Проблема религиозной толерантности.Право выбора.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Открытый урок в 9 классе по теме "Проблема религиозной толерантности.Право выбора."

 

Цель урока:  создать условия для осознания государственной проблемы религиозной толерантности и права выбора своего отношения к данной дилемме  через  критическое мышление и создание образовательного  продукта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent._ppt_-_kopiya.ppt239.5 КБ
Microsoft Office document icon r.t.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока «Проблема религиозной толерантности. Право выбора.»

Цель урока:  создать условия для осознания государственной проблемы религиозной толерантности и права выбора своего отношения к данной дилемме  через  критическое мышление и создание образовательного  продукта.

Задачи:

Образовательная:

-  расширить и обобщить знания  об основах мировых религий;

Развивающая:

- формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

- дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, заставить задуматься;

- способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

Аксиоогическая:

Продолжить формировать:

- межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

- интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

- толерантные установки личности, обеспечивающие её жизнь в политкультурном обществе.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Предметные области: обществознание, история, религиоведение, философия, социология.

Образовательная технология:   технология развития критического мышления.

Тип урока: урок систематизации  и обобщения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация, наглядные пособия.

Основные понятия: религия, толерантность, священные книги, Библия, Коран, Трипитаки, священные писания.

Критерии успешности:

  1. Выступление в группах.
  2. Защита своих версий.
  3. Рефлексия.

План работы:

  1. Организация занятия.
  2. Просмотр и обсуждение видеофрагмента и выдержек «Этических ценностей» из священных книг.
  3. Физкультминутка.
  4. Создание образовательного продукта
  5. Подведение итога к уроку.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Основные задачи: Организация работы класса, актуализация проблем и цели урока, постановка проблемы.

Здравствуйте, ребята, рада вас снова видеть! Сегодня мы с вами поговорим  о достаточно серьезных вещах, касающихся каждого человека. А вот о чем конкретно, вам предстоит догадаться. Прошу ваше внимание на экран.

Просмотр видеосюжета.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о видеосюжете, используя сигнальные карты (красного, зеленного и желтого цветов).

  1. О чем сюжет?
  2. Актуальные ли проблемы поднимает данный видеосюжет?
  3. Необходимо ли нам решать эту проблему?

Толерантность  (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, уважение, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

Именно это проблема станет  темой нашего урока: «Религиозная толерантность».

«Не удивительно ли, что люди так часто воюют

 за религию и так редко живут по ее предписанию»

Лихтетенберг Г.

Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство, поэтому тема толерантности важная. Характерная особенность толерантности – уважение к культуре, религии и традициям каждого народа. Такой настрой позволил выстроить уникальную систему межнациональных и межрелигиозных связей. Образовался монолит российской государственности.

Религия… Такое короткое и вместе с тем такое емкое, многогранное слово. По последним данным, озвученными в средствах массовой информации 70% жителей России считают себя верующими людьми.

  1. Как вы понимаете слово религия?
  2. Какие мировые и национальные религии вы знаете?
  3. Обращаются ли люди к религии?
  4. Какая религиозная проблема стоит перед человечеством в современном мире?

Мы определили проблему, которая в современном мире остается  глобальной - проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии.

Этические ценности  религий:

Давайте, проанализируем  и ответим на поставленный нами вопрос: какие этические ценности  заложены изначально в основах  Мировых религий, для этого ознакомимся с раздаточным материалом – таблица «этические ценности мировых религий».

Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех мировых религиях.  Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

(учащиеся работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга)

  1. Какие нравственные ценности лежат в основании религиозных учений, схожи ли они?
  2. Несет ли истинная религия вражду и ненависть?

Вы утверждаете, что любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совествестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. И нам необходимо научиться быть толерантными.

  1. Если все так хорошо, то почему у нас происходят столкновения в обществе?
  2. Что вы можете предложить обществу для преодоления национальных,  религиозных конфликтов?

1-я, 2-я группы создают документ - «Обращение к главам мировых государств и религиозных объединений».

Учитель: – мы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от межконфессиональной вражды. Должно быть терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований. Сейчас вам представиться возможность составить свои обращения к взрослым, от которых сегодня зависит судьба нашего мира.

3-я группа создает синквейн со словом «Толерантность», и рисует плакат, характеризующий, призывающий к толерантности.

  1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Защита учащимися своих образовательных проектов.

Мы с вами живём в маленьком, красивом и многонациональном городе-курорте Кисловодске, где проживают представители различных этносов и диаспор, поэтому тема религиозной и национальной толерантности является актуальной. Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос, как:

  1. Что на ваш взгляд сможет сплотить жителей нашего города?
  2. К чему призывает нас тема сегодняшнего урока?

         В заключении учащимся предлагается провести экспресс – рефлексию урока.

Я узнал              

                                    Я понял

                                                                             Я удивлен

Учитель раздает учащимся шарики, на которых написаны фразы и им необходимо продолжить, дать ответит на фразу.

 В конце урока учитель говорит, что шарики, полученные детьми, олицетворяют частичку нашей души, несмотря на то, что эти шарики разного цвета, разного размера все они имеют право называться шариками.  Пусть эти шарики символизируют светлые мысли, светлое доброе отношение к людям, пусть даже другой веры, других взглядов, другой религии. Я надеюсь, что в результате нашего урока у кого-то из вас возникло искреннее осознание того, что мы должны быть терпимее, уважительнее к людям другой религии, другой национальности и культуры, что мы люди разные, но каждый достоин того, чтобы жить на планете Земля, не подвергаясь преследованиям за свои религиозные или национальные убеждения, я призываю вас жить по «золотому правилу нравственности»: относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам. И любить людей не за что-то, а просто так, потому что они есть!

Поддержание межнационального и  межрелигиозного мира на Кавказе и во всей России означает, что этот мир и это согласие будут восходить от силы к силе и становиться еще более фундаментом существования России как великого государства.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Религиозная толерантность».

Учитель выставляет оценки за урок с комментарием учителя.

Список использованной литературы

  1. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.  
  2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
  3. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.
  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация:— М.: Слово, 2000. — 624 с.
  5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: 2003. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»

Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс.

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс....

Презентация для родительского собрания по выбору модуля Основы религиозной культуры и светской этики.

Презентацию можно использовать на собрании по выбору модуля Основ православной культуры....

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

На уроке закрепляются знания студентов по творчеству Островского. Цель: совершенствование навыков анализа литературного произведения....