Рабочая программа по обществознанию 7 класс.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 64.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Энтузиастская основная общеобразовательная школа »
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
зам.директора по УВР Сачковой Н.А. « 30 » августа 2011г. | директор Энтузиастской ООШ Холодова И.В. « 30 » августа 2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Составитель:
Кондратьева Ирина Венальевна,
учитель истории и обществознания,
первой квалификационной категории
2011-2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 классов представляет собой содержание обществоведческого курса, ядром которой является Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004года. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объеме 68 часов учебного времени (по 1часу в неделю в 7 классах), на основе учебника: «Обществознание» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2009 год.
В ходе изучения данного курс преследуются следующие задачи:
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
- приобретения опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, социальной культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- содействие формированию и самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию. Анализировать полученные знания
Ъ
Курс содержит разделы: «Человек и закон», «Человек и экономика», «Человек и природа»
в которых полно раскрываются вопросы этики и взаимоотношениях между людьми, нравственно- правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка.
В курсе дается представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, культуру, общество в целом.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны общества.
В курсе обществознания учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе, а также знакомятся с системой социальных норм, гражданских качеств личности.
В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности.
Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Содержание основного общего образования для 7 классов представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения:
человек среди людей, человек и закон, человек и экономика, человек и природа.
В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей
Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание: комбинированный урок, практикум, экскурсия, семинар и другие.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания 7 классах обучающийся должен
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;
- объяснять изученные социальные явления и процессы;
- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- сущность общества, как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
уметь
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ , учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права- реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения и оценки результата)
- владение такими видами публичных выступлений как высказывание, монолог, дискуссия, правила ведения диалога
- использование проектной деятельности на уроках и в социальной практике.
- определения собственного отношения к явлениям современной жизни,
- формулирование своей точки зрения.
Виды контроля
- Текущий
- Промежуточный
- Итоговый
Формы контроля:
- индивидуальной,
- фронтальной,
- групповой;
Виды и приёмов контроля:
- письменный,
- устный,
- практический,
Измерителями учебных достижений учащихся являются:
- разноуровневые задания
- контрольные работы
- словарные диктанты
- тестовые задания
- эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,
речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Обществознание. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
- Обществознание. 7 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2011.
- Обществознание. 7 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
Технические средства обучения.
Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Содержание курса
Распределение учебного материала в 6 классе
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Человек среди людей | 7 |
3 | Человек и закон | 13 |
4 | Человек и экономика | 9 |
5 | Человек и природа | 4 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
7класс
Раздел – 1.- 3 часа
Какие отношения называются межличностными. Виды межличностных отношений. Особенности межличностных отношений
Понятие малая группа. Роли человека в малой группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания
Раздел-2. Человек и закон (16 часов)
Понятия: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, этикет. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Раздел-3. Человек и экономика (10 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики: производство, потребление, обмен. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство и труд. Издержки, выручка. Прибыль.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Раздел 4. Человек и природа (3часа)
Роль человека в охране природы. Экологический кризис. Глобальные проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Экологическая катастрофа.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» Государственный контроль по защите окружающей среды
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность уч-ся | Виды контроля | Требования к к уровню подготовки | Дата проведения |
Человек среди людей 7 часов | |||||||
