ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме
Задания по социологии, направленные на активизацию творческой работы студентов.Но могут быть использованы и на интегративных уроках по обществознанию и литературе в средней школе. Автор будет благодарен любой помощи в дальнейшей работе над практикумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Задание 1
В произведениях художественной литературы (русской и зарубежной классики) найдите фрагменты, иллюстрирующие какие-либо социологические понятия, ситуации, процессы, изучаемые в курсе социологии, например, стратификацию, социализацию, субкультуры, мобильность и т. п.
Посоревнуйтесь, кто больше приведет отрывков.
Задание 2
Вспомните темы школьных сочинений по литературе. Многие из них могли бы стать основой для постановки социологических научных проблем. Составьте подборку тем, используя социологические понятия. Например, «Социальный конфликт в произведениях А.С.Пушкина».
Посоревнуйтесь, кто больше сформулирует подобных тем. А теперь попробуйте снова написать сочинение, используя социологические понятия.
Задание 3
Перечитайте комедию Н.В.Гоголя «Ревизор». В ней особенно ярко прорисованы черты российского чиновничества: взяточничество, казнокрадство, грубый произвол и пр. Ее фрагменты иллюстрируют не только социальную стратификацию российского общества, но и особую субкультуру чиновничьей корпорации.
Привлекая современный материал о российской бюрократии, проведите сравнительный анализ со знаменитой комедией. Какие характеристики не потеряли своей актуальности и сегодня?
Задание 4
Яркой картиной крестьянской жизни крепостной России является поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Социологические понятия «бедность», «нищета» обретают свою кровь и плоть: «Страшна семья крестьянская в тот час, какой приходится кормильца потерять» и т.п. За каждой подобной строчкой стоит серьезная социальная проблема современного Н.Некрасову российского общества. Назовите их и запишите. У кого из вас получится больше? Какие из социальных проблем не потеряли своей актуальности и поныне?
Задание 5
Перечитайте сказку Дж.Родари «Чиполлино». Какое социологическое понятие вспомните вы в первую очередь при прочтении сказки? Почему именно оно?
А теперь сами сочините сказку, в которой раскрывалось бы любое социологическое понятие. Расскажите сказку коллегам. Интересно, догадаются ли они, о каком социологическом понятии идет речь?
Задание 6
Всем вам в детстве читали загадки. «Зимой беленький, летом серенький» и т.п. А если вместо зайца поставить, например, врача, как бы тогда звучала загадка? Придумайте загадку об определенном социальном статусе и предложите ее коллегам. Посоревнуйтесь, кто больше отгадает загадок. Что вам помогло их отгадать?
Задание 7
Знаете ли вы пословицы и поговорки? А о чем они? Например, «всякая козявка лезет в букашки». Догадались? Правильно, о социальной мобильности, причем вертикальной и восходящей. А теперь предложите свои примеры «социологических» пословиц и поговорок. Найдите материал об их происхождении.
Задание 8
Прочитайте отрывок из газетной статьи.
«Разговор с консультантом дополнил общую картину: «Берут то, что модно. Интересно это или нет, никого не волнует… Покупают разрекламированные книги»…Мода на книги сравнима с модой на трикотаж и обувь. Чем оттачивать вкус, проще носить то, что надели все…
Это не потребитель, прибарахлившись, взыскует духа. Это книга стала товаром. Прибыльным. Одноразовым» (А.Завельская. М.Смирнова. Что нынче носят в голове //Новая газета. 2005.№52. С.21).
Как вы думаете, какую социальную функцию выполняет массовая литература?
Задание 9
Прочитайте отрывок из статьи журналиста Е.Дьяковой «Одноразовые книги» (Новая газета. 2005.№52).
