Рабочая программа по обществознанию 12 класс
рабочая программа по обществознанию по теме

программа к учебнику Боголюбова, тематическое планирование для вечерней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_oshchestvoznaniyu_12_klass.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                                              Утверждаю

на педсовете                                                                                                              директор школы

                                                                                                                                     Приказ №_____

протокол №__1__                                                                                                     от «__»______2012г

от «20»  08. 2012                                                                                                        __________________

                                                                                                                                   В.А. Шкарупелова

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию 12 класс

Автор составитель: Табакаева М.В.

учитель истории и обществознания

Михайловка

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.3

Планируемые результаты.

Система контроля-----------------------------------------------------------------с. 7

Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 10

Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 13

Список литературы для обучающихся

и учителя---------------------------------------------------------------------------- с. 16

 Пояснительная записка.

 Статус рабочей программы.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 36 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю. Данная программа предназначена для 12 класса, срок реализации программы 1 год. Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

   Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении.

           

       Функции. 

Рабочая программа выполняет две основные функции:

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

             

          Общая характеристика учебного предмета.  
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

          Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

           Цели. 

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

               Задачи. 

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

        Требования.

 Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  • способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
  • развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
  • способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
  • помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

       

             

         

Принципы. 

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

1. Экономическое развитие современного общества

5

9

2. Социальное  развитие современного общества

6

8

3. Политическая жизнь современного общества

6

10

4. Духовные ценности современного общества

6

7

5. Итоговые уроки

-

2

   

Количество зачётов в год: 2

 

         

Планируемые результаты. Система контроля

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

 В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•   особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной  в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•   совершенствования собственной познавательной деятельности;

•  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

•   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

•   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•   предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

•   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

•   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

     

   Контрольно-измерительные материалы. 

Рабочая программа предусматривает следующие       формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний,   выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Критерии оценивания учащихся по обществознанию

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует. 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.


Тематическое планирование

обществознание 12 класс (36 часов)

№ урока

                   Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Экономическое развитие современного общества (9 часов)

1.

Экономика и её роль в жизни современного общества

Лекция

п.13 конспект

2.

Многообразие форм собственности

Практикум

конспект

3.

Предпринимательство

Комбинированный урок

С 186-187,конспект

4.

Экономические системы

Лекция

Конспект

5.

Россия на пути к рынку

Урок изучения нового материала

С163-169

6.

Экономическая политика государства

Лекция

п.15 конспект

7.

Человек в системе экономических отношений

Лекция

п. 16, конспект

8.

Обобщающий урок по теме «Экономическое развитие современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Повторить гл.3

9.

Контроль знаний по теме «Экономическое развитие современного общества»

Контрольный урок

Социальное развитие современного общества (8 часов)

10.

Социальная структура общества

Лекция

С 196-201,конспект

11.

Семья как социальный институт

Комбинированный урок

С200-201, конспект

12.

Социальные процессы в современной России

Комбинированный урок

 

С203-206

13.

Этнические общности

Лекция

П.19конспект

14.

Молодёжь как социальная группа

Комбинированный урок

п.18,конспект

15.

Социальный статус личности и группы

Комбинированный урок

п.20,конспект

16.

Обобщающий урок по теме «Социальное развитие современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Подготовиться к провер. раб

17.

Проверочная работа по теме «Социальное развитие современного общества»

Контрольный урок

Зачёт №1 Социально – экономическое развитие современного общества

Политическая жизнь современного общества (10 часов)

18.

Роль политической системы в жизни общества

Лекция

П 21

19.

Политические Режимы

Комбинированный урок

Конспект

20.

Политическое управление

Лекция

Записи в тетр.

21.

Признаки правового государства

Урок изучения нового материала

П.22

22.

Демократия

Лекция

П.24

23.

Политическая жизнь современной России

Комбинированный урок

С 287-290

24.

Система права в Российской Федерации

Комбинированный урок

П.23

25.

Политический статус личности

Лекция

П.25, вопр. С 307-308

26

Обобщающий урок по теме «Политическая жизнь современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Повторить гл.5

27.

