Исследовательская работа "Правонарушения несовершеннолетних"
проект по обществознанию (8 класс) по теме

Исследовательская работа посвящена проблеме правонарушений несовершеннолетних округа Муром.

Представила исследовательскую работу Кузьмина Екатерина, ученица 8"В" класса на научно-практической

конференции учащихся "Открытие 2013"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция

«Открытие-2013»

Общественно-гуманитарные науки: право

Исследовательская работа

«Правонарушения несовершеннолетних»

Автор:

Кузьмина Екатерина Сергеевна

8 «В» класс МБОУ«СОШ№2»

Руководитель:

Брагина Ольга Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ«СОШ№2»

Муром

     2013 г.

Цель работы: анализ правонарушений несовершеннолетних по округу Муром. Выявление причин и способов их предотвращения.

Задачи:

1. Сформировать понятие правонарушение, раскрыть причины правонарушения, выявить виды правонарушений.

2. Анализировать правонарушения, используя статьи из нормотивно-правовых актов и данные из управления внутренних дел по округу Муром.

3. Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

4. Способствовать формированию правовой культуры.

5. Выявить профилактику правонарушений

Методы: использование и анализ нормотивно-правовых актов.

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  2. Кодекс об Административных Правонарушениях
  3. Данные из управления внутренних дел по округу Муром (Журнал регистрации лиц, состоящих на учёте в подразделении по дела несовершеннолетних УВД по округу Муром)
  4. Данные социологических исследований.

Актуальность: формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции.

Литература:

  1. Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004год, №3 за 2004 год.
  2. Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  4. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях.

Степень изученности: в масштабах России эта тема достаточно хорошо исследуется, но в округе Муром проблема правонарушений несовершеннолетних на данный момент не рассмотрена.

Личный вклад:

1. Проанализировала правонарушения совершаемые несовершеннолетними округа Муром

2. Определила основные виды деятельности несовершеннолетних, совершивших правонарушения за 2010-2012.

3. Выявила, что ряд правонарушений совершены малолетними 8, 12 и 13 лет.

4. Квалифицировала правонарушения совершаемые несовершеннолетними в округе Муром.

5. Выявила особенности правонарушений несовершеннолетних.

6. Наметила профилактические меры для предотвращения правонарушений.

Введение: В настоящее время идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами, чем 16-17-летних.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искроенные нравственности и правового созидания, ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

При этом есть следующая закономерность: чем раньше человек совершит своё первое преступление, тем больше вероятности того, что он уже никогда не станет законопослушным гражданином.

В основное несовершеннолетние специализируются на кражах (как правило групповых), грабежах, хулиганствах. Реже ими совершаются убийства, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, изнасилование.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, разбойные нападения на предпринимателей, иностранцев, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Вспомним, что преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

  • Семейное неблагополучие.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном времяпрепровождении.

  • Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг - в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон - никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается в поведению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. д.).

Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения -- вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении.

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы "зоны" в ВТК. Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% "иногда" хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах "свободную любовь";

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие - обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

  • Средства массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях. люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии. Выборочное анкетирование учащихся 5-9 классов показало, что ребята проводят перед телевизором от 50 до 70% свободного времени.

Поскольку телевизионный мир населен злодеями, людьми, лишенными принципов, он может исказить представление о реальном мире. Кроме того, кино, видео показывают самые различные стандарты жизни, а ребята не в состоянии трезво оценить возможности -- свои, семьи, государства. В результате у подростков формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения.

  • Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

  • Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Виды правонарушений

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

-личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

-преступления,

-проступки.

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

- административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

-гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

-дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций;

Ответственность за подобные деяния предусмотрена трудовым законодательством и локальными правовыми актами; специфичными являются меры ответственности, например, замечание, выговор, строгий выговор, отчисления из учебного заведения и т.д.

Виды правонарушений совершаемые несовершеннолетними и криминалистическая характеристика.

Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Многие исследователи психологии подросткового возраста обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волевой, что проявляется, в частности, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности, импульсивности поведения. Нередко у подростков наблюдаются повышенная истощаемость психических процессов, склонность к фантазированию, внушаемость. Личностные психофизиологические качества несовершеннолетних перерастают в социально-психологические.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости.

Подросток начинает идентифицировать себя со взрослыми, но пока не может

наладить с ними полноценное сотрудничество. Это связано с еще не полностью сформированной психофизиологической основой взрослости, а также с тем, что взрослые продолжают смотреть на него как на ребенка. Отсюда – конфликтность, стремление к самоутверждению, в том числе и ценой подражания асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм (неприятие воспитательных мероприятий).

Интенсивность проявления указанных качеств зависит от возраста, индивидуальных особенностей психики подростка и условий его формирования.

Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.

