Рабочая программа по обществознанию 8-9 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) по теме
Рабочая программа по УМК А.. И. Кравченко, Е. А. Певцовой "Обществознание" 8, 9 класс - М.: "Русское слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ВМР
«Ольховская основная общеобразовательная школа»
п. Мирный
УТВЕРЖДАЮ:
_______________/___________/
от «__________»2012
Рабочая программа
по обществознанию
8, 9 классы
Учитель: О. Н. Рублева.
2012 – 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон об «Закон об образовании» от 17 июля 2009 г.
2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089.
3. Примерной программе основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 30. 05. 2007 г.
3. Региональный базисный учебный план 2005 г.
4. Методических рекомендаций для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Региональный базисный учебный план 2004 г. и Региональный базисный учебный план 2005 г.
5. Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2013 г.
Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования и Примерной программы 2004 г.
Положения Примерной программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Настоящая программа представляет собой реализацию данной возможности.
Программа соотносит предметные темы образовательного стандарта в их конкретизации в Примерной программе с тем, как они раскрываются в учебниках обществознания для 8 и 9 классов А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой; дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса; выделяет время для самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» для 8, 9 классов издательства «Русское слово» является частью завершенной линии учебников по обществознанию для 6 - 11 классов, имеющих гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях РФ. В УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» для 8, 9 классов издательства «Русское слово» входят учебники, программа, поурочные методические разработки, тесты для подготовки к ГИА, рабочие тетради, схемы.
Структура программы.
Данная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса;
- требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Данная программа изучения обществознания основывается на выделении четырех самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов социализации подростков, связанных с физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями этого возраста, когда степень самостоятельности учащихся значительно возрастает и они начинают напрямую испытывать на себе риски пребывания в современном обществе. На этом этапе курс обществознания призван помочь учащимся научиться преодолевать эти риски.
Программа изучения первых двух этапов излагается в книге С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы» издательства «Русское слово» (издания разных лет).
Третий этап (8-9 кл.) не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа и в соответствии с ней данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В программу 8 класса внесены следующие изменения:
- программа сокращена на 1 час, т. к. по Учебному плану школы должно быть 34 учебных часа в год;
- в раздел 1 «Общество и человек» добавлен за счет резерва 1 ч;
- в раздел II. «Экономика» добавлен за счет резерва 1 ч. (см. табл.)
Тематическое распределение количества часов 8 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
1 | Общество и человек | 9 | 10 |
2 | Экономическая сфера | 9 | 10 |
3 | Социальная сфера | 9 | 9 |
4 | Повторение | 3 | 3 |
5 | Итоговый контроль | 1 | 1 |
6 | Резерв | 3 | - |
7 | Всего | 35 | 34 |
В программу 9 класса внесены следующие изменения:
- программа сокращена на 1 час, т.к. по Учебному плану школы должно быть 34 учебных часа в год;
- часы темы «Повторение пройденного в 8 классе» распределены на изучение нового материала;
- в Раздел 1 «Политическая сфера» добавлены 2 ч;
- в Раздел 2 «Человек и его права» добавлены 2 ч;
- в Раздел 3 «Духовная сфера» добавлены 2 ч. (см. табл.)
Тематическое распределение количества часов 9 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Повторение пройденного в 8 классе | 2 | - |
1 | Раздел 1. Политическая сфера | 9 | 11 |
2 | Раздел 2. Человек и его права | 9 | 11 |
3 | Раздел 3. Духовная сфера | 8 | 10 |
4 | Повторение | 2 | 1 |
5 | Итоговый контроль | 1 | 2 |
6 | Резерв | 4 | - |
7 | Всего | 35 | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Классы | Учебная программа | Учебники | Методические материалы, дидактические материалы | Материалы для контроля |
8,9 | Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, допущено Министерством Образования РФ, М., «Русское слово», 2013 г. | А.И.Кравченко, И.С.Хромова Обществозна ние 8 класс, ». «Русское слово» - М.:201 г Обществознание 9 класс. ». «Русское слово» - М.:2012 г | 1. Книга для учителя. обществознание 8,9класс. А.И.Кравченко, Е. Певцова 2.Задачник по обществознанию 8-9 кл., А.И.Кравченко «Русское слово» - М.:2000 г. 3. И. С.Хромова Тесты по обществознанию к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание 8 класс». «Русское слово» - М.:2012 г. 4.А.В.Поздеев.«Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс» – М.: «ВАКО» 2012 г. 5.А.В.Поздеев.«Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс» – М.: «ВАКО» 2010 г | Диктанты по терминам, контрольные и тестовые работа по темам и разделам. |
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных занятий | Дидактические задачи |
1. Вводный урок | Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями |
2. Урок образования понятий | Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров |
3. Урок практической работы | Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала. |
4. Комбинированный урок | Отработка способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений |
5. Урок с использованием ИКТ | Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе, участниках исторических событий |
6. Урок закрепления знаний, умений, навыков | Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся. |
7. Контрольный урок | Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу. |
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль – тестовая работа;
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки, диктанты (используется текст с ошибками), анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный материал), преобразующая деятельность (новый материал), творческая деятельность (новый материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно – следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам»
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массово коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции4
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно- тематическое планирование по обществознанию 9 класс. 34 ч.
