Технологии подготовки к ЕГЭ по обществознанию
статья по обществознанию по теме
Обществознание, уже который год, является наиболее массовым предметом по выбору. По данным аналитического отчета ФИПИ за 2012 год его сдавали 455 942 выпускников. Для сравнения физику, предмет, занимающий второе место по популярности среди выпускников 11 классов, сдавали только 205 988. При сравнении аналитических отчетов ФИПИ о результатах ЕГЭ в 2010, 2011 и 2012 годах видно, что количество выпускников, выбирающих сдавать ЕГЭ по обществознанию, с каждым годом растет. При этом снижается средний балл ЕГЭ по обществознанию, растет количество выпускников, не набравших минимального числа баллов. Это связано с тем, что из года в год совершенствуются контрольно-измерительные материалы и растет число заданий, для выполнения которых выпускник должен владеть рядом компетенций, а не просто уметь воспроизводить полученные знания.[1] Сложными познавательными умениями, такими как преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает небольшое количество выпускников. О необходимости формирования подобных компетенций у учащихся говорит и Фундаментальное ядро содержания основного общего образования в разделе «Универсальные учебные действия»[2]. Однако во многих школах по прежнему недостаточно эффективно используется потенциал элективных курсов. Часто на них просто выносятся на изучение отдельные сферы обществознания, например право или экономика, вместо того, чтобы вырабатывать ключевые компетенции необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию, либо работа по подготовке к ЕГЭ ведется бессистемно.
В результате введения элективного курса, направленного на решение заданий «блока С» ЕГЭ по обществознанию у учащихся должны сформироваться следующие из ключевых компетентностей:
1. Информационная компетенция включает в себя умения:
· понимать текст и его структурно-смысловые связи;
· работать с различными видами источников информации: графиками, таблицами;
· оценивать полученную информацию;
· анализировать текст, используя разные приёмы обработки текста;
· выделять информацию в тексте.
2. Учебно-познавательная компетенция включает в себя умения:
· формулировать и решать проблемы;
· раскрывать теоретические положения на примерах;
· объяснять, устанавливать взаимосвязи;
· сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
· классифицировать объекты и явления;
· составлять сложный план по той или иной теме;
· соотносить единичные факты и общие явления.
3. Коммуникативная компетенция включает в себя умения:
· создавать связное высказывание;
· последовательно излагать собственные мысли;
· высказывать и аргументировать собственное мнение;
· излагать свои мысли в письменной форме в понятном научном стиле.
Элективные курсы являются курсами, изучаемыми старшеклассниками их по выбору.[3] Следовательно, недопустимо выносить те или иные разделы обществознания на элективный курс. Все разделы обществознания обязательны, а значит должны быть пройдены всеми учениками 10-11 классов.
Элективный курс по обществознанию, направленный на решение задачи формирования у выпускников ключевых компетенций, необходимых для сдачи ЕГЭ, должен быть курсом практическим. Вся теория проходиться на основных уроках, а на элективном курсе ведется формирование и совершенствование ключевых компетенций, необходимых для решения заданий «блока С» по обществознанию.
На первых занятиях элективного курса необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания заданий «блока С» по обществознанию. После визуального знакомства необходимо отработать навыки оценивания готовых ответов на ряд заданий. Учащиеся получают готовые ответы вместе с заданиями и оценивают их. После этого учитель проверяет правильность оценки каждого задания и в случае необходимости корректирует оценку в баллах.