В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка. Многие из таких несовершеннолетних ранее систематически совершили различные преступления (хулиганство, кражи, грабежи, разбои и так далее), за которые по различным причинам не привлекались к ответственности. В связи с этим в процессе расследования возникает задача проверки возможной причастности подростка к совершению других преступлений.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

По наблюдениям, около 30–40% несовершеннолетних правонарушителей страдают различными расстройствами психической деятельности.

Хотя психические нарушения, обнаруженные у подростков, обычно не исключает вменяемости, они тем не менее накладывают отпечаток на картину преступного поведения. Особое значение это приобретает в свете требований уголовного закона о необходимости выяснения при наличии соответствующих данных уровня умственной отсталости несовершеннолетнего с целью определения способности полностью осознавать значимость своих действий и в полной мере руководить ими. Указанные обстоятельства должны учитываться при определении ответственности подростка.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Среди таких преступлений несовершеннолетних встречаются посягательства в отношении близких родственников. Обычно они связаны с длительной конфликтной обстановкой в семье, систематическим пьянством потерпевших, терроризировавших других членов семьи. После совершения преступления родственники, стремясь облегчить участь подростка, могут искажать обстоятельства содеянного.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

Иногда уже само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к совершению подростков: это газетные и коммерческие киоски, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты, пляжи и так далее.

Об участии в хищении подростков могут свидетельствовать и особенности способа совершения:

– отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

– несложные пути проникновения в помещение;

– выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

– использование для проникновения узких проемов;

– малый вес похищенного;

– отсутствие профессиональных и преступных навыков;

– использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

– непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение;

– совершение на месте преступления озорных и циничных действий;

– причинение множественных потерпевших потерпевшему;

– непринятие мер к сокрытию преступления.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать и особенности отдельных следов:

– малые размеры следов зубов, пальцев, ладони, ног, обуви;

– обнаружение на месте преступления головного убора, одежды, обуви преступника или их следов, указывающих на подростковый возраст владельца этих вещей;

– обнаружение на месте преступления предметов, которые чаще всего носят с собой подростки;

– оставление на месте преступления записок, озорных или циничных по содержанию.

Разумеется, приведенные выше данные об особенностях отдельных следов и способах совершения преступлений имеют относительное значение. Они являются основанием лишь для одной из возможных версий и должны оцениваться в совокупности с другими обстоятельствами совершения преступления. К примеру, малые размеры следов могут свидетельствовать о совершении преступления как подростком, так и женщиной (мужчиной) хрупкого телосложения.

Количество несовершеннолетних, стоящих на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних УВД по округу Муром и Муромскому району. Данные за 2010-2012г.

2010 год.

8 человек.

Основные виды деятельности:

  1. Учащиеся школ – 3 человека
  2. ПУ – 1 человек.
  3. Учащиеся техникумов – 2 человека.
  4. Не работают и не учатся – 2 человека.

Виды правонарушений:

  1. Ст. 20.22 КоАП РФ (3 человека)
  2. Ст. 7.27 КоАП РФ (1 человек)
  3. Ст. 158 УК РФ. Часть 1 (1 человек)
  4. Ст. 158 УК РФ. Часть 3 (2 человека)
  5. Ст. 115 УК РФ (1 человек)

2011 год.

10 человек.

Основные виды деятельности:

  1. Учащиеся школ – 5 человек
  2. ПУ – 1 человек
  3. Учащиеся техникумов – 3 человека
  4. Не работают и не учатся – 1 человек

Виды правонарушений:

  1. Ст. 115 УК РФ (2 человека)
  2. Ст. 161 УК РФ (1 человек)
  3. Ст. 158 УК РФ (3 человека)
  4. Ст. 12.29 КоАП РФ (1 человек)
  5. Ст. 20.21 КоАП РФ (2 человека)
  6. Ст. 20.22 КоАП РФ (2 человека)

2012 год.

12 человек.

Основные виды деятельности:

  1. Учащиеся школ – 4 человека
  2. ПУ – 3человека
  3. Учащиеся техникумов – 0 человек
  4. Не работают и не учатся – 4 человека
  5. Работают – 1 человек

Виды правонарушений:

  1. Ст. 20.22 КоАП РФ (4 человека)
  2. Ст. 20.21 КоАП РФ (4 человека)
  3. Ст. 158 УК РФ. Часть 1 (1 человек)
  4. Ст. 115 УК РФ (2 человека)
  5. Ст. 7.27 КоАП (1 человек)

Юридическая ответственность             несовершеннолетних.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного              принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние,         связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера

Административная ответственность несовершеннолетних 

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность 
(ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет 
(ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в
ст. 3.2 КоАП РФ. (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета   административного правонарушения и др.).

Такой вид административного наказания как административный арест к    несовершеннолетним не может применяться 
(ч.2 ст. 3.9. КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав 
(ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ)   по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений,        совершаемые несовершеннолетними:

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и     спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или        психотропных веществ в общественных местах;

- Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкое хищение;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.


