На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
методическая разработка урока истории с применением ИМЭУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imeuknitu.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
автор: Хуснутдинова Гулсара Хасановна (e-mail:gulsarahasanovna@mail.ru)
место работы: РеспубликаТатарстан, г. Арск, МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» (МБОУ «АСОШ №1»)
Цели,задачи:
модель организации учебного процесса с применением средств ИКТ- один ученик-один компьютер;+компьютер на столе учителя + проектор+экран. Повторительно-обобщающий урок: организационный момент; вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала изученных тем, сообщается цель и план урока; организация коллективной работы учеников с электронными ресурсами коллекции и ИМЭУ. Проверка результатов работы. Цели, связанные у учащихся с развитием информационно- технологических компетенций. Способствовать использованию и совершенствованию средств и способов получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (работа с текстом, определение понятия, решение тестов и др.); обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (работе с источником, заполнении таблиц, и др.); обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты. Роль ученика на уроке- принять участие в работе с электронными ресурсами ИМЭУ, выполнить поставленные учителем задачи. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом .
Методические приемы использования ИМЭУ, которые были использованы на уроке:
- фронтальный опрос, при котором ответы учащиеся пишут на чистом листе учебника и показывают учителю и классу,
- использование заметок в учебнике, которые делали на прошлых уроках, для быстрого поиска нужного материала,
- работа с учебником при изучении нового материала: поиск ответов на вопросы учителя, отметки в тексте, составление заметок,
- работа со словарем учебника с использование закладок,
- работа с документами-источниками в учебнике ИМЭУ.
планируемые результаты- освоение тем, формирование познавательной и коммуникативной компетенции в процессе решения проблемных задач, поставленной проблемы.
список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. 6 класс.
Поурочные разработки к учебнику История России с древнейших времен до конца 16 века. Данилов А.А.
Пчелов Е.В. История России. 6 класс.
Электронный атлас «История с древнейших времен до 16 века»
Ссылка на ЭОР в ЕОК http://collektion/edu.ru/catalog/res/00000c76-2000-4ddd-1a4d-4400
/http://school-collection.edu.ru/catalog/res/789f1429-0ea8-47b3-80ef-a4e82fdc1361/view/
Схема «Потомки Александра Невского
http://fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
http://fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
http://fcior.edu.ru/card/514/kontrol-aleksandr-nevskiy-voin-i-diplomat.html
Александр Невский. Борьба с экспансией с Запада
http://fcior.edu.ru/card/11770/borba-protiv-ordynskogo-iga-kulikovskaya-bitva.html
Куликовская битва
ключевые слова: иноземные захватчики, рыцари- крестоносцы, летопись, иго, выкуп, дань
1этапурока
Обобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев в Новгородскую землю, отвечают на вопрос «Почему люди воюют?», написав ответы на чистом листе электронного учебника:1. Желание присвоить чужие богатства. 2. Желание завладеть чужой территорией. 3. Желание иметь власть над людьми. 4. Желание заставить людей другой страны работать на себя.
Затем ученикам демонстрируются высказывания, те должны определить, кому они принадлежат: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!», «Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться». Ученики записывают и отвечают , в связи с чем они были сказаны. Делается общий вывод.
2 этап урока.
Первичное закрепление пройденного материала при фронтальной работе учащихся: решение тестов (в виде раздаточного материала), ученики отвечают на чистом листе учебника, первые три ученика, ответившие быстрее других, подходят к учителю для проверки. Затем ответы зачитываются, ученики делают пометки в учебниках и ставят друг другу отметки.
- Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп б) дань в) налог
2. Первый удар в 1240 году на Северо – Западном рубеже Руси нанесли:
а) монголы б) шведы в) рыцари-крестоносцы
3. Укажите имя, выпадающее из общего ряда:
Князь Иван Калита, князь Дмитрий Иванович, Мамай, Дмитрий Боброк, Сергий Радонежский.
4. В каком году произошла Невская битва?
а) 1242 б) 1240 в) 1643
5. С кем была битва на Чудском озере?
а) немецкими рыцарями б) монголо - татарами в) шведскими рыцарями
6. Какое прозвище получил князь Александр Ярославович после битвы?
а) Донской б) Невский в) Красное Солнышко
7. В чем причина победы русских воинов?
а) лучшее вооружение б) численное превосходство в) талант полководца
3 этап урока.
Работа учеников по исследованию причин победы русских на Чудском озере (заполнить таблицу на чистой странице электронного учебника). Таблица показывается на слайде в презентации к уроку. Учитель называет правильные ответы, ученики сравнивают свои ответы и делают выводы, которые представляют классу.
Затем учитель подводит итог данного этапа, приводя комментарии.
4этапурока.
Учитель ставит перед учениками проблему: "Кто изображен на картине? О каком событии идет речь? Опишите его".
5 этап урока.
Осуществляется промежуточный контроль полученных знаний:
1.Работа с источником. Отрывок из «Жития Сергия Радонежского» давался ученикам на дом вместе с вопросами по источнику, используя закладки [странице 160], ученики сдают листы с ответами учителю для проверки.
2.Тестирование, учащиеся выполняют самостоятельно:
Какие пары из указанных были современниками?
- Князь Александр Невский и Батый
- Князь Александр Невский и Тохтамыш
- Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
- Князь Дмитрий Донской и Александр Невский
- Князь Александр Невский и Дмитрий Донской
- Князь Дмитрий Донской и Мамай
Ответы оформляются в виде пометок в учебнике
6 этап урока.
Ученики подводят итоги Куликовской битвы, которые они сделали , готовясь к уроку обобщения, дома.
- С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской
- Выросло значение Москвы и московского князя
- Дала народу веру, что зависимость не будет вечной
- Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.
7 этап урока.
Ученикам на дом было дано задание: ответить на вопрос «Почему имя России – Александр Невский», используя закладки [страницы 116;117;118;121].
Ученики зачитывают свои ответы. Затем учитель делает общий вывод.
Результаты заносятся в электронный журнал
8этапурока.
Домашнее задание: творческая работа - создать презентации по темам: "Александр Невский - имя России", "Куликовская битва". Работа по группам . Она будет оцениваться и классом, и учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс
Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...
Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г. Руководители: преподаватель химии Баси...
Материал к уроку по теме "Борьба Руси за независимость. Куликовская битва" 6 класс
Данный материал предназначен для проведения урока в 6 классе. Используя технологию продуктивного чтения, я ориентирую учащихся на самостоятельную работу с текстом и поиск ответов на поставленную задач...
Борьба русских земель с иноземными захватчиками в XIII веке
Задание для викторины по истории...
«Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс
Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс ...
Технологическая карта урока по теме «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» (6 класс)
Использование карты-инсталляции...