Урок "Курская битва"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
Интегрированный урок с участием 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kurskaya_bitva_10-11klass.docx | 24.03 КБ |
urok_kurskaya_bitva_10-11klass.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы - Аят
Обществознание
Разработка интегрированного открытого урока
к 70 -летию Курской битвы «Огненная дуга»
(10-11 класс)
Авторы: Лопатина Г.А., учитель обществознания МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят
Хабибулина С.А., учитель истории МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят
Цели:
-Сформировать у учащихсяся представление о ходе Курской битвы, ее роли и значении в Великой Отечественной войне, в истории Второй мировой войны ;
-Закрепить, углубить знания учащихся о Курской битве;
-Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны,
формировать чувства ответственности и национальной гордости , гражданственности и патриотизма.
Оборудование:
-мультимедийный экран;
-презентация « Курская битва»;
- ЦОР «От Кремля до Рейхстага»;
- материалы школьного музея;
-«Победа века». Челябинская область в великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия;
-статистическая таблица по данным социологического опроса.
Ход урока:
1.Музыка « Священная война»
2.Учитель истории:
-Наш урок посвящен одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий истории ВОВ советского народа против фашистских захватчиков 1941-45 гг. Событие это- Курская битва летом 1943 года. В этом году наша страна отмечает 70 летний юбилей этой грандиозной битвы.
Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней , тем труднее сохранить в памяти, то, что произошло на огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается или рассматривается как малозаметное событие.
Но факты истории- вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала .
В сражении с обеих сторон в ходе битвы, длившейся 50 дней, было последовательно вовлечено более 4 млн. человек, около 70 т. орудий и минометов, более 13 т. танков и САУ и около 12 т. боевых самолетов, что было значительно больше, чем имело место под Москвой и Сталинградом.
Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения людей. Об этом нельзя забывать никогда.
За Сеймом на холмистом берегу ,
Незваный гость по нашим селам блудит,
Мы не забудем Курскую дугу,
Но трижды враг ее не позабудет!
(Геннадий Степанов. Из письма).
3.Учитель обществознания и учащиеся 10 класса.
Анализ социологического опроса о Курской битве.
Было опрошено 95 жителей нашего посёлка (первая возрастная группа от 10 до 20 лет, вторая возрастная группа: от 21 и старше). Опрос проводили учащиеся 10кл. Заданы вопросы:
1.Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?
2.В каком году была Курская битва?
3.В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?
Результаты опроса:
-Знание Курской битвы под названием Огненная дуга показали 15% опрошенных первой группы и 25% второй группы.
-Знание года Курской битвы показали 30% опрошенных первой группы и 60% второй группы.
-Знание роли Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны показали 25% опрошенных первой группы и 80% второй группы.
По данным социологического опроса и проведённому анализу мы делаем вывод, что молодое поколение недостаточно знают о таком знаменательном событии в истории нашей страны и истории Великой Отечественной войны как Курская битва. Сегодняшний урок должен пройти как дань памяти погибшим в годы войны и признательности ветеранам за их героизм.
4. Учитель истории:
-Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к Победе советского народа в великой Отечественной войне.
-Предлагаю вам посмотреть хронику военных лет « Подготовка к сражению»-4-5 м.
(включает диск ЦОР)
Далее презентация на экране. 1, 2, 3 слайды.
Материал о Курской битве представляют учащиеся 11 класса:
1 ученик - Историческая справка о Курской битве. Слайд 4, 5
2 ученик- Слайд 5( карта), 6 ( танки), 7, 9, 10.
3 ученик- Слайд 5, 10, 11, 19 ( салют).
4 ученик – Битва под Прохоровкой. Слайд 15, 16.
Отрывок из хроники военных лет « Битва под Прохоровкой» (на хрон. ленте.)
5 ученик- Слайд 7, ( Курская битва 5 июля 1943-23 августа 1943гг.)
5. Учитель истории: . Слайд 12, 13, 14.
- Информационная справка о силе противоборствующих сторон, командующих фронтов с обеих сторон.
6. Ученик - Итоги Курской битвы. Слайд 17- 22
7.Учитель обществознания и учащиеся 10класса
Об участии южноуральцев в Курской битве (Сообщения)
8.Учитель истории.
Итог урока.
-В чем значение Курской битвы в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне?
-Какие вы можете сделать выводы по анализу социологического опроса?
-Является ли, на ваш взгляд, это проблемой подрастающего поколения?
-Какие будут ваши предложения по решению проблемы?
- Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая материал урока.
Учителя организуют обсуждение проблемы в режиме интерактивности.
Слайд 23-26.
