Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
На уроке закрепляются знания студентов по творчеству Островского. Цель: совершенствование навыков анализа литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iv_p.5_tehnologicheskaya_karta_uroka_problema_vybora._groza.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №
Организационная информация | |
Предмет | Литература |
Группы | ЗЧС-20 |
Тема | Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза» |
Автор урока (ФИО, должность) | Багулова Лия Томаевна – преподаватель литературы |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж» им. Героя Социалистического Труда Д.Е.Накусова |
Республика | РСО-Алания |
Город | с.Эльхотово |
Описание занятия | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок обобщения и закрепления знаний. |
Время реализации занятия | 2 часа |
Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные
Развивающие
Воспитательные
|
Планируемые результаты Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
|
1. Дидактическая структура урока | |
7. Карточки для рефлексии. | |
Дополнительная информация | |
Ресурсы, оборудование и материалы | Проектор, мультимедийный компьютер |
Список учебной и дополнительной литературы | Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2016. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2017
|
Дидактическое обеспечение занятия | Компьютерная презентация с иллюстрациями к пьесе Проектор |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Индивидуальная и групповая работа |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | https://nsportal.ru/ |
Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Цель деятельности педагога | Формирование коммуникативной компетенции на материале драмы А.Н. Островского «Гроза», формирование навыка говорения ( способность вести дискуссию); | |||
Термины и понятия | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||
Закрепить знания студентов по творчеству Островского Совершенствовать навыки анализа литературного произведения | Познавательные: Воспитание у студентов читательской культуры через развитие навыков осмысленного чтения. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Развитие коммуникативных компетентностей, умений выступать перед аудиторией Личностные: Развитие навыков монологической речи. | |||
I этап. Организация пространства (4 мин) | ||||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |||
Образовательные ресурсы | Презентация по теме, интерактивная доска, мультимедийный проектор | |||
II этап. Контроль знаний по теме "Жизнь и творчество А.Н. Островского (7 мин) | ||||
Цель деятельности | Деятельность педагога | Деятельность студентов | ||
Активизировать знания студентов об особенностях и новаторстве драматургии А.Н. Островского. | Предъявляет тестовые задания (Приложение 1) | Выполняют тестовые задания | ||
III этап. Презентация студента "Новаторство и особенности драматургии А.Н. Островского(7 мин) | ||||
Цель деятельности | Деятельность педагога | Деятельность студентов |
Познакомить | ||||
студентов | с | |||
новаторством | ||||
драматургии Островского, выявить | Слушает выступление студента, при необходимости исправляет речевые (языковые) ошибки | Демонстрирует слайды, рассказывает об особенностях драмы «Гроза». Слушают, записывают информацию в виде тезисов, отвечают на вопросы | ||
особенности | ||||
творчества | ||||
драматурга. | ||||
IV этап. Закрепление полученных знаний (12 мин.) | ||||
Цель деятельности | Деятельность педагога | Деятельность студентов | ||
Рассказать студентам об истории создания | Демонстрирует слайды, рассказывает об истории создания драмы «Гроза», об особенностях характеров героев, расстановка персонажей. | Слушают, записывают информацию в виде тезисов, составляют кластер (ключевое слово «Гроза»). | ||
драмы «Гроза», об | ||||
особенностях | ||||
расстановки | ||||
действующих лиц | ||||
V этап. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста монологов героев Предъявление результатов анализа. (45 мин) | ||||
Цель деятельности | Деятельность педагога | Деятельность студентов | ||
Совершенствовать лингвистическую текстовую, интерпретационную, коммуникативную, информационную социокультурную компетенции студентов | Консультирует студентов при проведении анализа текста Слушает, при необходимости исправляет речевые (языковые), фактические ошибки | Работают в группах, анализируют текст монологов, делают вывод Предъявляют результаты анализа текста; слушают выступления товарищей, записывают информацию в виде тезисов | ||
VI этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин) |
Деятельность педагога | Деятельность студентов |
Слушает выводы студентов | Зачитывают, слушают выводы, подводят общий итог урока |
VII этап. Выставление оценок (5 мин.) | |
VIII этап. Задание на дом (5 мин.) | |
Деятельность педагога | Деятельность студентов |
Поясняет выполнение домашнего задания (д/з индивидуальные) | эссе: самоубийство Катерины- бунт или соперничество? |
Приложение 1.(тест)
1. Определить, кого из писателей II половины ХIХ века называли «Колумбом Замоскворечья»?
