рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа по обществознанию для 8 класса реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
2. Примерная программа среднего общего образования по обществознанию на базовом уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. Л.Н. Боголюбов. М.: издательство Просвещение, 2011 г.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом гимназии и рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня образования. Данный курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла и направлен на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной
позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю и предусматривает изучение следующих разделов:
№ п\п | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | «Личность и общество» | 3 | 5 |
2 | «Сфера духовной культуры» | 7 | 8 |
3 | «Экономика» | 12 | 13 |
4 | «Социальная сфера» | 4 | 5 |
5 | Итоговое повторение | 4 | |
Резерв | 9 | ||
Итого | 35 | 35 |
Резерв реализован следующим образом:
- В темы «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера» добавлены по одному (всего 4) уроку обобщения, с целью обобщить и закрепить знания по пройденному материалу и оценить уровень его усвоения;
- В тему «Личность и общество» добавлен урок 5. «Введение», с целью дать учащимся краткий обзор курса, вспомнить пройденный материал за 7 класс, познакомить с учебником;
- Введён раздел «Итоговое обобщение» с уроками 6. «Повторение: общество и духовная культура», 7. «Повторение: экономика и социальная сфера», 8. «Обобщение», с целью повторить и структурировать пройденный материал для его лучшего усвоения, а так же закрепить полученные знания;
- В тему «Личность и общество» добавлен урок 9. «Итоговая контрольная работа», с целью оценить уровень усвоения материала данного курса.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные
носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и
мнения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными - нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, проект, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Личность и общество
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре –необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Духовная культура
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь –сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 3. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.
Тема 4. Социальная сфера
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Итоговое повторение
Повторение и структурирование пройденного материала для его лучшего усвоения. Закрепить полученных знаний. Оценка уровня усвоения материала данного курса.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
на 2012/2013 учебный год
Предмет – Обществознание
Класс -8
Количество недельных часов – 1
Количество часов в год – 35
Учитель – Сазанович Е.Д.
Дата | № урока | № темы | Тема | Примечание | Использование ЭОР и ЦОР | |
8 Б | 8 А | |||||
Тема 1. «Личность и общество» | ||||||
05.09. | 05.09. | 1 | 1.1 | Вводный урок | ||
12.09. | 12.09. | 2 | 1.2 | Личность | Презентация | |
19.09. | 19.09. | 3 | 1.3 | Общество | ||
26.09. | 17.11. | 4 | 1.4 | Развитие общества | Реферат | |
03.10. | 26.10 | 5 | 1.5 | Повторительно-обобщающий урок: «Личность и общество» | Тест | |
Тема 2. «Сфера духовной культуры» | ||||||
10.10. | 03.10. | 6 | 2.6 | Духовная жизнь | Презентация | |
17.10. | 10.10. | 7 | 2.7 | Мораль | ||
24.10. | 17.10. | 8 | 2.8 | Долг и совесть | ||
31.10. | 24.10. | 9 | 2.9 | Моральный выбор | Реферат | |
17.11. | 31.10. | 10 | 2.10 | Образование | ||
24.11. | 24.11. | 11 | 2.11 | Наука | Презентация | |
01.12. | 01.12. | 12 | 2.12 | Религия | Реферат | |
08.12. | 08.12. | 13 | 2.13 | Повторительно-обобщающий урок: «Духовная культура» | Тест | |
Тема 3. «Экономика» | ||||||
15.12. | 15.12. | 14 | 3.1 | Экономика | ||
22.12. | 22.12. | 15 | 3.2 | Главные вопросы экономики | ||
12.01. | 12.01. | 16 | 3.3 | Собственность | Презентация | |
19.01. | 19.01. | 17 | 3.4 | Рыночная экономика | Реферат | |
26.01. | 26.01. | 18 | 3.5 | Производство | ||
02.02. | 02.02. | 19 | 3.6 | Предпринимательство | ||
09.02. | 09.02. | 20 | 3.7 | Государство в экономике | Презентация | |
16.02. | 16.02. | 21 | 3.8 | Распределение доходов | ||
02.03. | 02.03. | 22 | 3.9 | Потребление | ||
09.03. | 09.03. | 23 | 3.10 | Инфляция | Реферат | |
16.03. | 16.03. | 24 | 3.11 | Безработица | ||
23.03. | 23.03. | 25 | 3.12 | Мировое хозяйство | ||
06.04. | 06.04. | 26 | 3.13 | Повторительно-обобщающий урок: «Экономика» | Тест | |
Тема 4. «Социальная сфера» | ||||||
13.04. | 13.04. | 27 | 4.1 | Социальная структура | ||
20.04. | 20.04. | 28 | 4.2 | Статусы и роли | ||
24.04. | 24.04. | 29 | 4.3 | Нации и межнациональные отношения | Презентация | |
27.04. | 27.04. | 30 | 4.4 | Отклоняющееся поведение | Реферат | |
30.04. | 30.04. | 31 | 4.5 | Повторительно-обобщающий урок: «Социальная сфера» | Тест | |
Итоговое повторение | ||||||
07.05. | 07.05. | 32 | 5.1 | Повторение: общество и духовная культура | ||
18.05. | 18.05. | 33 | 5.2 | Повторение: экономика и социальная сфера | ||
25.05. | 25.05. | 34 | 5.3 | Обобщение | ||
31.05. | 31.05. | 35 | 5.4 | Итоговая контрольная работа | Тест | |
Итого | 35 |
Литература для ученика:
Учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: - изд-во «Просвещение» 2011.
