рабочая программа по обществознанию для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
рабочая программа составлена для учащихся 9 класса вечерней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_9_obshchestvo.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по обществознанию
для 9 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании:
- Федеративного компонента государственного стандарта общего образования Обществознание. Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию для образовательных учреждений» № 1089 от 05.03.2004 г.
- «Примерной программы основного общего образования по обществознанию». - М.: МОН, 2005.
- Авторской программы «Обществознание» под редакцией А.И.Кравченко 8-9 кл., М.,2008 и в соответствии с Базисным учебным планом МБОУ «В(С)ОШ» Корсаковского городского округа Сахалинской области 2013/2014 учебный год;
Рабочая программа составлена для преподавания курса обществознания в 9-х классах в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе лабораторные и практические занятия |
1 | Введение Общество и его развитие | 1 | |
Раздел I. Политическая сфера общества. | 13 | ||
2-3 | Власть | 2 | Стартовая контрольная работа как часть урока |
4-5 | Государство | 2 | |
6 | Национально-государственное устройство | 1 | |
7 | Формы правления | 1 | |
8-9 | Политические режимы | 2 | |
10 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | |
11 | Голосование, выборы, референдум | 1 | |
12-13 | Политические партии | 2 | |
14 | Контрольно – обобщающий урок «Политическая сфера общества ». | 1 | |
Раздел II. Человек и его права | 12 | ||
15-16 | Право, его сущность и особенности | 2 | |
17 | Закон и власть | 1 | |
18-19 | Конституция | 2 | |
20 | Право и имущественные отношения. | 1 | |
21 | Потребитель и его права | 1 | |
22 | Труд и право | 1 | |
23 | Правовые основы брака и семьи | 1 | |
24-25 | Правонарушения и виды юридической ответственности. | 2 | |
26 | Контрольная работа по теме «Человек и его права» | 1 | |
Глава III. Духовная сфера. | 8 | ||
27-28 | Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы | 2 | |
29-30 | Формы культуры. Религия. | 2 | |
31 | Искусство | 1 | |
32-33 | Образование и наука. | 2 | |
34 | Контрольная работа по теме «Духовная сфера» | 1 | |
35 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого за год | 35 | 5 |
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию
на начало учебного года
Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 8 кл. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
Объяснить значение понятий.
Называть сферы общества, характеризовать ступени развития
- общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы
Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде
Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе
Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Критерии оценки устного ответа
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются: ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей. Умение использовать различные источники знаний -текст учебного пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.
Оценка «5» — материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
- «4» — в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
- «3» — в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
- «2» — основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет; или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2»ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Тестирование
«5» — 100%- 85%;
«4» — 84%-68%;
«3» — 67%- 50%;
«2» — 49% и менее.
Критерий оценивания реферата
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточнику;
- логичность, аргументированность изложения и выводов;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения);
- оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.1), качество сопроводительных материалов;
- личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
- стилистическая, языковая грамотность.
«5» — ставится, если ученик глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему, показал умение выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать фактический материал для аргументации, показал умение сравнивать реферируемые источники, разные точки зрения, тема научно обоснованна. Реферат написан правильным литературным языком, грамотно оформлен.
«4» — ставиться, если поднятая проблема раскрыта полно, показано умение выделять главное, анализировать, но недостаточен фактический материал для аргументации. Тема научно обоснована, но сравнительного материала недостаточно. Реферат написан правильным литературным языком, есть значительные
нарушения последовательности. Оформлен грамотно.
«3» — поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Критерий оценивания презентации
Титульный слайд с заголовком -5 баллов
Минимальное количество – 10 слайдов-10 баллов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 5 баллов
Библиография- 10 баллов
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации-10 баллов
Вставка графиков и таблиц-15 баллов
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов-5 баллов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы-15 баллов
Слайды представлены в логической последовательности-15 баллов
Красивое оформление презентации-10 баллов
Форма оценивания:
отличная работа = 100-90
хорошая работа = 89-80
удовлетворительная работа = 79-70
презентация нуждается в доработке = 69-60
слабая работа = 59
Литература:
Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание». 8-9 классы. М.: Русское слово, 2008
Примерная программа основного общего образования по обществознанию 5-9 классы
Учебно-методический комплекс для обучающегося:
1.Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2008
2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс»
3. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы: Русское слово, 2009.
