рабочая программа по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5 класса (2005г) и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2007). Данные программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.
При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2007 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста, раскрывает ученикам расширенный круг социальных проблем, учащиеся познают полезность трудового обучения. Авторы учебника раскрывают нравственные качества, как добродетель: мораль и добро. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания 5 класса включает изучение 6 тем: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.
Курс обществоведения в 5 классе ставит цели;
Создание условий для социализации личности;
Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь:
Выделять главную мысль, составлять план;
Описывать изучаемый объект;
Сравнивать социальные объекты или источники;
Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; практическое занятие, игры-обсуждения.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.
Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009
Базовый учебник и дополнительная литература:
Л.Н.Боголюбов Обществознание 5 класс М.: «Просвещение» 2007
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тематический блок | Количество часов (в год) |
1 | Человек. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
| 4 |
2 | Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
| 6 |
3 | Школа Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
| 5 |
4 | Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
| 5 |
5 | Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения..
| 7 |
6 | Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
| 6 |
Календарно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | . Вводный урок | 1 | Обществознание, гражданин | Сформировать представление о новом курсе, отрабатывать умения работать с текстом учебника, решать проблемные задания. | Введение |
|
| |
2 | Человек родился | 1 | Человек, животное, инстинкт, трудовая деятельность | Знать, что человек, родившись, должен еще научиться быть человеком, показать отличие человека от животного Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах. | Актуализация знаний | § 1, задание 2 |
|
|
3-4 | . Человек и другие люди.
| 2 | Мотив, деятельность, человек | Знать проблемы взаимоотношений человека с другими людьми Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Устный опрос | §2, задание . 2, 4 |
|
|
5 | «Человек» | 1 | Основные понятия темы | Знать, сущность природы человека, его отличия от мира животных. Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации | Урок-игра | Повторить § 1-2, эссе «Не место красит человека...». |
|
|
6-7 | Семья – ячейка общества
| 2 | Семья, задачи государства, полные и неполные семьи | Знать причины создания семьи, ее сущность и виды. Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах. | Проверка эссе | § 3, вопросы и задания. Составить синквейн «Семья» |
|
|
8-9 | . Семейные заботы Урок-практикум с элементами деловой игры | 2 | Семейное хозяйство, домашние обязанности | Знать основы ведения домашнего хозяйства. Уметь различать и сравнивать хозяйственные понятия, приводить примеры из жизни, работать с текстом | Устный опрос, проверка синквейна | § 4, вопросы и задания |
|
|
10-11 | . Дому нужен хозяин
| 2 | Рачительный хозяин, авторитет, деспот | Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства. Уметь работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе | Устный опрос | § 5, мини-проект «Моя помощь в семейном хозяйстве» |
|
|
12 | Делу время, потехе час Урок-исследование | 1 | Отдых, досуг | Знать, что такое свободное время и как его проводить с пользой. Уметь проводить исследование, работать с текстом учебника, иллюстрациями | Проверка проектов | § 6, эссе «Как я отдыхаю» |
|
|
13 | «Семья» | 1 | Основные понятия темы | Знать сущность понятия «семья», ее задачи и роль в истории. Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации | Урок-игра | Повторить § 3- 6 |
|
|
14-15 | Профессия – ученик
| 2 | Школьное образование, учение, знания | Знать сущность и основные этапы школьного образования. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Актуализация знаний | § 7, вопросы и задания Мини-проект «Идеальный ученик» |
|
|
16 | Одноклассники, сверстники, друзья
| 1 | Дружба, толерантность, уважение | Знать основы правил поведения с одноклассниками и друзьями. Уметь выработать нормированные позиции взаимоотношений членов коллектива | Проверка проекта | § 8, эссе «Мой лучший друг» |
|
|
17 | «Школа» | 1 | Словарь терминов по теме | Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины | Урок-игра | Проект «Школа будущего» |
|
|
18-19 | Труд – основа жизни
| 2 | Труд, богатство и бедность | Знать содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Значение труда Уметь анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы, аргументировать собственную позицию. | Актуализация знаний | § 9, вопросы и задания. Эссе «Профессии моих родителей» |
|
|
20-21 | Труд и творчество
| 2 | Творчество, профессия | Знать, что такое творчество и его особенности. Уметь работать в группе, анализировать текст, применять полученные знания на практике | Проверка эссе | §10, вопросы и задания |
|
|
22 | «Труд» | 1 | Словарь терминов по теме | Знать сущность трудовой деятельности человека. Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины | Урок-игра | Подготовиться к выставке «Это сделано моими руками» |
|
|
23-24 | Что значит быть патриотом?