Сам материал элективного курса распределяется на 68 часов (два года) примерно таким образом
№ | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1. | Знакомство с видами заданий блока С по обществознанию и методами их оценивания | 3 часа |
2. | Задания на раздел «Общество» | 7 часов |
3. | Задания на раздел «Человек» | 6 часов |
4. | Задания на раздел «Познание» | 6 часов |
5. | Задания на раздел «Духовная сфера» | 6 часов |
6. | Задания на раздел «Социальные отношения» | 6 часов |
11 класс | ||
7. | Повторение (уточнение) критериев оценивания заданий «блока С» в ЕГЭ по обществознанию | 3 часа |
8. | Задания (С1-С8) по разделу «Экономика» | 7 часов |
9. | Задание С9 по разделу «Экономика» | 3 часа |
10. | Задания (С1-С8) по разделу «Политология» | 7 часов |
11. | Задание С9 по разделу «Политология» | 3 часа |
12. | Задания (С1-С8) по разделу «Право» | 7 часов |
13. | Задание С9 по разделу «Право» | 3 часа |
14. | Обобщающее повторение | 1 час |
Задания формата С1-С4 предполагают умение работать с текстом. При этом имеется ввиду, как поиск и выделение необходимой информации (задания С1, С2), так и построение логической цепи рассуждений, доказательство своей или авторской точки зрения, ее обоснование (С3, С4). При работе с текстом возможно применение элементов технологии развития критического мышления. Все учащиеся самостоятельно делают каждое задание, сидя за партой по одному. После выполнения ими каждого задания по очереди каждый ученик оглашает свой ответ. После этого учитель задает вопрос: «какой ответ из озвученных кажется вам наиболее верным?». Учащиеся говорят, чей из ответов кажется им наиболее верным. Только после этого учитель говорит, какие ответы применимы и дает оценку каждому из них на основе критериев. Этот метод не только помогает выпускникам самим увидеть свои ошибки, сравнивая себя с другими, но позволяет выбрать наиболее удачную формулировку. Ведь часто проблемой для ученика является не только неумение извлечь из текста нужную информацию, или не умение обосновать точку зрения, но и не умение сформулировать свои мысли, так, чтобы они были понятны проверяющему ЕГЭ эксперту.
Задание С5, предполагает формулирование определения понятия, и составление с ним двух предложений, содержащих информацию о нем. К формулированию понятий применима та же технология. Вторую же часть задания хорошо отрабатывать в рамках групповой работы: учащиеся делятся на две группы и каждая группа приводит как можно большее количество предложений с данным понятием. Роль учителя в этом случае сводится к отбрасыванию неверных предложений и к призыву корректировать формулировки.
Задание формата С6 предполагает приведение теоретических положений и иллюстрацию их примерами из жизни. Здесь также применима технология работы в группах. Например, задание требует привести три функции государства и проиллюстрировать их примерами, но функций государства гораздо больше, а на некоторые функции можно привести не один пример. Сначала две группы, соревнуясь друг с другом, формулируют сами функции. Затем учитель подводит итог. Во-первых, он перечисляет все функции, которые были названы. Во-вторых, называет те функции, которые учащиеся упустили, если таковые имеются. После этого начинается второй тур работы групп над этим заданием. Теперь к каждой функции последовательно каждая из групп пытается привести как можно больше примеров.
Задание формата С7 квалифицируется спецификацией КИМов для проведения ЕГЭ по обществознанию, как задание-задача. В нем сочетаются две компетенции: информационная (умение работать с различными видами источников информации) и учебно-познавательная (умение формулировать выводы и объяснения). Выпускник должен сделать несколько выводов из приведенной информации, а затем указать несколько причин того явления, которое описано в задании-задаче. Кодификатор не предполагает однозначного правильного ответа на это задание. Ответ должен просто соответствовать данным, излагаемым в задании, вытекать из них.[4] Здесь применима технология мозгового штурма. Получив условия задания-задачи, учащиеся сначала озвучивают все выводы, какие кто считает нужным. После этого они просматривают список выводов, отбирая из них те, которые они считают верными путем голосования за каждый вывод. Затем учитель оценивает эти выводы на предмет их верности или неверности. После этого тоже самое проделывается со второй частью задания, с нахождением причин фактов и данных, содержащихся в условии задания.