«52% россиян вовсе не покупают книг, 37% -их вовсе не читают. Число «активных читателей» упало с 30 до 23%. Спад книжных продаж в Москве в 2005 –м – 15%. По «качеству чтения» школьники России занимают 33 место («обследованы» 42 страны). Средние тиражи новинок упали с пяти тысяч до трех…
Человек, воспитанный на чтении Марининой, Коэльо, Филдинг и Дэна Брауна, - не гражданин и не работник. Способен он, собственно, к одному – считать калории…
И даже в нашем отношении к терактам есть доля «вычитанных ценностей». Буковки все же очень строят сознание. А нас учат одному – не париться».
Что вы думаете о данных статистики и мнении Е.Дьяковой? Проведите исследование среди ваших коллег на тему «Круг чтения современных студентов».
Задание 10
Прочитайте отрывок из статьи Д.Юсуповой «ОСМСление» (Русский newsweek. 2004.20.12-26.12. С.53)
«SMSками шлют не только рекламу, гороскопы, расписания концертов, но и сведения о банковском счете. С помощью SMS-сообщений, к примеру, врачи напоминают диабетикам, что пора ввести инсулин, попавшие в лавину горнолыжники вызывают службы спасения, а работодатели оповещают сотрудников об увольнении. Культурологи уже говорят об SMS-культуре и SMS-языке, Китайский писатель Кан Фучан написал недавно первый в мире SMS – роман «Вне осажденной крепости». Каждая из 60 глав состоит из 70 иероглифов – таково максимальное количество символов в китайских SMS. Компания Microsoft работает над сокращением и упрощением «Илиады» Гомера, чтобы легко читался современными подростками и уместился всего в нескольких SMS… Недаром пару лет назад ФБР наняло трех 13-летних девочек, которые обучали агентов SMS-языку. Без этих знаний сотрудники ФБР постоянно терпели неудачу, пытаясь вычислить педофилов в SMS-чатах».
Какие выводы из таких фактов сделали бы исследователи в таких областях, как социология, психология, лингвистика, культурология и т.д.? Какие функции выполняет SMC?
Задание 11
В.Мединский, президент Российской ассоциации связей с общественностью, депутат Госдумы считает: «Что страшного, что мы живем внутри мифа и действуем не в соответствии с представлениями об их ценности? Покупая кока-колу, мы не думаем, что за дерьмо покупаем, а вспоминаем образы рекламы. Когда курим «Мальборо», не представляем вонючую смесь из непонятно каких табачных листов, а в клубах дыма представляем себя ковбоем… Это путь всего информационного общества» (Русский newsweek.2006.№42.С.44).
О какой социальной функции рекламы говорит В.Мединский?
Задание 12
Петербургская писательница Н.Гранцева после прочтения материалов к новому учебнику по литературе, призвала прекратить воспевать «лишних людей». В интервью журналу «Огонек» (2006.№47. С.48-49) она сказала: «Представим себе жизнь современного школьника. Он знает, что судьба его в руках, что он обязан учиться, делать карьеру. Знает, что власть далека от идеалистических представлений, но готов с ней взаимодействовать, встраиваться в иерархию государственных конструкций или частных бизнес-структур… И тут будущего гражданина заставляют читать русскую классику! Ту самую, которая весь 19 век (после Пушкина) занималась социальной критикой и политическим брюзжанием. Ту самую, которая все громче вопрошала: кто виноват и что делать?.. Именно эта классика, сформировавшая мировоззрение народовольцев и «бомбистов», классика, которую зубрили граждане ленинско-сталинской эпохи, как оправдание переворота, - эта же классика входит и в состав нынешнего курса школьной литературы! Как будто нынешних школьников готовят к тому, чтоб они еще раз подложили идейную мину под новую государственность!»
Что в этом заявлении может привлечь внимание социолога? Какими социологическими понятиями описывается ситуация, о которой говорит Н.Гранцева? Согласны ли вы с ее мнением?
