школьный этап всероссийской олимпиады по обществознанию 10класс
олимпиадные задания по обществознанию (10 класс) по теме

Богданова Елена Леонидовна

 

Работа состоит из 3 частей, включающих 24 задания.

Часть А включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть В состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.

Часть С включает проблемные вопросы, текст и вопросы к нему, высказывание и его анализ. Эти задания предполагают умения отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе, на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять имеющиеся знания при анализе социальных ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_10_klass_obshchestvoznanie.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Дорогие участники школьного этапа всероссийской олимпиады

по обществознанию!

 Поздравляем вас с началом школьного этапа всероссийской олимпиады школьников!

       Представлять себя в интеллектуальных состязаниях такого уровня – не только большая честь, но и  большая ответственность для каждого из вас.

       Уверены, что ваши таланты, ваш упорный труд смогут не только помочь вам в вашем выступлении на олимпиаде, но и в недалёком будущем станут залогом успешного развития нашей страны.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 24 задания.

Часть А включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть В состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.

Часть С включает проблемные вопросы, текст и вопросы к нему, высказывание и его анализ. Эти задания предполагают умения отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе, на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять имеющиеся знания при анализе социальных ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

За правильный ответ на каждое задание части А ставится 1 балл. Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; В3-В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Выполнение заданий С1, С2 оценивается от  0-2 балла, С3, С4 от 0– 3 балла.. Максимальное количество баллов за выполненную работу – 33 .

Пусть вам сопутствует удача, успех и победа!

Задания для 10 класса

Часть  А

1. Сущность проблемы "Севера" и "Юга" состоит в

    а) росте культурного многообразия

    б) формировании сети международных террористических  организаций

    в) истощении природных ресурсов

    г) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:

    а) его влияние не имеет последствий

    б) благоприятно

    в) неблагоприятно

    г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является

    а) слабость и неразвитость демократических институтов          

    б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным

    в) преобладание частной формы собственности        

    г) широкое использование внеэкономического принуждения к  труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:

    а) единства и борьбы противоположностей

    б) "вызов - ответ"

    в) смены общественно-экономических формаций

    г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное "Я" - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

    а) оба суждения неверны

    б) верно только Б

    в) оба суждения верны

    г) верно только А

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

    а) субъектом выступает отдельная личность

    б) средства должны соответствовать целям

    в) цель состоит в получении достоверного знания

    г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

    а) элитарной

    б) массовой

    в) национальной

    г) обыденной

8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для

А. заочного приобретения образования.  

Б. повышения индивидуального уровня культуры.

    а) верны оба  суждения

    б) оба суждения неверны

    в) верно только Б

    г) верно только А

9. Целью правового государства является

    а) создание вертикали власти

    б) формирование правовой культуры общества

    в) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

    г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная  позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

    а) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

    б) монарх является верховным главнокомандующим

    в) власть монарха  не имеет законодательных ограничений.

    г) монарх утверждает главу кабинета

11. Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

    а) верны оба суждения

    б) верно только Б

    в) верно только А

    г) оба суждения неверны

12. Гражданским правонарушением  является

    а) продажа недоброкачественного товара в магазине

    б) продажа легких наркотиков на дискотеке

    в) продажа квартиры в кредит

    г) забастовка шахтеров

13. Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

    а) профессиональному признаку

    б) демографическому признаку

    в) территориальному признаку                          

    г) этническому признаку                                    

14. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

    а) социальной мобильностью                                      

    б) социальным неравенством

    в) социальным статусом                                              

    г) социальными отношениями

15.На ценнике в магазине гражданин С. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

    а) средство платежа,

    б) средство обмена,

    в) средство накопления,

    г) мера стоимости товара.

Часть  В

В 1. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

Ответ: _____________________________

В 2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 3. Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль со стороны государства над производством

2) свободное ценообразование

3) экономическая свобода производителей

4) преобладание государственной собственности

5) централизованное планирование экономики

6) разорение убыточных предприятий

 Цифры запишите в порядке возрастания.

В4. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности  

     человека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. Психология

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5

6

7

8

В5. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                       ВИДЫ

            СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ                                          СТАТУСОВ

        1) маргинал                                                                 А) приобретенный

        2) белорус                                                                    Б) предписанный

        3) председатель профкома

        4) мужчина

        5) 16-летний человек

        6) брат

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

Часть С.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________

  1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
  2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
  3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
  4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?

ОТВЕТЫ

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

г

г

в

б

б

в

в

а

б

в

в

а

б

б

г

Итого 15 баллов

Часть В

Номер

Ответ

Баллы

В 1

Познавательный

1

В 2

правительство РФ

1

В 3

236

2

В 4

А; З; Б; Ж; Е; Г; В; Д

2

В 5

АБАББА

2

Итого – 8 баллов

Часть С

Ответы к тексту

  1. Индивид определяется неделимостью, целостностью и особенностью конкретного субъекта. Понятие «индивид» может быть применимо уже к ранним ступеням развития жизни. Употреблять понятие «индивид» можно, по мнению автора, в отношении к животному и к новорожденному.
  2. Различие существует. Оно заключается в том, что
  • понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку,
  • личностью не рождаются, а становятся,
  • личность есть целостность особого рода, возникающая на определенном этапе развития человеческого индивида,
  • личность является продуктом общественных отношений, а индивид – не обязательно.
  1. Понятие личности неприменимо:
  • по отношению к животному,
  • по отношению к новорожденному,
  • человеку на раннем этапе развития,
  • целостности, обусловленной генотипически.
  1. Личность является продуктом общественных отношений, помимо личности общественные отношения порождают: само общество и все социальные связи и взаимодействия; создают не только личность, но и самого человека как существо социальное; их результатом и проявлением являются труд, речь, мышление и сознание.

Итого – 10 баллов

Максимальное количество баллов за выполненную работу – 33 .

Разработчик

Богданова Е.Л.    ГБОУ спортивная школа –интернат «Салют»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Материал для проведение первого (школьного) этапа олимпиады по общестовзнанию для 10 класса...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию...

Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год

Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год...

Приказ о результатах школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 7-11 классах

Приказ о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по обществознанию...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 7 класс

Олимпиада предназначена для учеников 7 класса.Содержит разноуровневые задания: на установление верности суждений, соответствия, логические ряды, практико-ориентированные задачи, кроссворд. Олимпиада п...

Приложение 4 Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 8 кл

Приложение 4 Результаты  школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 8 кл...