| 2 | Патриотизм, гражданин, Родина | Знать и понимать истинный смысл понятия «патриотизм». Уметь составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы | Актуализация знаний | §11-12, Составить кластер «Патриот», синквейн «Родина» |
|
|
25 | Символика России
| 1 | Герб России. Флаг. Гимн. | Знать символику своей страны. Уметь описывать и характеризовать символы своей страны, работать с текстом, выделять главное, анализировать и обобщать | Поверка творческого задания | § 13, создать герб своего класса |
|
|
26-27 | Гражданин – Отечества достойный сын
| 2 | Гражданин, Отечество, долг | Знать сущность понятия «гражданин». Уметь приводить примеры достойного служения Отечеству гражданами страны. Работать в группе, аргументировать свою позицию | Проверка творческого задания | §13, вопросы и задания Мини-проект «Чем я могу помочь своему Отечеству?» |
|
|
28-29 | 9 Мы – многонациональный народ
| 2 | Народы, многонациональная культура, национальность | Знать и понимать сущность понятия «многонациональный народ». Уметь составлять план текста, на основе прочитанного, работать в группах, работать с терминами | Проверка проектов | §14, вопросы и задания |
|
|
30 | «Родина» | 1 | Словарь терминов по теме | Знать сущность понятия «родина». Уметь формировать и высказывать собственные суждения по теме | Круглый стол | Повторить § 11-14 |
|
|
31 | Человек славен добрыми делами.
| 1 | Добро, доброе, польза, ценности, мораль | Знать свойства добра и доброго человека. Уметь описывать социальные объекты, работать в парах, исследовать предложенный материал | Актуализация знаний по теме | §15, вопросы и задания. Составить личный свод правил хорошего человека |
|
|
32 | Будь смелым
| 1 | Смелость, трусость, равнодушие | Знать сущность понятия «смелость». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах. | Проверка творческого задания | §16, вопросы и задания Мини-проект «Говорю «нет» злу» |
|
|
33 | Добродетели
| 1 | Человечность, терпимость, добродетели | Знать сущность понятия «гуманизм». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах | Проверка проектов | §15-16, акция «Прояви внимание к старикам» |
|
|
34 | Итоговый урок | 1 | Основные термины курса | Знать основные положения теоретического материала урока Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах | Урок-путешествие по темам курса |
|
|
|
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебные материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Список литературы
1. Нормативные и программные документы.
· Закон «Об образовании РФ».
· Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»).
· проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
· Приказ ДогМ № 86 пп от 22.03.2011 г. « О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».
· Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в ЧУ ЦО «Личность» № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов ОУ: Устава школы, Программы развития и образовательной программы, ЧУ, ЦО «Личность». Данный учебный план утвержден педагогическим советом школы 15 мая 2012 года (Приказ № 27, протокол № 12).
2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
4. Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
5. Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
Литература для учителя обществознания (основная школа):
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб. -метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
A. И. Кравченко. - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
B. В. Латышева. — М., 2004.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.
Лист внесенных изменений
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvu.docx | 41.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5 класса (2005г) и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2007). Данные программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.
При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2007 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста, раскрывает ученикам расширенный круг социальных проблем, учащиеся познают полезность трудового обучения. Авторы учебника раскрывают нравственные качества, как добродетель: мораль и добро. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания 5 класса включает изучение 6 тем: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.
Курс обществоведения в 5 классе ставит цели;
Создание условий для социализации личности;
Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь:
Выделять главную мысль, составлять план;
Описывать изучаемый объект;
Сравнивать социальные объекты или источники;
Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; практическое занятие, игры-обсуждения.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.
Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009
Базовый учебник и дополнительная литература:
Л.Н.Боголюбов Обществознание 5 класс М.: «Просвещение» 2007
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тематический блок | Количество часов (в год) |
1 | Человек. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | 4 |
2 | Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
| 6 |
3 | Школа Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | 5 |
4 | Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | 5 |
5 | Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.. | 7 |
6 | Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. | 6 |
Календарно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | . Вводный урок | 1 | Обществознание, гражданин | Сформировать представление о новом курсе, отрабатывать умения работать с текстом учебника, решать проблемные задания. | Введение | |||
2 | Человек родился | 1 | Человек, животное, инстинкт, трудовая деятельность | Знать, что человек, родившись, должен еще научиться быть человеком, показать отличие человека от животного Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах. | Актуализация знаний | § 1, задание 2 | ||
3-4 | . Человек и другие люди. | 2 | Мотив, деятельность, человек | Знать проблемы взаимоотношений человека с другими людьми Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Устный опрос | §2, задание . 2, 4 | ||
5 | «Человек» | 1 | Основные понятия темы | Знать, сущность природы человека, его отличия от мира животных. Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации | Урок-игра | Повторить § 1-2, эссе «Не место красит человека...». | ||
