Игра «Умники и умницы» Тема: «Избирательное право в демократическом обществе» Внеклассное мероприятие обществознание в 9-11 классах.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Цели игры:
раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;
развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать, свою точку зрения по предложенным вопросам;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания;
повышение правовой культуры старшеклассников, развитие у них правосознания и самостоятельного мышления.
Задачи проведения игры:
Овладение знаниями и практическими навыками, необходимого для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;
Формирование гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;
Формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права;
Развитие у старшеклассников качеств, необходимых лидеру, творческих способностей;
Разработка инновационных форм правового просвещения молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие в старшей школе "Умники и умницы", Обществознание | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Умники и умницы»
Тема: «Избирательное право в демократическом обществе» Внеклассное мероприятие обществознание в 9-11 классах.
Автор работы: Аникина Татьяна Александровна МКОУ-СОШ с Крутояр, Екатериновского района, Саратовской области
Цели игры:
раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;
развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать, свою точку зрения по предложенным вопросам;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания;
повышение правовой культуры старшеклассников, развитие у них правосознания и самостоятельного мышления.
Задачи проведения игры:
Овладение знаниями и практическими навыками, необходимого для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;
Формирование гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;
Формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права;
Развитие у старшеклассников качеств, необходимых лидеру, творческих способностей;
Разработка инновационных форм правового просвещения молодежи.
Правила игры:
Соревнования называются по-гречески агонами, участники – агонистами. Все остальные участники выступают теоретиками. Если агонист не может дать правильного ответа, на вопрос отвечает теоретик, первым поднявшим руку. За правильный ответ он получает «Орден умника». В каждом агоне участвуют три агониста. Каждый из них имеет право выбрать дорожку (кабину), на которой будет играть. Для этого проводится конкурс «Розыгрыш дорожек». Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два этапа), но на ней нельзя ошибаться. Если агонист ошибся, он становится теоретиком. Если же он правильно ответил на два вопроса, агон заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают теоретики (за самые быстрые и точные ответы теоретики получают орден «Умника»). На желтой дорожке три этапа, ошибаться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибаться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками. Жюри называется ареопаг. Члены ареопага определяют правильность ответов, порядок выступлений теоретиков, решают спорные вопросы.
Оформление мероприятия:
На ватманах записаны высказывания известных людей:
«Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К. Яспенс, немецкий философ) .
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р. Арон, французский политолог).
Для участников и зрителей приготовлены листы с фрагментами текста Конституции РФ и закона «О выборах Президента Российской Федерации», а также Памятка «Я избиратель». Ордена «Умник» для теоретиков.
Зал оформляется в виде избирательного участка:
За столом – члены ареопага;
В избирательных кабинах – агонисты принимают решения;
Наблюдатели (в данном случае – теоретики) располагаются на скамьях;
В зале – зрители.
Подготовка мероприятия:
Учитель выбирает трех членов ареопага из числа учащихся 11 класса, лучше других успевающих по обществознанию. Среди учащихся 10 классов проводится тестирование по избирательному праву, для определения агонистов и теоретиков. 9 класс - зрители. Всем предлагается повторение темы «Избирательное право».
По результатам тестирования: обучающиеся набравшие большее количество баллов – агонисты (9 человек);
Обучающиеся набравшие чуть менее баллов – теоретики;
Остальные – зрители.
Между агонистами проводится жеребьевка, для определения трех троек игроков.
Отборочный тест
1.Право быть избранным в органы государственной власти называется: А) активное избирательное право Б) пассивное избирательное право В) классическое избирательное право
2. Выборными являются должности: А) министра Б) Президента В) директора школы Г) депутата
3.Гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации, достигнув возраста: А) 40 лет Б) 30 лет В) 35 лет
4.Гражданин Российской Федерации имеет право быть избирателем, достигнув возраста: А) 16 лет Б) 18 лет В) 21 года
5.Всенародное голосование, проводимое для выявления отношения всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни, называется: А) ратификация Б) свободные выборы В) референдум
6.Президент Российской Федерации избирается на срок: А) 4 года Б) 5 лет В) 8 лет
7.Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является: А) Министр обороны РФ Б) Председатель Правительства РФ В) Президент РФ
8.Парламент в Российской Федерации называется: А) Государственная Дума Б) Совет Федераций В) Федеральное собрание
9.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение: А) 10 лет Б) 5 лет в) 15 лет
10. Президент РФ является: А) Председателем Правительства б) главой государства В) Председателем Федерального Собрания.
