Формирование информационной компетентности на уроках математики
статья по алгебре по теме

Попрыго Надежда Аннаньевна

В статье рассматриваются различные способы работы с учебником

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_inf.komp_.rar258.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности обучающихся

на уроках математики.

Н.А.Попрыго, учитель математики МБОУ ООШ №2

Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющими гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,  самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе,  формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Критерии информационной грамотности ученика:

  1. Ученик должен ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
  2. Ученик должен разбираться в том, что в найденной информации является фактом, мнением, а также обнаруживать ненужную информацию.
  3. Для обмена найденной информацией ученик должен организовывать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.
  4. После того как ученик приобрел информационную грамотность, ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
  5. Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию, а также быть готовым представить ее с помощью различных средств.
  6. Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
  7. Ученик должен быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других.
  8. Ученик должен уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.

При работе с информацией обучающиеся осваивают следующие виды деятельности:

  1. освоение логических способов извлечения смыслов (работа с содержанием понятий, деление и классификация понятий и т. д.);
  2. работа с текстом учебника (построение модели текста, выделение его составляющих);
  3. чтение дополнительной литературы по предмету (научно-популярной и научной) с ее анализом, сопоставлением мнений, формулировок понятий и т. д.;
  4. преобразование информации (построение таблицы по тексту, построение диаграммы по таблице и т. д.);
  5. выполнение задания по инструкции как формирование навыков использования справочников.

Наиболее адекватным при организации учебного процесса и формирования информационной грамотности является личностно-деятельностный подход, при котором в центре познавательного процесса находится ученик и его учебная деятельность, а главной целью организации процесса обучения является создание условий для развития его познавательной активности.

В формировании информационной компетентности особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Учебник в этом списке стоит на главных позициях.

Если ученики научатся самостоятельно получать новые знания, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. В 5-х и 6-х классах необходимо систематически развивать у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное, опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить встречающиеся в учебнике элементы рассуждений, доказательств. Для этого использую следующие приемы:
1. Чтение вслух текста по абзацам, по цепочке.

2. После чтения абзаца  отвечаем на вопросы: «Что нового узнали? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?»
3. После прочтения всего текста формулируем новые правила и определения, обсуждаем практическую значимость и сферы применения изученного материала.
4. При подведении итогов урока отвечаем на вопросы к тексту, таким образом,  вновь повторяя основное содержание теоретического материала.

Работа с теоретическим материалом учебника — дело тяжелое и утомительное, удовлетворительные результаты достигаются далеко не сразу. Но обойтись без нее нельзя, иначе не удастся улучшить технику чтения, устную и письменную речь детей, обогатить их словарный запас.

При работе с учебником предлагаю заполнить таблицы разного вида. Например,  при изучении темы «Статистические характеристики» в 7 классе предлагаю заполнить таблицу:

Термин (понятие)

Определение

Примеры

Статистические исследования

сбор и обработка информации

Экономические, финансовые, качество знаний

Выборка

Ряды данных, полученные в ходе исследования

8, 7, 6, 5, 5, 8, 10

Варианта

Каждое число ряда (выборки)

8

Или такую таблицу при изучении темы «Умножение и деление степеней»:

Действие

Формулировка

Буквенная запись

Доказательство

Примеры

Вначале термины (понятия) определяю сама, а ученики ищут ответы на вопросы в учебнике, причем не всегда в тексте учебника определения выделены явно и им приходится формулировать определения самостоятельно. После заполнения таблицы происходит беседа, выделяется главное, рассматривается область применения изученных понятий.

Затем  школьникам предлагается самостоятельно выделить понятия, о которых идет речь в тексте учебника. Это более сложное задание дети выполняют в парах или группах. Работа с текстом учебника заставляет их анализировать прочитанный текст, отделять главную информацию от второстепенной. Важно, что познание нового происходит в самостоятельной деятельности обучающихся.

При изучении темы «Одночлен и его стандартный» предлагаю, изучив п.8 учебника составить таблицу, выделив основные понятия данной темы.

Понятие

Определение

Примеры

Ученики сами выделяют ключевые понятия, связанные с одночленами: одночлен, стандартный вид одночлена, коэффициент одночлена, степень одночлена, дают им определения и приводят свои примеры.

После дистанционного обучения в педагогической мастерской при АНО «Центр Развития Молодежи»  г.Екатеринбурга по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» арсенал методов работы с учебником значительно расширился.

С интересом ребята на уроках используют прием ИНСЕРТ - самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления (чтение с пометками). При работе с текстом в данном приёме можно использовать два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы. Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки, при этом в таблицу записываются только ключевые слова или фразы:

“V”

“+“

“?”