№ п/п | Название раздела, тема | № урока | Основные вопросы при изучении темы | Основные понятия | Тип урока | Ключевые компетенции |
1 | Введение | 1 | Основы общества | Обществознание общество | Вводный урок | |
Раздел 1 «Общество и человек» (10 часов) | ||||||
2 | Что такое общество | 1 | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Глобализация | Общество, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, глобализация | Урок изучения нового материала | Выделять характерные признаки общества. Различать понятия: общество, государство, страна, приводить конкретные примеры, характеризующие явления каждой из сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер общества. |
3 | Человек, природа, общество | 2 | Взаимодействие общества и природы. Современный мир и его проблемы. Человечество в XXI веке, его основные вызовы и угрозы. Экологические программы. Охрана природы в России и за рубежом. | Природа, глобальные проблемы человечества, экологические программы | Комбинированный урок | Научатся определять влияние человека на природу, экологические проблемы окружающей среды. Получать возможность научиться допускать существование различных точек зрения. Формулировать своё мнение и позицию. Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. |
4 | Типология обществ | 3 | Типологии обществ. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. | Типология, дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация | Комбинированный урок | Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии обществ. Знать разные подходу к типологии обществ. |
5 | Типология обществ | 4 | Традиционное, индустриальное, информационное общества | традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. | Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии обществ. Знать разные подходу к типологии обществ. | |
6 | Социальный прогресс и развитие общества | 5 | Эволюция обществ. Закон ускорения истории. Социальные изменения и его формы. Социальный прогресс и регресс. Реформы и революция. | Закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, реформа, революция, неолитическая революция, промышленная революция. | Комбинированный урок | Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение. Анализировать различные цивилизации. Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР. Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами. |
7 | Личность и социальная среда | 6 | Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное в человеке. Соотношение понятий «личность», «индивид», «человек». | Личность, индивид, человек | Комбинированный урок | Различать понимание слов человек, индивидуальность, личность; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д. Научные представления об уникальности человеческой личности. |
8 | Потребности человека | 7 | Потребности человека. Удовлетворение потребностей. Классификация и иерархия потребностей. | Потребности человека, удовлетворение потребностей, иерархия потребностей, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, престижные потребности, духовные потребности. | Урок изучения нового материала | Характеризовать основные виды потребностей, выделяя их существенные признаки. Объяснить взаимосвязь свободы и ответственности. |
9 | Социализация и воспитание | 8 | Социализация. Социальная роль. Культурные нормы. Стадии жизненного цикла человека как этапы социализации. Воспитание как двусторонний процесс. | Социализация, социальная роль, культурные нормы, воспитание. | Комбинированный урок | Понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать, анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников. |
10 | Общение | 9 | Социальная среда. Общение и его виды. Деловое общение. Убеждающее общение. Досуговое общение. Ритуальное общение (этикет). | Социальная среда, общение, этикет. | Комбинированный урок | Анализировать различные формы общения, иметь элементарные навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях. Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений. Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека. Характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. |
11. | Обобщающий контроль. | 10 | Общество и человек | Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения. | Повторительно-обобщающий урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться в нравственном содержании поступков, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. |
Раздел II. «Экономика» (10 часов) | ||||||
12 | Что такое экономика | 1 | Экономика и ее роль в жизни общества. Деньги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Структура экономики. Производство | Экономика, ресурсы. Производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль | Комбинированный урок | Определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества, поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных экономических процессах. |
13 | Товар и деньги | 2 | Товар. Деньги. Свойства и функции денег. Инфляция. Основной закон бизнеса. Конечная стоимость товара. | Товар, деньги, свойства денег, функции денег, инфляция, основной закон бизнеса, конечная стоимость товара, прибыль. | Комбинированный урок | Сравнивать понятия: товар и услуги. Называть функции денег и исторические формы. Характеризовать прибыль. |
14 | Спрос и предложение | 3 | Понятия «спрос» и «предложение». Факторы, влияющие на спрос и предложение. Маркетинг. Закон спроса. | Спрос, предложение. Маркетинг, закон спроса | Комбинированный урок | Пояснять основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами из реальной жизни. Объяснять связь спроса и предложения. Называть факторы рыночной экономики. Сравнивать рыночную экономику с планово-директивной. Характеризовать рыночную экономику |
