рабочая программа по курсу Обществознание для социально-гуманитарной группы
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л.Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание», из расчета 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_10_profilnyy_uroven.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Солнцевская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор школы ________
В.М. Сушко
Протокол № ______ «____» _________ 20___ г.
От «____» _________ 20 ___ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______
Е.Л. Пирогова
«_____» __________ 20___ г.
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для 10 класса (профильная группа)
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель:
Прилип Елена Анатольевна
учитель истории и обществознания
Солнцевка – 2012
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л.Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание», из расчета 3 часа в неделю.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильном классе как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Целями курса являются:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной среде и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
- освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социально-гуманитарных наук.
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в которых входят:
- программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 кл. – М. Просвещение, 2007;
- Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2010;
- Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень; 10 класс. – М.: ВАКО, 2008;
- Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010;
- Т.Г. Сазонова. Обществознание в таблицах и схемах. – СПб, ООО «Виктория плюс», 2011;
- Олимпиадные и контрольно-проверочные задания нового поколения. Социально-гуманитарные предметы. 9-11 классы. / Авт.-сост.: С.Г. Гринько, Г.А. Чернышева и др. – М.: АРКТИ, 2008;
- Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Саверина. – Волгоград: Учитель, 2011.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (Умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем. Итоговая аттестация предусмотрена в виде ЕГЭ.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Система оценки достижений учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), исторические диктанты тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста и т.д
Задачи школьной отметки:
• Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
• Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
• Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
• Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
• Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма работы, контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | Обществознание: цели, задачи, формы работы | 1ч | Вводный | Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебными пособиями | Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Тестирование, работа с источниками | С.5-6 учебника | ||
Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16 часов: 12 программных и 4 из резерва) | |||||||||
2-3 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки | Знать понятия и термины: философия, социология, политология, социальная психология, философский плюрализм, умозрительная деятельность. Развивать умения: -определения сущностных характеристик изучаемого объекта; - извлечения необходимой информации из источников. | Работа с источниками, составление схем, тестирование | § 1, прочитать детскую сказку, выделить философский смысл, с. 15, ответить на вопросы, выучить понятия и термины | ||
4-6 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве. | Знать понятия и термины: миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, издры, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство, реинкарнация. Развивать умения: - перевода информации из одной знаковой системы в другую; - работы с текстами различных стилей; - выступления с сообщениями. | Работа с источниками, составление таблиц, тестирование, устные сообщения | § 2, Сообщения: «Что такое миф и откуда он?» «Притчи. Чему они нас учат?», «Есть ли польза от скакзи?», Ответить на вопросы с. 24, выучить понятия и термины | ||
7-9 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху | 3 ч | УОНМ УОиСЗ | Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперед к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе. Развитие обществознания в ХХ веке. | Знать понятия и термины: теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм, социальная статика, динамика. Развивать умения: - поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; владения основными видами публичных выступлений. | Работа со словарем, работа с источниками, составление тестов, схем, таблиц | § 3, составить тест по теме, ответить на вопросы с. 36, выучить понятия и термины. | ||
10-12 | Общественная мысль России | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала ХХ века. Бердяев | Знать понятия и термины: славянофилы, ленинизм, деизм, цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, культурный тип. Развивать умения: - поиска нужной информации по заданной теме; - перевода информации из одной знаковой системы в другую | Работа с источниками, сообщения | § 4, сообщения о русских философах XIX-XX вв., ответить на вопросы с. 45, выучить понятия | ||
13-15 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. ВУЗы и ССУЗы | Знать понятия и термины: академия, университет, колледж, лицей, гимназия. Развивать умения: - получение и осмысление социальной информации, систематизация полученных данных | Работа с источниками, составление схем, устные сообщения | § 5-6, сообщения по выбору (о профессиях), с. 67-70, выполнить задания | ||
16-17 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Обобщение | 2ч | УКЗ УПиКЗ | Тестирование | Подготовиться к дискуссии о происхождении человека на Земле, «за» и «против» разных точек зрения | ||||
