Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Рабочая программа по обществознанию содержит все основные разделы: пояснительная запмска, тематическое планирование и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_7.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла. Протокол от «___» _____ 2012 г. № __ Председатель МО_______ /__________________/ | Утверждена директором МБОУ «Учхозская» СОШ Приказ от «___» _____ 2012 г. № __ |
Рабочая программа
учебного курса обществознание
7 класс
Составитель: Андреева Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
2012 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Цель изучения учебного предмета.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
2) Общая характеристика учебного предмета, курса:
- краткая характеристика.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Рабочая программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
- указание, на основе какой примерной (авторской) рабочей программы составлена рабочая программа:
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право», авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой (Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
7 класс | Объем учебного материала | резерв учебного времени |
примерная программа | 35 часов | 5 часов |
авторская программа Л.Н. Боголюбова | 35 часов | 9 часов |
рабочая программа | 34 часа | 2 ч. |
Количество часов учебного времени изменено за счет включения в рабочую программу повторительно-обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе и авторской.
- общий объем часов на изучение обществознания в 8 классе:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 8 классе.
3) Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. Для достижение целей и задач при изучении обществознания в 10 классе используются как классические, так и нетрадиционные виды и формы уроков. К классическим видам и формам уроков относятся: комбинированный урок, урок самостоятельной работы, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков. Нетрадиционные типы уроков: урок соревнование, урок открытых мыслей, урок-зачет, интегрированный урок и др.
В ходе реализации настоящей программы используются следующие технологии обучения: технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.
Для отслеживания динамики усвоения учебного материала запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль в виде тестирования по темам изученного материала. Кроме того, на уроках используются такие виды контроля тестирование, беседа, самостоятельная и лабораторная работа, решение познавательных заданий.
5) Результаты освоения курса:
Результаты изучения курса «Обществознание» соответствуют разделу «Требования к уровню подготовки выпускников» примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося (часов) | Из них | ||||
Теоретическое обучение | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | Самостоятельная работа | ||
Тема 1. Человек и другие люди |
6 | 4
| 1 | 1 |
| |
Тема 2. Человек и закон | 12 | 10 | 1 | 1 | ||
Тема 3. Человек и экономика | 11 | 9 | 1 | 1 | 1 | |
Тема 4. Человек и природа | 5 | 3 | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 26 | 3 | 4 | 1 | 1 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ
7 класс (34 ч)
Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (11 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв учебного времени — 4 ч.
IV. Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1. | Введение. Что изучает курс обществознания 7 класса. Как работать с учебником. | Вводный урок | 1 | Сообщения: «Человек глазами мудрецов», «Человек гордость вселенной», «Гуманизм: за и против» | ||
2. | Глава I. Человек и другие люди | 4 | ||||
2.1. | Отношения между людьми | Изучение нового материала | 1 | |||
2.2. | Ты и твои товарищи | Комбинированный урок | 1 | Решение ситуационных задач | ||
2.3. | Зачем люди общаются | Изучение нового материала | 1 | Исследовательская работа «Насколько хорошо я знаю своих близких» | ||
2.4. | Почему нужно быть терпимым | Комбинированный урок | 1 | |||
2.5 | Человек и его деятельность. Учимся правильно организовывать свои занятия | Изучение нового материала | Разработать собственные правила «Искусство договариваться» | |||
2.6. | Урок практикум | Урок – практикум | 1 | |||
2.7. | Урок обобщения по главе 1 «Человек среди людей» | Урок обобщения | 1 | |||
3. | Человек и закон | 11 | ||||