Игра.
Играет первая тройка.
ПЕРВЫЙ АГОН
Розыгрыш дорожек
Дайте определение: Избирательная система. (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)
Этап 1.
Зеленая дорожка
Что такое демократия и каковы ее основные признаки?
Желтая дорожка
Что такое либеральная демократия?
Красная дорожка
Является ли демократия идеальным политическим режимом?
Этап 2
Зеленая дорожка
Каковы особенности нынешней российской демократии?
Желтая дорожка
В чем суть избирательных прав граждан?
Красная дорожка
Кто не имеет права избирать и быть избранным?
Этап 3
Зеленая дорожка
На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
Желтая дорожка
Как осуществляется голосование избирателей?
Зеленая дорожка
Какова основная цель выборов?
ВТОРОЙ АГОН
Розыгрыш дорожек
Дайте определение – Всеобщее избирательное право (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)
Этап 1
Зеленая дорожка
В чем суть избирательного права?
Желтая дорожка
Кто не имеет права избирать и быть избранным?
Красная дорожка
На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
Этап 2
Зеленая дорожка
Как осуществляется голосование избирателей?
Желтая дорожка
Какова основная мысль высказывания К. Ясперса?
Красная дорожка
Какова основная мысль высказывания Р. Арона?
Этап 3
Продолжи фразу
Зеленая дорожка
Ценз оседлости - ?
Желтая дорожка
Ценз пола - ?
Зеленая дорожка
Возрастной ценз -?
Играет вторая тройка.
ПЕРВЫЙ АГОН
Розыгрыш дорожек
Дайте определение – Выборы органов власти (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)
Этап 1
Зеленая дорожка
В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?
Желтая дорожка
С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?
Красная дорожка
Кто может быть избран Президентом РФ?
Этап 2
Зеленая дорожка
Кто не имеет права быть Президентом РФ?
Желтая дорожка
На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?
Красная дорожка
Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?
Этап 3
Зеленая дорожка
Что такое право голоса?
Желтая дорожка
Кто обладает правом голоса?
Зеленая дорожка
Почему важно, голосуют граждане или нет?
ВТОРОЙ АГОН
Розыгрыш дорожек
Дайте определение – Референдум (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)
Этап 1
Зеленая дорожка
Какие знания необходимы избирателям для сознательного участия в выборах?
Желтая дорожка
Что дает человеку участие в выборах?
Красная дорожка
Какой город в Древней Руси стал символом народного самоуправления и вольности?
Этап 2
Зеленая дорожка
Какие сословно-представительные органы были созданы в Московской Руси?
Желтая дорожка
С какого периода в России существует постоянная избирательная система?
Красная дорожка
Какие органы самоуправления существуют в нашем регионе?
Этап 3
Зеленая дорожка
Что такое местное самоуправление?
Желтая дорожка
Какие вопросы могут и должны решать органы местного самоуправления?
Зеленая дорожка
Как осуществляется голосование?
Играет третья тройка.
ПЕРВЫЙ АГОН
Розыгрыш дорожек
Дайте определение – Равное избирательное право (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)
Этап 1
Зеленая дорожка
Всегда ли выборы являются демократическими?
Желтая дорожка
В чем разница между прямой и представительной демократией?
Красная дорожка
Как происходит подсчет голосов?
Этап 2
Зеленая дорожка
В каком возрасте можно стать кандидатом на должность Президента РФ?
Желтая дорожка
В каком возрасте можно стать кандидатом на должность депутата Государственной Думы?
Красная дорожка
В каком возрасте можно стать кандидатом на должность главы местного самоуправления?
Этап 3
Зеленая дорожка
Что такое предвыборная агитация?
Желтая дорожка
Какова роль СМИ в ходе подготовки и проведения выборов?
Зеленая дорожка
Какие формы предвыборной агитации вам известны?
