Разработка урока обществознания на тему "Семья в современной России" (профильное изучение, 11 класс)
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Диденко Светлана Николаевна

Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Демографическая ситуация в России. Семья и брак как социальные институты». Позволяет подвести учащихся к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности. Основные понятия темы: демографическая ситуация, демографическая политика, семья, брак, типология семьи.

К разработке урока прилагаются опорный конспект для учащихся и материалы для работы в грууппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya_v_sovr_mire.rar249.1 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1             Изменения в современной семье

 (техника «Стена» - выстроить указанные проблемы по иерархии и потом сделать вывод о том, что предлагает автор в качестве решения проблемы)

Существует мнение, что современная семья на грани разрушения. По мнению же специалистов, это всего лишь обыкновенный процесс эволюционного развития основной ячейки общества.

Крушение идеалов

С течением времени в понимании семейных отношений начали происходить изменения. Женщины стали позже выходить замуж — повысился возрастной ценз невест. Были пересмотрены нормы взаимоотношения полов. Брак — это одно, наличие сексуального партнера — другое, решение заводить ребенка — третье. Общество решило, что все это можно делать раздельно, по желанию что-то объединяя.

В основе процесса преобразования традиционной семьи лежит, прежде всего, ослабление демографической необходимости иметь большое потомство: резко сократилась и продолжает сокращаться смертность, для замещения поколений не нужно много детей «про запас».

Свою роль сыграла и промышленная революция конца XIX — начала XX веков, подорвавшая экономические основы прежних брачных отношений: муж и жена становились материально независимыми единицами. Следствием этого явилось разрушение уклада семьи с абсолютной властью главы, с патриархальным разделением ролей, их жесткой закрепленностью, подчиненным положением женщин и детей. Это был очень болезненный процесс для общества. Новые отношения еще не сложились, а освобождение от прежнего уклада выплеснуло дремавшие инстинкты, что и привело к сексуальной революции XX века.

А как же любовь?

В старой традиционной семье, включающей в себя многие поколения, любовь совсем не была главной ценностью. В наше время произошла эмансипация малой семьи, которая обрубила связи с большой, а взамен получила возможность сосредоточиться на своих внутренних отношениях. Раньше брак не по указке родителей считался безнравственным, а теперь таковым считается брак без любви. (т.е. чувства людей вышли на первый план, а не необходимость жить большой семьей, экономически поддерживая друг друга). В наше время, по большому счету, он оправдан только любовью или теплыми дружескими отношениями, которые приходят ей на смену с течением времени.

Проблема выбора

Наш современник вырастает не в прежней большой, а в малой семье, где климат и образ жизни совсем иной. Поэтому человеку нашего времени гораздо труднее наладить взаимопонимание с окружающим миром.

Не устраивает работа — вы ее меняете. И это ведь не вызывает ни у кого негодования? А в семейной сфере перемена партнера по браку пока воспринимается болезненно.

Конечно, это делает семью нашего времени достаточно хрупкой. Старая семья была прочной по внешним составляющим, но не изнутри. Экономическая зависимость, внешний контроль, жесткие санкции общества, религиозное давление — разводов не было. Теперь же человек живет в ситуации постоянного выбора среди массы альтернатив.

Семейный контракт

В некоторых странах уже существуют пробные браки, семейные контракты,
которые накладывают на мужчину и женщину определенные обязательства, в том числе материальные. При определенных условиях контракт может быть разорван. Огромное количество разводов, которое у нас было еще в советское время, сопоставимо с американским уровнем (в Европе их гораздо меньше), что, возможно, связано и с тем, что значительная часть браков была, по сути, этой самой пробой.
В реальности же сложился плюрализм семейных форм. Как показывает практика, детей в официальных браках рождается не больше, а скорее, даже меньше, чем в гражданских.

Напрашивается вывод: разнообразие семейных форм создает более устойчивую среду, в которой каждый находит свой путь.

