рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

рабочая программа по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_8.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Данная программа по обществознанию для 8 класса реализуется на основе следующих документов:

1.        Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

2.        Примерная программа среднего общего образования по обществознанию на базовом уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3.          Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений.  Обществознание. Л.Н. Боголюбов. М.: издательство Просвещение, 2011 г.

   Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом гимназии и рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня образования.         Данный курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла  и направлен на утверждение ценностей гражданского,  демократического  общества и правового государства.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

-    развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её

познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной

позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,

способности к самоопределению и самореализации;

-    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к

социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,

закреплённым в Конституции РФ;

-    освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для

социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно

оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в

социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-          овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

-          формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в

области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной

деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми

различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35  учебных часов, из расчета 1 час в неделю и предусматривает изучение следующих разделов:

№ п\п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

1

 «Личность и общество»

3

5

2

 «Сфера духовной культуры»

7

8

3

 «Экономика»

12

13

4

 «Социальная сфера»

4

5

5

Итоговое повторение

4

Резерв

9

Итого

35

35

Резерв реализован следующим образом:

- В темы  «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера» добавлены по одному (всего 4) уроку обобщения, с целью обобщить и закрепить знания по пройденному материалу и оценить уровень его усвоения;

- В тему «Личность и общество» добавлен урок 5. «Введение», с целью дать учащимся краткий обзор курса, вспомнить пройденный материал за 7 класс, познакомить с учебником;

- Введён раздел «Итоговое обобщение» с уроками 6. «Повторение: общество и духовная культура», 7. «Повторение: экономика и социальная сфера», 8. «Обобщение», с целью повторить и структурировать пройденный материал для его лучшего усвоения, а так же закрепить полученные знания;

- В тему «Личность и общество» добавлен урок 9. «Итоговая контрольная работа», с целью оценить уровень усвоения материала данного курса.

 

В результате изучения обществознания ученик должен:

 знать/понимать:

-  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-  сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

 

уметь:

-    описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

-    сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие

черты и различия;

-    объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие

общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и

государства);

-    приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в

различных сферах;

-    оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической

рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

-    осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные

носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и

мнения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными -  нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, проект, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Личность и общество

Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре –необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Духовная культура

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь –сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Тема 4. Социальная сфера

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Итоговое повторение

Повторение и структурирование пройденного материала для его лучшего усвоения. Закрепить полученных знаний. Оценка уровня усвоения материала данного курса.

                         Календарно-тематическое планирование учебного материала

на 2012/2013 учебный год

Предмет – Обществознание

Класс -8

Количество недельных часов – 1

Количество часов в год – 35

Учитель – Сазанович Е.Д.

Дата

урока

№ темы

Тема

Примечание

Использование ЭОР и ЦОР

8 Б

8 А

Тема 1. «Личность и общество»

05.09.

05.09.

1

1.1

Вводный урок

12.09.

12.09.

2

1.2

Личность

Презентация

19.09.

19.09.

3

1.3

Общество

26.09.

17.11.

4

1.4

Развитие общества

Реферат

03.10.

26.10

5

1.5

Повторительно-обобщающий урок: «Личность и общество»

Тест

Тема 2. «Сфера духовной культуры»

10.10.

03.10.

6

2.6

Духовная жизнь

Презентация

17.10.

10.10.

7

2.7

Мораль

24.10.

17.10.

8

2.8

Долг и совесть

31.10.

24.10.

9

2.9

Моральный выбор

Реферат

17.11.

31.10.

10

2.10

Образование

24.11.

24.11.

11

2.11

Наука

Презентация

01.12.

01.12.

12

2.12

Религия

Реферат

08.12.

08.12.

13

2.13

Повторительно-обобщающий урок: «Духовная культура»

Тест

Тема 3. «Экономика»

15.12.

15.12.

14

3.1

Экономика

22.12.

22.12.

15

3.2

Главные вопросы экономики

12.01.

12.01.

16

3.3

Собственность

Презентация

19.01.

19.01.

17

3.4

Рыночная экономика

Реферат

26.01.

26.01.

18

3.5

Производство

02.02.

02.02.

19

3.6

Предпринимательство

09.02.

09.02.

20

3.7

Государство в экономике

Презентация

16.02.

16.02.

21

3.8

Распределение доходов

02.03.

02.03.

22

3.9

Потребление

09.03.

09.03.

23

3.10

Инфляция

Реферат

16.03.

16.03.

24

3.11

Безработица

23.03.

23.03.

25

3.12

Мировое хозяйство

06.04.

06.04.

26

3.13

Повторительно-обобщающий урок: «Экономика»

Тест

Тема 4. «Социальная сфера»

13.04.

13.04.

27

4.1

Социальная структура

20.04.

20.04.

28

4.2

Статусы и роли

24.04.

24.04.

29

4.3

Нации и межнациональные отношения

Презентация

27.04.

27.04.

30

4.4

Отклоняющееся поведение

Реферат

30.04.

30.04.

31

4.5

Повторительно-обобщающий урок: «Социальная сфера»

Тест

Итоговое повторение

07.05.

07.05.

32

5.1

Повторение: общество и духовная культура

18.05.

18.05.

33

5.2

Повторение: экономика и социальная сфера

25.05.

