Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
- ОНУ
2. Актуализация знаний
1. Работа с эпиграфами урока
- Ребята, прочтите записанные на доске эпиграфы, подумайте и ответьте на вопрос: как вы понимаете выраженные в них мысли?
Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная.
А.С. Пушкин.
Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен.
С. Смайлс.
- Почему А.С. Пушкин говорит, что чтение есть лучшее учение? О чтении каких книг идет речь? Почему художественную литературу называют иногда учебником жизни?
- О каком лучшем обществе, по вашему мнению, говорит С. Смайлс? Кого он называет величайшими умами всех времен?
- Но, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
- с теми, кто спокойно обходится без книг;
- с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
- с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
(Обработка результатов экспресс- анкеты и подведение итогов).
3.Работа по теме урока
1) Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.
Словарь литературоведческих терминов:
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.
(Запись определений в словарик)
Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
2) Всякое литературное произведение - это особый мир, созданный писателем по законам художественного творчества на основе глубокого знания жизни, человеческих характеров, взаимоотношений людей. В каждом произведении по-своему отражаются какие-то стороны жизни, каждое запечатлевает определенный отрезок времени - мгновение, день, месяц, годы или даже целые эпохи. Поэтому художественные образы - это картины жизни, которые в произведении объединяются временем, мыслью, чувствами писателя, его отношением к героям и миру, идеей произведения.
Есть и наука, которая занимается изучением произведений художественной словесности, ее название вам уже знакомо – это литературоведение. Современное литературоведение состоит из трех разделов: теория литературы, история литературы и литературная критика.
3) Беседа
- Итак, мы знаем, что художественное произведение изображает события, происходящие в определенный отрезок времени. А через сюжет писатель показывает, где и как эти события зарождались, как развивались и к чему привели. Давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия и ответим на несколько вопросов.
- Что такое тема произведения, его идея?
- Что означают литературоведческие понятия «сюжет», «композиция»?
- Как называется в литературоведении начало сюжета? (Завязка.)
- Какие части в сюжете еще можно выделить? (Кульминацию, развязку.)
- Какую роль играют в композиции пролог и эпилог?
- Следя за развитием сюжета, мы видим, как складываются и развиваются человеческие характеры, как в отношениях с другими людьми человек изменяется или обнаруживает ранее скрытые свои качества. Поэтому образ в художественной литературе раскрывается не сразу, а постепенно, от события к событию, от сцены к сцене, от страницы к странице. Чтобы получить даже самое беглое представление о нем, иногда нужно затратить много времени. Такая особенность художественного образа и законы читательского восприятия обусловливают необходимость не только сбора материала для изображения, но и продуманного его расположения, то есть построения художественного произведения по законам композиции.
4) Самостоятельная работа
- Откройте учебник на странице 5 и прочтите часть статьи от слов «Литература как специфический вид искусства…» до конца. Подготовьте ответы на вопросы 1-5 по теории литературы (стр. 8).
4. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа с текстом
- Сравните научное определение зари в энциклопедическом словаре с поэтическим пейзажем в стихотворении Никитина «Утро». Расскажите об отличиях этих фрагментов текста. Каковы особенности поэтического текста?
«Заря - окраска небесного свода на западе после захода Солнца или на востоке перед восходом Солнца. В окраске зари преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Заря объясняется рассеянием и поглощением света в атмосфере».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается...
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло...
Первый отрывок написан научным стилем, описание краткое, точное, сухое. Поэтический текст ритмически организован, зарифмован, в нем использованы средства художественной выразительности (тропы) – метафоры, олицетворения, эпитеты.
- Как вы думаете, можно ли считать эпитеты, метафоры, сравнения главным признаком художественной литературы? (Многие учащиеся могут дать утвердительный ответ.)
- Конечно, в стихах, повестях, рассказах тропы встречаются значительно чаще, чем в научных книгах, и роль их в художественных сочинениях очень велика. Но давайте прочтем записанный на доске отрывок из повести Пушкина «Дубровский» и попробуем найти в нем эпитеты и сравнения:
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
(Можно прочитать более длинный отрывок по книге.)
- Есть ли в этом отрывке какие-либо тропы?
- Да, в этом отрывке нет ни одного сравнения, ни одной метафоры, а между тем ясно, что это художественная проза. Как мы это определили?
Вывод. Писатель создает картину жизни, образ, даже не используя тропов. Он выписывает картину словами, как художник кистью и красками. Она динамична, подвижна. Читая художественное произведение, мы не только «видим» то, что рисует писатель, но и «слышим» звуки, «ощущаем» запахи, узнаем мысли и чувства людей.
Это приводит нас к выводу, что главная специфическая особенность литературы - образность. И средства создания образности могут быть весьма разнообразны.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Д/з Чтение статьи учебника на стр. 9-13. Ответить устно на вопросы 1, 2, 3, 7, 8.
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
3. с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
3. с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
3. с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
3. с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
3. с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
3. с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)
Сравните научное определение зари в энциклопедическом словаре с поэтическим пейзажем в стихотворении Никитина «Утро». Расскажите об отличиях этих фрагментов текста. Каковы особенности поэтического текста?
«Заря - окраска небесного свода на западе после захода Солнца или на востоке перед восходом Солнца. В окраске зари преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Заря объясняется рассеянием и поглощением света в атмосфере».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается...
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло...
Сравните научное определение зари в энциклопедическом словаре с поэтическим пейзажем в стихотворении Никитина «Утро». Расскажите об отличиях этих фрагментов текста. Каковы особенности поэтического текста?
«Заря - окраска небесного свода на западе после захода Солнца или на востоке перед восходом Солнца. В окраске зари преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Заря объясняется рассеянием и поглощением света в атмосфере».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается...
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло...
Сравните научное определение зари в энциклопедическом словаре с поэтическим пейзажем в стихотворении Никитина «Утро». Расскажите об отличиях этих фрагментов текста. Каковы особенности поэтического текста?
«Заря - окраска небесного свода на западе после захода Солнца или на востоке перед восходом Солнца. В окраске зари преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Заря объясняется рассеянием и поглощением света в атмосфере».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается...
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло...
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства "Древние образы в декоративном искусстве Китая"
Это урок - путешествие в неизведанный, загадочный Китай, знакомство с самым ярким древним образом этой страны Драконом.Это урок - практикум, где можно ощутить себя настоящим китайским живописцем...
Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"
Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...
Урок искусства в 8 классе "Синтез искусств в создании художественного образа спектакля"
· познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественн...
Презентация к уроку на тему: «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа» (5 класс, Урок № 29. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)
Тема: Животные - братья наши меньшие....
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....
Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».
Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств...
методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"
Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....