Внеклассное мероприятие "Правовой статус ребёнка"
классный час по обществознанию (5 класс) по теме
Материал содержит конспект урока, музыкальное сопровождение, презентация. Цель: ознакомить детей с их правами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_prava.ppt | 1.52 МБ |
znatoki_prava.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Права детей"
Цель: Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей и активной жизненной позиции.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
- Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Для команд:
- чистые листы бумаги
- ручки
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
- листы с кроссвордом (3)
- листы с отдельными правами (12)
Для проведения игры формируются 3 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон (звезда)
ХОД ИГРЫ
Слайд 1. Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Слайд 2. Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
Слайд 3. Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).
Слайд 4. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Слайд 5-12. Ребята до начала игры я хотела бы провести с вами разминку. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете либо "Да", либо "Нет".
1. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религии.
2. Каждый ребенок может свободно выражать свои взгляды и мнение.
3. У каждого ребенка есть право на жизнь, выживание и свободное развитие.
4. У каждого ребёнка есть право на свободное общение с родителями.
5. Ребенок имеет право на отдых и досуг.
6. Ребенок должен быть защищен от всех форм насилия.
7. Каждый ребенок имеет право на образование.
8. У детей есть право на доступ к информации.
Слайд 13. Но! Вы все смотрите телевизор, газеты и сталкиваетесь с тем, что права ребёнка все таки нарушаются. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Слайд 14. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на индивидуальность.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на специальную охрану и защиту.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Конкурс № 1
Слайд 15. Капитан от каждой команды, подходит и выбирает лист на котором записаны права.
Каждой команде по 4 права. Дается 1 – 2 минуты на размышление. В ходе беседы учитель и жюри выясняют, как они понимают каждое названное право. За 1 правильный ответ команда получает 1 очко (жетон)
(Приложение 1)
1. Право на жизнь. (Ст. 6).
2. Право на имя при рождении. (Ст. 7).
3. Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).
4. Право на образование. (Ст. 28).
5. Право на отдых и досуг. (Ст. 28).
6. Право на индивидуальность. (Ст. 8).
7. Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).
8. Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).
9. Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).
10. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).
11. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).
12. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).
Конкурс № 2. Кроссворд.
Слайд 16. Каждая команда получает кроссворд, который они решают совместно. На решение дается 3 минуты. Та команда, которая решит его быстрее и правильнее, получает 5 очков (жетонов).
(Приложение 2)
Слайд 17.
Кроссворд
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Проверяем по слайду. )
Слайд 18. Ответы кроссворда
Слайд 18.
Конкурс № 3. Викторина “Права литературных героев”.
Слайд 19. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко (жетон)
Слайд 20-29. Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- В каких сказках больные используют своё право на бесплатное медицинское обслуживание? ("Айболит").
- В каких сказках один герой эксплуатировал других? ("Буратино").
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс № 4. “Песня о правах”.
Слайд 30. Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет речь. За каждый правильны ответ команда получает 1 очко (жетон)
(Приложение 3)
- “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
- “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
- “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
- “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет).
- "Песня Мамонтенка"
Конкурс для болельщиков. Ситуации.
Слайд 31. Даны ситуации, вы должны их проанализировать, и ответить на вопросы. За каждый правильны ответ ваша команда получает 2 очка (жетона).
Слайд 32. Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Конкурс 5 «Вам письмо»
Слайд 33. Вам пришло письмо. Ваша цель, прослушав его, ответить на вопросы. За 1 правильный ответ – 1 жетон.
Слайд 34. Письмо от Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Слайд 35. Письмо от Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
Слайд 36. Письмо от Гарри Поттера: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
Слайд 37. Подведение итогов.
Слайд 38-46. Ребята, чтобы закрепить полученные знания давайте повторим, что мы сегодня узнали.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Слайд 47. Слово жюри. Награждение команд. Вручение грамот.
Спасибо за работу!
Использованная литература:
Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
Внеклассное занятие о правах ребёнка.
для учащихся 8-9 классов...
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.
Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...
Как определить речевой статус ребёнка?
Определение речевого статуса ребёнка....
«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»
В докладе раскрывается тема что такое социометрический статус школьника в коллективе сверстников, выявление социометрического статуса, а также коррекционная работа с отверженными детьми....
Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»
Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних, понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...
Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)
В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....