Методическая разработка
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Конспект пробблемног урока для учащихся 9-х классов по курсу "Обществознание" по теме: "Международное гуманитарное право". Целью и задачами урока являются:
- На основе общего знакомства с Женевскими конвенциями о защите жертв войны (1949 г.) и Дополнительными протоколами (1977 г.) постараться пробудить у школьников особое отношение к этим документам, призвавших обеспечить защиту личности в условиях вооружённых конфликтов;
- Развивать умение учащихся сравнивать, высказывать свои точки зрения по предложенным вопросам,
- Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы;
- Способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооружённых конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий;
- Содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probl.urok_mgp_novyy.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Методическая разработка
проблемного урока
по курсу «Обществознание. 9 класс».
Тема: «Международная правовая защита
жертв вооружённых конфликтов»
(международное гуманитарное право).
Автор: Глазунов Сергей Николаевич,
учитель истории и обществознания.
2009 г.
Цели и задачи урока:
- Раскрыть сущность международного гуманитарного права;
- На основе общего знакомства с Женевскими конвенциями о защите жертв войны (1949 г.) и Дополнительными протоколами (1977 г.) постараться пробудить у школьников особое отношение к этим документам, призвавших обеспечить защиту личности в условиях вооружённых конфликтов;
- Развивать умение учащихся сравнивать, высказывать свои точки зрения по предложенным вопросам,
- Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы;
- Способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооружённых конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий;
- Содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.
Оборудование урока:
I. Вопросы урока на доске:
- Жестокое лицо войны.
- Сущность международного гуманитарного права.
- Основные положения источников международного гуманитарного права.
- Ответственность за нарушения международного гуманитарного права.
- Значение международного гуманитарного права.
Проблемный вопрос: Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?
II. Высказывания античных мыслителей на доске:
«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».
Плутарх
«Когда гремит оружие, законы молчат».
Цицерон
- На партах выдержки из Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям (1977 г.).
- Тесты по данной теме для закрепления.
- Видеофрагменты хроникальных фильмов по теме «Вторая мировая война». Видеофрагменты о войне в Афганистане, о Чеченских войнах (1993г. и 1996 г.), а также видеоматериалы о вооружённом конфликте в Южной Осетии (август 2008 г.).
Ход урока: Вступительная часть.
Фронтальная беседа с учащимися по предыдущей теме «Всеобщая Декларация прав человека».
Вопросы:
- Какие общечеловеческие правовые документы вам известны?
- Почему Всеобщую Декларацию прав человека называют библией современного права и идеалом права?
- Объясните понятие «международное право».
(знакомство учащихся с темой урока, основными вопросами, которые предлагается обсудить и проблемным вопросом;
Учащиеся самостоятельно формулируют основные цели и задачи урока;
Учитель определяет основные формы работы на уроке, учащиеся по итогам урока должны подтвердить или опровергнуть основную мысль проблемного вопроса.)
Учитель: Итак, человечество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжёлого наследия прошлых веков – вооружённых конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войнами.
(Кино- и фотофрагменты)
Работа по первому вопросу плана. Задания учащимся:
- Назвать слова, которые, на ваш взгляд, наиболее точно отражают сущность войны.
(На экране факты:
- за последние 3500 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира;
- за годы Второй мировой войны погибло 60 млн. человек, из них половина - гражданские лица;
- за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось; ежегодно их происходит более тридцати, они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней;
- в современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.)
Учитель: Война есть война, вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защищать людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный и положительный ответ. Можно ли привести примеры гуманного отношения врага к побеждённым?
(примеры учащихся)
Работа учащихся с высказываниями античных мыслителей:
«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».
Плутарх
«Когда гремит оружие, законы молчат».
Цицерон
Вопрос учащимся: Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?
Вывод по 1-ому вопросу: Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к большим человеческим и материальным потерям. Война – это всегда трагедия. Человечество, осознавая это, на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.