15 | Рынок, цена, конкуренция | 4 | Обмен и рынок. Цена и ее функции. Равновесная цена. Конкуренция. Олигополия. Монополия. | Основные понятия: обмен, рынок, цена, конкуренция, олигополия, монополия. | Комбинированный урок | Характеризовать рынок, рыночную экономику. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. |
16 | Предпринима тельство | 5 | Предпринимательство. Предприниматель. Формы предпринимательства. Малый бизнес. | Предпринимательство, прибыль, предприниматель, корпорации, индивидуальное предпринимательство, товарищество, малый бизнес | Комбинированный урок | Приводить примеры предпринимательской деятельности. Характеризовать предпринимательскую этику. Высказывать суждения о роли малого бизнеса. |
17 | Роль государства в экономике | 6 | Экономические функции государства. Реализация экономических функций государства в различных экономических системах. Способы воздействия государства на экономику. | Традиционная система экономики, административно-командная система экономики, рыночная система экономики. | Комбинированный урок | Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. |
18 | Роль государства в экономике | 7 | Налоги и их виды. Социальная политика государства. | Налоги. | Комбинированный урок | Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики |
19 | Бюджет государства и семьи | 8 | Бюджет. Составление бюджета. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Профицит и дефицит бюджета. | Бюджет, профицит бюджета, дефицит бюджета. | Комбинированный урок | Характеризовать социальные программы, бюджет государства, семьи. |
20 | Труд | 9 | Труд и его виды. Работа. Заработная плата. Досуг. Безработица и ее причины. | Труд, производительный труд, непроизводительный труд, работа, заработная плата, безработица, безработный. | Урок изучения нового материала | Называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики. Объяснять понятия «занятость» и причины безработицы. |
21 | Обобщающий контроль | 10 | Экономическая сфера | Сущность и структура экономики. Рынок в условиях переходного периода. Роль государства в экономике. Труд, занятость, безработица. | Комбинированный урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. |
Глава III. «Социальная сфера» (9 часов) | ||||||
22 | Социальная структура | 1 | Социальная структура. Страта и стратификация. Социальные группы. Социальные и межличностные отношения. Статус. Социальная роль. 22 | Социальная структура, социальная стратификация, страта, социальная группа, социальные и межличностные отношения, статус, социальная роль. | Комбинированный урок | Объяснять сущность социальной структуры. Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. |
23 | Социальная стратификация | 2 | Социальная стратификация и социальное неравенство. | Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. | Комбинированный урок | Объяснять сущность социальной структуры. Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. |
24 | Социальная стратификация | 3 | Критерии социальной стратификации | Социальная стратификация, критерии социальной стратификации Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация. | Практическое занятие | Характеризовать социальную дифференциацию. Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. |
25 | Социальная стратификация | 4 | Класс как основной элемент современной социальной стратификации. Богатые. Средний класс. Бедные | Класс, классы как основа стратификации. Социальная дифференциация., богатые, средний класс. | Практическое занятие | Характеризовать социальные отношения, социальный статус. Выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности. Соотносить образ жизни со способом достижения богатства. Формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами. |
26 | Этнос: нации и народности | 5 | Этнические группы и межнациональные отношения. Признаки этноса. | Этнос, племя, народность, нация, межнациональные отношения | Комбинированный урок | Приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействие. Находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. |
27 | Этнос: нации и народности | 6 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Взаимодействие людей в многонациональном обществе | Межнациональные конфликты | Комбинированный урок | этнос, племя, народность, нация, межнациональные отношения, межнациональные конфликты |
28 | Конфликты в обществе | 7 | Конфликты в обществе: причины, поводы, формы, виды. Способы разрешения конфликтов в обществе | Конфликт. | Комбинированный урок | Сравнивать пути решения социальных конфликтов |
29 | Семья | 8 | Семья. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья. Причины распада семьи. | Семья, нуклеарная семья. | Практическое занятие | Характеризовать основные нормы правовых основ брака, семьи как малую группу. Называть основные нормы этики семейных отношений. |
30 | Обобщающий контроль | 9 | Социальная сфера | Повторение пройденного материала. | Комбинированный урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. |
31. | Повторение. | 1 | Общество и человек | Повторение пройденного материала. | Повторительно-обобщающий урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. |
32. | Повторение | 2 | Экономика | Повторение пройденного материала. | Повторительно-обобщающий урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. |
33. | Повторение | 3 | Социальная сфера | Повторение пройденного материала. | Повторительно-обобщающий урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. |
34. | Итоговый контроль | 1 | Повторение пройденного материала. | Повторительно-обобщающий урок | Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. |
Календарно- тематическое планирование по обществознанию 9 класс. 34 ч.
