Методическая разработка урока обществознания в 5 классе. « С добрым утром!»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме
Урок обществознания по теме «С добрым утром !» разработан в рамках Межмуниципального интернет – конкурса «Здоровая нация - процветание России».
Урок начинает изучение на классных часах тематику «Здоровье», содержание которого тесно связано с уроками обществознания . Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на все последующие уроки по формированию здорового образа жизни.
Особенность урока заключается в использовании системно-деятельностного подхода.
Форма урока - урок открытия новых знаний (ФГОС)
Урок проведен в 5 классе. При подготовке были учтены умения учащихся планировать свою деятельность. А также определенный уровень ассоциативного мышления, предполагающий дальнейшее развитие умений осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, рационально решать познавательные и проблемные задания.
На уроке выполнялась основная цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о здоровом образе жизни , которая реализовывалась через задачи:
- Учебная: усвоение учащимися сведений о мотивах поведения личности, особенностях жизненных целей человека, понятий «совы», «жаворонки», «голуби».
· Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков практического мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать.
- Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, развитие навыков культуры общения, социального кругозора.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала, его разнообразием, работоспособностью и активностью учащихся.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_dobrym_utrom.docx | 232.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания | |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Как вы думаете – что может объединять эти слова? Сон Недосыпание Бессонница Утренний этикет завтрак О чём наш урок? Поздно утром только сони Спят, свернувшись калачом, Мы встаём , лишь солнце тронет Нас своим косым лучом. (Я.Белинский) Как называют группы людей, о которых идёт речь в стихотворении ? Можем ли мы назвать первых плохими, а вторых хорошими и почему?
Записывает главный вопрос урока на доске: От чего зависит утреннее настроение ? Как связаны в нашей жизни вчерашний и сегодняшний день ? | Опираясь на знания , ученики могут сказать, что это утро и настроение.
Читают и рассуждают.
Отвечают на вопросы. Записывают вопрос в тетради. | Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную информацию. 2. Находить достоверную информацию. 3. Анализировать (выделять главное). 4. Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох. 5. Делать выводы. Регулятивные УУД 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. |
II. Версии. | – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой. Записываем ключевыми словами версии на доске: 1)Сон способствует восстановлению физический сил; 2)причинами недосыпания являются :чрезмерное беспокойство, нездоровый образ жизни; 3)Существуют разные типы сна.
| Ученики могут выдвинуть любые версии, принимаются и абсурдные. | |
III. Актуализация знаний. | – Чтобы проверить версии, выполните задания в тетради из дополнительного источника. – Сейчас вам предстоит поработать в группах. 1 группа – причины недосыпания 2 группа- «совы» , «жаворонки» 3 группа- «голуби» К какому типу вы можете отнести себя, других членов вашей семьи? | Класс делится на группы. В каждой группе сообща выбирают главного, кто будет руководить работой. Объясняют, что обозначают понятия: совы» , «жаворонки», «голуби». Называют свои тип и объясняют почему ? | |
IV. Планирование деятельности. | – Рассмотрите иллюстрации в дополнительном источнике. Кто там изображён? – Как вы думаете, что нам надо узнать? Ключевыми словами фиксирует на доске план действий по решению проблемы: Надо узнать: 1) Как пробуждение влияет на настроение ? 2) Как должно проходить утро? 3) Завтрак, или Как надо есть ? | – Вельможа, писец, госпожа и служанка, земледельцы, раб. Ученики формулируют план действий по решению проблемы. 1. Надо узнать, на какие социальные слои делилось общество Египта. 2. Их роль в обществе и образ жизни. 3. Чем они отличались? | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. (Звучит песня «Улыбка») Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. - Что еще помогает сохранять хорошее настроение? (добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца) Физминутка. – В соответствии с намеченным планом действий вам необходимо узнать Какие цели выполняет радиозарядка? Группа 1. – Прочитать дополнительный материал про утреннюю зарядку. Объясните роль зарядки для здоровья и настроения. Группа 2. – Как должен питаться подросток? Группа 3. – Прочитайте стихотворение А.Дементьева. Как связаны в нашей жизни вчерашний и сегодняшний день? Просыпаюсь не от солнца, а от радости, вскакиваю и смотрю в окно. Небо, окольцованное радугой , Солнца, птиц и синевы полно… Вот попробуй что-нибудь пойми. «Ты вчера с хорошими людьми Повстречался», - вдруг сказало сердце.
– Обсудите в группе задание, распределите работу и договоритесь, кто будет отвечать. 1 – Давайте проверим, что у вас получилось При проверке задания применяем алгоритм самооценки. Оценивается отметкой выступление представителя каждой группы, а словесной оценкой – работа всей команды. | Класс в течение 5 минут работает в группах. Представители от групп по очереди выходят к доске и рассказывают, как они выполнили задание. Представитель первой группы: (отвечает) Представитель второй группы: (отвечает) Представитель третьей группы: (отвечает) | Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группах. |
Формирование стратегии поведения. | - Можно ли исправить настроение?
-Аукцион идей «Как я справляюсь с плохим настроением»
| Предположение различных способов: подарить улыбку, рассказать смешной случай, пожалеть, позвать играть, угостить конфетой, пригласить в гости и т.д. (читаю интересную книгу, иду гулять, смотрю мультфильм, иду к друзьям, ем сладости и т.д.) | |
– Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей, от того ,что он делает. Согласитесь ли вы с таким суждением ? | Высказывают собственное мнение.
| Личностные УУД 1. Оценивать события . | |
VI. Выражение решения проблемы. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | Вывод по проблеме
| |
VII. Рефлексия.
| -Прочитайте пословицы, как вы их понимаете? Добро помни, а зло забывай. Что посеешь, то и пожнёшь. За добро добром плати. Худо тому, кто добра не делает никому. Злой не верит, что есть добрый. Что бы вы взяли из нашего разговора для себя? -Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От хорошей шутки тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и веселым хмурый человек. Звучит песня В.Шаинского «Улыбка» | Высказывают своё отношение. Дети подпевают | |
VIII. Домашнее задание. | – Что в вашем понимании означает слово «здоровье»? Составьте схему вашего идеального утра.
|
Приложение.
Физминутка.
Солнце спит и небо спит,
(Сложенные ладони прикладываем к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало,
(Поднимаем руки вверх, потягиваемсь.)
Все лучи свои послало.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качаем раскрытыми в стороны руками.)
Небо тучей заволок,
(Закрываем лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Поворачиваем туловище влево - вправо.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыгаем на месте.)
Барабанит дождь по крышам
(Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоняемся вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Приседаем.)
Ни один не виден лучик.
(Встаем, прячем руки за спину.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Доброе утро, причастие!"
урок повторения и обобщения...
Презентация к уроку "С добрым утром" 5 класс
Данная презентация предназначена для урока обществознания в 5 классе по ФГОС....
урок литературы в 5 классе по стихотворению С.А. Есенина"С добрым утром!"
Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина « С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей; учить чувствовать и поним...
Урок обществознания 5 класс по теме: «Доброе утро».
Урок составлен к учебнику Соболева О.Б. , Иванов О.В. «Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс...
Доброе утро с утренней зарядкой
Утренняя зарядка полезна для подростков, чье тело активно растет....
урок русского языка в 5 классе "Доброе утро, Имя прилагательное"
первый вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...
конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"
вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...