25.05.

34

5.3

Обобщение

31.05.

31.05.

35

5.4

Итоговая контрольная работа

Тест

Итого

35

Литература для ученика:

Учебник  «Обществознание» 8 класс  под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.           М.: - изд-во «Просвещение» 2011.

Литература для учителя:

Учебник  «Обществознание» 8 класс  под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.           М.: - изд-во «Просвещение» 2011.

Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова 8 класс.  Методическое пособие / авт.-сотав.  А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова- М.: изд-во «Вако» 2011

Дополнительные источники:

Подготовка к выпускным экзаменам «Диполь. Тесты по обществознанию»

Итоговый тест по курсу «Обществознание»

1.Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой.

Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

2. Примером общения не является:

1) зрители аплодируют певцу после выступления;         2) начальник дает указания подчиненному;

3) двое друзей беседуют о личных проблемах;                   4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитанной книги.

3.Нуклеарная семья:

1) наиболее распространена в аграрном обществе;  2)включает не менее трех поколений прямых родственников;

3) является малой социальной группой;                      4) не предполагает общность быта.

4. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.

1)физиологические потребности;                          2) престижные потребности;

3) потребности в безопасности;                4) социальные потребности;                        5)духовные потребности.

5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:

1) экономический прогресс;       2) технический прогресс;      3)культурный прогресс;           4)религиозный прогресс.

6. Условием принадлежности к этносу является:

1) общность исторической судьбы;                                   2) отсутствие кровного родства;

3) отношение к средствам производства;                    4)общий уровень доходов.

7.B ходе экономического кризиса 1900—1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих оказались безработными. Данный пример относится к:

1)политической и социальной сферам;                             2)социальной и экономической сферам;

3) экономической и духовной сферам;                            4)духовной и социальной сферам

8.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:

1) престижную потребность;                                         2)физиологическую потребность;

3)потребность в безопасности;                                                 4)социальную потребность.

9.Верны ли следующие суждения о труде?

А. Непроизводительным считается труд, не давший никаких результатов.

Б. Целью трудовой деятельности является создание товаров и услуг.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

10.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.

1) токарь;                                         2) демократ;                              3) житель мегаполиса;              4) ребенок.

11. Основной функцией семьи является:

1)организация производства с целью получения прибыли;                 2)проведение совместного досуга;

3)воспитание детей;                                                                                                    4)контроль за порядком в обществе.

 12.Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:

1)нуклеарной семьи;                 2)патриархальной семьи;           3)неполной семьи;               4)многодетной семьи.

13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?

А. В семье происходит формирование индивида как личности.

Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определенному социальному слою общества.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

14.Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Уровень безработицы является одним из важных показателей уровня экономического развития государства. Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

15.В начале XX в. многие индустриальные страны находились в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях:

1)повышалась сдельная зарплата;                                      2)повышалась повременная зарплата;

3) росла безработица;                                                              4)верно все вышеперечисленное.

Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс Вариант2

1. 2

2. 4

3. 3

4. 2

5. 4

6. 1

7. 2

8. 3

9. 3

10. 5

11. 3

12. 3

13. 3

14. 1

15. 3

Утверждаю

Директор школы

_______________

/В.А. Шкарупелова/

Итоговый тест по курсу «Обществознания».8 класс. Вариант1.

ФИО__________________________________________________________________

1..Характерной чертой только доиндустриального общества является:

1)большая роль науки в развитии производства;                   2 ) деление общества на социальные группы;

3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;  4)высокая социальная мобильность.

2.  Характеристикой нации в отличие от племени является:

1) общность традиций                                                      2)устойчивая государственность;

3)собственный язык;                                                               4)общность территорий.

3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?

А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.

Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:

1) способы протекания конфликтов;                                     2) способы разрешения конфликтов;

3) процесс социализации личности;                                     4)причины возникновения конфликтов.

5. К основным экономическим ресурсам относится:

1) рынок;                        2)капитал;                                     3)обмен;                          4)налоги.

6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:

1) отсутствием товарно-денежных отношений;   2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей;                                           3) уравнительным распределением продукции;

4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;

7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?

А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.

Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:

1)конкуренция;                2) закон спроса и предложения;            3) олигополия;                      4)монополия.

9.Личность в отличие от индивида:

1) является биосоциальным существом;                       2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

3) обладает определенными желаниями и стремлениями;     4)способна оказывать влияние на общество.

10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:

1)профицит бюджета;             2)дефицит бюджета;          3)государственный долг;        4)сбалансированный бюджет.

11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с:

1)момента знакомства юноши и девушки;                                                                                2) заключения брака;

3)отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире);              4) появления первого ребенка.

12.Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является нуклеарная семья.

Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная семья.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

13. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:

1)тяжелой промышленности;                                             2)легкой промышленности;

3) сельского хозяйства;                                                    4)обслуживания.

14.  Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.

Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.

1) верно только А;           2) верно только Б;          3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны.

15.  Сдельную форму заработной платы получает:

1)врач;                            2)учитель;                                       3)ювелир;                            4)инженер.

 

Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс. Вариант 1.

1. 3

2. 2

3. 4

4. 1

5. 2

6. 4

7. 1

8. 3

9. 4

10. 1

11. 2

12. 1

13. 4

14. 2

15. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...