ВТОРОЙ АГОН
Розыгрыш дорожек
Дайте определение – Прямое избирательное право (порядок выбора дорожек определяет ареопаг, по быстроте и точности ответа)
Этап 1
Зеленая дорожка
Что такое активное избирательное право?
Желтая дорожка
Что такое пассивное избирательное право?
Красная дорожка
Что такое избирательный ценз?
Этап 2
Зеленая дорожка
Какой ценз существует в современном избирательном праве?
Желтая дорожка
Какие категории граждан лишены избирательных прав по российскому законодательству?
Красная дорожка
Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает в 14 лет?
Этап 3
Зеленая дорожка
Какие органы государственной власти в РФ формируются выборным путем?
Желтая дорожка
Какие органы местного самоуправления в нашей стране формируются выборным путем?
Зеленая дорожка
В каком возрасте можно стать кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Федерации?
По итогам игры выявляются финалисты (1-3). Если в финал вышли не 3 агониста, то в финале вместо них, могут участвовать теоретики набравшие больше всего орденов за весь ход игры. Для выявления победителя игры проводится финал. Обучающиеся выполняют упражнение «Займем позицию». Каждый финалист получает одно утверждение, в ходе анализа которого (2-5 мин) необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции:
- Работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному голосу;
- Выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями;
- Участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.
Победителя игры определяют члены ареопага. В заключении награждение.
Дополнительный материал
Памятка «Я голосую»
Дорогой друг! Ты гражданин нашей страны. Какой будет твоя жизнь и судьба Родины, зависит не только от того, научишься ли ты жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и от того, будешь ли ты активно участвовать в их создании. Будущее начинается сегодня.
1.Голосование проходит на избирательном участке в специальном помещении, где размещаются кабины для тайного голосования.
2.В помещении для голосования оборудуется специальный стенд, на котором помещается образец заполненного избирательного бюллетеня и информация о кандидатах.
3.Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
4.Каждый избиратель голосует лично, голосовать за других нельзя. Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине. Присутствие других лиц в кабине в момент голосования недопустимо.
5.Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень. В каждом из бюллетеней на лицевой стороне в правом верхнем углу должны стоять подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью. Избирательный бюллетень, не заверенный участковой избирательной комиссией, при подсчете голосов не учитывается.
6.Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении бюллетеня.
7.В избирательном бюллетени избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом может голосовать только за одного кандидата). Избирательный бюллетень, в котором этот знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
Закон «О выборах Президента Российской Федерации»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. <…>
Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, за работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.
Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным ил содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд. <…>
Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями
Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Конституция РФ
Статьи 32, 81 (можно ксерокопии)
Мероприятие проводится в течении 1,5 часов.
В ходе игры раскрыта тема «Избирательное право в демократическом обществе»
Зал оформлен в виде избирательного участка.
Мероприятие проводится в оригинальной форме игры «Умники и умницы» с элементами процесса голосования.
Все участники, включая зрителей, активны.
Все задания и вопросы соответствуют избирательному законодательству Российской Федерации.
Практическая значимость мероприятия в том, что старшеклассники имеют представление о прохождении выборов, важности данного события, ответственности каждого человека за свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов игра "Умники и умницы""
Игра "Умники и умницы" предназначена в качестве открытого мероприятия в рамках недели маетматики...
Сценарий внеклассного мероприятия по ИЗО в 7 классе: Игра «Умники и умницы»
Цель:Закрепить и расширить знания учащихся об изобразительном искусстве, а также оживить процесс приобщения к миру прекрасного.Задачи:1. Закрепить знания учащихся по основным р...
Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
Авторская разработка мероприятия.Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.Авторская разработка мероприятия.Литературная игра «УМНИКИ И...
Презентация Интеллектуальная игра "Умники и умницы" Тема "Крым"
Презентация Интеллектуальная игра "Умники и умницы" Тема "Крым"...
Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.
С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Прест...
Конспект учебного занятия по физике для 8 класса. Конкурс - игра «Умники и умницы» Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»
Конспект учебного занятия по физике для 8 класса.Конкурс - игра «Умники и умницы»Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...