Наше все

Бытует мнение, что в современной семье родители уделяют мало времени детям. Это заблуждение возникает из-за превратного представления о традиционной семье прошлого. Раньше крестьянские дети воспитывали друг друга — бабушек на всех не хватало. А мать была, как всегда, в поле. В дворянских семьях мать только отдавала распоряжения нянькам и гувернанткам, но лично практически не участвовала в воспитании детей. Родители, занимающиеся этим сами, появились в буржуазных семьях, где не было денег на нянек, а образованность женщин позволяла им заниматься воспитанием собственных чад.

Сегодня ребенком в семье занимаются намного больше прежнего. Это совершенно нормальная реакция на новую ситуацию: у вас мало детей — и обстановка в современной малой семье ориентирована на обособленность межличностных отношений от внешнего мира, что означает большую привязанность и глубокие сопереживания членов семьи по отношению друг к другу. Естественно, ребенок превращается, образно говоря, в символ семейного благополучия. В наследника много вкладывается, о нем очень заботятся: это единственное наше ВСЕ. Все, что от нас останется.

Повальная эмансипация

Часто мы говорим о жизни современной семьи так, будто вся она состоит из смены партнеров и бесконечных поисков. А ведь никакие опросы никогда не показывали, что люди начали меньше ценить семью. Важно другое: преобразование семьи освобождает не только супругов от принудительного союза.

Гораздо меньше мы обращаем внимание на «эмансипацию» пожилых людей. Освобожденная от изнурительной работы каждый год рожать по ребенку, потом многих терять, женщина сейчас выходит на пенсию в благополучном состоянии, когда не должна нянчить многочисленных внуков, материально зависеть от детей — как это было раньше. Сохраняется, разве что, эмоциональная привязка. Но и эта зависимость со временем слабеет. Но так было всегда: не надо думать, что прежде все должным образом почитали стариков. Нормы жизни повелевали их уважать и кормить, хотя не всегда это делалось от души. Современная «эмансипация» пожилых — это очень положительный момент в общественных отношениях. Хотя, возможно, это и не очень устраивает государство, поскольку экономическую основу этой независимости — пенсию — выплачивает именно оно.

Другая сторона — «эмансипация» детей — тоже очень сильна. Уже никому не придет в голову спросить у папы и мамы на ком жениться, какую выбрать профессию и т.д. Но эмансипация не мешает теплым отношениям, а скорее, наоборот, сохраняет их.

Связующая нить

Сегодня преобразование семьи продолжается. Это может кому-то нравиться, кому-то — нет, вызывать даже бурные страсти, но кардинальных изменений нигде не происходит. Но, чтобы два человека смогли сохранить созданную ими семью, нужно вроде бы совсем мало. Доверие — это самая тонкая, но и самая главная составляющая отношений. Своеобразная связующая ниточка. Она должна появиться после того, как проходит первая влюбленность. Она, порой, бывает важнее любви, так как можно жить с человеком, которого не любишь, а вот жить с человеком, которому не доверяешь — это просто катастрофа. Поэтому, обсуждая взаимоотношения с близкими людьми, заостряйте внимание, прежде всего, на доверии: как его добиться, поддержать и не потерять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс

раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки...

Разработка урока по английскому языку «Вклад современных путешественников в изучение географии и истории России» по УМК «Enjoy English-6»

Урок представляет собой продолжение знакомства с темой «Путешествие» в курсе учебника “Enjoy English” для 6-го класса. На данном уроке (урок 83-й «Современные путешественники») рассматриваются некотор...

Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подв...

Разработка урока обществознания на тему "Многообразие современного мира" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок продолжает формирование знаний учащихся по теме «Современный этап мирового развития». Позволяет подвести учащихся к выводу о том, что современный мир может быть справедливо устроен только ...

разработка урока обществознания в 7 классе по теме "Реклама в современном мире"

Урок открытия нового знания  в технологии деятельностного метода  по системе "Школа 2000..." Апробация урока прошла в феврале 2015 года....

Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...