Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию
статья по обществознанию (11 класс) по теме

Власюк Ольга Манаевна

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Отрадненский район Краснодарского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 станицы Отрадной

Власюк Ольга Манаевна, учитель истории и обществознания

Некоторые особенности подготовки  выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я работаю учителем обществознания и истории в обычной  сельской средней школе. Около 70%  моих выпускников в качестве итоговой аттестации выбирают экзамен по обществознанию, при этом все сдают экзамен успешно, имеют высокий проходной балл для поступления в ВУЗ. Сложилась определенная методическая система, отдельные элементы которой я хотела бы изложить в этой статье.    ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до профессора. В данной статье я хочу рассмотреть отдельные особенности подготовки  выпускников к итоговой аттестации и к ЕГЭ по обществознанию.    

До сих пор ведутся споры, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет. Почему некоторые учителя боятся ЕГЭ? Почему введение единого экзамена было встречено негативно? Конечно, в какой-то мере это связано с известной консервативностью системы образования. Любые изменения в ней затрагивают интересы самых широких общественных слоев. Однако это не единственное объяснение. Многие - и в первую очередь сами учащиеся и их родители - увидели в ЕГЭ угрозу для своего будущего. Ведь результаты единого экзамена не только свидетельствуют об уровне подготовки учащихся, они являются основанием для аттестации и зачисления в высшее учебное заведение. Другими словами, от успешной сдачи единого экзамена слишком многое зависит.

     Современный уровень подготовки учащихся средних школ по обществознанию довольно часто оказывается предметом обсуждения среди специалистов. Многие считают, что учащихся трудно подготовить к ЕГЭ по обществознанию, потому что в таком виде экзамен не проверяет основных знаний выпускников. Но нужно понять, что ЕГЭ – данность и, следовательно, каждому учителю придется ответить на следующие вопросы: как готовить учеников к его сдаче, менять или нет методику преподавания, как использовать активные приемы современных образовательных технологий?  

     Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу обществознанию в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.   Единый государственный экзамен по обществознанию нацелен на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

      При подготовке к единому экзамену по обществознанию от выпускника требуются   умения и навыки по извлечению информации из текста, умение анализировать и делать выводы. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание  понятий и терминов и т.п. В связи с этим необходима новая система проведения уроков обществознания, способная подготовить выпускника к ЕГЭ. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по обществознанию имеет ряд особенностей. Экзамен проводится в письменной форме и носит комплексный характер, включая в себя большое количество разнообразных заданий. Множество вариантов этих заданий имеют общую цель: проверить базовые знания, умение анализировать   источники, систематизировать и излагать материал, рассматривать версии и оценки событий  и  явлений общественной жизни.

              Работу по подготовке к ЕГЭ лучше начинать с 9-10 класса. Но уже в 6 классе я использую Рабочие тетради по обществознанию, как на уроке, так  и при выполнении домашнего задания. Учащиеся приобретают навык  выполнять задания, которые предложены  в виде тестирования и различных видов письменной работы. К 9 классу  учащиеся уже обладают необходимой тестовой культурой. В 10 классе уже значительная часть учащихся определяется с выбором предметов необходимых для итоговой аттестации. На протяжении 10 класса продуктивнее всего использовать задания ЕГЭ в различных формах, в том числе использовать текущее повторение.  Главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.

         На этапе опроса,  предлагаю  учащимся выполнить тестирование. Это типы заданий, адаптированных в соответствии с заданиями части А и В. Учащиеся выполняют тест, содержащий 10 вопросов контрольно-измерительных материалов   ЕГЭ. Тест   должен включать в себя как вопросы общего повторения, так  и быть ориентирован на тему предыдущего урока. Приходится много думать, читать, подбирать соответствующие задания и формировать интерес к предмету. Если у учащегося нет интереса к предмету, то  даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ, результат не будет высоким.  

           Многолетняя практика преподавания обществознания,  подготовки к итоговой аттестации и теперь к ЕГЭ заставила разработать несколько вариантов  схем, сводных  и сравнительных таблиц, это позволяет  серьезно экономить   время. Работа учителя  и ученика начинается с составления  понятийного ряда, то есть установление основных вопросов темы. Затем следующий шаг – соотнести видовые понятия с родовыми и так поэтапно готовить учащихся к выполнению заданий части В.  Методической задачей учителя при подготовке к  ЕГЭ по обществознанию  является сформировать интерес учащихся к работе с  обществоведческими понятиями, выявлять различное содержание в различных вариантах:  проводить дифференциацию в социальной информации фактов и мнений и многое другое.