Методическая литература: Кравченко А.И. Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов.
Дополнительная литература:
1. Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.: Просвещение, 2007.
2. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2006.
3.Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009.
4.Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 8-9 классы. Русское слово, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол часов | Тип урока | Обязательный минимум содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Дом. задание | Дата проведения
План факт | |
1 | Введение | Общество и его развитие | 1 | Повторение ранее изученного материала | - | ||||||
2 | Глава 1 Политическая сфера | Власть | 1 | Комбинированный | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе; Пояснять, что представляет собой власть, ее виды; Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Пояснять, что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | Вид контроля: Вводное тестирование. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | Проблемное задание «Ветви власти » | § 1 учебник, вопросы после §. | ||
3 | Власть | 1 | Комбинированный | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет, становление власти в качестве политического института общества, разделение властей, властные отношения и социальная иерархия, борьба за власть. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | Борьба за лидерство в школе – мини-исследование | § 1 учебник, вопросы после §. | |||
4 | Государство | 1 | Комбинированный | Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. | Знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней. Давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства. Знать основные функции государства уметь их анализировать. Знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь анализировать виды монополии государства. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | Мини-проект «Мое государство» | § 2 учебник, вопросы после §. | |||
5 | Государство | 1 | Комбинированный | Политическая сфера. Причины появления государства. Система управления. Система разделения властей. Активное меньшинство и пассивное большинство. Прочность власти. Конституция. Устав. Закон. Традиции. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | § 2 учебник, вопросы после §. | ||||
6 | Национально-государственное устройство | 1 | Комбинированный | Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство. Основные формы национально-государственного устройства. «Парад суверенитетов». | Знать конкретные факты, подтверждающее процесс объединения наций и их отделения. Объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь пояснить причины .Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания и особенности разлада национальных государств. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | § 3 учебник, вопросы после §. | ||||
7 | Формы правления | 1 | Комбинированный | Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). | Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | Мини-исследование «Форма правления РФ» | § 4 учебник, вопросы после §. | |||
8 | Политические режимы | 1 | Комбинированный | Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | Знать, что такое политический режим и какие существуют их типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | Мини-исследование «Парламентские режимы в России» | § 5 учебник, вопросы после §. | |||
9 | Политические режимы | 1 | Комбинированный | Парламентские страны Европы. Особенности парламентаризма в Европе. История европейского парламентаризма. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | § 5 учебник, вопросы после §. | ||||
10 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Комбинированный | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Гражданство и подданство. Взаимосвязь между гражданским обществом и правовым государством. | Знать, что такое гражданское общество. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества. Знать, что представляет собой институт «гражданства», а так же кто такие граждане и каков их правовой статус. Знать, что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов. | Эссе «Правовое государство в современной России» | § 6 учебник, вопросы после §. | |||
11 | Голосование, выборы, референдум | 1 | Комбинированный | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Менталитет. | Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. Знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-проект «Политическое молодежное движение в Сахалинской области» | § 7 учебник, вопросы после §. | |||
12 | Политические партии | 1 | Комбинированный | Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе. | Знать, что такое политическая партия и какие функции она выполняет. Знать основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу). Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся. Знать, какими признаками наделена политическая партия | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-проект «Создаем свою партию» | § 8 учебник, вопросы после §. | |||
13 | Политические партии | 1 | Комбинированный | Признаки политической партии. «Политический маятник». Молодежь в политическом движении. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 8 учебник, вопросы после §. Презентации Power Point | ||||
14 | Контрольно – обобщающий урок «Политическая сфера общества ». | 1 | Обобщения, систе матизация и проверка знаний и умений знаний | Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Объяснять значение терминов. Контрольная работа по уровням сложности. | Повторить § 1-8. | ||||
15 | Глава 2 Человек и его права. | Право, его сущность и особенности | 1 | Комбинированный | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. | Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах. Разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права. Уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Эссе «Личность и правовая культура» | § 9 учебник, вопросы после §. | ||
16 | Право, его сущность и особенности | 1 | Комбинированный | Права без обязанностей - возможно ли это. Основные отличи системы права в демократическом и тоталитарном государствах. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 9 учебник, вопросы после §. | ||||