6-7 | Семья – ячейка общества | 2 | Семья, задачи государства, полные и неполные семьи | Знать причины создания семьи, ее сущность и виды. Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах. | Проверка эссе | § 3, вопросы и задания. Составить синквейн «Семья» | ||
8-9 | . Семейные заботы Урок-практикум с элементами деловой игры | 2 | Семейное хозяйство, домашние обязанности | Знать основы ведения домашнего хозяйства. Уметь различать и сравнивать хозяйственные понятия, приводить примеры из жизни, работать с текстом | Устный опрос, проверка синквейна | § 4, вопросы и задания | ||
10-11 | . Дому нужен хозяин | 2 | Рачительный хозяин, авторитет, деспот | Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства. Уметь работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе | Устный опрос | § 5, мини-проект «Моя помощь в семейном хозяйстве» | ||
12 | Делу время, потехе час Урок-исследование | 1 | Отдых, досуг | Знать, что такое свободное время и как его проводить с пользой. Уметь проводить исследование, работать с текстом учебника, иллюстрациями | Проверка проектов | § 6, эссе «Как я отдыхаю» | ||
13 | «Семья» | 1 | Основные понятия темы | Знать сущность понятия «семья», ее задачи и роль в истории. Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации | Урок-игра | Повторить § 3- 6 | ||
14-15 | Профессия – ученик | 2 | Школьное образование, учение, знания | Знать сущность и основные этапы школьного образования. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Актуализация знаний | § 7, вопросы и задания Мини-проект «Идеальный ученик» | ||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Дружба, толерантность, уважение | Знать основы правил поведения с одноклассниками и друзьями. Уметь выработать нормированные позиции взаимоотношений членов коллектива | Проверка проекта | § 8, эссе «Мой лучший друг» | ||
17 | «Школа» | 1 | Словарь терминов по теме | Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины | Урок-игра | Проект «Школа будущего» | ||
18-19 | Труд – основа жизни | 2 | Труд, богатство и бедность | Знать содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Значение труда Уметь анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы, аргументировать собственную позицию. | Актуализация знаний | § 9, вопросы и задания. Эссе «Профессии моих родителей» | ||
20-21 | Труд и творчество | 2 | Творчество, профессия | Знать, что такое творчество и его особенности. Уметь работать в группе, анализировать текст, применять полученные знания на практике | Проверка эссе | §10, вопросы и задания | ||
22 | «Труд» | 1 | Словарь терминов по теме | Знать сущность трудовой деятельности человека. Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины | Урок-игра | Подготовиться к выставке «Это сделано моими руками» | ||
23-24 | Что значит быть патриотом? | 2 | Патриотизм, гражданин, Родина | Знать и понимать истинный смысл понятия «патриотизм». Уметь составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы | Актуализация знаний | §11-12, Составить кластер «Патриот», синквейн «Родина» | ||
25 | Символика России | 1 | Герб России. Флаг. Гимн. | Знать символику своей страны. Уметь описывать и характеризовать символы своей страны, работать с текстом, выделять главное, анализировать и обобщать | Поверка творческого задания | § 13, создать герб своего класса | ||
26-27 | Гражданин – Отечества достойный сын | 2 | Гражданин, Отечество, долг | Знать сущность понятия «гражданин». Уметь приводить примеры достойного служения Отечеству гражданами страны. Работать в группе, аргументировать свою позицию | Проверка творческого задания | §13, вопросы и задания Мини-проект «Чем я могу помочь своему Отечеству?» | ||
28-29 | 9 Мы – многонациональный народ | 2 | Народы, многонациональная культура, национальность | Знать и понимать сущность понятия «многонациональный народ». Уметь составлять план текста, на основе прочитанного, работать в группах, работать с терминами | Проверка проектов | §14, вопросы и задания | ||
30 | «Родина» | 1 | Словарь терминов по теме | Знать сущность понятия «родина». Уметь формировать и высказывать собственные суждения по теме | Круглый стол | Повторить § 11-14 | ||
31 | Человек славен добрыми делами. | 1 | Добро, доброе, польза, ценности, мораль | Знать свойства добра и доброго человека. Уметь описывать социальные объекты, работать в парах, исследовать предложенный материал | Актуализация знаний по теме | §15, вопросы и задания. Составить личный свод правил хорошего человека | ||
32 | Будь смелым | 1 | Смелость, трусость, равнодушие | Знать сущность понятия «смелость». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах. | Проверка творческого задания | §16, вопросы и задания Мини-проект «Говорю «нет» злу» | ||
33 | Добродетели | 1 | Человечность, терпимость, добродетели | Знать сущность понятия «гуманизм». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах | Проверка проектов | §15-16, акция «Прояви внимание к старикам» | ||
34 | Итоговый урок | 1 | Основные термины курса | Знать основные положения теоретического материала урока Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах | Урок-путешествие по темам курса |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебные материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Список литературы
1. Нормативные и программные документы.
- Закон «Об образовании РФ».
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»).
- проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
- Приказ ДогМ № 86 пп от 22.03.2011 г. « О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».
- Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в ЧУ ЦО «Личность» № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов ОУ: Устава школы, Программы развития и образовательной программы, ЧУ, ЦО «Личность». Данный учебный план утвержден педагогическим советом школы 15 мая 2012 года (Приказ № 27, протокол № 12).
2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
4. Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
5. Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
Литература для учителя обществознания (основная школа):
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб. -метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
A. И. Кравченко. - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
B. В. Латышева. — М., 2004.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.
Лист внесенных изменений
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...