- И. Тургенев, 2. А. Островский, 3. Л. Толстой, 4. Ф. Достоевский.
- Определить, какое из произведений принесло автору известность.
1. «Банкрот», 2. «Гроза», 3. «Бесприданница», 4.«Лес».
3.Указать, какое имя принадлежит героине из пьесы «Гроза».
- Анна Петровна, 2.Катерина Львовна, 3.Анастасия Семеновна, 4.Марфа Игнатьевна;
Приложение 2.
Проблемный вопрос:
Как понят и выражен «сильный русский характер» в драме А.Н. Островского «Гроза»?
- Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве»: «Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения».
- А. Григорьев «После грозы»: «Слово Островского – обличение самодурства нашей жизни…слово самодурство слишком узко, и имя сатирика и обличителя отрицательно мало идет к поэту, который создает…страстно – трагическую задачу личности Катерины…»
Нужно отметить, что не все пьесы Островского имеют правдоподобный, реалистический финал. Счастливое разрешение конфликта иногда выглядит нарочитым, не вполне соответствующим характерам героев, как, например, в пьесах «Бедность не порок», «Наливные яблоки». Однако подобные утопические «хэппи-энды» не снижают высокого художественного уровня пьес Островского. Однако одним из известнейших произведений Островского стала драма «Гроза», которую вполне можно назвать трагедией. На самом деле эта пьеса глубоко трагична не только из-за гибели главной героини в финале, но в силу неразрешимости конфликта, показанного Островским в «Грозе». Можно даже сказать, что в «Грозе» не один, а два конфликта: антагонизм Катерины и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи), а также внутренний конфликт Катерины. Обычно Катерину литературоведы вслед за Н. А. Добролюбовым называют «лучом света в темном царстве», противопоставляя ее Кабанихе и другим героям пьесы. Несомненно, что в характере Катерины есть достойные качества. Однако эти качества становятся причиной внутреннего конфликта героини Островского. Катерина не в состоянии ни безропотно смиряться со своей участью, терпеливо ожидая того времени, когда она смогла бы стать второй Кабанихой и дать волю своему характеру, ни наслаждаться тайными встречами со своим любимым, внешне являя образец покорности мужу и свекрови. Главная героиня «Грозы» отдается своему чувству; однако в душе она считает это грехом и мучается от угрызений совести. У Катерины недостает сил удержаться от шага, который сама она считает греховным, но ее добровольное признание в своем проступке в глазах свекрови ничуть не уменьшает ее вины.
Но так ли уж отличаются характеры Катерины и ее свекрови? Кабаниха, конечно, являет собой тип законченного самодура, который, несмотря на показную набожность, признает лишь свою собственную волю. Однако ведь и о Катерине можно сказать, что она в своих поступках ни с чем не считается - ни с приличиями, ни с благоразумием, ни даже с законами религии. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылеет,
так не удержат меня никакой силой», — искренне признается она сестре своего мужа. Главное отличие Катерины в том, что она не хочет скрывать своих поступков. «Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — удивляется Варвара. Но вряд ли девушка сама это придумала. Очевидно, эту житейскую «мудрость» она уловила в лицемерной обстановке материнского дома. Тема крушения традиционного уклада жизни в «Грозе» звучит особенно остро — и в зловещих предчувствиях Катерины, и в тоскливых вздохах Кабанихи, посвященных уходящей «старине», и в грозных пророчествах сумасшедшей барыни, и в мрачных рассказах странницы Феклуши о приближающемся конце света. Самоубийство Катерины это тоже проявление краха патриархальных ценностей, которым она изменила.
Приложение 3.
Содержание комплексного анализа.
- Определите особенности речи персонажей.
- Проследите, как с помощью речевых характеристик автор раскрывает характеры героев.