Задание 13
Прочитайте отрывок из статьи А.Гераськиной «Правила дурного рингтона» (Новая газета. 2005. №83. С.22)
«Мы можем позволить себе продавать только ту музыку, которая массово востребована, - признается главный редактор компании INFON Антон Савельев. – Нам невыгодно навязывать свои вкусы или продавать «нераскрученную» композицию, нам легче, удобнее, экономически выгоднее очень тонко улавливать, что хочет потребитель, находить это и давать ему. В противном случае мы не будем зарабатывать столько, сколько хотим».
Рингтоны сегодня – самый объективный показатель того, что хочет слышать отечественный потребитель».
Согласны ли вы с последним утверждением автора? Составьте рейтинг рингтонов, записанных вашими сокурсниками?
В чем помогает социология Антону Савельеву?
Задание 14
Посетите выставку художников. При просмотре картин обдумайте ответы на следующие вопросы: в творчестве каких художников основное внимание уделяется социальной проблематике? Какие направления живописи, на Ваш взгляд, привлекли бы внимание социологов? Какое социальное явление (социальная проблема) отражена в картине? Каким социологическим понятием охватывается суть явления, представленного в картине? Чем можно объяснить интерес художника к данной проблеме? Присутствует ли в картине авторская позиция по отношению к изображенному явлению?
Составьте письменный отчет.
Задание 15
Найдите материал и напишите самостоятельные работы по следующим темам: «Социологический портрет художника», «Сообщество художников как объект изучения», «Живопись как предмет моды», «Влияние живописи на общественное сознание».
Как вы думаете, художнику не безразлично, кто составляет аудиторию его творчества, что думают люди разных социальных слоев о его творчестве, в каких целях используются его произведения? Понаблюдайте за посетителями выставки: увидите ли вы различия в восприятии произведений живописи в зависимости от социального положения посетителя?
Напишите дневник наблюдения.
Задание 16
Прочитайте стихотворение и подумайте, о чем хотел сказать автор?
ВСЕ ЛЮДИ
Все – люди, люди, человеки!
А между тем и в нашем веке,
В широкой сфере естества,
Иной жилец земли пространной
Подчас является нам странной
Ходячей массой вещества.
Проводишь в наблюденьях годы
И все не знаешь, как расчесть:
К которому из царств природы
Такого барина отнесть?
Тут есть и минерала плотность,
И есть растительность – в чинах.
И в разных действиях – животность,
И человечность – в галунах.
Не видно в нем самосознанья,
Он только внешность сознает.
С сознаньем чина, места, званья
Он смотрит, ходит, ест и пьет.
Слова он внятно произносит,
А в слове мысли нет живой,
И над плечами что-то носит,
Что называют головой.
И даже врач его клянется
В том честью званья своего,
Что нечто вроде сердца бьется
Меж блях подгрудных у него,
Что все в нем с человеком схоже.
А мы, друзья мои, вздохнем
И грустно молвим: “Боже! Боже!
Как мало человека в нем!”
В.Бенедиктов
1858
Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? Почему составитель включил его в пособие?
Задание 17
Познакомьтесь с диалогом между Шариковым и профессором Преображенским из повести М.С.Булгакова «Собачье сердце».
«Вот все у вас как на параде…салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста – мерси», а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
- А как это «по-настоящему? – позвольте осведомиться.
Шариков на это ничего не ответил Филиппу Филипповичу, а поднял рюмку и произнес.
- Ну, желаю, чтобы все…
- И вам тоже».
Чего не понимает Шариков? А может он прав? Какие научные понятия раскрываются в данном отрывке?
Задание 18
Вотрен, герой повести О.Бальзака «Отец Горио», говорил: «Судите сами, что вам предстоит: сколько усилий, какой жестокий бой! Пятидесяти тысяч доходных мест не существует, и вам придется пожирать друг друга, как паукам, посаженным в банку. Известно ли вам, как здесь прокладывают себе дорогу? Блеском гения или искусством подкупать. В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего».
