Урок по обществознанию в 8 классе "Быть личностью"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Калиниченко Светлана Вячеславовна

Урок направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, велика доля самостоятельной работы. Урок имеет большую воспитательную ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_v_8_klasse_lichnost.doc58 КБ
Office presentation icon lichnost.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Дата:                     Класс: 8 а б

Тема: «Быть личностью» урок № 1 в разделе "личность и общество"

Тип  урока: объяснение нового материала

Цель:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение; этапы процесса социализации
  2. Развивающая: способствовать развитию умений приводить примеры к теоретическим положениям
  3. Воспитательная: способствовать формированию стремления стать личностью, подумать над смыслом жизни

Структура  и  хронометраж:

  1. Организационный  момент – 2  минуты.
  2. Мотивация – 3  минуты.
  3. Объяснение нового материала – 30  минут.
  4. Закрепление – 5 минут
  5. Итоги – 3 минуты.
  6. Домашнее  задание – 2  минуты.

Основные понятия: индивид, индивидуальность, личность, социализация, мировоззрение.

Оборудование: презентация

Список  литературы  для  учеников:

  1. Боголюбов Л.Н.Обществознание. 8 класс: Учеб общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА / М.: АСТ: Астрель, 2011.

Список  литературы  для  учителя.

  1. Боголюбов Л.Н.Обществознание. 8 класс: Учеб общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент (2 мин.)

А) дисциплинарный

Б) тематический

  1. Мотивация (3 мин.)

Ответь письменно на вопрос «Кто ты» столько раз, сколько сумеешь за минуту. Проанализируйте признаки, которые ты выделяешь, каким отдаешь предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для тебя. Эти признаки можно разделить на три группы: индивидные, индивидуальные, личностные.

Постановка целей урока - совместно с учителем.

  1. Объяснение новой темы (30 мин.)

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Человек как известно одновременно и биологическое (природное)  и социальное (общественное) существо. При этом, если человек  попытается ответить на вопрос «Кто я?» у него получится длинный список, характеризующий ряд признаков человека.

     Есть признаки которые могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, рост, речь, разум, способность использовать орудия труда. Эти признаки  принято называть - индивидными. Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода.  Индивид - наиболее общая характеристика человека.  Индивидом человек является от природы, его признаки определены наследственностью, генетически. (Это свойство присуще мне, как и другим людям, благодаря ему обо мне можно сказать, что я принадлежу к биологическому виду - человек)

Есть признаки, которые свойственны одному единственному человеку: тембр голоса, отпечаток пальцев, свето- и цветоощущение, слух. Эти признаки характеризуют человека, как уникального, отличающегося от других себе подобных. Эти признаки мы называем индивидуальными. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. По этим качествам, человека отличают от других, следовательно, индивидуальность - это характеристика человека в обществе. (Это свойство отличает меня от других людей, по этому признаку меня можно отличить от других людей) Все признаки, являющиеся уникальными и отличающие нас от остальных, называются индивидуальными признаками. Однако физиологическая часть индивидуальности – это только внешнее проявление тех признаков, которых нет у других людей. Помимо всего прочего, человек выделяет себя от остальных еще и социально. Он может по-своему одеваться, выработав свой индивидуальный стиль; может слушать определенную музыку, читать определенные книги, принадлежать к определенной культуре.

Так в совокупности биологические и социальные признаки создают индивидуальность личности. Может показаться, что между понятиями «личность» и «индивидуальность» нет разницы: индивидуальность – это внешнее проявление своей особенности, своего отличия, своей уникальности, что, по сути, и есть личностными качествами. Однако понятие личности часто воспринимается как исключительно общественное явление или как индивидуальность, вовлеченная в общественные процессы. Не стоит забывать, что личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

  1. Этапы становления личности.

Процесс становления личности называют - социализацией. Он включает три фазы.

Личность, как мы уже знаем, формируется только в обществе, по этому надо ответить на вопрос, кто  помогает человеку пройти этот непростой путь социализации? Ученые называют их агентами социализации. По сути, это те люди или организации, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизни.

У каждого человека есть то, чем он дорожит более всего, то что он ценит или то к чему стремится.  Эти ценности принято называть жизненными ценностями, т.к. они универсальны и для большинства людей являются непререкаемыми. Жизненные ценности одновременно являются и ориентирами для человека. В трудную минуту они помогают принять важные решения, а в минуты радости  полнее ощутить движение жизни. Какие же жизненные ценности есть у человека?

Подробнее поговорим о профессии. О ее выборе. От чего он зависит?

Все эти вопросы отчасти связаны и с такими понятиями как счастье и смысл жизни. Поиск смысла жизни, поиск счастья, удачи и вообще поиск понимания этих смыслов – это также часть человеческой сущности. Самое сложное – это осознать, когда и от чего мы счастливы.