3.1. | Что значит жить по правилам | Изучение нового материала | 1 | Заполнение таблицы | ||
3.2. | Права и обязанности граждан | Комбинированный урок | 1 | Из материалов СМИ подобрать статьи о нарушении прав человека | ||
3.3. | Почему важно соблюдать закон | Изучение нового материала | 1 | Решение ситуационных задач | ||
3.4. | Защита Отечества | Изучение нового материала | 1 | Сообщение о подвигах солдат и офицеров в наши дни. | ||
3.5. | Что такое дисциплина | Комбинированный урок | 1 | |||
3.6. | Виновен - отвечай | 2 | ||||
3.7. | Кто стоит на страже закона | 2 | Сообщения о службах и подразделениях полиции. | |||
3.8. | Урок практикум по теме»Человек и закон» | Урок практикум | 1 | |||
3.9. | Урок обобщения темы «Человек и закон» | Урок обобщения | 1 | |||
4. | Глава III Человек и экономика | 10 | ||||
4.1. | Экономика и ее основные участники | Изучение нового материала | 1 | Заполнить таблицу «Основные сферы экономики» | ||
4.2. | Золотые руки работника | Комбинированный урок | 1 | Собрать материал по теме «Трудовые традиции семьи» | ||
4.3. | Производство: затраты, выручка, прибыль. | Изучение нового материала | 1 | |||
4.4. | Виды и формы бизнеса | Комбинированный урок | 1 | Из материалов СМИ подобрать статьи о видах предпринимательской деятельности | ||
4.5. | Обмен, торговля, реклама. | Изучение нового материала | 1 | Придумать собственную рекламу | ||
4.6. | Деньги и их функции | Изучение нового материала | 2 | |||
4.7. | Экономика семьи. | Изучение нового материала | 1 | |||
4.8. | Урок – практикум по теме «Человек и экономика» | Урок – практикум | 1 | |||
4.9. | Урок обобщения темы «Человек и экономика». | Урок обобщения | 1 | |||
5. | Глава IV Человек и природа. | 4 | ||||
5.1. | Воздействие человека на природу | Изучение нового материала | 1 | Подготовить сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. | ||
5.2. | Охранять природу – значит охранять жизнь | Изучение нового материала | 1 | |||
5.3. | Закон на страже природы | Комбинированный урок | 1 | |||
5.4. | Урок практикум по теме «Человек и природа» | Урок – практикум | 1 | |||
5.5. | Урок повторения курса обществознания 7 класса | Урок обобщения | 1 | |||
Резервные уроки | 1 | |||||
ИТОГО: | 34 | 10 |
График контрольных работ по темам
7 класс
2013-2014 учебный год
раздел | тема | кол-во часов | Дата по плану | Фактическая дата |
Человек и другие люди | Входная контрольная работа Тестовый контроль по теме " Человек и другие люди " | 1 1 | ||
Человек и закон | Тестовый контроль по теме "Человек и закон" | 1 | ||
Человек и экономика | Тестовый контроль по теме "Человек и экономика" | 1 | ||
Человек и природа | Тестовый контроль по теме "Человек и природа" | 1 | ||
Итоговое тестирование по курсу «Обществознание» | 1 |
Таким образом, в течение 2013-2014 учебного года, запланировано:
- 6 контрольных работ.
V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1) Перечень оборудования
№п/п | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения |
Телевизор | |||
Видеоплеер | LG 152 | 2007 | |
Диапроектор | Reflecta 2000 AF | 2007 | |
Графопроектор | VEGA: квадра 250 х | 2007 | |
Компьютер | |||
Проектор | |||
Экран проекционный (антибликовый) 1,5 х 1,5 м. |
2) Перечень наглядных и дидактических материалов
Таблицы «Обществознание – 7 – 9 классы»
- Человек, природа, общество.
- Социальный прогресс.
- Социализация человека.
- Экономика.
- Социальная сфера.
- Политика и право.
- Духовная культура.
Электронные издания:
Основы правовых знаний (Фонд правовых реформ, 2002 г.)
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
1) Основная учебно-методическая литература
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; Под редакцией Л.Н.Боголюбова - М.: Просвещение, 2010
- Рабочая тетрадь «Обществознание» 7 классы. Авторы: О.А. Котова, Т.Е.Лискова. Москва «Просвещение», 2010
- Методические рекомендации для учителя. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. М.: Просвещение, 2008.
- Конституция Российской Федерации
2) Дополнительная учебно-методическая литература и источники
С.Н. Степанько. Обществознание. 7 кл.: Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. - Волгоград: Учитель, 2006.
Интернет-источники
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова http://danur-w.narod.ru
Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.ru
Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети http://www.websib.ru/noos/economy/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...