17 | Закон и власть | 1 | Комбинированный | Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России. | Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закон на в жизни общества. Разъяснять особенности законодательной власти в современной России. Знать, что представляет собой исполнительная власть. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет. Знать, что представляет собой судебная система РФ и уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека. Знать, что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение. Уметь объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 10 учебник, вопросы после §. | ||||
18-19 | Конституция | 2 | Комбинированный | Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. | Знать особенности и структуру Основного закона страны. Разъяснять сущность правового статуса личности. Знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-исследование «История конституционализма» | § 11 учебник, вопросы после §. Презентации Power Point | |||
20 | Право и имущественные отношения. | 1 | Комбинированный | Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. | Знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников. Разъяснять сущность института права собственности. Знать основные виды договоров, уметь разъяснить правила поведения участников договорных отношений. Уметь защитить свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-проект «Договор» | § 12 учебник, вопросы после §. | |||
21 | Потребитель и его права | 1 | Комбинированный | Потребитель, изготовитель, услуги, исполнитель. Закон о защите прав потребителей. Соответствие товара, работы, услуги стандарту и САНПинам. Маркировка товара. Правила обмена товара. Федеральная антимонопольная служба. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок годности товара. Гарантийный срок. | Знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права. Знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушений. Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные практические задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Моделирование ситуации «Защита прав потребителя» | § 13 учебник, вопросы после §. | |||
22 | Труд и право | 1 | Комбинированный | Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Востребованные и невостребованные профессии. Выбор профессиональной деятельности. | Знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей. Знать правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта. Знать, как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи. Уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие шаги действий | Вид контроля: Выборочное оценивание. Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-исследование «Трудовое право РФ о правах несовершеннолетних» | § 14 учебник, вопросы после §. | |||
23 | Правовые основы брака и семьи | 1 | Комбинированный | Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. | Знать, что регулирует семейное право. Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности. Уметь составить брачный контракт. Знать правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей. Знать основные права детей, уметь их реализовывать и защищать | Вид контроля: Выборочное оценивание. Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-проект «Брачный контракт» | § 15 учебник, вопросы после §. | |||
24 | Правонарушения и виды юридической ответственности. | 1 | Комбинированный | Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. | Знать, что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют. Знать, что представляет собой принцип «презумпция невиновности». Знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | Мини-исследование «Участники преступления» | § 16 учебник, вопросы после §. | |||
25 | Правонарушения и виды юридической ответственности. | 1 | Комбинированный | Практические задания. Моделирование ситуаций. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные практические задания. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тестирование по разным уровням сложности. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 16 учебник, вопросы после §. | ||||
26 | Контрольно – обобщающий урок «Человек и его права» | 1 | Обобщения, систе матизация и проверка знаний и умений | Право и его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и юри- дическая ответственность. Конституция РФ . Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Отрасли права. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Объяснять значение терминов. Контрольная работа по уровням сложности. | |||||
27-28 | Глава 3. Духовная сфера. | Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы | 2 | Комбинированные | Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. | Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия. Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций, обычаев. Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов. Разъяснять понимание морали общества. Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 17-18 учебник, вопросы после §. | |||
29-30 | Формы культуры. Религия. | 2 | Комбинированные | Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне. | Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей. Знать особенности молодежной субкультуры и уметь анализировать ее. Уметь анализировать контркультуру. Знать, что такое религия. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Знать некоторые особенности мировых религий. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 19-20 учебник, вопросы после §. Презентации Power Point | ||||
31 | Искусство | 1 | Комбинированный | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 21 учебник, вопросы после §. Презентации Power Point | ||||
32-33 | Образование и наука. | 2 | Комбинированный | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. Правовые основы школьного образования. | Знать, что представляет собой образование как институт общества. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней. Уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы. Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки. Знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Тестирование по разным уровням сложности. Измерители: Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов | § 22-23 учебник, вопросы после §. Презентации Power Point | ||||
34 | Контрольно – обобщающий урок «Духовная сфера» | 1 | Обобщения, систе матизация и проверка знаний и умений | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Объяснять значение терминов. Контрольная работа по уровням сложности. | ||||||
35 | Итоговый урок по курсу. | 1 | Практическое занятие | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Итоговое тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....