Раздел 2. Общество и человек (24 часа: 20 программных и 4 из резерва) | |||||||||
18-19 | Происхождение человека и становление общества | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | Знать понятия и термины: человек, человечество, антропогенез, социальная память, гоминиды. Развивать умения: - характеризовать с научной позиции основные явления; - оценивать различные суждения; - переводить информацию из одной знаковой системы в другую | Работа с источниками, презентации по теме | § 7, с. 78 - вопросы, выучить понятия и термины, с. 79 – задания. | ||
20-21 | Сущность человека как проблема философии | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка | Знать понятия и термины: деятельность, структура деятельности, мышление, язык, человек, субъект, деятельность, философская антропология, субъективность, субъектность. Развивать умения: - сопоставление различных научных подходов; - поиск нужной информации в источниках разного типа | Работа с источниками разного типа, составление таблиц и схем | § 8, с. 88-89 – вопросы и задания, выучить понятия и термины, эссе по теме | ||
22-23 | Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума. | Знать понятия и термины: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции. Развивать умения: - объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями | Синквейн, работа с источниками, устные сообщения | § 9, с. 97 – тема сообщения на выбор, вопросы, выучить понятия и термины | ||
24-25 | Системное строение общества | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Социальная система ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда | Знать понятия и термины: социальная система, ее структура, общество как система, общественный институт, сфера жизни общества. Развивать умения: - систематизации изученных фактов; - переведения социальной информации из одной знаковой системы в другую | Работа с источниками, составление схем и таблиц, синквейн | § 10, с. 106-107 вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
26-27 | Типология обществ | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный | Знать понятия и термины: цивилизационный подход, формационный подход, традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество. Развивать умения: - сопоставлять различные научные подходы | Работа с источниками, составление схем и таблиц | § 11-12, с. 125-126, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
28-29 | Восток и запад | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций | Знать понятия и термины: западное общество, цивилизация восточного типа, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, теократия, секуляризация, социальный контракт. Развивать умение: оценивать различные суждения; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Устные сообщения | Сообщения по теме | ||
30-31 | Смысл и направленность исторического развития | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры | Знать понятия и термины: общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка. Развивать умения: объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и культуры); оценивать различные суждения о социальных объектах. | Работа с ис-точниками, составление схем и таб-лиц | § 13, с. 134-135 – вопросы и задания. выучить понятия и термины | ||
32-34 | Исторический процесс и его источники | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные объединения как участники исторического процесса. Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума | Знать понятия и термины: исторический процесс, народные массы, исторические личности, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, народные массы, субъекты исторического процесса, философия истории, эволюция, революция, реформа. Развивать умения: осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения по определенной теме | Работа с источниками, составление таблиц и схем | § 14, с. 145, вопросы и задания, выучить понятия и термины. Сообщение «Историческая личность» | ||
35-36 | Общественный прогресс | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития | Знать понятия и термины: прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы, многовариантность общественного развития, историческая альтернатива. Развивать умения: понимать закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей | Работа с источниками, составление схем | § 15, с. 154, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
37-39 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество | Знать понятия и термины: свобода, свободное общество, свобода выбора, необходимость, ответственность, деиндивидуализация, предопределение. Развивать умения: владеть основными видами публичных выступлений; следовать этическим нормам и правилам ведения диспута | Устные сообщения, работа с источниками | § 16, с. 163-167, подготовиться к тесту по теме | ||
40-41 | Общество и человек. Обобщение | 2ч | УКЗ УПиКЗ | Тестирование | Эссе | ||||
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (11 часов: 8 программных, 3 из резерва) | |||||||||
42-43 | Многообразие деятельности | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность | Знать понятия и термины: потребности, их виды, интересы, творчество, деятельность, мотивы деятельности, цель, средства достижения цели, действия, бессознательное. Развивать умения: проводить социологическое мини-исследование | Работа с источниками информации, составление схем, таблиц | § 17, с. 177-178, вопросы и задания, выучить понятия и термины. | ||
44-45 | Деятельность в сфере духовной культуры | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление | Знать понятия и термины: духовная культура, духовные ценности, духовная деятельность, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей, секуляризация, знак, символ. Развивать умения: составление развернутого плана ответа на предложенную тему | Работа с источниками информации, составление схем, таблиц | § 18, с. 186-187, вопросы и задания, выучить понятия и термины. | ||