А вы как думаете? Какие социологические понятия раскрываются в данном отрывке?
Задание 19
Прочитайте диалог профессора Преображенского и Шарикова из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Как бы вы назвали проблему, ставшей предметом диалога двух героев? Чья позиция вам ближе? Что между героями общего и различного?
« … Что же вы читаете?..
- Эту… Как ее… переписку Энгельса с этим… как его - дьявола – с Каутским…
- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного?...
- Да не согласен я.
- С кем? С Энгельсом или с Каутским?
- С обоими…
-…А что бы вы, со своей стороны, могли предложить?
- Да что тут предлагать?.. Взять все, да и поделить…
- Вы и способ знаете?..
- Да какой тут способ… Дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет…
-Что же, хорошо, я не против дележа. Доктор, скольким вы вчера отказали?
- 39 человекам…
-…С вас Шариков, 130 рублей. Потрудитесь внести».
Сегодня депутат Государственной Думы В.Жириновский вновь вспомнил про Шарикова: «Кто с вами (правительством – А.Ч.) остался? Мы с вами остались – шариковы. Преображенские уехали за границу. Нужно выбирать самых умных из шариковых» (Профиль. 2004. №36. С.26).
Дело незабвенного Полиграфа Полиграфовича живет и побеждает?
Задание 20
Прочитайте отрывок из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Какое социологическое понятие в нем раскрывается? А теперь замените слово «поп» другим, обозначающим социальный статус, например, «учитель» и переложите этот отрывок на новый лад.
“Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?..
С кем встречи вы боитеся,
Идя путем – дорогою?..
О ком слагаете
Вы сказки балагурные
И песни непристойные,
И всякую хулу?..
Мать попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого –
Как чествуете вы?
Кому вдогон, злорадствуя,
Кричите: го-го-го?..”
Задание 21
Прочитайте стихотворение К.Кинчева «Энергия» (1985). В нем выведен образ типичного маргинала. Опишите его черты.
Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой,
Я здесь чужой, я там чужой.
В Москве я ленинградец, в Ленинграде москвич,
Нашла коса на камень, стекло на кирпич.
Который год подряд то здесь, то там,
Я скитаюсь по чужим квартирам и чужим домам,
И здесь, и там под лампой за кухонным столом
Меня просят спеть еще и угощают вином.
Но я устал от песен, я устал от дорог,
Я ненавижу этот вокзал.
Мне нужна передышка, я мечтаю о сне.
О, как я устал!
Кто подскажет, кто даст совет,
Это наважденье или нет?
Сегодня я снова должен петь,
Но я сам себя поймал в эту сеть.
Сегодня, как всегда у меня странная роль,
Я лишен опоры, я не знаю пароль.
Я вроде бы здесь, а вроде и там,
Пардон месье, бонжур мадам.
Моя неопределенность мешает мне жить,
Я не знаю, где нырнуть, не знаю, где всплыть,
Я не знаю где выход, не знаю, где вход,
Я не знаю где затон, не знаю, где брод.
Мне трудно быть рядом, я всегда вдалеке,
Я как сотня линий на одной руке,
Я как местоимение не имею лица,
Я ушел от начала, но не вижу конца.
Задание 22
Владимир Лютов, герой романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина» так говорил о себе: «Я – купец, но у меня не гривенники на месте глаз. Я, брат, в своем классе – белая ворона, и я тебе прямо скажу: не чувствуя внутренней связи со своей средой, я иногда жалею… даже болею этим… Вот оно что! Бывает, что думаешь: лучше быть повешенным, чем взвешенным в пустоте. Но – причаститься своей среде – не могу, может быть, потому, что сил нет, недостаточно зоологичен… Я давно уже привык думать о себе как о человеке – ни к чему… И тысячи таких же – тоже все люди ни к чему и никуда, - странное племя, не плохое, но ненужное. Беспочвенные люди…».
