Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
олимпиадные задания (обществознание ) по теме

Алимова Светлана Васильевна

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для школьного тура олимпиады по обществознанию 9 кл.

Часть 1.

Выберите один правильный ответ.

1.Что свойственно  и человеку и животному

1) инстинкты и рефлексы

2)сознательность и активность

3) целенаправленная деятельность

4) словесная речь

2.В стране  В.активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные  изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.

1) традиционному

2) индустриальному

3)аграрному

4) информационному

3.Этот вид искусства уходит своими истоками в глубокую древность, к первобытным обрядам, к ритуальному копированию повадок животных с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. Назовите его.

1) живопись

2) архитектура

3) театр

4) скульптура

4.Верны ли следующие суждения

А. Особенностью научного познания является использование наблюдений.

В. Научное познание стремится к объективности.

1) верно только А.

2) верно только В.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения неверны.

5.К дефициту государственного бюджета  непосредственно ведет

1) уменьшение налоговых поступлений

2) увеличение объемов производства

3) сокращение расходов на оборону

4) развитие малого бизнеса

6.Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях

А. Размеры и форма доходов человека характеризует его статус.

В. Человек выполняет в обществе различные роли.

1) верно только А

2) верно только В.

 3) верны оба суждения.

4) оба суждения неверны.

7.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте

А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

В. Межнациональный конфликт является разновидностью социального.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8.К прямым налогам относятся

1) акциз

2) таможенная пошлина

3)налог на имущество

4) налог с продаж

9. Увеличение количества производителей и продавцов бытовой техники привело к значительному снижению цен. Это результат:

1) государственного регулирования

2)ценового сговора производителей

3) деятельности налоговой службы

4) конкурентной борьбы

10.Галина обладает уникальными музыкальными способностями. Этот пример характеризует человека как

1) личность

2) гражданина

3) индивида

4) индивидуальность

11.Проявлением взаимосвязи общества и природы является:

1) экологический кризис

2) рост солнечной активности

3) промышленный кризис

4) социальные революции

12. К функциям денег не относится:

1) средство обращения

2) мера измерения

3) средство платежа

4) мера стоимости

13.Процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом и результатами деятельности, называется:

10 труд

2) игра

3) общение

4) предпринимательство

14.К основным факторам (ресурсам) производства относятся:

1) спрос

2) труд

3) товар

4) конкуренция

Часть 2.

1.Установите соответствие между фактом и сферой общественных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Факты                                          Сферы общественных

                                                          отношений

А)заключение договора                                           1)экономическая

аренды  помещения                                                  2) социальная

Б) заключение брака

В) поступление в университет

Г) экспорт товаров и услуг

2.Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к термину «чувственное познание» :

1) ощущение

2) умозаключение

3) восприятие

4) наблюдение

5) вкус

6) цвет

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающий из этого ряда.

Ответ:_______________

3.Укажите  последовательность уровней развития способностей человека

1) одаренность

2) гениальность

3) задатки

4) талант

5) способности

Ответ:__________________

Часть 3.

Прочтите текст и выполните задания.

 Культура-  это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа-это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

        С давних времен существовали два подхода к окружающему миру- теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

     Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром,- рассказывал известный естествоиспытатель Г.Фехнер,- я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела…на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек  Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно  с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к небу, и несущий меня вместе с собою в это Небо,- что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой…»

(По материалам энциклопедии для школьников)

  1. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы. Приведите любые две фразы.
  2. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте. Кратко объясните суть каждого из них.
  3. Проиллюстрируйте тремя примерами  положение текста: «Культура- это все, что не природа; все что человек искусственно создал сам.»

ОТВЕТЫ.

Часть 1. (1 балл за каждый правильный ответ. Максимальный балл-14.)

1-1

2-2

3-3

4-2

5-1

6-3

7-3

8-3

9-4

10-4

11-1

12-2

13-3

14-2

Часть 2. (1 балл за каждое правильно указанное соответствие. Максимальный балл-10)

1-1221

2-4

3-35142

Часть 3.

  1. Могут быть приведены следующие фразы:
  1. «Культура-  это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам.»
  2. «культура всегда развертывается и существует только на основе природы»
  3. «Если назвать культуру мозгом, то природа-это тело культуры.»
  4.   «В состав культуры входит и отношение человека к природе.»

Приведены две фразы-2 балла

Приведена одна фраза-1 балл

2.Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например6

1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии»;

2)мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы.

Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Названы два подхода, объяснена сущностькаждогоподхода-2 балла.

Названы один-два подхода, объяснена сущность одного любого подхода-1 балл.

3.Фраза текста может быть проиллюстрирована такими примерами:

1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде;

2) общество искусственно выработало нормы, регулирующее деятельность людей; эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человека;

3) язык, искусство, наука не существуют сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды;

Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами.

За каждый пример-1 балл.

Максимальный балл-3 балла.

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ЗА ВСЮ РАБОТУ-31 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Материал для проведение первого (школьного) этапа олимпиады по общестовзнанию для 10 класса...

Приказ о результатах школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 7-11 классах

Приказ о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по обществознанию...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 7 класс

Олимпиада предназначена для учеников 7 класса.Содержит разноуровневые задания: на установление верности суждений, соответствия, логические ряды, практико-ориентированные задачи, кроссворд. Олимпиада п...

Приложение 4 Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 8 кл

Приложение 4 Результаты  школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 8 кл...

Приложение 5 Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 7 кл

Приложение 5 Результаты  школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников предмет обществознание 7 кл...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 6 класс

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 6 класс с бланком ответов и критериями...