На все эти вопросы каждый человек отвечает по-своему. У каждого есть свои возможности, свои желания, и поэтому каждый человек в состоянии реализовать эти возможности и добиться этих желаний. Нет таких людей, которые уже от рождения получают полный набор знаний. Вне зависимости от материального положения и социального статуса каждый человек находится в состоянии поиска.

Анализируют новые понятия, записывают их в тетрадь. Приводят примеры по иллюстрациям.

Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода.  Индивид - наиболее общая характеристика человека.

  Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Задание 1.

         Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.

- Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.

- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

1) Заполните пропуски в тексте.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие  «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ .

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

Поработайте с текстом учебника на стр. 11 и заполните таблицу:

Этапы становления личности

Примеры, иллюстрирующие процесс

Адаптация

Индивидуализация

Интеграция

Ребенок, познавая мир, осваивает его, приспосабливается к нему.

Подросток переосмысливает полученные знания и опыт, формирует свои принципы и убеждения.

Человек находит своих единомышленников по взглядам, увлечениям, объединяется с ними.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно  назвать  жизненные ценности, а потом сравнивает со перечнем предложенным в учебнике:

  1. Я-сам (внешний вид, поведение, способности, перспективы);
  2. Поиск смысла жизни;
  3. Счастье;
  4. Профессиональный выбор;
  5. Семья.

Составьте план по которому вы будете выбирать профессию.

Соотнесите пять типов профессий с иллюстрациями, объясните на основе выбора каждый тип.

  1. Человек –человек
  2. Человек – техника
  3. Человек – природа
  4. Человек – знак
  5. Человек – художественный образ.

Экспресс-опрос: Что для вас счастье?

  1. Закрепление: (5 мин.)

Составьте синквейн со словом "Личность"

Личность

Коммуникабельная, творческая

Создает, развивается, самореализуется

Личность обладает свободой и волей

Человек

  1. Итоги  (3 мин.)

Предлагается подвести учащимся, что уже было известно, что нового узнали.

  1. Домашнее  задание (2 мин.)

Учебник §1, в классе и дома задание 4., желающим – подготовить сообщение о сильной личности (кратко)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Быть личностью

Слайд 2

Ответь письменно на вопрос «Кто ты?» столько раз, сколько сумеешь за минуту. Проанализируй признаки, которые ты выделяешь, каким отдаешь предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для тебя.

Слайд 3

Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода. Индивид

Слайд 4

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Слайд 5

Личность – человек, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Слайд 6

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа. - Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа. - Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане. 1) Заполните пропуски в тексте. Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ . 2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

Слайд 7

Процесс становления личности - социализация. Поработайте с текстом на стр. 11 и заполните таблицу. Этапы становления личности Примеры, иллюстрирующие процесс Адаптация Индивидуализация Интеграция Ребенок, познавая мир, осваивает его, приспосабливается к нему. Подросток переосмысливает полученные знания и опыт, формирует свои принципы и убеждения. Человек находит своих единомышленников по взглядам, увлечениям, объединяется с ними.

Слайд 8

Базовые жизненные ценности Я-сам (внешний вид, поведение, способности, перспективы); Поиск смысла жизни; Счастье; Профессиональный выбор; Семья.

Слайд 9

Соотнесите пять типов профессий с иллюстрациями, объясните на основе выбора каждый тип . Человек –человек Человек – техника Человек – природа Человек – знак Человек – художественный образ.

Слайд 10

Что такое счастье?

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 1 – учить. Задание 4 из рубрики «В классе и дома» на стр. 13 По желанию – подготовить рассказ о сильной личности. (кратко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

Урок по обществознанию "Индивид, личность, индивидуальность"

Урок был представлен н конкурс "Учитель года", достойно оцене. Но, думаю, все прелести поймут только предметники....

Урок по обществознанию "Быть личностью" 8 класс

Урок составлен согласно требованиям ФГОС....

Самооценка личности подростка. урок по обществознанию в 7 классе Защита проекта.

Проект расчитан на выявление уровня саммоценки учащихся в гимназии, рассмотрены причины завышенной и ниэкой самооценки подростков. даны рекомендации. как работать с самооценкой....

презентация к уроку обществознание- 8 класс "Личность и социальная среда"

Обществознание,8 класс,"Личность и социальная среда",автор: Волкова Ольга Михайловна...

Открытый урок по обществознанию Тема: «Социальный статус личности»

Открытый урок по обществознаниюТема: «Социальный статус личности»Класс: 10 Карта урока:1.      Ключевые слова2.      Предварительные заставки3....

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...