?») Учитель. Мы записали это предложение с вопросительным знаком. В пословице в конце предложения стоит точка. Объясните, пожалуйста, в чём разница. ? Как вы понимаете пословицу?
Индивидуальное задание: с ловарная статья слова поле: Безлесная равнина, пространство Обрабатываемая под посев земля Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил перен. Область деятельности, поприще. ? В каком значении, на ваш взгляд, чаще всего употребляется это слово в пословице? А в каком употреблено в стихотворении Н.Заболоцкого?
Учитель. В литературе много произведений, в которых поднимается проблема воинов-одиночек: народные сказки, былины, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Неизвестный цветок» А.Платонова и др. Во всех этих произведениях одинокие воины одерживают победу в борьбе. А как обстоит дело в реальной жизни? Презентации групп: Ф.Конюхов Д.Лихачёв (Когда будут говорить о жизненной позиции, необходимо прокомментировать слова Д.Лихачёва (высказывание у учеников на партах): «Даже в случаях тупиковых, когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хотя бы один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию». Обратить внимание на слова «заставляю себя выступать») В. Дикуль
? Итак, три человека, три судьбы. Как герои ваших сообщений ответили для себя на поставленный нами вопрос? ? С чем им пришлось сражаться? (основное сражение) Ф.Конюхов – со стихией Д.Лихачёв – с обществом, с бюрократией В.Дикуль – с недугом ? В этом году на уроках литературы мы с вами размышляем над проблемой «человек и его поступок». Как поступки наших героев их характеризуют? ? Как вы думаете, поступок человека формирует его характер, его личность? Объясните.
Учитель. Ответ на вопрос, над которым мы размышляем сегодня, волновал не одно поколение. В.Шекспир в трагедии «Гамлет» поставил его в философском плане. (Читаем эпиграф. Комментируем строки, на которые обращает внимание учитель) Смиряться под ударами судьбы Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? ? О чём говорится в этих строках? ( Два образа жизни. 1. Смиряться с судьбой, не противостоять невзгодам, неприятностям, трудностям; не бороться, не идти против чего-либо или кого-либо. 2. Воевать с несправедливостью, с бедами, «покончить с ними»)
? Почему вопрос ставиться так: «Достойно ль смиряться»? (Герой считает, что смиряться, уходить от борьбы недостойно) ? Почему же понимая, что уходить от борьбы недостойно, герой всё же размышляет, как ему поступить? (Борьба может быть не на жизнь, а на смерть, и герой это понимает. Именно поэтому он серьёзно задумывается над выбором. Он один должен вступить в «смертельную схватку с целым морем бед».)
Учитель. Ребята, прочитайте, пожалуйста, цитату из интервью с Натальей Солженициной и скажите, как её слова соотносятся с нашим сегодняшним разговором. «Каждый из нас, в лютые времена или благополучные, каждый день делает маленький или большой выбор… Сделать выбор в экстремальной ситуации в каком-то смысле намного проще, потому что ясно, что белое, а что чёрное. Это ситуация моря. А в луже не страшно. Никто не боится утонуть в луже – ну, разве то испачкаться…На самом деле топит лужа, которой ты не опасаешься». ( Н.Солженицина говорит о выборе. О выборе не только в экстремальной ситуации, но и о ежедневном выборе, который зачастую и формирует человека.)
? Вновь обратимся к словам Гамлета. Говоря о двух образах жизни, о двух жизненных позициях, герой ставит вопрос так: «Быть иль не быть?» (Инд. зад. Смотрим значение слова быть ) ? Почему не «жить иль не жить»? Как вы это понимаете? Согласны или не согласны с этим? Почему? (Шекспир говорит о сути человека) Итог урока Учитель. Сегодня на уроке, размышляя над вопросом:»Один в поле не воин?»- мы узнали точку зрения по этому поводу разных людей, познакомились с судьбами наших современников, а теперь пришло время самим ответить на этот вопрос. Домашнее задание Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение-размышление на тему:»Один в поле не воин?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждениюУрок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оц...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждению Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оценками Бородинско...
Урок-размышление «Загадки Куликова поля»
Цели:1) проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках.2) развивать интерес к отечественной истории.3) воспитывать трудолюбие и умение отстаивать своё мнение. План зан...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...