46 | Трудовая деятельность | 1ч | УОНМ | Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. | Знать понятия и термины: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства. Развивать умение: оценивать различные суждения, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме; работать в группе, выступать публично | Работа с источниками, анализ, выводы, аргументация | § 19, с. 192-203; выполнить задания, выучить понятия и термины | ||
47-48 | Политическая деятельность | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Политическая деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. | Знать понятия и термины: политика, власть, политическая власть. Развивать умения: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия; работать с документами; работать в группе; | Работа с источниками, дискуссия, эссе | §20, с. 203-211; вопросы и задания | ||
49-50 | Политическое лидерство | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Типология властных отношений. Политические отношения. Власть и властная деятельность. Легитимная власть. | Знать понятия и термины: легитимность власти, властвование, харизма, субъекты, объекты политики. Развивать умение: участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | Дискуссия | Сообщения «Мой кумир в политике», «Лидер на политической арене» и т.п. | ||
51-52 | Деятельность как способ существования людей. Обобщение | 2ч | УКЗ УПиКЗ | Тестирование | С. 215, вопросы и задания | ||||
Радел 4. Сознание и познание (16 часов: 14 программных и 2 из резерва) | |||||||||
53-54 | Онтология и теория познания | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. познавательная деятельность. чувственное и рациональное познание | Знать понятия и термины: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, априорные идеи. Развивать умения: сопоставлять различные научные подходы; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах | Работа с источниками, интерпретация, составление таблиц и схем | § 21, с. 224-225, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
55-56 | Истина и ее критерии | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение | Знать понятия и термины: истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение, сенсуализм. Развивать умения: отделять основную информацию от второстепенной; критически оценивать достоверности полученной информации | Работа с источниками, перевод информации в другую знаковую систему | § 22, с. 234-235, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
57-58 | Виды и уровни человеческих знаний | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл | Знать понятия и термины: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, гносеология, эсхатология, художественный образ. Развивать умения: развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | Работа с источниками, составление схем, таблиц | § 23, с. 246-247, вопросы и задания, эссе, выучить термины и понятия. | ||
59-60 | Научное познание | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Основные особенности методологии научного мышления | Знать понятия и термины: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция, дифференциация, интеграция. Развивать умения: сопоставлять различные подходы, формировать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения | Работа с источниками, дискуссия | § 24, с. 256-257, вопросы и задания, выучить понятия и термины. | ||
61-62 | Социальное познание | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. | Знать понятия и термины: научное социальное знание, обыденное знание, методы социального познания, социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание, культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип. Развивать умение: анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания. | Работа с источниками разного типа | § 25, с. 267-268, вопросы и задания, выучить термины и понятия, эссе | ||
63-64 | Знание и сознание | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Сознание. Общественное и индивидуальное сознание, их суть и особенности. Теоретическое и обыденное сознание. | Знать понятия и термины: общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология, сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение. | Работа с источниками, составление схем | § 26, с. 277-278, вопросы и задания, выучить термины и понятия, сообщения | ||
65-66 | Самопознание | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Самопознание и самооценка. самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя. | Знать понятия и термины: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, образ-Я, идентичность. Развивать умения: решения проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания | Решение проблемных, логических, творческих задач | § 27, с. 286-287, вопросы и задания, выучить термины и понятия. | ||
67-68 | Сознание и познание. Обобщение | 2ч | УКЗ УПиКЗ | Тестирование, эссе | |||||
Раздел 5. Личность. Межличностные отношения (37 часов, 26 – программных, 11 – резервных) | |||||||||
69-70 | Человек. Индивид. Личность | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Индивид. Индивидуальностью Личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. | Знать понятия и термины: индивид, индивидуальность, личность, экзистенциализм, Ид, Эго, супер-Эго. Развивать умения: решать проблемные, логические, творческие задачи, определять сущностные характеристики изучаемого объекта. | Работа с разного рода источниками (текст, таблица, схема) | § 28, с. 299-300, вопросы и задания, выучить понятия и термины. | ||
71-72 | Периодизация развития личности | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Понятие возраста в психологии. Становление личности | Знать понятия и термины: периодизация личности, персонализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, рефлексия, универсализация, интенциальность. Развивать умения: определять сущностные характеристики изучаемого объекта, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Работа с разного рода источниками информации | § 29, с. 308-309, вопросы и задания, выучить понятия и термины. | ||
