Внеклассное занятие о правах ребёнка.
план-конспект занятия (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
(8-9 классы)
Цель:
1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.
4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Ход занятия
I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.
Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
3. Показать единство прав и обязанностей.
4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам.
Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.
Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими
Что такое право?
(Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)
В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
Какие основные признаки прав вам известны?
Какие статьи Конституции РФ описывают права человека?
(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :
Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование
“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.
О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.
В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.
10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН была принята
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
(Выставляется Конвенция о правах ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)
Учитель:
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции.
Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.
Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении.
Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.
Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации. Следовательно, о вас заботится Президент и Правительство России.
Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем...
Учащийся:
Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.
Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.
Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.
Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.
Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.
“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.
1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.
Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.
Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...
Учащийся: Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.
Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании напечатать в газете, в журнале. Опубликовать личный сборник своих творческих работ.
Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.
Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.
Общие выводы по ходу диалога:
Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
Право на:
- жизнь;
- имя;
- гражданство;
- благополучие и любовь;
- образование;
- отдых на личную жизнь;
- собственное мнение на мирную жизнь;
- здоровый образ жизни.
По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.
Второй учащийся: Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
Третий учащийся: Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.
Учитель:
Вопросы:
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права вам известны?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
Внеклассное занятие по правам человека
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регули...
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Воспитательное занятие "Конвенция о правах ребёнка"
Воспитательное занятие "Конвенция о правах ребёнка"...
Презентация к внеклассному занятию "Мои права и обязанности" 6 класс
Презентация к внеклассному занятию "Мои права и обязанности" 6 класс...
Урок внеклассного чтения "Конвенция о правах ребёнка и сказки" (5 кл.)
В ходе урока пятиклассники знакомятся со статьями Конвенции о правах ребёнка на примерах из русских народных сказок....
Внеклассное занятие "Мои права и обязанности"
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разднлить понятия "права" и "обязанности" и показать их единство....