Реформа правоохранительных органов
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Брижатая Ольга Андреевна

материал содержит не только фактологический материал, но и направлен на формирование понятийного тезауруса через работу с понятиями. Раскрывается не только сама суть реформы, но и проводится работа с проблемным вопросом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reforma_pravookhranitelnykh_organov.rar707.21 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа: «Моделирование понятийного тезауруса по теме: Реформа правоохранительных органов»

Выполнила:

учитель истории и обществознания муниципального бюджетного образовательного учреждение средней общеобразовательной школы №149

Брижатая О.А.

Предназначена для учащихся 9-ого класса

Цель: закрепление знаний учащихся о правоохранительной системе и реформе правоохранительных органов

Задачи урока:

обобщить знания учащихся о реформе правоохранительных органов, ее роли в развитии общества, во взаимодействии государства и органов;

развить умения и навыки учащихся по определению сущностных характеристик милиции и полиции, сравнивать и различать их по указанным критериям;

развить умения пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации;

воспитывать толерантность и уважение к органам власти, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Этапы урока

Длительность

Организационный этап

Постановка тезаурусного вопроса

Основная часть, раскрытие проблемного вопроса

Историческая справка

Подведение итогов

2 минут

5 минут

20 минут

5 минут

5 минут

Организационный этап. (Слайд 1,2)

Здравствуйте! Сегодня мы с вами подведем итоги темы и с помощью понятийного тезауруса ответим на проблемный вопрос «В чем разница между милицией и полицией?» и углубимся в суть функционала органов и народного отношения к реформе правоохранительной системы.

Постановка тезаурусного вопроса. (Слайд 3)

Милиция или полиция? В чем разница понятий и сути? Или это изменение одного лишь названия? В чем же разница между милицией и полицией?

Основная часть.

Давайте с вами попытаемся раскрыть суть самого тезауруса «МИЛИТ» (Слайд 4, 5) и попробует подыскать однокоренные слова. А теперь суть тезауруса «Полис(т)» (Слайд 6, 7)

Теперь давайте дадим точное определение каждому термину (варианты учеников)

Милиция -  (от лат. militia — военная служба, войско) — нерегулярные отряды вооружённых граждан, формируемые только на время войны, гражданское ополчение.

Латинский термин «militia» первоначально обозначал службу солдата-пехотинца (лат. miles). (Слайд 8)

Каковы функции милиции до реформы? (ответы учеников)

защита прав граждан, интересов общества и государства

поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе (Слайд 9)

Как вы думаете откуда пошло значение «милиции»? (варианты учеников)

Историческая справка (слайд 10):

  • Изначальный смысл – народное ополчение, т.е.вооруженные граждане.
  • В России первые вспомогательные воинские формирования были созданы Петром  I в 1713 году как альтернатива казачьим войскам.
  • Уже в XIX веке милиция участвовала во всех военных компаниях России, в том числе в войне 1812 года.
  • После Октябрьской революции 10 ноября 1917 года вышел декрет «О рабочей милиции», согласно которому она должна была защищать интересы общества и государства.

Существуют и народные прозвища сотрудников милиции, но и они образовались не на пустом месте (слайд 11, 12):

  • Неформальные прозвища сотрудников милиции с точки зрения народной этимологии: мент, легавый, фараон, мусор.
  • Мусор – от аббревиатуры Московский уголовный сыск (МУС), переименован в МУР, но прозвище осталось.
  • В действительности «мусор» имеет несколько иное происхождение – от иврита «мосер» - предатель – это слово обозначало полицейских осведомителей, т.е. провокаторов, внедренных в банду.
  • Легавый – до революции агенты уголовного сыска для маскировки носили нашивки охотничьего общества с изображением легавой собаки

Теперь давайте перейдем к значению полиции. Что такое полиция?

Полиция - система государственных служб и органов по охране общественного порядка. (Слайд 13)

Каковы функции?

  • предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. (Слайд 14)

 

А теперь небольшая разминка. Отгадайте загадку (Слайд 15, 16)

Подведение итогов, рефлексия:

Давайте вернемся в нашему проблемному тезаурусному вопросу. В чем разница между милицией и полицией? (Слайды 17, 18, 19) (ответы учеников)

Ваши ответы мы выслушали, теперь давайте обратимся к общественному мнению (Слайд 20,21, 23) и статистике (Слайд 22)

Рефлексия: посмотрите на слайд и в своих тетрадях ответьте на каждый из этих вопросов.

Ребята, посмотрите, изначально мы начали рассматривать лишь происхождение тезауруса, в итоге смогли выйти к самым истокам функционирования и значения милиции и полиции. Как правильно, иногда, смотреть в самое сердце проблемы. Ведь вначале было СЛОВО…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особливості організації та життєдіяльності одноклітинних еукаріотів. Колоніальні одноклітинні організми.

Урок построен с учетом специфики школы при воспитательной колонии. Дополнен ученическими листками и дополнительными материалами о строении и жизнедеятельности одноклеточных и колониальных эукариотичес...

Внеклассное мероприятие "Виртуальная экскурсия по профессиям правоохранительных органов"

Выбор профессии – один из серьёзнейших шагов, стоящих перед молодёжью. От того, насколько  правильно он сделан, отвечает ли выбранная профессия способностям, интересам и склонностям, является ли ...

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

Взаимодействие школы и правоохранительных органов

подробно раскрыта система взаимодействия школы с КДН, ПДН...

Взаимодействие образовательных организаций и правоохранительных органов с родительской общественностью при обучении детей и молодёжи ПДД

В статье описаны причины детского ДТТ. Предложены некоторые способы решения данной проблемы. Описаны принцыпы наглядно-информационной деятельности. перечислены документы, отражающие изучение ПДД в ОУ....

План взаимодействия с правоохранительными органами на 2022 - 2023 учебный год.

Цель:  проведение  психолого - педагогической работы по предупреждению  правонарушений, безнадзорности и беспризорности  среди  учащихся.Задачи:1.Создание  благоприятного...

Взаимодействие школы и правоохранительных органов

Под образованием  понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся) установленных госуд...