73-74 | Направленность личности | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Социальная установка. ценностный ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция, социальное поведение | Знать понятия и термины: социальная установка, направленность личности, социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, альтруизм, фрустрация. Развивать умения: уверенно работать с текстами различного стиля, определять сущностные характеристики изучаемого объекта | Работа с источниками, составление схем, таблиц | § 30, с. 318-319, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
75-76 | Общение как обмен информацией | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Общение. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. особенности общения в информационном обществе. | Знать понятия и термины: общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, невербальное общение. | Работа с источниками, коммуникативное моделирование | § 31, с. 327-328, вопросы и задания, выучить понятия и термины. Краткий план | ||
77-78 | Общение как межличностное взаимодействие | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Типы взаимодействия: кооперация, и конкуренция. Общение в юношеском возрасте | Знать понятия и термины: общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт | Работа с источниками, работа в группах, миниисследование | § 32, с. 338-339, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
79-81 | Общение как взаимопонимание | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия | Знать понятия и термины: взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Развивать умения: различать в социальной информации факты и мнения, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями. | Работа с источниками | § 33, с. 348-349, вопросы и задания, выучить понятия и термины. | ||
82-84 | Малые группы | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. | Знать понятия и термины: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения, групповые нормы, социометрия, деиндивидуализация. Развивать умения: участия в обучающих играх, осмысления опыта взаимодействия с другими людьми. | Составление схем, таблиц, памяток | § 34, с. 359, вопросы и задания, знать понятия термины | ||
85-87 | Межличностная совместимость | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Групповая сплоченность. дружеские отношения. Самоопределение личности | Знать понятия и термины: межличностная совместимость, групповая сплоченность, конформность, нонкомформность, самоопределение личности. Развивать умения: отстаивания и аргументации своих позиций, участия в обучающих играх | Дебаты, работа с источниками разного типа | § 35, с. 368-369, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
88-89 | Групповая дифференциация | 2ч | УОНМ УОиСЗ | Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства | Знать понятия и термины: групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства. Развивать умения: осмысления опыта взаимодействия с другими людьми. | Участие в ролевой игре | § 36, с. 378-379, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
90-92 | Семья как малая группа | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. | Знать понятия и термины: семья как малая группа, психология семейных взаимоотношений, гендер, гендерное поведение, семейное воспитание, расширенная (многопоколенная) семья, нуклеарная семья, функции семьи, групповая направленность, эмоциональная сфера, гендерные различия, личностные ресурсы семьи, цель воспитания, стиль воспитания. Развивать умения: исследования реальных связей и зависимостей, создания идеальных объектов | Работа с источниками, моделирование ситуаций | § 37, с. 388-389, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
93-94 | Антисоциальные группы | 2ч | УОНМ УОиСЗ | «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. | Знать понятия и термины: неформальные молодежные группы, антисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, «дедовщина» Развивать умения: анализа явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни. | Работа с материалами СМИ и другими источниками информации, дебаты | § 38, с. 399, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
95-97 | Конфликт | 3ч | УОНМ УОиСЗ | Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. | Знать понятия и термины: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры. Развивать умения: использования, элементов, причинно-следственного анализа, осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, культурных ценностей. | Работа с источниками, схемами, таблицами, решение проблемных ситуаций | § 39, с. 410, вопросы и задания, выучить понятия и термины | ||
98-99 | Личность. Межличностные отношений. Обобщение | 2ч | УКЗ УПиКЗ | Тестирование | С. 413-415, вопросы | ||||
100-105 | Резерв | 6ч | УПЗиУ |
УПЗиУ – урок применения знаний и умений
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УКЗ – урок контроля знаний
УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Обществознание" - 9 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществозна...
Рабочая программа по курсу "обществознание"11 класс 2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС(базовый уровень)на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по курсу "обществознание" 10 класс.
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компоне...
Рабочая программа по истории 10 кл. (социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа по истории 10 кл. (социально-гуманитарный профиль)...
Рабочая программа по истории 11 кл. (социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа по истории 11 кл. (социально-гуманитарный профиль)...
Рабочая программа по праву для профильного социально-гуманитарного 10 класса
Данная рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10—11 классах на углубленном уровне.Учебно-методический комплект включает следующие материалы: 1. ...
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...