Рабочая программа по обществознанию в 10 классе
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное общеобразовательное учреждение
Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Директор Г О У Дудинская ВСШ
Протокол № ____ от _____________ _________________ Т.М.Плисова
приказ № ___ «____» ______2010г.
М.П.
Рабочая программа
По обществознанию
10 класс
Базовый уровень
Составила
Семёнова О.В.
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Костюшино
2012 год
10 КЛАСС
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (род редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова). '
Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2005), Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; , '
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; ' -
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска/анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 10 классе
Базовый уровень
Раздел I. Общество и человек(15 часов)
Глава I. Общество(3 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
1-2 | Что такое общество | 2 | Урок изучения нового материала | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества | Уметь:
-разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. | Устный опрос. Проблемные задания. Составление таблицы «Общественные науки | ||
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 | Комбинированный урок | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природа». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры | Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества неконкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ | Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы | § 2 учебника | |
Глава II. Человек(10 часов) | ||||||||
5-6 | Природа человека | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. - Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно- технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды | Знать:
Уметь:
объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиту природы (поведение в лесу, на улице) | Практические задания. Составить словарик по теме | 3 учебника, подготовить сообщение по одной из наук, изучающих человека | |
7-8 | Человек как духовное существо | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека | Уметь:
объяснять сущность мировоззрения | Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям | ||
9-10 | Деятельность - способ существования людей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения | Знать:
Уметь:.
определять взаимосвязь деятельности и сознания | Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека» | §5 учебника, вопросы после | |
11-12 | Познание и знание | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность | Знать, что представляют собой знание и процесс познания. Уметь:
объяснять * противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения | Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и её критерии» | §6 учебника, отдельно 2- 3 учащимся подготовить материал о рациональном и чувственном познании | |
13-14 | Человек в системе социальных связей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка | Знать связь свободы и необходимости. Уметь: - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке;
определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Групповые письменные задания по карточкам Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме | §7 учебника |
Раздел II.Основные сферы общественной жизни(22 часа)
Глава 3. Духовная культура(6 часов)
15-16 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Уроки изучения нового материала | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в со хранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения | Знать:
уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия | Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации | § 8 учебника | |
17-18 | Наука и образование | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок (практическое занятие) | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно- исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий | Знать:
Уметь:
уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы | Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме | § 9 учебника, вопросы после §. Работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра» | |
19. | Мораль. Религия | 1 | Урок изучения нового материала | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях | Знать:
Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества | Составить таблицу «Мировые религии» и словарик по теме | § 10 учебника, вопросы после | |
20 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбинированный урок | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства » | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь:
Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России | Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | § 11 учебника, вопросы, подготовить сообщение о культурной жизни в современной России |
Глава 4. Экономика(4 часа)
21-22 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров | Знать: -
-что представляет собой производство; -сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства. Уметь:
решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности», «Общественное благосостояние" | 12 учебника, вопросы после | |
23-24 | Экономическая культура | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | Знать основные элементы экономической культуры. - Уметь:
-объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике | Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятки «Этический кодекс предпринимателя» | § 13 учебника, вопросы и задания после § |
Глава 5. Социальная сфера(12 часов)
25-26 | Социальная структура общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс | Знать:
анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Составить схему «Социальная структура общества» и словарик по теме | §14 учебника | |
27-28 | Социальные взаимодействия | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. | Знать:
как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, и какими социальными характеристиками они обладают;
Уметь:
анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности | Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме | §15 учебника | |
29-30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль | Знать:
Уметь:
- объяснять социальную опасность преступности | Составить таблицу «Виды социальных норм» | § 16 учебника | |
31-32 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления | Знать, что представляют собой межнациональные отношения. Уметь: -разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; -Пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; -уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; -уважительно относиться к национальной инакости людей | Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления.» Словарик по теме | § 17 учебника, ответить на вопросы | |
33-34 | Семья и быт | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. | Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: -описывать жизненный цикл семьи; Анализировать причины и мотивы распада семьи; Уметь: -описывать жизненный цикл семьи; -анализировать причины и мотивы распада семьи; Анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций | Составить схему «Функции семьи», словарик по теме | § 18 учебника, ответить на вопросы | |
35 | Социальное развитие и молодежь | 1 | Комбинированный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | Знать: -актуальные проблемы нашего общества и молодежи; -как изменяются социальные роли человека в молодые годы; -какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Задания группам: Выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения. | § 19 учебника, вопросы к | |
36 | Социальная сфера | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные положения главы. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование с несколькими вариантами ответа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....