Обсуждается  содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в таблицах, предлагаются всей аудитории для обсуждения.

Данный прием эффективен при изучении материала, как по параграфу учебника, так и по дополнительным литературным источникам.

Прием «Таблица ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал)

Использую в том случае, если необходимо собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их:

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Цели ее применения:
1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.
2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
                 Работа с таблицей ведется в течение всего урока. Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. Работа с использованием приема «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Прием «Чтение с остановками».

            Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием эффективно использовать в том случае, если: текст является повествовательным и содержит проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.  (Прочитав название  пункта учебника, школьники предполагают, о чем будет текст). При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней:  от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Важно научить школьников задавать вопросы, ведь «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» (Дж . Тэрбер). Для этого использую прием «Толстый и тонкий вопросы», который  развивает умение оценивать уместность той или иной формулировки вопроса, хотя бы по временному параметру.

Прием «Толстый и тонкий вопросы» использую:

· Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». При этом работу организую двумя способами: дети готовят вопросы индивидуально для соседа по парте; работая в паре, готовят вопросы для других групп обучающихся.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельный ответ.

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

  1. дайте объяснение, почему...
  2. почему вы думаете...
  3. почему вы считаете...
  4. в чем разница...
  5. предположите, что будет, если...
  6. что, если...
  1. что...
  2. когда...
  3. может...
  4. будет...
  5. мог ли...
  6. как называется ...
  7. согласны ли вы...
  8. верно ли...

Дайте объяснение, почему диагонали прямоугольника равны.

В чем разница между прямоугольником и квадратом, ромбом и квадратом?

Предположите, что будет, если в параллелограмме диагонали будут взаимно перпендикулярны.

Что называется прямоугольником?

Согласны ли вы, что квадрат является ромбом?

Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны?


· Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

 При составлении вопросов предлагаю ребятам использовать  «Ромашку вопросов Блума», которая предлагает шесть типов вопросов:

· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

· Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

· Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Как вы думаете, как измениться график функции, если к аргументу добавить число 2?»

· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Чем отличаются способы решения уравнений?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где  в обычной жизни используется оценка значений выражений?».

Опыт использования показывает, что учащиеся понимают значение всех типов вопросов.

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

        Конечно, мои ученики работают не только с учебником. Получение новой информации происходит при работе с ресурсами «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», где информация представлена в виде презентаций, звуковых демонстраций, пособий, которые содержат и теоретическую и практическую части; «Федерального центра информационных образовательных ресурсов», где обучающиеся работают с информацией, представленной в звуковой, графической, текстовой формах.  Также использую в своей работе информационный ресурс http://www.uztest.ru. Ученики, выполняя тесты, формируют свою информационную компетентность, так как, чаще всего в процессе выполнения заданий сталкиваются с необходимостью найти информацию для решения задачи, пользуясь ресурсом данной программы. При необходимости ученики пишут мне сообщения, в которых задают самые различные вопросы, связанные с предметом.
            Одно из направлений работы – составление практико-ориентированных задач. Так в 5-6 классе обучающиеся составили сборники задач по темам «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», в которых представлены задачи прикладного характера, вследствие чего  у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.

Использую так же  задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др. Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.

Вопросы формирования информационной  компетентности находят свое продолжение в самостоятельной внеурочной работе с различными источниками: научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет при подготовке индивидуальных и групповых сообщений, докладов, рефератов по различным темам: «Центральная и осевая симметрия», «Магические квадраты», «Лист Мёбиуса», вопросы из истории математики и жизни ученых-математиков и другие. При этом обучающиеся готовят не только текстовое сообщение, но и презентацию к нему.  Развивается интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике.

 В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной компетентности школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики

В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....

Формирование учебно-познавательных и коммуникативно-информационных компетентностей на уроках математики.

Последнее время происходит обновление общего образования. Предполагается, что в основу обновленного содержания будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся. Компетентность ...

Формирование ИКТ - компетентности на уроках математики

В статье идет речь о формировании ИКТ - компетентности обучающихся на уроках математики в рамках перехода на ФГОС....

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики с использованием компьютерных технологий

Статья участвует в конкурсе «<a href="http://newsedu.ru/blog/partners/2034.html"><strong> Образование 3.0</strong></a>» В статье рассмотрены особенности урока с компью...

Формирование Икт компетентности на уроках математики

Мой материал поможет учителям среднего звена при переходе на ФГОС при написании рабочих программ по предмету...

Рабочая тетрадь по формированию информационной компетентности на уроках обществознания

В рабочей тетради представлены различные типы заданий по формированию информационных умений учащихся...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...