Рабочая тетрадь по формированию информационной компетентности на уроках обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

В рабочей тетради представлены различные типы заданий по формированию информационных умений учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rt.docx55.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»

Информационная компетентность

Содержательная линия  «Экономика» 

11 класс

Учитель обществознания Джебко Г. П.

Сахапта 2013

 Краткая  информация для учащихся.

 Информационная компетентность выражается в умениях самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию в реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях.

    Важнейшими составляющими информационной компетентности, которыми вам необходимо овладеть,  являются поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Поиск и сбор информации:

Обработка информации:

Передача информации:

Комплексные методы:

- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

 - задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

- задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);

- составление планов к тексту;

- подготовка вопросов к тексту;

- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;

- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

- задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

- подготовка докладов, сообщений по теме;

- подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу;

- подготовка учебных пособий по теме;

- подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

-составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;

- информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;

- телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;

- учебно-исследовательская работа, предполагающая раз­личные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;

-    выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

   

   

 

Практическая часть «Формируем информационную компетентность»

Задание 1.  Тема «Экономика  как хозяйство»

Аспект компетентности:  извлечение первичной информации

Цель задания: формирование умения воспринимать содержание, выделяя главные мысли по указанному аспекту проблемы

Уровень: I

 Стимул

Среди ваших одноклассников возник спор о том, какого человека можно считать экономически грамотным.

Задачная формулировка

Чтобы поучаствовать в споре, вам необходимо, опираясь на текст параграфа 1 (стр. 6-13),  найти и записать черты экономически грамотного человека.

Бланк для выполнения

Источник информации

Параграф 1 учебника «Обществознание» 11 класс под ред. Л.Н. Боголюбова.

Инструмент проверки задания

Аналитическая шкала:

- указана одна – две черты: 2 балла

- указаны три черты: 3 балла

- указаны четыре черты: 4 балла

- указаны все  черты: 5 баллов

Задание 2.  Тема «Что изучает экономическая наука»

Аспект компетентности: первичная обработка информации

Цель задания: систематизация извлеченной информации в рамках простой заданной структуры

Уровень: I

 Стимул

Вы получили от учителя опережающее задание на следующий урок: составить таблицу «Разделы экономической науки» и представить её одноклассникам.

Задачная формулировка

Заполните таблицу «Разделы экономической науки», вписав в неё перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки, в соответствующую графу таблицы

Бланк для выполнения

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

Источник информации

Условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли

Инструмент проверки задания

Таблица заполнена без ошибок – 5 баллов

При заполнении таблицы допущено две ошибки – 4 балла

При заполнении таблицы допущено три-четыре ошибки – 3 балла.

При заполнении таблицы допущено более пяти ошибок – 0 баллов

Задание 3. Тема «Фирмы в экономике»

Аспект компетентности: обработка информации

Цель задания: нахождение аргументов и выводов  в предложенном источнике информации

Уровень: I

Стимул

Вы готовитесь к участию в диспуте, но всегда теряетесь при подборе аргументов. Потренируйтесь видеть их в любом предложенном тексте.

Задачная формулировка

Из  текста выпишите аргументы, которые приводит автор в доказательство высказанного тезиса.

Бланк для выполнения

Источник информации

Из книги современного экономиста В.И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку».

  Рынок регулирует затраты и результаты, которые  в обобщенном выражении примерно пропорциональны для каждого целесообразного производства.  Так, если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же,  наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрывает принадлежащие ему производства. То, что не рентабельно – не выживает, то, что сверхрентабельно – становится областью применения новых сил, равновесие затрат и результатов восстанавливается в обоих случаях. Эта классическая схема, разработанная еще А. Смитом, не всегда точно отражает реальные процессы, но в принципе остается верной.

Инструмент проверки задания

Найдены оба аргумента – 5 баллов

Найден один аргумент – 3 балла

Аргументы не найдены – 0 баллов

Задание 4. Тема «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Аспект компетентности: извлечение первичной информации

Цель задания: формирование умения извлекать необходимую фактическую информацию

 Уровень:II

Стимул

Ваши родители хотят заняться предпринимательством, но  не знают, с чего начать

Задачная формулировка

Составьте памятку «Для начинающего предпринимателя», которая поможет вашим родителям  решиться  открыть своё дело.

Бланк для выполнения

Источник информации

Параграф 5 учебника «Обществознание» 11 класс, пункт «Как открыть своё дело» (стр. 60-64).

Инструмент проверки задания

Памятка содержит основные требования процедуры открытия своего дела – 5 баллов

Задание 5.

Аспект компетентности: извлечение вторичной  информации

Цель задания: формирование умения самостоятельно формулировать основания, исходя из характера полученного задания.

Уровень: II

Стимул

Попробуйте поработать в роли эксперта, оценивающего результаты исследований экономического роста.

Задачная формулировка

Среди предложенных вариантов выберите неверное утверждение и объясните, почему вы считаете его неверным.

Бланк для выполнения

Источник информации

Исследователи результатов экономического роста отмечают такие его последствия:

  1. укрепляется обороноспособность страны;
  2. повышается уровень жизни;
  3. ухудшается экология;
  4. растёт уровень квалификации.

Инструмент проверки задания

Выделено неверное утверждение и дано обоснование – 3 балла

Выделено неверное утверждение – 1 балл

Задание 6.