1 | Введение Отношения между людьми | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с текстом учебника | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| П.1 |
2 | Ты и твои товарищи | 1 | Комбинированный | беседа, работа с учебником Составление плана схемы проекта « Портрет нашего класса» | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь
| П.2 |
3 | Зачем люди общаются | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы | беседа | Ответы на вопросы | Уметь:
| П3 |
1 | Урок- практикум «Учимся общаться» | групповая | Творческие задания | ||||
4 | Почему надо быть терпимыми | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы | беседа | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| П4 |
1 | Урок- практикум | групповая | Решение творческих заданий | ||||
5 | Итоговое занятие по теме Человек среди людей» | 1 | Урок повторения, обобщения | Индивидуальная | Тесты | Уметь: использовать изученный материал для решения познавательных задач | |
Человек и закон – 13 часов | |||||||
6 | Что значит жить по правилам 1 | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в группах по заданиям. | Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях. | Уметь
| П5 |
7 | Права и обязанности граждан 2 | 1 | Комбинированный урок. | Групповая работа.. Работа с текстом Конституции. | Составить таблицу «Гражданские и политические права». | Знать:
Уметь:
| П6 |
1 | Комбинированный урок | Групповая работа с текстом Конституции | Составить таблицу « Социально-экономические и духовные права граждан РФ» | ||||
8 | Почему важно соблюдать законы? 2 | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | Работа с текстом учебника | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| П.7 |
2 | Урок практикум | Индивидуальная, работа с источником | Решение заданий | ||||
9 | Защита Отечества 2 | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом учебника План проекта» Армия в моей семье» | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| П.8 проект « Армия в моей семье» |
1 | Урок - презентация | индивидуальная | Защита проектов | ||||
10 | Что такое дисциплина? 1 | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом учебника | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| П.9 |
11 | Виновен – отвечай 2 | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с нормативно – правовыми документами, составить словарик темы, | Составить схему «виды правонарушений»,таблицу: «Признаки преступления | Знать:
Уметь:
| |
1 | Урок обобщения и закрепления материала | Работа с СМИ | Примеры правонарушений СМИ | ||||
12 | Кто стоит на страже закона? 2 | 1 | . Урок изучения нового материала | Индивидуальная. Работа с учебником . |
1 Составить схему: «Структура правоохранительных органов РФ» | Знать:
Уметь:
| |
1 | Урок обобщения и закрепления материала | Групповая – защита проектов | 2 Презентация проектов « Кто стоит на страже закона» | ||||
13 | Итоговое занятие по теме «Человек и закон» | 1 | Урок повторения, обобщения | Индивидуальная | Тесты | Уметь: использовать изученный материал для решения познавательных задач | |
Раздел 3. Человек и экономика -9 | |||||||
14 | Экономика и ее основные участники | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с текстом учебника | Составить словарик темы, схему: «Сферы экономики» | Знать:
Уметь:
| П12 |
15 | Золотые руки работника 2 | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальная, работа с учебником. | Составить схему: «факторы, влияющие на производительность труда». Презентация « Моя будущая профессия»». | Знать:
Уметь:
| П.13 |
1 | Урок- практикум | индивидуальная | Защита проектов | ||||
16 | Производство, затраты, выручка, прибыль 1 | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника. | Решить задачу: рассчитать реальные и номинальные доходы предприятия | Знать:
Уметь:
| П14 |
17 | Виды и формы бизнеса | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника | Составить бизнес- план | Знать:
Уметь: решать задачи. | Бизнес – план П.15 |
18 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника | Моделировать заданную ситуацию, анализировать ее. Задания по группам: разработать рекламу | Знать:
Уметь:
| П.16 |
19 | Деньги и их функции. | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника | Составить схему: «Функции денег», словарик темы. | Знать:
| П17 |
20 | Экономика семьи | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника | Составить таблицу: «Формы страхования», рассчитать семейный бюджет по заданным параметрам | Уметь:
приводить примеры из жизни по теме. | |
21 | Урок обобщения знаний | 1 | Урок обобщения знаний | индивидуальная | тест | Уметь: использовать изученный материал для решения познавательных задач | |
Раздел 4.Человек и природа - 5 | |||||||
22 | Воздействие человека на природу | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| |
23 | Охранять природу- значит охранять жизнь | 1 | Беседа | Беседа | Ответы на вопросы | Уметь:
| |
24 | Закон на страже природы | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая, работа с текстом учебника | Ответы на вопросы | Знать:
Уметь:
| |
25 | Урок обобщение знаний | 1 | Урок- повторение | Индивидуальная | тест | Уметь: использовать изученный материал для решения познавательных задач | |
26 | Итоговое повторение | 1 | Урок- повторение | индивидуальная | Тест в форме ГИА | Знать основные положения курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...