^ Уголовная ответственность несовершеннолетних. 

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое  физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.

В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними                           признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает 
с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень  данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное  причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131),насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214). 

Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все    преступления с 16-летнего  возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя     границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт      психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной       опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность. 

         
Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:

А) штраф;
Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;
В) обязательные работы;
Г) исправительные работы;
Д) арест;
Е) лишение свободы на определённый срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено         взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до  пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов,       заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и              исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может    превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет -   трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет.   Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а      также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления      небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы        за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Особенности правонарушений несовершеннолетних в округе Муром за 2010-2012

  1. Наблюдается рост правонарушений.

  1. В основном правонарушения совершаются молодыми людьми в возрасте 15 лет, но также правонарушения совершаются девушками и малолетними в возрасте 8, 12, 13 лет.

  1. Среди правонарушений преобладают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. А также преступления против собственности и преступления против личности.

Профилактика правонарушений

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». (38, 461)

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и  учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных  отклонений в его поведения.

Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно.     Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью.           Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания.    Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника     еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые  положительные качества.

В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение обусловливается следующим:

- во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего школьного возраста;

- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более пластична,    чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;

- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения      и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны,   целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;

- в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.

В нашем исследовании предпринята попытка выявить наиболее характерные признаки трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины их   возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия на      ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в трех классах школы № 43 г. Белгорода. Школа №43 имеет статус общеобразовательной. В ней обучается 976 человек в 44 классах. Школа находится в неблагополучном районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также известно большое количество случаев  употребления наркотиков, часты уличные драки, мелкие кражи, совершенные  подростками. В районе мало учреждений для проведения детьми внеучебного времени.

Исследование проводилось в третьих классах, в которых обучается 35 человек, из них 2 – из неблагополучных семей, 9 - из неполных, 3 – из многодетных. 12 младших      школьников с отклонениями в поведении явились объектом целенаправленного   социально-педагогического воздействия.

Для изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие методики:

  • Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;
  • Методика «Да и нет»;
  • Диагностика социального интеллекта;
  • Проективная методика «Лесенка».

С помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего интеллекта у ребят ниже нормы.

Социальный интеллект составляет когнитивный компонент коммуникативной компетентности и выявляется при решении социальных проблем. В ходе исследования у детей был зафиксирован высокий уровень социального интеллекта.

Методика «Да и нет» направленая на выявление уровня произвольности, показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким.

Применение методики «Лесенка» позволила нам проконтролировать такой    немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и самопринятие ребенка.

Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет       определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления      об отношении к себе и реальное отношение к ним.

В процессе исследования изучалось мнение педагогов, родителей, по вопросу    определения признаков аномального поведения младших школьников. Длительные наблюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их поведения в естественных ситуациях позволили выделить наиболее типичные для младших   школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство, непослушание, недисциплинированность, лень. На второе место - невнимательность, неряшливость, эгоизм,    драчливость и капризность. И отдельным школьникам присущи лицемерие, грубость, нечестность, воровство.

Для каждого исследуемого ребенка характерны различные признаки   трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и привычек, поэтому методика пере воспитания не может быть одинаковой для всех детей. В этой  связи, изучаемые нами дети были поделены на три условные группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка.

Первая группа - дети, имеющие комплекс отрицательных качеств (непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство, недисциплинированность,  драчливость, иногда грубость). Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные     положительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально-педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом сказалось на их нравственном развитии.

Вторая группа. Наряду с отрицательными качествами эти школьники обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят первой группы.   Учитывая причины и характер трудновоспитуемости, дети этой группы были поделены    на две подгруппы:

1. Дети, занимающие иждивенческую, эгоистическую позицию по отношению к окружающим. Им присущи следующие отрицательные качества: капризность, упрямство, непослушание, недисциплинированность, эгоизм, нередко лень, иногда драчливость. Эти дети, как правило, вырастали в условиях избыточной родительской любви, к ним не предъявлялись должные требования, им не прививались положительные навыки и привычки, у них не воспитывалось трудолюбие.

2. Дети, выросшие в условиях бесконтрольности со стороны взрослых членов семьи, нередко в условиях грубости и несправедливости. Им присущи упрямство, непослушание, лживость, нечестность, неряшливость, недисциплинированность. Они склонны к воровству.

Третья группа. Для них характерны многие положительные черты, но, вместе с тем, имеются некоторые существенные признаки трудновоспитуемости (недисциплинированность, развязность в действиях, неряшливость, непослушание, лживость и др.). Недостатки в семейном воспитании наложили значительный отпечаток на формирование личности этих детей.