№ | Тема урока | Обязательный минимум содержания образования | Основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения
|
Раздел 1 Политическая сфера 10 ч | |||||
1 | Власть | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. | сила, власть, разделение властей, авторитет, иерархия власти. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Пояснять, что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания. | |
2 | Государство | Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства | государство, суверенитет, функции государства | Знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней. Давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства. Знать основные функции государства уметь их анализировать. Знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь анализировать виды монополии государства. | |
3 | Национально-государственное устройство | Формы государства: формы правления, территориально - государственное устройство | унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, монархия, республика, демократия, авторитаризм, тоталитаризм | Знать конкретные факты, подтверждающее процесс объединения наций и их отделения. Объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь пояснить причины. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально. | |
4 | Формы правления | Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов | |||
5 | Политические режимы | Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. | демократия, авторитаризм, тоталитаризм | Знать, что такое политический режим и какие существуют их типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | |
6 | Происхождение и развитие парламентского режима | Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | демократия | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | |
7 | Гражданское общество и правовое государство. | Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. | гражданское общество, правовое государство. | Знать, что такое гражданское общество. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества. Знать, что представляет собой институт «гражданства», а так же кто такие граждане и каков их правовой статус. Знать, что такое правовое государство, каковы его основные признаки. | |
8 | Голосование, выборы, референдум | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. | избирательное право, электорат, референдум | Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. Знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения | |
9 | Политические партии | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах | политическая партия, политическая программа | Знать, что такое политическая партия и какие функции она выполняет. Знать основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу). Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся. Знать, какими признаками наделена политическая партия | |
10 | Обобщающий контроль «Политическая сфера общества». | Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | ||
Раздел 2. Человек и его права. 11 ч | |||||
11 | Право | Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. | право, обязанность, норма права, правовая культура личности, отрасли права | Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах. Разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права. Уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений. | |
12 | Понятие о естественных и гражданских правах. Правовая культура личности. Основные отрасли права. | Правовая культура личности. Понятие нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Иерархия норм права. | |||
13 | Закон и власть | Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. | Федеральное собрание, Президент Российской Федерации, суд, прокуратура, адвокатура, полиция | Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закон на в жизни общества. Разъяснять особенности законодательной власти в современной России. Знать, что представляет собой исполнительная власть. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет. Знать, что представляет собой судебная система РФ и уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека. Знать, что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение. Уметь объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться. | |
14 | Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти | Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Полиция. | правительство, суд, прокуратура, адвокатура, полиция | ||
15 | Конституция | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. | гражданин, гражданство, гражданские права и обязанности | Знать особенности и структуру Основного закона страны. | |
16 | Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина | Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних | гражданские права и обязанности | Разъяснять сущность правового статуса личности. Знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. | |
17 | Право и имущественные отношения. | Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей
| имущественные отношения, право собственности, договор, сделка, иск | Знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников. Разъяснять сущность института права собственности. Знать основные виды договоров, уметь разъяснить правила поведения участников договорных отношений. Уметь защитить свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке | |
18 | Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. | потребитель, изготовитель, исполнитель. | Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные практические задания. | ||
19 | Труд и право | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. | трудовое право, трудовые правоотношения | Знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей. Знать правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта. Знать, как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи. Уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие шаги действий | |
20 | Право, семья, ребенок | Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. | правоспособность, дееспособность. | Знать, что регулирует семейное право. Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности. Уметь составить брачный контракт. Знать правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей. Знать основные права детей, уметь их реализовывать и защищать | |
21 | Преступление | Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. | правонарушение, административный проступок, уголовное преступление, уголовное наказание. | Знать, что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют. Знать, что представляет собой принцип «презумпция невиновности». Знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления | |
Раздел 3. Духовная сфера 11 ч. | |||||
22 | Культура | Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Культурный комплекс. Культурное наследие. Культурные универсалии | культура, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии | Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия. | |
23 | Культурные нормы | Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. | манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции | Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций, обычаев. Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов. Разъяснять понимание морали общества. Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе. | |
24 | Формы культуры | Формы культуры | элитарная культура, народная культура, массовая культура | Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей. Знать особенности молодежной субкультуры и уметь анализировать ее. Уметь анализировать контркультуру. | |
25 | Религия | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. | религия, архаические религии, мировые религии. | Знать, что такое религия. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Знать некоторые особенности мировых религий. | |
26 | Искусство | Искусство. Художественная культура. | искусство, художественная культура | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает. | |
27 | Функции искусства. Признаки произведения искусства. | Функции искусства. Признаки произведения искусства. | |||
28 | Образование. | Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. | образование, ученик | Знать, что представляет собой образование как институт общества. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней. Уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы. Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки. | |
29 | Образование. | Значимость образования в условиях информационного общества. | |||
30 | Наука | Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. | наука, ученый | Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки. Знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. | |
31 | Возрастание роли научных исследований в современном мире | Возрастание роли научных исследований в современном мире | |||
32 | Повторение и обобщение по теме «Духовная сфера» | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы | |||
33-34 | Итоговый урок по курсу. Итоговый контроль. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...