Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
материал по литературе (10 класс) на тему
Авторская разработка мероприятия.
Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
Авторская разработка мероприятия.
Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._tolstoy_0.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская разработка мероприятия.
Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
Вступительное слово учителя:
Л.Н.Толстой русский писатель, почетный академик Петербургской АН.
Один из наиболее мощных талантов русской литературы.
В его творчестве соединились демократизм. Безбоязненная постановка важнейших социальных вопросов, широта охвата действительности, сила художественных обобщений, глубокая правда изображения «диалектика души» и общественной жизни возвышенность чувств и стремлений, совершенство формы. Творчество Л. Толстого явившееся, по определению М. Горького, «итогом всего пережитого русским обществом за весь XIX век» оказало огромное влияние на мировую литературу.
ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ».
- ПРОЛОГ. КОНКУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
Расставить знаки препинания
- На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старее берез составлявших лес он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно видно суками и с обломанной корой заросшей старыми болячками.
- Весна и любовь и счастье как будто говорил этот дуб. И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Нет ни весны ни солнца ни счастья.
- Да он прав тысячу раз прав этот дуб думал князь Андрей пускай другие молодые вновь поддаются на обман а мы знаем жизнь наша жизнь кончена. Целый ряд мыслей безнадежных но грустно приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея.
- В продолжение скучного дня во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему-то смеявшуюся спрашивал себя О чем она думает Чему она так рада
- КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ (В течение одной минуты изложить свое понимание высказывания Л.Н. Толстого).
- «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим»
- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость».
- КОНКУРС «БИОГРАФИЯ Л.ТОЛСТОГО» (На экране презентация. Слайд № 4. Ответы появляются позже)
Свидетелем каких исторических событий 19-20 в.в. был писатель?
ОТВЕТЫ | |
1837 | год смерти А.С.Пушкина |
1841 | год смерти М.Ю.Лермонтова |
1852 | год смерти Н.В.Гоголя |
1853- 1856 | Крымская война |
1861 | «Крестьянская реформа» |
1877 – 1878 | Русско-турецкая война |
1881 | Смерть царя Александра П |
1904 -1905 | Русско-японская война |
1905 | 9 января Кровавое воскресенье |
1905 – 1907 | Первая русская революция |
БИОГРАФИЯ ТОЛСТОГО. БЛИЦ- ОПРОС. (Игра со зрителями)
- Какую из своих книг Толстой называл одной из главных?
(трактат “ О жизни”)
- Кто из родственников Толстого был в плену у французов в 1815г.?
(отец Николай Ильич)
- На какой факультет Казанского университета поступил Толстой?
(факультет восточных языков)
- “Война и мир” - 4
“Анна Каренина” - 7
“Кавказский пленник” - 100.
- Какими орденами и медалями был награжден Л. Толстой?
(орден Святой Анны и медалями «За храбрость», «за защиту Севастополя»
- КОНКУРС «КТО ЕСТЬ КТО?» (По описанию и характеристике назвать героя романа)
Для 1-ой команды.
1. Она возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо ещё более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен.
2. Лучистые глаза ее , в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слез, которые стояли в них.
3. Она Наташе не нравилась, казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою.
(Ответ: княжна Марья Болконская)
Для 2-ой команды.
1.С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то , что он скажет и сделает теперь, --- есть история.
2. И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
“ Но разве могло быть иначе? -- подумал он. -- Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей.”
3. Ему подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему.
(Ответ: Наполеон)
Для 3-ой команды.
…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами .Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно.
…Позвольте высказать свое мнение, - продолжал он -, успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой. – сказал он и, не ожидая ответа. тотчас отошел от стола.
(Ответ: князь Андрей Болконский)
- КОНКУРС ГОРОДА И СТРАНЫ.
(Географическое пространство романа значительно расширяют многочисленные упоминания о различных городах и странах. Назвать географическое место, указать страну и назвать эпизод из романа, слайд №5).
1 команда 2 команда
Шенграбен Шевардино
Неман Аустерлиц
Отрадное Фили
Браунау Тулон
Богучарово Энс
- ЗВУКИ МУЗЫКИ
На экране презентация, отрывок из ХФ С. Бондарчука «Война и мир»:
первый эпизод - Бал Наташи Ростовой
второй эпизод – пляска Наташи у дядюшки
Задание: назвать жанр музыкального произведения
Ответ: вальс и русская народная песня «По улице мостовой».
- ЧТО ЗА ЧЕМ?
Задание по композиции романа: правильно расположить эпизоды, указать том
Пьер на Бородинском поле
Смерть Элен Безуховой
Небо Аустерлица
Рождение сына Андрея Болконского
Пожар в Смоленске
Первый бал Наташи Ростовой
Совет в Филях
Наполеон вступил в Москву
Пленение Пьера
- МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ
Продолжить фразу по началу, назвать эпизод
1 ком. Эпизод прощания отца с сыном .
Старик Болконский: “Помни одно, князь Андрей :коли тебя убьют, мне, старику, больно будет ….” (продолжите фразу)
(А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!)
2 ком. 3. Эпизод. Накануне Бородинского сражения Наполеон сказал:
“Шахматы поставлены,..” (продолжите фразу) кн.5,с.232
(игра начнется завтра.)
1 ком. т 3. Эпизод Совет в Филях .
Бенигсен : “Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России, или защищать её? “ --
Кутузов ответил: (продолжите...)
(-Священную древнюю столицу России! Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий:”Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение”.
2 ком. Эпизод Разговор Пьера с Наташей после неудачного побега с Курагиным. т 2 с.384
Наташа: - Не говорите со мной так. Я не стою этого. Для меня все пропало.
Пьер: ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
ЭПИЛОГ
Объявление результатов игры
Награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Игра рассчитана для проведения на уроке литературы в 10 классе на этапе обобщения и систематизации знаний....
Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".
В литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...
Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".
В литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...
Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.
С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Прест...
Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...
Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс
Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...