Деление исследуемых детей на группы способствовало осуществлению дифференцированного подхода к школьникам в процессе их перевоспитания, подбору к ним педагогически целесообразных мер воздействия.

Анализируя условия и обстоятельства возникновения трудновоспитуемости школьников, мы исходили из того принципиального положения, что в основе различного рода отклонений в поведении лежат прежде всего неблагоприятные социально-педагогические условия воспитания. Вместе с тем, мы исходили из положения о том, что асоциальное поведение школьника не возникает вдруг, а развивается постепенно, проходя последовательно через качественно новые ступени, соответствующие возрастным психологическим и индивидуальным особенностям ребенка.

Исследуя причины отклонений в поведении младших школьников, мы придавали      важное значение выявлению причин детской запущенности в условиях семьи. Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее   нравственного и    культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.

Анализ материалов исследования показал, что причины отклонений в поведении     младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на четыре условные группы:

1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности (в 100% случаев), единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи (95,7%), неверное применение наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание (53,2%), избалованность, изнеженность ребенка (42,5%) и др.

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее       место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам   по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями  в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педагогических неудач является неумение учителя правильно строить   свои взаимоотношения с учеником. Дети с отклонениями в поведение вызывают своими отрицательными проявлениями чувство неприязни и негодования у педагога. Это отношение может передаваться учащимся класса, которые будут игнорировать такого ученика. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только     закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут возникнуть новые нежелательные черты.

Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку, недоверие к     нему, в результате чего он становится равнодушным ко всему окружающему, проявляет упрямство, непослушание, грубость, озлобляется, не воспринимает требования учителя.

Неблагоприятно сказывается на ребенке слабый контроль учителя за его поведением и учебой. Незначительные, на первый взгляд, недостатки (опоздание на урок, прогул его, невыполненное домашнее задание, поручение, незамеченная ложь и т.д.) нередко не попадают в поле зрения учителя. На первых порах он не придает им значения. Однако, оставшиеся без внимания отрицательные проявления способствуют возникновению у учащегося чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения.

Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности ребенка, его психических, индивидуальных и возрастных особенностей. Нередко вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учитывая при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни переживаний школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным. Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что в свою очередь отрицательно влияет на формирование его личности.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, усугубленные неправильными действиями учителей и некоторыми другими факторами, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.

Наша опытно-экспериментальная работа предусматривала поиск социально-педагогических целесообразных мер воздействия на трудновоспитуемого школьника в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти           воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности,   входящей в коллектив». (38, 334) Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний. Вместе с тем, проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала    целенаправленные игровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов соревнований школьников, стимулирующих    их деятельность.

Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных случаям при разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся педагогический метод «взрыва». (38, 253-256.) Результативность этого метода определяется уровнем развития ребенка, его индивидуальными особенностями, степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью и другими факторами.

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания. Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями    детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации. (См. приложение)

Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами трудновоспитуемости школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста. Характер ребенка только складывается и имеет некоторые особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются    процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным,  но, по-прежнему, преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в поведении детей второй группы требовало больше времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогически целесообразного контроля за поведением школьника со стороны родителей и учителей.

В работе с третьей группой школьников на первое место выступают разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках. Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развития нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Профилактика правонарушений и способы их решения в нашей школе

  1. Вовлечение во внеурочную деятельность (всех правонарушителей): заняты в  кружках, спортивных секциях.
  2. Вовлечение в детское общественное объединение «Школьная республика «Новое поколение»».
  3. Профилактические беседы по борьбе с правонарушителями.
  4. Участие в акциях «День школы», «Нет наркомании».
  5. Участие во время летних каникул в трудовых бригадах при КОС №15,16.
  6. Спецсобрания с участием инспектора по делам несовершеннолетних – Демидова        

А.Н., на которых трудные подростки отчитываются о своих успехах в учёбе.

  1. Внеклассные мероприятия по праву – «Неделя права»

  1. Участие в окружной игре по праву.

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………….1 стр.

  1. Причины правонарушений и преступлений

несовершеннолетних………………………………………… …....3 стр.

  1. Виды правонарушений………………………………………….7 стр.

  1. Количество несовершеннолетних, стоящих на учёте в

        подразделении по делам несовершеннолетних УВД……………11 стр.

  1. Юридическая ответственность………………………………..14 стр.

  1. Особенности правонарушений несовершеннолетних……….18 стр.

  1. Профилактика правонарушений………………………………19 стр.

Литература

  1. Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004год, №3 за 2004 год.
  2. Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  4. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности

Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних

Социально-педагогическое сопровождение  обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  в Отделе участковых уполномоченных ...

Проектно–исследовательская работа «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».

Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры и динамических паузах. Влияние использование подвижных игр на заинтересованость предметом. Взаимосвязь подвижных игр и частота н...