Задание С8 требует составить развернутый план доклада. В качестве темы может быть взята любая простая или сложная категория обществознания, либо взаимосвязь категорий: семья, политический процесс, роль государства в экономике, источники права и т. д. Выпускник не пишет сам доклад, а только составляет его сложный план не менее чем из трех пунктов, минимум два из которых детализируются в подпунктах. При отработке задания С8 нужно совмещать методы индивидуальной и групповой работы, а также технологию критического мышления. План пишет каждый выпускник в отдельности по данной ему проблеме. Затем каждый ученик поочередно зачитывает, получившийся план, а остальные ищут в нем недостатки.
Наиболее сложным является задание С9. Это написание мини-сочинения в жанре эссе, на одну из пяти предлагаемых тем. Темы формулируются, как высказывания известных людей в рамках одной из общественных наук: философии, социологии, экономики политологии и права. Здесь нужно последовательно разными методами отрабатывать шаг за шагом написание мини-сочинения. Задание С9 оценивается по трем критериям. Первое, что должен сделать выпускник – это раскрыть смысл высказывания и сформулировать проблему, поднятую автором. Затем нужно высказать аргументированное согласие или несогласие с точкой зрения автора. Наконец после этого приводятся аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение автора. Аргументы должны опираться во-первых на теоретические положения, во-вторых на факты общественной жизни из истории или современности. Для отработки этого навыка нужно сочетать метод мозгового штурма и индивидуальную работу. Учащимся дается тема эссе. Каждый высказывается, как он ее понимает, и обозначает проблему, поднятую автором высказывания. Затем учащиеся выбирают из списка те объяснения и формулировки проблем, которые кажутся им наиболее верными. При отработке следующих компетенций применим такой метод как дискуссия. Учащиеся делятся на две группы для дискуссии: одни пытаются доказать точку зрения автора, другие ее опровергают.
В конце каждого тематического блока проводится обобщающий контроль: учащиеся решают самостоятельно задания блока С. Это позволит увидеть насколько успешно идет процесс формирования ключевых компетенций, необходимых для сдачи ЕГЭ.
Однако для того, чтобы данная система привела к положительным результатам необходимо уже в 9 классе вести активную работу по профориентации учащихся, что уже в начале 10 класса они определились с выбором предметов, сдаваемых на ЕГЭ. Профориентационной работе психолога может помочь профориентационная работа со стороны администрации, представляющая связь с вузами.
Главным нормативно-правовым условием является выделение администрацией учебного заведения в 10 и 11 классах одного часа в неделю на элективный курс по обществознанию. При этом администрация должна учитывать то, что помимо обществознания достаточно массовым предметом по выбору является и история (3 место среди предметов по выбору после обществознания и физики). Поэтому нельзя требовать от педагога качественной подготовки к ЕГЭ по обоим предметам, если дается один элективный курс.
Еще одним необходимым условиям является донесение до учащихся и их родителей информации о том, что такое ЕГЭ. Многие родители, закончившие советскую школу, не понимают всю сложность ЕГЭ и невозможность подготовиться к нему за один-два месяца. Родители и учащиеся должны знать, что результат на ЕГЭ зависит от потраченного на него времени, а подготовка к нему – длительный процесс.
Главным материально-техническим условием является наличие у учителя компьютера и принтера, заправленного расходными материалами для распечатки заданий из контрольно-измерительных материалов по обществознанию.
[1] Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2012 году. М., 2012.
Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2011 году. М., 2011.
Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2010 году. М., 2010.
[2] Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2009.
[3] Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minyashev_v._s._metodika_formirovaniya_klyuchevyh_kompetenciy.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Миняшев В. С.