Литература для учителя:
Учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: - изд-во «Просвещение» 2011.
Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова 8 класс. Методическое пособие / авт.-сотав. А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова- М.: изд-во «Вако» 2011
Дополнительные источники:
Подготовка к выпускным экзаменам «Диполь. Тесты по обществознанию»
Итоговый тест по курсу «Обществознание»
1.Верны ли следующие суждения о природе и обществе? А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой. Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 2. Примером общения не является: 1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному; 3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитанной книги. 3.Нуклеарная семья: 1) наиболее распространена в аграрном обществе; 2)включает не менее трех поколений прямых родственников; 3) является малой социальной группой; 4) не предполагает общность быта. 4. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу. 1)физиологические потребности; 2) престижные потребности; 3) потребности в безопасности; 4) социальные потребности; 5)духовные потребности. 5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя: 1) экономический прогресс; 2) технический прогресс; 3)культурный прогресс; 4)религиозный прогресс. 6. Условием принадлежности к этносу является: 1) общность исторической судьбы; 2) отсутствие кровного родства; 3) отношение к средствам производства; 4)общий уровень доходов. 7.B ходе экономического кризиса 1900—1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих оказались безработными. Данный пример относится к: 1)политической и социальной сферам; 2)социальной и экономической сферам; 3) экономической и духовной сферам; 4)духовной и социальной сферам 8.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает: 1) престижную потребность; 2)физиологическую потребность; 3)потребность в безопасности; 4)социальную потребность. 9.Верны ли следующие суждения о труде? А. Непроизводительным считается труд, не давший никаких результатов. Б. Целью трудовой деятельности является создание товаров и услуг. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 10.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе. 1) токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок. 11. Основной функцией семьи является: 1)организация производства с целью получения прибыли; 2)проведение совместного досуга; 3)воспитание детей; 4)контроль за порядком в обществе. 12.Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример: 1)нуклеарной семьи; 2)патриархальной семьи; 3)неполной семьи; 4)многодетной семьи. 13. Верны ли следующие суждения о роли семьи? А. В семье происходит формирование индивида как личности. Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определенному социальному слою общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 14.Верны ли следующие суждения о безработице? А. Уровень безработицы является одним из важных показателей уровня экономического развития государства. Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 15.В начале XX в. многие индустриальные страны находились в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях: 1)повышалась сдельная зарплата; 2)повышалась повременная зарплата; 3) росла безработица; 4)верно все вышеперечисленное. Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс Вариант2 1. 2 2. 4 3. 3 4. 2 5. 4 6. 1 7. 2 8. 3 9. 3 10. 5 11. 3 12. 3 13. 3 14. 1 15. 3 |
Утверждаю
Директор школы
_______________
/В.А. Шкарупелова/
Итоговый тест по курсу «Обществознания».8 класс. Вариант1.
ФИО__________________________________________________________________
1..Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1)большая роль науки в развитии производства; 2 ) деление общества на социальные группы;
3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики; 4)высокая социальная мобильность.
2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
1) общность традиций 2)устойчивая государственность;
3)собственный язык; 4)общность территорий.
3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1) способы протекания конфликтов; 2) способы разрешения конфликтов;
3) процесс социализации личности; 4)причины возникновения конфликтов.
5. К основным экономическим ресурсам относится:
1) рынок; 2)капитал; 3)обмен; 4)налоги.
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1) отсутствием товарно-денежных отношений; 2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей; 3) уравнительным распределением продукции;
4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция; 2) закон спроса и предложения; 3) олигополия; 4)монополия.
9.Личность в отличие от индивида:
1) является биосоциальным существом; 2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3) обладает определенными желаниями и стремлениями; 4)способна оказывать влияние на общество.
10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1)профицит бюджета; 2)дефицит бюджета; 3)государственный долг; 4)сбалансированный бюджет.
11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с:
1)момента знакомства юноши и девушки; 2) заключения брака;
3)отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире); 4) появления первого ребенка.
12.Верны ли следующие суждения о типах семьи?
А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является нуклеарная семья.
Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная семья.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
13. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:
1)тяжелой промышленности; 2)легкой промышленности;
3) сельского хозяйства; 4)обслуживания.
14. Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
15. Сдельную форму заработной платы получает:
1)врач; 2)учитель; 3)ювелир; 4)инженер.
Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс. Вариант 1.
1. 3
2. 2
3. 4
4. 1
5. 2
6. 4
7. 1
8. 3
9. 4
10. 1
11. 2
12. 1
13. 4
14. 2
15. 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...