 Отрабатываются и навыки работы с частью С. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя позволяет провести анализ   источников – выделение общих черт и отличий в них. Этот материал необходим для выполнения заданий группы «С».

Содержание занятий, формы работы, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определяет сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности школьников, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с ребятами и т.д. В конце 10 класса ученики, которые прогнозируют, что они в 11 классе в качестве предмета по выбору  выбирают предмет обществознание,  сдают  репетиционный экзамен, который проводится в форме и по материалам ЕГЭ по обществознанию. Это позволяет учащимся проверить свои знания и навыки,  решить вопрос о продолжении работы по подготовке к ЕГЭ по предмету или выбрать другое направление    для итоговой аттестации.

В 11 классе работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации продолжается.  Наступает этап интенсивной подготовки. В своей работе по подготовке выпускников к ЕГЭ  я опираюсь на  следующие условия:  

  1. При работе с контрольно-измерительными материалами, с документами, текстами, источниками учащийся должен понимать формулировку вопроса и уметь  четко отвечать на поставленный вопрос
  2. К настоящему времени в педагогике разработаны разнообразные типы тестов, различающихся как по форме и видам используемых заданий, так и по целям, которые они преследуют. С успехом применяю, например, устные, письменные, компьютерные, проектные формы тестирования. Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов, либо свободно конструируемые ответы. Необходима  постоянная тренировка в решении контрольно-измерительных материалов.  
  3. Анализирую все работы учащихся, большое внимание уделяю разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Эти задания разбираем вместе с учащимися, выполняем аналогичные задания, добиваясь успешного выполнения работы.
  4. Существует также ещё одна особенность ЕГЭ по обществознанию -    необходимость написания эссе. Готовить детей к эссе можно так. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки,   анализирует выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся). Критерий оценки учителя должен примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ.  Данный критерий желательно размножить и раздать учащимся. Эссе учащихся, которым не удалось прочитать свои работы на уроке учитель собирает и проверяет дома. Возможность написать эссе в классе предоставляется детям во время  проверочных работ на основе ЕГЭ, которые желательно проводить после изучения каждого раздела.  

Наилучший способ подготовки к любому педагогическому тесту, в какой бы форме он ни проводился,  это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. С первых этапов нацеливаю школьников на то, что подготовка к итоговой аттестации - это тяжелый, сложный труд, где нет случайностей. Выпускникам   необходимо осознать, понять, что результат будет только тогда, когда будут устранены все отвлекающие факторы. Не нужно надеяться на случайную удачу в виде легкого варианта, возможностью воспользоваться телефоном или ещё чем-то другим. Для того, чтобы учащиеся это осознали,  мы на районном методическом объединении учителей обществоведческих дисциплин решили проводить репетиционные экзамены по предмету.  В Отрадненском районе Краснодарского края мы уже не первый год проводим два пробных репетиционных экзамена для 11 классов. Первый проводим  в середине октября, когда дети уже втянулись в учебу, а второй проводим в начале-середине февраля. Это стимулирует выпускников и позволяет увидеть плюсы и минусы в подготовке учащихся.

В период подготовки к ЕГЭ стараюсь подбадривать выпускников, хвалю их за то, что они делают хорошо, не повышаю  уровень тревожности накануне экзамена, помогаю   выпускникам распределить темп подготовки по дням, учу выпускников ориентироваться во времени и уметь его распределять при выполнении заданий.

Далеко не все тонкости работы можно изложить в рамках одной статьи, да я и не ставила перед собой такой задачи. Мне хотелось обратить внимание на то, что   это  можно выполнять в   обычной школе в общеобразовательных классах на уроках обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся  9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...

Дистанционный курс: Подготовка учащихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию

Подготовка учащихся 9 класса к успешной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курсаЭкзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого человека, э...

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

Индивидуальный план подготовки к итоговой аттестации по обществознанию (ОГЭ) обучающейся

Индивидуальный план подготовки к итоговой аттестациипо обществознанию (ОГЭ) обучающейся...