Проверочная работа по теме «Политическая жизнь современного общества»

Контрольный урок

Духовные ценности современного общества (7 часов)

28

Духовная культура

Лекция

П. 26

29.

Наука и образование

Лекция

П.27

30.

Религия в современном мире

Комбинированный урок

П.28

31.

Средства массовой информации и культура

Комбинированный урок

П.29

32.

Духовный мир личности

Комбинированный урок

П.30

33.

Путь к духовной личности

Комбинированный урок

П. 31, повторить гл.6

34.

Обобщающий урок по теме «Духовные ценности современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Подготовиться к итогов. урокам

Зачёт №2 Политическая жизнь и духовные ценности современного общества

Итоговые уроки (2 часа)

35.

Итоговый урок по курсу Обществознание 12 класса

Контрольный урок

36.

Итоговый урок по курсу Обществознание 12 класса

Контрольный урок

 

 

Содержание планирования

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Экономическое развитие современного общества.

Экономика и ее роль в жизни современного общества. Состояние экономики и уровень жизни. Экономический рост. Собственность. Многообразие форм собственности.

Рыночные отношения в современной экономике. Понятие «рынок». Роль рынка в экономической жизни. Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Распределение доходов. Рынок и государство. Современный рынок.

Экономика России на пути к рынку. Необходимость рыночных реформ. Условия перехода к рыночной экономике. Споры о путях экономического развития страны.

Экономическая политика государства. Понятие «экономическая политика государства», методы и формы государственного регулирования экономики. Финансовая система. Финансовая политика: денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Государственный долг.

Человек в системе экономических отношений. Человек и отношения собственности. Человек и труд. Предпринимательство. Доходы и расходы. Прожиточный минимум. Экономическая культура. 

Тема 2. Социальное развитие современного общества.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная дифференциация и социальная структура. Социальная мобильность. Семья в современном обществе. Тенденции развития социальных отношений. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Новые социальные группы. Политика государства в сфере социальных отношений.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Гражданское совершеннолетие. Проблемы молодежи в современной России. Молодежная субкультура. Молодежь как объект социального познания.

Нации и национальные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Национальная политика.

Социальный статус личности.  Понятие «социальный статус». Социальные роли личности. Сущность и главные институты социализации личности. Социальная адаптация.

Тема 3. Политическая жизнь современного общества

Структура и сущность политической системы. Особенности государства как главного института политической системы. Роль партий в политической системе. Связь организаций, политических норм, политической культуры. Взаимодействие политической системы с другими сферами в процессе реализации власти и управления. Политические режимы и типы политических систем.

Признаки правового государства. Взаимоотношения ветвей государственной власти. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Отрасли российского права: основные понятия и нормы. Конституционное право. Административное право. Уголовное право. Гражданское право. Трудовое право.

Ведущие принципы и формы демократии, сущность политического плюрализма. Многопартийность. Парламентаризм. Демократические преобразования в Российской Федерации.

Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Демократическая политическая культура как условие эффективного выполнения политических ролей. Сущность и значение роли избирателя в современном обществе. Избирательная компания и типы избирательных систем. Компетентный выбор избирателя.

Тема 4. Духовные ценности современного общества

Духовная культура. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культура. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Понятие «наука». Функции современной науки. Проблемы этики в науке. Цели и роль образования в современном мире. Гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Искусство в системе культуры.

Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Веротерпимость.

Понятие «массовая коммуникация». Средства массовой информации и массовая аудитория. Учет особенностей групп потребителей при создании коммуникационных средств. Функции массовой коммуникации в современном мире. Телевидение и культура.

Духовный мир человека и путь к духовной личности. Понятие «духовный мир личности». Механизм активности человека. Инициатива и ответственность как формы активности. Духовное богатство личности. Интеллигентность. Необходимость развития социального мышления, самостоятельности и индивидуальной жизненной позиции.

Список литературы для обучающихся и учителя

Учебно - методическое обеспечение

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...