Анализ социологического опроса о Курской битве
Всего опрошено 95 человек 1 группа: от 10 до 20-22лет (50 чел.); 2 группа: от 23 и старше(45чел) | |||
№ | Вопрос | 1 группа % к кол-ву опрошеных | 2 группа % к кол-ву опрошеных |
1 | Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга? | 15% | 25% |
2 | В каком году была Курская битва? | 30% | 60% |
3 | В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны? | 25% | 80% |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы - Аят
Обществознание
Разработка интегрированного открытого урока
к 70 -летию Курской битвы «Огненная дуга»
(10-11 класс)
Авторы: Лопатина Г.А., учитель обществознания МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят
Хабибулина С.А., учитель истории МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят
Цели:
-Сформировать у учащихсяся представление о ходе Курской битвы, ее роли и значении в Великой Отечественной войне, в истории Второй мировой войны ;
-Закрепить, углубить знания учащихся о Курской битве;
-Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны,
формировать чувства ответственности и национальной гордости , гражданственности и патриотизма.
Оборудование:
-мультимедийный экран;
-презентация « Курская битва»;
- ЦОР «От Кремля до Рейхстага»;
- материалы школьного музея;
-«Победа века». Челябинская область в великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия;
-статистическая таблица по данным социологического опроса.
Ход урока:
1.Музыка « Священная война»
2.Учитель истории:
-Наш урок посвящен одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий истории ВОВ советского народа против фашистских захватчиков 1941-45 гг. Событие это- Курская битва летом 1943 года. В этом году наша страна отмечает 70 летний юбилей этой грандиозной битвы.
Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней , тем труднее сохранить в памяти, то, что произошло на огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается или рассматривается как малозаметное событие.
Но факты истории- вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала .
В сражении с обеих сторон в ходе битвы, длившейся 50 дней, было последовательно вовлечено более 4 млн. человек, около 70 т. орудий и минометов, более 13 т. танков и САУ и около 12 т. боевых самолетов, что было значительно больше, чем имело место под Москвой и Сталинградом.
Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения людей. Об этом нельзя забывать никогда.
За Сеймом на холмистом берегу ,
Незваный гость по нашим селам блудит,
Мы не забудем Курскую дугу,
Но трижды враг ее не позабудет!
(Геннадий Степанов. Из письма).
3.Учитель обществознания и учащиеся 10 класса.
Анализ социологического опроса о Курской битве.
Было опрошено 95 жителей нашего посёлка (первая возрастная группа от 10 до 20 лет, вторая возрастная группа: от 21 и старше). Опрос проводили учащиеся 10кл. Заданы вопросы:
1.Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?
2.В каком году была Курская битва?
3.В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?
Результаты опроса:
-Знание Курской битвы под названием Огненная дуга показали 15% опрошенных первой группы и 25% второй группы.
-Знание года Курской битвы показали 30% опрошенных первой группы и 60% второй группы.
-Знание роли Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны показали 25% опрошенных первой группы и 80% второй группы.
По данным социологического опроса и проведённому анализу мы делаем вывод, что молодое поколение недостаточно знают о таком знаменательном событии в истории нашей страны и истории Великой Отечественной войны как Курская битва. Сегодняшний урок должен пройти как дань памяти погибшим в годы войны и признательности ветеранам за их героизм.
4. Учитель истории:
-Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к Победе советского народа в великой Отечественной войне.
-Предлагаю вам посмотреть хронику военных лет « Подготовка к сражению»-4-5 м.
(включает диск ЦОР)
Далее презентация на экране. 1, 2, 3 слайды.
Материал о Курской битве представляют учащиеся 11 класса:
1 ученик - Историческая справка о Курской битве. Слайд 4, 5
2 ученик- Слайд 5( карта), 6 ( танки), 7, 9, 10.
3 ученик- Слайд 5, 10, 11, 19 ( салют).
4 ученик – Битва под Прохоровкой. Слайд 15, 16.
Отрывок из хроники военных лет « Битва под Прохоровкой» (на хрон. ленте.)
5 ученик- Слайд 7, ( Курская битва 5 июля 1943-23 августа 1943гг.)
5. Учитель истории: . Слайд 12, 13, 14.
- Информационная справка о силе противоборствующих сторон, командующих фронтов с обеих сторон.
6. Ученик - Итоги Курской битвы. Слайд 17- 22
7.Учитель обществознания и учащиеся 10класса
Об участии южноуральцев в Курской битве (Сообщения)
8.Учитель истории.
Итог урока.
-В чем значение Курской битвы в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне?
-Какие вы можете сделать выводы по анализу социологического опроса?
-Является ли, на ваш взгляд, это проблемой подрастающего поколения?
-Какие будут ваши предложения по решению проблемы?
- Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая материал урока.
Учителя организуют обсуждение проблемы в режиме интерактивности.
Слайд 23-26.
Анализ социологического опроса о Курской битве
Всего опрошено 95 человек 1 группа: от 10 до 20-22лет (50 чел.); 2 группа: от 23 и старше(45чел) | |||
№ | Вопрос | 1 группа % к кол-ву опрошеных | 2 группа % к кол-ву опрошеных |
1 | Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга? | 15% | 25% |
2 | В каком году была Курская битва? | 30% | 60% |
3 | В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны? | 25% | 80% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)
Зачем мы изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...
На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
методическая разработка урока истории с применением ИМЭУ...
Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.
Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...
Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается
Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...
Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО.
Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО....
Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)
Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...