Методика формирования ключевых компетенций, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, на элективном курсе
Обществознание, уже который год, является наиболее массовым предметом по выбору. По данным аналитического отчета ФИПИ за 2012 год его сдавали 455 942 выпускников. Для сравнения физику, предмет, занимающий второе место по популярности среди выпускников 11 классов, сдавали только 205 988. При сравнении аналитических отчетов ФИПИ о результатах ЕГЭ в 2010, 2011 и 2012 годах видно, что количество выпускников, выбирающих сдавать ЕГЭ по обществознанию, с каждым годом растет. При этом снижается средний балл ЕГЭ по обществознанию, растет количество выпускников, не набравших минимального числа баллов. Это связано с тем, что из года в год совершенствуются контрольно-измерительные материалы и растет число заданий, для выполнения которых выпускник должен владеть рядом компетенций, а не просто уметь воспроизводить полученные знания.[1] Сложными познавательными умениями, такими как преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает небольшое количество выпускников. О необходимости формирования подобных компетенций у учащихся говорит и Фундаментальное ядро содержания основного общего образования в разделе «Универсальные учебные действия»[2]. Однако во многих школах по прежнему недостаточно эффективно используется потенциал элективных курсов. Часто на них просто выносятся на изучение отдельные сферы обществознания, например право или экономика, вместо того, чтобы вырабатывать ключевые компетенции необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию, либо работа по подготовке к ЕГЭ ведется бессистемно.
В результате введения элективного курса, направленного на решение заданий «блока С» ЕГЭ по обществознанию у учащихся должны сформироваться следующие из ключевых компетентностей:
1. Информационная компетенция включает в себя умения:
- понимать текст и его структурно-смысловые связи;
- работать с различными видами источников информации: графиками, таблицами;
- оценивать полученную информацию;
- анализировать текст, используя разные приёмы обработки текста;
- выделять информацию в тексте.
2. Учебно-познавательная компетенция включает в себя умения:
- формулировать и решать проблемы;
- раскрывать теоретические положения на примерах;
- объяснять, устанавливать взаимосвязи;
- сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
- классифицировать объекты и явления;
- составлять сложный план по той или иной теме;
- соотносить единичные факты и общие явления.
3. Коммуникативная компетенция включает в себя умения:
- создавать связное высказывание;
- последовательно излагать собственные мысли;
- высказывать и аргументировать собственное мнение;
- излагать свои мысли в письменной форме в понятном научном стиле.
Элективные курсы являются курсами, изучаемыми старшеклассниками их по выбору.[3] Следовательно, недопустимо выносить те или иные разделы обществознания на элективный курс. Все разделы обществознания обязательны, а значит должны быть пройдены всеми учениками 10-11 классов.
Элективный курс по обществознанию, направленный на решение задачи формирования у выпускников ключевых компетенций, необходимых для сдачи ЕГЭ, должен быть курсом практическим. Вся теория проходиться на основных уроках, а на элективном курсе ведется формирование и совершенствование ключевых компетенций, необходимых для решения заданий «блока С» по обществознанию.
На первых занятиях элективного курса необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания заданий «блока С» по обществознанию. После визуального знакомства необходимо отработать навыки оценивания готовых ответов на ряд заданий. Учащиеся получают готовые ответы вместе с заданиями и оценивают их. После этого учитель проверяет правильность оценки каждого задания и в случае необходимости корректирует оценку в баллах.