Аспект компетентности: обработка  информации

Цель задания: формирование умения делать выводы на основе полученной информации и приводить аргументы в их подтверждение.

Уровень: II

Стимул

Ваши знакомые  Николай Р. И Петр С. решили создать охранное агентство, заключили Учредительный договор между гражданами Николаем Р. И Петром С. О создании товарищества на вере, в регистрации которого им было… отказано

Задачная формулировка

Проанализируйте текст из учебника «Обществознание» 11 класс о товариществе на вере и запишите, чего не учли будущие предприниматели.

Бланк для выполнения

Источник информации

Параграф 5 учебника «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова (стр. 58-59).

Инструмент проверки задания

Результат деятельности учащегося обсуждается совместно (учитель- учащиеся- ученик).

 Работа вкладывается в портфолио.

Задание 7 Тема «Слагаемые успеха в бизнесе»

Аспект компетентности: планирование информационного поиска

Цель задания: формирование умения планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию).

Уровень: III

Стимул

Вы получили задание подготовить краткое сообщение о наиболее  крупных российских фирмах и отечественных предпринимателях

Задачная формулировка

Спланируйте свою деятельность по выполнению данного задания. Укажите этапы вашей работы.

Бланк для выполнения

Источник информации

Учащийся выбирает самостоятельно

Инструмент проверки задания

 Результат деятельности обсуждается совместно (учитель- учащиеся- ученик). Сообщение вкладывается в портфолио

Задание 8. Тема «Конкуренция и монополия»

Аспект компетентности: извлечение вторичной информации

Цель задания: формирование умения анализа противоречий, содержащихся в источнике информации.

Уровень: II

Стимул

Американскому бизнесмену Д. Сарноффу принадлежит такое изречение: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей»

Задачная формулировка

Разъясните каждое из двух названных следствий конкуренции. Согласны ли вы с автором? Если у вас иная оценка конкуренции, аргументируйте её.

Бланк для выполнения

Источник информации

«Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» Д. Сарнофф.

Инструмент проверки задания

Разъяснены оба следствия конкуренции – 5 баллов

Приведена собственная оценка конкуренции +2 балла

Разъяснено одно следствие – 3 балла

Задание 9.

Аспект компетентности: первичная обработка информации

Цель задания: формирование умения переводить информацию из графического представления в текстовое и наоборот.

Уровень: II

Стимул

Перед вами различные определения экономики, данные одним и тем же автором – П. Самуэльсоном в его книге «Экономикс»

Задачная формулировка

Проанализируйте определения и, опираясь на ранее полученные знания,  отразите в виде схемы различные стороны экономической жизни, которые представлены в данных определениях

Бланк для выполнения

Источник информации

«Экономика – это:

  1. виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;
  2. использование людьми редких  или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;
  3. повседневная деловая жизненная деятельность людей,  извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;
  4. налаживание и осуществление потребления и производства;
  5. богатство».

Инструмент проверки задания

Схема составлена верно, выделены все стороны экономической деятельности – 4 балла

Выделены три элемента – 3 балла

Выделены два элемента – 2 балла

Выделен один элемент 1 балл

Задание 10.  Тема «Финансы в экономике»

Аспект компетентности: обработка информации

Цель задания: формирование умения делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения.

Уровень: III

Стимул

Ваши родители решили воспользоваться услугами банка для хранения денежных средств.

Задачная формулировка

На основе информации из сети Интернет, полученных знаний, социального опыта запишите несколько рекомендаций, которые,  по вашему мнению, следует учитывать при выборе банка для размещения своих сбережений.

Бланк для выполнения

Источник информации

Учащийся выбирает самостоятельно.

Инструмент проверки задания

Результат деятельности учащегося обсуждается совместно (учитель- ученик).   Работа вкладывается в портфолио.

Раздел «Модельные ответы»

Модельный ответ к заданию №1

Экономически грамотный человек знает:

- как принять решение о покупке товаров и найме на работу;

- как оградить себя от последствий роста цен;

- как лучше использовать свои сбережения;

- какую профессию выбрать;

- какую стратегию выстраивать, чтобы не оказаться потом безработным.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

Модельный ответ к заданию №2

условия заключения предпринимательской сделки,

 причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли,

издержки  и рентабельность предприятия

конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста,

 занятость населения,

уровень и темпы инфляции,

причины экономического кризиса

оборот международного валютного рынка, углубление международного разделения труда, внешнеторговая политика стран

Модельный ответ к заданию №3

Так, если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же,  наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрывает принадлежащие ему производства.

Модельный ответ к заданию №4

Памятка «Для начинающего предпринимателя» должна содержать следующие пункты (примерно):

  1. Обоснуйте свои предпринимательские идеи
  2. Определите состав учредителей и выберите организационно-правовую форму будущей организации.
  3. Разработайте наименование коммерческой организации.
  4. Оформите учредительные документы
  5. Пройдите процедуру государственной регистрации.

Модельный ответ к заданию №9

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Формирование информационной компетентности на уроках математики

В статье рассматриваются различные способы работы с учебником...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании

Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся

Доклад на муниципальном семинаре учителей истории об использовании ИКТ на уроках истории и занятиях по краеведению...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...