- Приведите цитаты, которые помогают в создании образов персонажей.
- Определите, какими лексическими средствами пользуется автор, как они способствуют раскрытию авторской идеи.
- Охарактеризуйте синтаксис цитат, например Дикого, Кулигина или Бориса.
- Определите, какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для построения образов.
- Сравните мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева о характерах персонажей в драме «Гроза» и дайте обоснованный ответ на проблемный вопрос занятия. Итак, учебное занятие было полностью посвящено подготовке и проведению комплексного филологического анализа. Завершающему этапу анализа –
интерпретации, посвящена внеаудиторная самостоятельная работа.
Приложение 4
Н.А. Островский «Гроза»
Монологи Катерины, (сцена 2, действие1) Дикого (брань, обращенная к Борису и Кулигину), (сцена 3, действие 4) протест Тихона (последний монолог Тихона), (сцена 5, действие 6) высказывания Варвары, другие реплики по выбору студентов.
Вопросы и задания для проведения комплексного анализа:
- Какие типы текста использованы в данном произведении?
- Как называются авторские комментарии в драматических произведениях, отступление от сюжетного повествования? (ремарка) Как введение такого отступления в текст характеризует жанр произведения?
- Произведите синтаксический разбор монолога, прокомментируйте расстановку знаков препинания. Прокомментируйте роль предложения в композиции фрагмента.
- Определите, как в монологе Дикого, обращенного к Борису и Кулигину, (действие 4, сцена7)отражается комически сниженный отзвук русского богатырства, иронически обыгранные общенациональные мотивы. Приведите примеры такой лексики.
- Как называется изменение порядка слов в предложении? Какова функция этой стилистической фигуры?
- Характеризуя выразительность русского языка, Островский использует эстетически приподнятую лексику. Найдите в репликах персонажей лексику, очищенную от бытовой приземленности. Что достигает Островский таким способом? Какова художественная функция таких слов? Как использование синонимов и антонимов расширяет границы повествования?
- Найдите в тексте олицетворение. Объясните функцию тропа?
- Найдите в репликах образные выражения, объясните их значение. Проанализируйте их функцию в тексте. Составьте несколько предложений-характеристик героев пьесы, используя для этой цели образные выражения, фразеологизмы или пословицы и поговорки.
- Объясните, использование приема олицетворения в монологе Катерины. Как дополняют и раскрывают характер Катерины обращения к явлениям природы?
- Найдите в тексте архаизмы и историзмы. Выпишите 2-3 в тетрадь, объясните их написание. Выполните морфемный разбор слова одного из выписанных слов.
- На основе проведенного анализа подготовьте развернутый устный ответ на вопросы: каковы особенности лексики героев произведений Н.А. Островского? Как лексические средства языка помогают в построении характеров героев?
При подготовке заданий для комплексного анализа были использованы следующие источники:
- А.Н. Островский Н.А. «Гроза»: Анализ текста. Основное содержание.
- Учебник «Русский язык и культура речи» Антонова Е.С., Воителева Т.М., Москва, Издательский центр «Академия», 2016 г.
- Островский А.Н. «Гроза». Подготовка к урокам литературы: произведение, анализ, сочинения». - «Стрекоза-пресс», 2014 г.
- Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. «Просвещение» 2017 г.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ | СПОСОБ ОЦЕНКИ | КОЛ-ВО БАЛЛОВ |
УЭ-1(вводный тест) | взаимопроверка, преподаватель | |
УЭ-5 (самостоятельное выполнение тренировочных упражнений) | самооценка, преподаватель | |
Всего баллов: |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - более 21 балла; «4» - от 16 до 21 баллов; «3» - от 11 до 16 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...
Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"
Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...
Зачёт по пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....
: «Был ли у Катерины иной путь? Проблемы нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихсяВид урока: урок- размышлениеИспользуемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышленияЦели урока: О...
Урок - аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель ...
Технологическая карта открытого учебного занятия на тему: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза
Цель урока:повторить и систематизировать изученный материал по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;способствовать развитию творчества, ключевых ком...