Урок "Курская битва"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Лопатина Галина Александровна

Интегрированный урок с участием 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kurskaya_bitva_10-11klass.docx24.03 КБ
Файл urok_kurskaya_bitva_10-11klass.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное учреждение

                            средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы - Аят

                                 Предметы: история России

                                                   Обществознание

 Разработка интегрированного открытого урока

   к 70 -летию Курской битвы «Огненная дуга»

                             (10-11 класс)

Авторы: Лопатина Г.А., учитель обществознания МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

               Хабибулина С.А., учитель истории МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

Цели:

-Сформировать у учащихсяся представление о ходе Курской битвы, ее роли и значении в Великой Отечественной войне, в истории Второй мировой войны ;

-Закрепить, углубить знания учащихся о Курской битве;

-Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны,

формировать чувства ответственности и национальной гордости , гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

 -мультимедийный экран;

-презентация « Курская битва»;

- ЦОР  «От Кремля до Рейхстага»;

- материалы школьного музея;

-«Победа века». Челябинская область в великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия;

-статистическая таблица по данным социологического опроса.

                                                             Ход урока:

1.Музыка « Священная война»

2.Учитель истории:

-Наш урок посвящен одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий  истории ВОВ советского народа против фашистских захватчиков  1941-45 гг. Событие это- Курская битва летом 1943 года. В этом году наша страна отмечает 70 летний юбилей этой грандиозной битвы.

  Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней , тем труднее  сохранить в памяти, то, что произошло  на огненной дуге. Во многих книгах  о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва  вообще не упоминается  или рассматривается как малозаметное событие.

  Но факты истории- вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства  СССР и Германии достигли под Курском  невиданного ранее  масштаба и накала .

  В сражении с обеих  сторон в ходе битвы, длившейся 50 дней, было последовательно вовлечено более 4 млн. человек, около 70 т. орудий и минометов, более 13 т. танков и САУ и около 12 т. боевых самолетов, что было значительно больше, чем имело место под Москвой  и Сталинградом.

  Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Способность к преодолению гигантских трудностей  и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения людей. Об этом нельзя забывать никогда.

За Сеймом на холмистом берегу ,

Незваный гость по нашим селам блудит,

Мы не забудем Курскую дугу,

Но трижды враг ее не позабудет!

(Геннадий Степанов. Из письма).

3.Учитель обществознания и учащиеся 10 класса.

Анализ  социологического опроса  о Курской битве.

Было опрошено 95 жителей нашего посёлка (первая возрастная группа от 10 до 20 лет, вторая возрастная группа: от 21 и старше). Опрос проводили учащиеся 10кл. Заданы вопросы:

 1.Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?

2.В каком году была Курская битва?

3.В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

Результаты опроса:

-Знание Курской битвы под названием Огненная дуга показали 15% опрошенных первой группы и 25% второй группы.

-Знание года Курской битвы показали 30% опрошенных первой группы и 60% второй группы.

-Знание роли Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны показали  25% опрошенных первой группы и 80% второй группы.

По данным социологического опроса и проведённому анализу мы делаем вывод, что молодое поколение недостаточно знают о таком знаменательном событии в истории нашей страны и истории  Великой Отечественной войны как Курская битва. Сегодняшний урок должен пройти как дань памяти погибшим в годы войны и признательности ветеранам за их героизм.

4. Учитель истории:

-Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к Победе советского народа в великой Отечественной войне.

-Предлагаю вам посмотреть хронику военных лет « Подготовка к сражению»-4-5 м.

 (включает диск ЦОР)

Далее презентация на экране. 1, 2, 3 слайды.

Материал о Курской битве представляют учащиеся 11 класса:

1 ученик -  Историческая справка о Курской битве. Слайд  4, 5  

 2 ученик-  Слайд 5( карта), 6 ( танки), 7,  9, 10.

3 ученик-  Слайд 5, 10, 11, 19 ( салют).

4 ученик – Битва под Прохоровкой. Слайд  15, 16.

Отрывок из хроники военных лет « Битва под Прохоровкой» (на хрон. ленте.)

5 ученик- Слайд 7, ( Курская битва  5 июля 1943-23 августа 1943гг.)    

5. Учитель истории: .  Слайд 12, 13, 14.

 - Информационная справка о силе противоборствующих сторон, командующих фронтов с обеих сторон.

6. Ученик - Итоги Курской битвы. Слайд 17- 22

7.Учитель обществознания  и учащиеся 10класса

Об участии южноуральцев в Курской битве (Сообщения)        

8.Учитель истории.

 Итог урока.

-В чем значение Курской битвы в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне?

-Какие вы можете сделать выводы по анализу социологического опроса?

-Является ли, на ваш взгляд, это проблемой подрастающего поколения?

-Какие будут ваши предложения по решению проблемы?

- Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая материал урока.

 Учителя организуют обсуждение проблемы в режиме интерактивности.

Слайд  23-26.

               Анализ  социологического опроса  о Курской битве

Всего опрошено 95 человек

1 группа: от 10 до 20-22лет (50 чел.); 2 группа: от 23 и старше(45чел)

Вопрос

1 группа

% к кол-ву опрошеных

2 группа

% к кол-ву опрошеных

1

Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?

15%

25%

2

В каком году была Курская битва?