Что это за люди, о которых говорит Лютов? Много ли их сегодня среди нас? Русская литература оставила богатую галерею героев – «белых ворон». Вспомните их. Почему они стали восприниматься «лишними людьми»? Как к ним относились русские писатели?
Задание 23
Послушайте или прочитайте текст известной песенки из мультфильма «Бременские музыканты» и ответьте на вопросы.
ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
Мы свое призвание не забудем –
Смех и радость мы приносим людям!
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы!
Наш ковер – цветочная поляна,
Наши стены – сосны-великаны.
Наша крыша – небо голубое.
Наша счастье – жить такой судьбою!
Что вы можете сказать о социальном статусе героев мультфильма? Какой смысл в этом произведении несет образ «дороги»?
Задание 24
Прочитайте отрывок из пьесы В.Шекспира «Король Лир» и ответьте на вопросы.
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В чести брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан.
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,
Так он играет роль. Шестой же возраст –
Уж это будет нищий Панталоне,
В очках, туфлях, у пояса – кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским;
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы –
Второе детство, полузыбытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Какой процесс описан в этом отрывке? Какие его этапы описываются в отрывке? Как они характеризуются в современной науке? Какие социальные статусы представлены в отрывке? Что характерно для их носителей? Изменилось ли что-то спустя три столетия?
Задание 25
Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Приведите примеры фильмов, произведений литературы, содержащих один и более статусов. Посоревнуйтесь между собой, у кого в названиях окажется больше статусов.
Задание 26
Ю.Гладильщиков, размышляя о фильме «Ложное искушение» (Русский newsweek. 2007. №7. С.59), пишет: «Разведчики – самые одинокие люди на свете, потому что никому ничего не могут открыть и никому ничего не могут доверить. Как говорится в фильме: «Когда у тебя есть только твоя страна, у тебя не может быть ни единого друга».
Помогают ли вам просмотренные фильмы понять особенности людей определенных социальных статусов? Приведите свои примеры.
Задание 27
Прочитайте следующий отрывок из повести В.Пановой «Спутники» и ответьте на вопросы.
«Был ли он также доволен собой? На этот вопрос он не мог бы ответить определенно. Скорее – нет, не был. Что-то было в нем неблагополучно, чего-то недоставало, а чего – он не знал…Почему другие спорят, а его всегда так и подмывает поддакнуть собеседнику, если даже он с ним не согласен? Только в крайнем волнении он решается возражать, да и то до тех пор, пока на него не прикрикнут… Почему другие люди говорят друг другу резкости и не обижаются, а его, Супругова, болезненно обижает каждый пустяк?
Чтобы не давать повода для обид, он старался быть как можно вежливее, угощал всех папиросами и везде, где мог, обещал «поблагодарить».
Другие держатся в жизни как хозяева. А он стоит у порога, как непрошенный гость. Почему?
Он не понимал, почему.
Впрочем, он старался не думать об этом. Ему и так хорошо. У него есть все: солидная профессия, прочное положение, чистая репутация. И эти милые безделицы, которые украшают существование. Что еще нужно для счастья, в конце концов?
Война с первых дней все исковеркала. Все полетело к черту – уверенность, покой, солидность…
Его мобилизовали. Позвольте! У него слабое здоровье! Что ж, он будет служить в санитарном поезде. Но он не хирург! Он не умеет извлекать пули и накладывать гипс! Это сделают другие; а он будет возить раненых и смотреть за ними в дороге, чтобы не болели, чтобы выздоравливали. И пусть не беспокоится – при надобности его научат и пули извлекать…
Но он не хочет, чтобы его изувечили! Он боится бомб! Боится страданий!
…Он всех ненавидел. Зачем они притворяются, что не боятся?! Они все знают, так же как и он, и о фугасах, и о разрывных пулях, и об иприте, и о звериной жестокости врага. Как они смеют делать вид, что им не страшно?! Как они могут смеяться, говорить о житейских пустяках, есть мороженое, ходить в театр, когда внутри у них воет: ууу!