Переход ко 2-у вопросу:
Вопрос к учащимся: Как вы считаете, совместимы ли такие понятия как «право» и «война»? (Ведь цель закона – установление порядка, а цель войны – разрушение порядка.) – разные мнения, «На войне, как на войне».
Управление ситуацией вооружённого конфликта с помощью правовых норм выгодно ли обеим противоборствующим сторонам? Почему? (раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной территории). Что является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия или быть уверенным, что всем, кто нуждается в помощи, она будет оказана и предоставлена защита на основании законов, исполнение которых обязательно? Конечно, предпочтительнее второе.
Основные источники международного гуманитарного права:
1949 г. Четыре Женевских конвенции от 12 августа 1949 г.:
- об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
- об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, из состава вооруженных сил на море;
- об обращении с военнопленными;
- о защите гражданского населения во время войны.
1977 г. Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства).
Вопросы учащимся по схеме:
- Кого и что защищает международное гуманитарное право? (по первым трём блокам)
- Какое ограничение оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны?
- Почему эта отрасль права получили именно такое название – международное гуманитарное право?
Понятие «гуманитарный» - обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.
Это понятие соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентированно на нравственные нормы и ценности, на сострадание, милосердие, помощь, защиту. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека.
В чём же характерные черты или основные принципы МГП?
а) Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля должно быть гуманным.
б) Во время вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.
Вывод: Им будет определение понятия.
(Учащиеся сами формулируют и записывают: МГП – это самостоятельная отрасль международного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.)
Переход к 3-у вопросу.
Учитель: А сейчас мы будем работать с источниками. Работа будет по группам. Каждой группе предлагается проанализировать свою часть международных документов и ответить на несколько вопросов.
(работа по группам, обсуждение ответов на вопросы)
Вопрос: Как должны вести себя противоборствующие стороны в ходе вооружённых конфликтов?
Общий вывод: Стороны в ходе вооруженных конфликтов должны вести себя, исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП накладывает ограничения и запреты. МГП обеспечивает и защиту детей.
Вопрос учителя: У вас обязательно должен возникнуть вопрос: кто же должен обеспечивать соблюдение прав жертв вооружённых конфликтов? Такая организация есть – это Международный Комитет Красного Креста, который является частью единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК был основан в 1863 г. В Женеве и выступает в качестве нейтрального посредника между противниками. МГП является юридической базой деятельности МККК.
Переход к 4 вопросу.
Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.
Учитель: За нарушения норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровне.
Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.
Лицо, нарушившее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкций официальных властей.
Согласно Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г., государства – участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьёзные нарушения этих договоров. Серьёзные нарушения определены как «Военные преступления». Серьёзными нарушениями являются:
- преднамеренное убийство;
- пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
- преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;
- взятие заложников;
- произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.
Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения МГП. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.
(Уголовный кодекс РФ. (извлечение)
Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества.
Статья 356.
Жестокое обращение с военнопленным населением, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации,- наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет.)
Вывод по 4 вопросу:
Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним классифицируют ряд нарушений МГП как военные преступления, за которые предусматривается уголовная ответственность. Лица, совершившие военные преступления, должны быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.
Переход к 5-у вопросу.
Значение МГП.
- МГП защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.
- МГП не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.
- МГП устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещает некоторые действия воюющих сторон, или ограничивает ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.
- МГП соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осудить тех, кто их нарушает.
- Страны, участники Женевских конвенций, обязаны обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.
- МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста (МККК), который оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.
Вопросы по значению МГП:
- Что защищает МГП?
- Что может ограничивать МГП?
- Какие нормы устанавливает МГП?
- К чему побуждает наличие МГП?
- Каковы обязанности стран – участниц Женевских конвенций?
- Как связано МГП с деятельностью МККК?
Обсуждение проблемного вопроса.
Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?
Вопрос к учащимся: Почему в международных соглашениях имеется положение об изучении МГП, как военными, так и гражданским населением?
Заключительное слово учителя: Непросто следовать принципам МГП. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни. Понимание того, что соблюдение норм МГП необходимо приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.
Человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности и насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.
Тест по теме: «Международное гуманитарное право».
1. Участников военных действий, захваченных в плен называют:
а) потерпевшие; б) военнопленные; в) заложники.
2. Признание ценности человека как личности - это:
а) национализм; б) гуманизм; в) справедливость.
3. Что является юридической базой деятельности Международного Комитета Красного Креста?
а) Всеобщая Декларация прав человека;
б) Международное гуманитарное право;
в) Международный Пакт о гражданских и политических правах.
4. Международная конвенция – это:
а) международное соглашение;
б) международное право;
в) международное сотрудничество
5. В каком году были приняты Женевские конвенции о защите жертв войны?
а) 1946 г.; б) 1948 г.; в) 1949 г.
6. Обращение к человеческой личности, к правам и интересам человека - это:
а) гуманитарная помощь;
б) гуманитарное право;
в) гуманитарное образование.
7. Международная организация, которая в период военных действий становится между противниками в качестве нейтрального посредника.
а) Международный Комитет Красного Креста;
б) Организация Объединенных наций;
в) Международный трибунал.
8. В каком году были приняты Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям:
а) 1972г., б) 1983 г.; в) 1977 г.
9. Международный военный трибунал - это:
а) Международный суд, организованный с целью наказания главных военных преступников Второй мировой войны;
б) Международный суд ООН;
в) Международный центр научной и технической информации
10. Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов ведения войны есть:
а) военные реформы;
б) военные поселения;
в) военные преступления.
Группа №1
Выдержки из статей Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию.
Статья 3
В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:
1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по любой другой причине,
должны при всех обстоятельствах пользоваться, гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
С этой целью запрещаются, и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:
а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в
частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и
истязания;
б) взятие заложников;
с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение.
2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.
Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.
Глава II РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ
Статья 12
Личный состав вооруженных сил и прочие лица, указанные в следующей статье, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.
Стороны, находящиеся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечат им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политическое убеждение или другие аналогичные критерии.
Вопросы:
- О чём договариваются страны, подписавшие данные конвенции?
- Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?
- Какие права имеют раненые и больные военнослужащие?
Группа №2
Выдержки из статей Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.
Раздел II
Постановления общего характера о защите военнопленных.
Статья 11
Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными, и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.
Статья 12
Военнопленные находятся во власти неприятельской Державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными.
Статья 13
С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей конвенции.
Статья 14
При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.
Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.
Статья 15
Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить содержание
военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.
Вопросы:
- Кто может считаться военнопленными?
- Как следует обращаться с военнопленными? Кто несёт за это ответственность?
- Какие права имеют военнопленные?
Группа №3
Выдержки из статей Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.
РАЗДЕЛ III.
ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ
Статья 13
Участники вооружённых конфликтов должны делать различие между гражданским населением и военным. Гражданские лица и гражданские объекты не должны быть объектом нападения. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов.
Статья 14
Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.
Статья 16
Раненные и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой.
Статья 20
Участники вооружённых конфликтов должны соразмерять возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом.
Статья 24
Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе и чтобы при всех обстоятельствах их содержания, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание. Их воспитание, если это возможно, будет поручено людям тех же культурных традиций.
Выдержки из Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям.
Часть II. Гуманное обращение
Статья 4
Детям, не достигшим 15-летнего возраста, обеспечивается необходимая забота и помощь.
Статья 5
Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не подлежат вербовке в вооружённые силы.
Статья 6
В целях защиты от последствий вооружённых конфликтов, дети, не достигшие 15-летнего возраста, должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны.
Вопросы:
- Что требуется от участников вооружённых конфликтов по отношению к мирным жителям?
- Как должны поступать военные если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?
- Каким должно быть отношение к детям, не достигшим 15-летнего возраста?
Международное гуманитарное право
Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, военнопленных).
Представляет защиту лицам, не принимавшим непосредственное участие в военных действиях (гражданское население, медицинский и духовный персонал).
Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, храмы и т.д.)
Запрещает принятие средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными людьми и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...