Сам материал элективного курса распределяется на 68 часов (два года) примерно таким образом
№ | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1. | Знакомство с видами заданий блока С по обществознанию и методами их оценивания | 3 часа |
2. | Задания на раздел «Общество» | 7 часов |
3. | Задания на раздел «Человек» | 6 часов |
4. | Задания на раздел «Познание» | 6 часов |
5. | Задания на раздел «Духовная сфера» | 6 часов |
6. | Задания на раздел «Социальные отношения» | 6 часов |
11 класс | ||
7. | Повторение (уточнение) критериев оценивания заданий «блока С» в ЕГЭ по обществознанию | 3 часа |
8. | Задания (С1-С8) по разделу «Экономика» | 7 часов |
9. | Задание С9 по разделу «Экономика» | 3 часа |
10. | Задания (С1-С8) по разделу «Политология» | 7 часов |
11. | Задание С9 по разделу «Политология» | 3 часа |
12. | Задания (С1-С8) по разделу «Право» | 7 часов |
13. | Задание С9 по разделу «Право» | 3 часа |
14. | Обобщающее повторение | 1 час |
Задания формата С1-С4 предполагают умение работать с текстом. При этом имеется ввиду, как поиск и выделение необходимой информации (задания С1, С2), так и построение логической цепи рассуждений, доказательство своей или авторской точки зрения, ее обоснование (С3, С4). При работе с текстом возможно применение элементов технологии развития критического мышления. Все учащиеся самостоятельно делают каждое задание, сидя за партой по одному. После выполнения ими каждого задания по очереди каждый ученик оглашает свой ответ. После этого учитель задает вопрос: «какой ответ из озвученных кажется вам наиболее верным?». Учащиеся говорят, чей из ответов кажется им наиболее верным. Только после этого учитель говорит, какие ответы применимы и дает оценку каждому из них на основе критериев. Этот метод не только помогает выпускникам самим увидеть свои ошибки, сравнивая себя с другими, но позволяет выбрать наиболее удачную формулировку. Ведь часто проблемой для ученика является не только неумение извлечь из текста нужную информацию, или не умение обосновать точку зрения, но и не умение сформулировать свои мысли, так, чтобы они были понятны проверяющему ЕГЭ эксперту.
Задание С5, предполагает формулирование определения понятия, и составление с ним двух предложений, содержащих информацию о нем. К формулированию понятий применима та же технология. Вторую же часть задания хорошо отрабатывать в рамках групповой работы: учащиеся делятся на две группы и каждая группа приводит как можно большее количество предложений с данным понятием. Роль учителя в этом случае сводится к отбрасыванию неверных предложений и к призыву корректировать формулировки.
Задание формата С6 предполагает приведение теоретических положений и иллюстрацию их примерами из жизни. Здесь также применима технология работы в группах. Например, задание требует привести три функции государства и проиллюстрировать их примерами, но функций государства гораздо больше, а на некоторые функции можно привести не один пример. Сначала две группы, соревнуясь друг с другом, формулируют сами функции. Затем учитель подводит итог. Во-первых, он перечисляет все функции, которые были названы. Во-вторых, называет те функции, которые учащиеся упустили, если таковые имеются. После этого начинается второй тур работы групп над этим заданием. Теперь к каждой функции последовательно каждая из групп пытается привести как можно больше примеров.
Задание формата С7 квалифицируется спецификацией КИМов для проведения ЕГЭ по обществознанию, как задание-задача. В нем сочетаются две компетенции: информационная (умение работать с различными видами источников информации) и учебно-познавательная (умение формулировать выводы и объяснения). Выпускник должен сделать несколько выводов из приведенной информации, а затем указать несколько причин того явления, которое описано в задании-задаче. Кодификатор не предполагает однозначного правильного ответа на это задание. Ответ должен просто соответствовать данным, излагаемым в задании, вытекать из них.[4] Здесь применима технология мозгового штурма. Получив условия задания-задачи, учащиеся сначала озвучивают все выводы, какие кто считает нужным. После этого они просматривают список выводов, отбирая из них те, которые они считают верными путем голосования за каждый вывод. Затем учитель оценивает эти выводы на предмет их верности или неверности. После этого тоже самое проделывается со второй частью задания, с нахождением причин фактов и данных, содержащихся в условии задания.
Задание С8 требует составить развернутый план доклада. В качестве темы может быть взята любая простая или сложная категория обществознания, либо взаимосвязь категорий: семья, политический процесс, роль государства в экономике, источники права и т. д. Выпускник не пишет сам доклад, а только составляет его сложный план не менее чем из трех пунктов, минимум два из которых детализируются в подпунктах. При отработке задания С8 нужно совмещать методы индивидуальной и групповой работы, а также технологию критического мышления. План пишет каждый выпускник в отдельности по данной ему проблеме. Затем каждый ученик поочередно зачитывает, получившийся план, а остальные ищут в нем недостатки.