Но все словно сговорились притворяться. Они притворялись так искусно, что даже он поверил, будто они действительно не боятся. Приходилось притворяться и ему. И он навязчиво угощал папиросами, говорил о пустяках, старался не выдавать себя. По ночам он не спал. Поезд шел к фронту. Супругов курил и седел».
Отчего седел Супругов? Что вы можете сказать об его отношении к своему профессиональному статусу? Как в социологической и психологической науках определяется такой тип человека?
Задание 28
Послушайте или прочитайте текст известной детской песенки «Я –гениальный сыщик» (из мультфильма «Бременские музыканты») и ответьте на вопросы.
Я – гениальный сыщик!
Мне помощь не нужна!
Найду я даже прыщик
На теле у слона.
Как лев, сражаюсь в драке.
Тружусь я, как пчела.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла.
Руки моей железной
Боятся как огня!
И, в общем бесполезно
Скрываться от меня!
Проворнее макаки.
Выносливей вола.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла.
Бывал я в разных странах,
И если захочу,
То поздно или рано
Я всех разоблачу!
Как мышь, крадусь во мраке.
Плыву, как камбала.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла!
О каком отношении героя к своему социальному статусу поется в этой песне? По мультфильму он – малоприятный тип. Найдите в его поведении позитивные с точки зрения общества черты. Интересно, сможете ли вы его оправдать?
Задание 29
Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С годами вытерпеть сумел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно, в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
Что вы можете сказать о герое этого отрывка и его жизненной биографии?
Задание 30
Прочитайте монолог профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце».
«Что такое эта ваша разруха?.. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах… И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой…
Городовой! Это и только это. И совершенно неважно – будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные данные наших граждан…
Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…».
О какой причине разрухи говорит профессор? Какой выход из нее он предлагает? Какую социальную функцию должен выполнять, по мысли Преображенского, городовой? Актуальны ли эти слова для современного российского общества?
Задание 31
Послушайте или прочитайте текст известной детской песенки «Чему учат в школе». О каких социальных функциях института образования идет в ней речь?
ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ
(Слова М.Пляцковского) Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире,
И про дождик во дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
А теперь попробуйте продолжить песню, характеризуя те функции социального института образования, которых в этой песне нет.
Задание 32
Журналист Ю. Гладильщиков пишет: «Брат» - фильм «о персонаже трагическом. Трагически инфантильном и одиноком, отчаянно пытающемся найти хоть какую-то опору в жизни и какой-то смысл. О человеке без памяти и свойств. О новом российском «потерянном поколении». О нации, которая опять стала представлять собой чистый лист бумаги…» (Новая газета. 2004. №70.).
Что бы вы сказали о главном герое фильма, как социолог? Можно ли утверждать, что в герое фильма проявились черты, свойственные всему поколению молодых россиян?
Задание 33
Прочитайте следующий отрывок из газетной статьи: «Здравствуй, девочка Мальвина, да чтоб сгорела ты, скотина!» (песня про любимую девушку, которая сдала героя ментам, легла под омоновский отряд и была за это убита из нагана дружественного герою жигана), «Шалава, опять на улице облава» (про другую героиню, которая провела ночку с парнем из класса, стала доступной и связалась с бандюгами), «Где «Беломора достать?» (без комментариев), плюс песни «Война», «Армия», «В плену» и даже «Афганистан». У мальчиков четыре (!) полноценных альбома чистого блатняка с матом и тюремной лексикой, которые запоем слушают подростки из регионов, устраивающие на концертах «Фактора» неизменные аншлаги, потому что, как выразилась моя 12-летняя знакомая из подмосковного города, «Факторы» поют про жизнь» («Новая газета». 2006.№2. С.27)
О какой жизни поет группа «Фактор -2»?
