Урок по обществознанию "Индивид, личность, индивидуальность"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Урок был представлен н конкурс "Учитель года", достойно оцене. Но, думаю, все прелести поймут только предметники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_klasse_po_teme.docx | 18.88 КБ |
chelovekindivid_lichnost_0.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 10 классе
по теме «Индивид. Индивидуальность. Личность.»
Цели урока:
ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности,
доказательство влияния природных и социальных условий на формирование личности,
обучение терпимому отношению к любой личности
Задачи урока:
знать, что понимается под личностью в обществе
-различать понятия личность, индивид, индивидуальность
-понимать, какое влияние оказывают природа и общество на становление личности
-уметь определять уровень своей социальной зрелости
1 этап «Организация на урок, введение в тему»
Здравствуйте, ребята и члены жюри. Меня зовут Вера Валентиновна, ваши имена я вижу на бейджиках, это мне будет очень помогать в работе. У нас урок обществознания. Мы начинаем изучать новую тему «Личность. Межличностные отношения». Сегодняшний урок будет введением в тему, и рассмотрим мы на нем ведущие понятия :ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ. ( 1слайд)-тему в тетрадь
Они вам уже знакомы, но цели и задачи сегодняшнего урока сводятся к углублению понимания их значения, научиться их различать, ну и подготовиться к ЕГЭ по предмету. (2 слайд )-план в тетрадь Правила работы…
2 этап «Работа с понятием «личность»»
Позвольте мне начать урок с маленькой притчи : «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем.( 3 слайд) На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»
-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (ответы учеников)
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску-«личину» , в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.
- Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? ( Он не считал их личностями)
- Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны? ( Да, не каждый человек личность, например….ребенок, пьющий человек, психич. больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)
-А почему вы отказываете им в праве называться личностями? (личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…) А эти примеры, в каждом случае надо доказать –какая личность- формирующаяся, патологическая, слабая.
Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.
-Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие «личность»? (смотрим в учебник, стр.292, зачитываем. Обсуждаем по частям: 5 слайд
Личность -результат социализации, усвоение традиций и систем ценностей, выработанных обществом, т.е. социальных норм и социальных ролей. -6 слайд
Составляем схему личности ( ученик к доске-на листе ватмана маркером, остальные в тетради)-
Итак, какой вывод мы можем сделать о личности на основании всего сказанного? Личностью не рождаются, личностью становятся. – в тетрадь!
3 этап «Работа с понятием «индивид»
-А кем же мы тогда являемся в этом мир? –Человеком! Или , как сказал бы ученый , психолог- индивидом, т.е. в это понятие вкладывается исключительно биологическое значение. 7 слайд . Докажите примерами! (млекопитающее, анатомия, физиология человека, системы организма и т.д.).
- Ученые давно пришли к выводу, что биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Вне общества индивид останется животным. Подумайте и приведите примеры, доказывающие это утверждение. (Помогу: человек становится человеком лишь вступая в общественные отношения , в общение с другими людьми. Оторванный с рождения от общества индивид останется животным. Дети –маугли) Итак, как вы поняли, что человек -биосоциальное существо- щелчок
Итак, понятие «индивид» сегодня обогатило свое содержание и стало указывать на отдельный объект человеческого рода, носителя всех социальных и психологических черт человечества. – в тетрадь,
Схему на доске- на листе ватмана
4 этап «Работа с понятием «индивидуальность»
- Мы знаем, что люди друг от друга отличаются внешностью, характером, действиями, мышлением, поведением. Даже близнецы, внешне очень похожие будут отличаться, например, поведением, темпераментом. Каждый из нас, накапливая социальный опыт, формирует в себе личность, неповторимую, уникальную, или как сказал бы ученый- индивидуальную. Что же такое индивидуальность, как вы понимаете, приведите примеры. Давайте сравним наши выводы с определением в учебнике. Определение в учебнике –стр.293, записываем в тетрадь) 8 слайд. Каждый человек- уникален, это проявляется через свойства и признаки только данного человека. (Даже при рождении индивид получает индивидуальные особенности…)Итак, личность- всегда индивидуальна. Как же сочетается в человеке индивидуальное и личное . Представляю рисунок-я на листке ватмана- рисую и объясняю.