30%

60%

3

В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

25%

80%



Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное учреждение

                            средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы - Аят

                                 Предметы: история России

                                                   Обществознание

 Разработка интегрированного открытого урока

   к 70 -летию Курской битвы «Огненная дуга»

                             (10-11 класс)

Авторы: Лопатина Г.А., учитель обществознания МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

               Хабибулина С.А., учитель истории МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

Цели:

-Сформировать у учащихсяся представление о ходе Курской битвы, ее роли и значении в Великой Отечественной войне, в истории Второй мировой войны ;

-Закрепить, углубить знания учащихся о Курской битве;

-Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны,

формировать чувства ответственности и национальной гордости , гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

 -мультимедийный экран;

-презентация « Курская битва»;

- ЦОР  «От Кремля до Рейхстага»;

- материалы школьного музея;

-«Победа века». Челябинская область в великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия;

-статистическая таблица по данным социологического опроса.

                                                             Ход урока:

1.Музыка « Священная война»

2.Учитель истории:

-Наш урок посвящен одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий  истории ВОВ советского народа против фашистских захватчиков  1941-45 гг. Событие это- Курская битва летом 1943 года. В этом году наша страна отмечает 70 летний юбилей этой грандиозной битвы.

  Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней , тем труднее  сохранить в памяти, то, что произошло  на огненной дуге. Во многих книгах  о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва  вообще не упоминается  или рассматривается как малозаметное событие.

  Но факты истории- вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства  СССР и Германии достигли под Курском  невиданного ранее  масштаба и накала .

  В сражении с обеих  сторон в ходе битвы, длившейся 50 дней, было последовательно вовлечено более 4 млн. человек, около 70 т. орудий и минометов, более 13 т. танков и САУ и около 12 т. боевых самолетов, что было значительно больше, чем имело место под Москвой  и Сталинградом.

  Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Способность к преодолению гигантских трудностей  и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения людей. Об этом нельзя забывать никогда.

За Сеймом на холмистом берегу ,

Незваный гость по нашим селам блудит,

Мы не забудем Курскую дугу,

Но трижды враг ее не позабудет!

(Геннадий Степанов. Из письма).

3.Учитель обществознания и учащиеся 10 класса.

Анализ  социологического опроса  о Курской битве.

Было опрошено 95 жителей нашего посёлка (первая возрастная группа от 10 до 20 лет, вторая возрастная группа: от 21 и старше). Опрос проводили учащиеся 10кл. Заданы вопросы:

 1.Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?

2.В каком году была Курская битва?

3.В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

Результаты опроса:

-Знание Курской битвы под названием Огненная дуга показали 15% опрошенных первой группы и 25% второй группы.

-Знание года Курской битвы показали 30% опрошенных первой группы и 60% второй группы.

-Знание роли Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны показали  25% опрошенных первой группы и 80% второй группы.

По данным социологического опроса и проведённому анализу мы делаем вывод, что молодое поколение недостаточно знают о таком знаменательном событии в истории нашей страны и истории  Великой Отечественной войны как Курская битва. Сегодняшний урок должен пройти как дань памяти погибшим в годы войны и признательности ветеранам за их героизм.

4. Учитель истории:

-Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к Победе советского народа в великой Отечественной войне.

-Предлагаю вам посмотреть хронику военных лет « Подготовка к сражению»-4-5 м.

 (включает диск ЦОР)

Далее презентация на экране. 1, 2, 3 слайды.

Материал о Курской битве представляют учащиеся 11 класса:

1 ученик -  Историческая справка о Курской битве. Слайд  4, 5  

 2 ученик-  Слайд 5( карта), 6 ( танки), 7,  9, 10.

3 ученик-  Слайд 5, 10, 11, 19 ( салют).

4 ученик – Битва под Прохоровкой. Слайд  15, 16.

Отрывок из хроники военных лет « Битва под Прохоровкой» (на хрон. ленте.)

5 ученик- Слайд 7, ( Курская битва  5 июля 1943-23 августа 1943гг.)    

5. Учитель истории: .  Слайд 12, 13, 14.

 - Информационная справка о силе противоборствующих сторон, командующих фронтов с обеих сторон.

6. Ученик - Итоги Курской битвы. Слайд 17- 22

7.Учитель обществознания  и учащиеся 10класса

Об участии южноуральцев в Курской битве (Сообщения)        

8.Учитель истории.

 Итог урока.

-В чем значение Курской битвы в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне?

-Какие вы можете сделать выводы по анализу социологического опроса?

-Является ли, на ваш взгляд, это проблемой подрастающего поколения?

-Какие будут ваши предложения по решению проблемы?

- Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая материал урока.

 Учителя организуют обсуждение проблемы в режиме интерактивности.

Слайд  23-26.

               Анализ  социологического опроса  о Курской битве

Всего опрошено 95 человек

1 группа: от 10 до 20-22лет (50 чел.); 2 группа: от 23 и старше(45чел)

Вопрос

1 группа

% к кол-ву опрошеных

2 группа

% к кол-ву опрошеных

1

Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?

15%

25%

2

В каком году была Курская битва?

30%

60%

3

В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

25%

80%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)

Зачем мы  изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...

Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.

Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...

Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается

Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...

Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО.

Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО....

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...