А вот еще строчки из одного молодежного хита:
Мы большие школьные газеты,
Выпускные кончатся минетом,
Мир огромный открывает двери,
Чистый, добрый – я ему не верю!
Как вы думаете, влияют ли такие песни на мировоззрение молодежи и ее социальное поведение? Оцените роль средств массовых коммуникаций в процессе социализации личности.
Задание 34
Перечитайте знаменитую «Путаницу» К.И.Чуковского. Пусть ее героями станут люди. Представьте, если подобное произошло в обществе. В чем бы это конкретно проявлялось? Какие социальные последствия может иметь? Что нужно делать, чтобы избежать «путаницы» в обществе?
Задание 35
Послушайте песню «Больше гламура» в исполнении группы «Шпильки» и Сергея Зверева и ответьте на вопросы.
Нас шоу-бизнес приводит в экстаз – мы все его хотели.
Теперь на Ибице знают о нас, на Рублевке и в Куршавеле.
Мы спортивные, позитивные, мы всегда на виду.
Больше, больше гламура! И макияжа, и маникюра!
Больше, больше гламура! Лицо супер, и суперфигура.
Купи в киоске прикольный журнал – читай про звезд и джипы.
С утра включай музыкальный канал и отрывайся под наши клипы.
Мы куражные, эпатажные, вы готовы на все?
Каждый должен найти свой стиль, изъяны закрой, плюсы усиль.
Купи в бутике реальный прикид. Если нет денег, возьми кредит.
В пятницу вечером пой караоке, услышит звезда, звезда будет в шоке.
Учись у нас хорошему вкусу, тогда тебя впишут в крутую тусу.
Знай, что коктейль твоих грез уже смешан, стремись туда, где полный фешн.
Что такое «гламур» как социальное явление? Как к нему относится наше общество? Могли бы вы последовать призывам исполнителей песни?
Задание 36
ЧЕЛОВЕЧКИ
Человечек современный, низкорослый, слабосильный,
Мелкий собственник, законник, лицемерный семьянин,
Весь трусливый, весь двуличный, косодушный,
щепетильный,
Вся душа его, душонка – точно из морщин.
Вечно должен и не должен, то – нельзя, а это – можно,
Можешь карты, можешь мысли передернуть – осторожно,
Явно грабить неразумно, но – стриги овец.
Монотонный, односложный, как напевы людоеда:
Тот упорно две-три ноты тянет-тянет без конца,
Зверь несчастный существует от обеда до обеда,
Чтоб поесть – жену убьет он, умертвит отца.
Этот ту же песню тянет, - только он ведь просвещенный,
Он оформит, он запишет, дверь запрет он крючок.
Бледноумный, сыщик вольных, немочь сердца,
евнух сонный,
О, когда б ты, миллионный, вдруг исчезнуть мог!
К.Бальмонт.
Какие признаки принадлежности к «среднему классу» выделяет поэт? Какие особенности мировоззрения человека «среднего класса» характеризует поэт? Согласны ли вы с оценками «среднего класса», данными К.Бальмонтом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Дискуссии о предмете социология в современной отечественной литературе
Интегральное исчисление 1 вариантвибору теми дипломної роботи, актуальність і доцільність роботи для розвитку Все экземпляры должны быть идентичны по нумерации страниц, содержанию и Робота захищена 3....
Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"
Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Рабочая программа учебного предмета Социология 10-11 класс
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта); основн...
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
8 класс...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Комментарии
Спасибо, Александр Юрьевич,
Тамара Ивановна, свой
Прошу прощения, коллеги, при восстановлении моего аккаунта комментарии были утрачены.
Александр Юрьевич, вы не
Александр Юрьевич, вы не
Выполнила задание 9. Обожаю
К заданию 8. А если добавить
Развал дворянского хозяйства
Развал дворянского хозяйства
Конец феодализма в произведениях русских писателей
http://www.kommersant.ru/doc/2503361