5 этап «Рефлексия»
1.Понятия на слайдах-9 слайд
2. Схемы на слайдах-10, 11, 12 слайды
3.Тестовые вопросы на слайдах- 13,14,15 слайды, выполняем самостоятельно, поменялись, проверяем, оценки: ни одной ошибки-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3.
4. Игра с мячом : учитель бросает мяч ученику со словом «личность», ученик, возвращает обратно с признаком или качеством личности «ответственная»
6 этап «Подведение итогов»-16 слайд
Заканчивая урок, мне бы хотелось вернуться к Диогену.-как бы теперь в конце урока вы ответили на вопрос- кого же искал Диоген?17 слайд –читать.
Запишите домашнее задание-18 слайд
Я бы хотела обратить ваше внимание на этот плакат «Заметил бы меня Диоген?» чтобы уходя с урока, каждый из вас составил мнение о том, кем вы себя воспринимаете в свете изученных понятий. Большое спасибо всем за урок. Успехов в учебе и становлении вашей личности!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя А , зачем?
КАК ? ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Внешний анализ Внутренний анализ + Идеальный вариант
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Основная идея древних философских систем- «Человек-часть космоса».
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Человек-микрокосмос, сочетание стихий Природа - живой организм
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Древний Китай Человек драгоценнее всего, но мир создан не ради него, поэтому он должен следо- вать судьбе,но он отвечает за поступки на «космичес- ком» уровне
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Древняя Индия Основная идея- переселение душ
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Древняя Греция Познай самого себя ! БОГИ Человек - мера всего существующего Природа Неизменные законы природы, -изменчивые человеческие установления
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Возрождение Человек причастен ко всему земному и небесному БОГ Свобода выбора и творчества … безграничность возможностей человека
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Новое Время Декарт Я думаю- следовательно, я - существую ! !
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Новое Время Кант Нравственная свобода Природная необходимость Человек-творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала-духа,или разума.
ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивид Древнегреческий Латынь «АТОМ» «ИНДИВИД» Цицерон Неделимая основа мира Человек-один из людей
Индивид Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества) От общего к частному От частного к общему
Индивидуальность отличия 1.внешние. 2.психологичес- кие 3.социальные 4.духовно- культурные
Индивидуальность БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ (ВНЕШНИЕ) 1.цвет кожи 2.антропо- метрия. 3.группа крови и др. Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приоб- ретенных свойств
Индивидуальность ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ 1.темперамент 2.характер 3.интеллект. 4.потребности 5.способности 6.интересы. Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер,интересы, интеллект, потребности и способности.
Индивидуальность СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ 1.отношение к собственности 2.место в соци- ально-классовой структуре и др.
Индивидуальность ФИЛОСОФСКИЕ ОТЛИЧИЯ Неповторимое своеобразие Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные
Индивид и Индивидуальность СРАВНИТЕ ЧИНГАЧУК-БОЛЬШОЙ ЗМЕЙ ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН
ЛИЧНОСТЬ
личность Человеческий индивид,как субъект отношений и созна- тельной деятельности Устойчивая система социально- значимых черт,характеризую- щих индивида, как члена того, или иного общества. Общество
личность Подходы к изучении личности 1 Личность проявляется через сущностные ,наиболее значимые характеристики и оценивается относи- тельно принятых в обществе норм.
Подходы к изучении личности 2 Личность проявляется через набор функций или ролей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Презентация к конспекту урока "Вернисаж. Знаменитые личности села. С.В. Нарыжный"
Данная презентация дополняет конспект урока по одноименной теме....
Открытый урок по теме "Личность"
Материалы к проведению открытого урока в 10 классе, по обществознанию, тема: Личность....
Урок 28. "Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми" (7 класс)
Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Формирование личности подростка при его взаимоотноше...
Урок 29 "Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками"
Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова ("Формирование личности подростка при его взаимоотношениях ...
Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор индивидуальности личности"
Работа содержит теоретическую и практическую части. Может быть использована для выступления на педсоветах, МО и на практике....
интегрированный урок "Темперамент и личность"
Цель: способствовать формированию представлений о типах ВНД и темпераментах; способствовать обучению умению четко отвечать на вопрос, составлять формулы и графики;Способствовать обучению ум...