Наиболее сложным является задание С9. Это написание мини-сочинения в жанре эссе, на одну из пяти предлагаемых тем. Темы формулируются, как высказывания известных людей в рамках одной из общественных наук: философии, социологии, экономики политологии и права. Здесь нужно последовательно разными методами отрабатывать шаг за шагом написание мини-сочинения. Задание С9 оценивается по трем критериям. Первое, что должен сделать выпускник – это раскрыть смысл высказывания и сформулировать проблему, поднятую автором. Затем нужно высказать аргументированное согласие или несогласие с точкой зрения автора. Наконец после этого приводятся аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение автора. Аргументы должны опираться во-первых на теоретические положения, во-вторых на факты общественной жизни из истории или современности. Для отработки этого навыка нужно сочетать метод мозгового штурма и индивидуальную работу. Учащимся дается тема эссе. Каждый высказывается, как он ее понимает, и обозначает проблему, поднятую автором высказывания. Затем учащиеся выбирают из списка те объяснения и формулировки проблем, которые кажутся им наиболее верными. При отработке следующих компетенций применим такой метод как дискуссия. Учащиеся делятся на две группы для дискуссии: одни пытаются доказать точку зрения автора, другие ее опровергают.
В конце каждого тематического блока проводится обобщающий контроль: учащиеся решают самостоятельно задания блока С. Это позволит увидеть насколько успешно идет процесс формирования ключевых компетенций, необходимых для сдачи ЕГЭ.
Однако для того, чтобы данная система привела к положительным результатам необходимо уже в 9 классе вести активную работу по профориентации учащихся, что уже в начале 10 класса они определились с выбором предметов, сдаваемых на ЕГЭ. Профориентационной работе психолога может помочь профориентационная работа со стороны администрации, представляющая связь с вузами.
Главным нормативно-правовым условием является выделение администрацией учебного заведения в 10 и 11 классах одного часа в неделю на элективный курс по обществознанию. При этом администрация должна учитывать то, что помимо обществознания достаточно массовым предметом по выбору является и история (3 место среди предметов по выбору после обществознания и физики). Поэтому нельзя требовать от педагога качественной подготовки к ЕГЭ по обоим предметам, если дается один элективный курс.
Еще одним необходимым условиям является донесение до учащихся и их родителей информации о том, что такое ЕГЭ. Многие родители, закончившие советскую школу, не понимают всю сложность ЕГЭ и невозможность подготовиться к нему за один-два месяца. Родители и учащиеся должны знать, что результат на ЕГЭ зависит от потраченного на него времени, а подготовка к нему – длительный процесс.
Главным материально-техническим условием является наличие у учителя компьютера и принтера, заправленного расходными материалами для распечатки заданий из контрольно-измерительных материалов по обществознанию.
[1] Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2012 году. М., 2012.
Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2011 году. М., 2011.
Аналитический отчет ФИПИ по итогам ЕГЭ в 2010 году. М., 2010.
[2] Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2009.
[3] Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...
«Технология подготовки современной информационной среды на уроках истории и обществознания»
Доклад на районном семинаре учителей истории и обществознания....
Информационные технологии на уроках истории и обществознания.Новые подходы к подготовке ГИА и ЕГЭ.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...
Применение современных технологий при подготовке к ГИА по обществознанию
Вопрос сдачи государственной итоговой аттестации в 9 классе, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Педагог-предметник должен обеспечить обязательный ур...
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Технология подготовки к егэ по обществознанию. Экономический блок
Презентация содержит перечень возможных предметных заданий экономического блока в ЕГЭ по обществознанию 2019 в части 2...