Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Багулова Лия Томаевна

На уроке закрепляются знания студентов по творчеству Островского. Цель: совершенствование навыков анализа литературного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №         

Организационная информация

Предмет

Литература

Группы

ЗЧС-20

Тема

Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Автор урока (ФИО,

должность)

Багулова Лия Томаевна – преподаватель литературы

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж» им. Героя Социалистического Труда Д.Е.Накусова

Республика

РСО-Алания

Город

с.Эльхотово

Описание занятия

Тип урока (мероприятия,

занятия)

Урок обобщения и закрепления знаний.

Время реализации

занятия

2 часа

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные

  • на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о жизни и творчестве А.Н. Островского;
  • знать особенности драматического жанра.
  • закрепить навыки анализа драматического произведения.
  • формирование культуры речи;
  • формирование навыков устной речи.

Развивающие

  • формирование самостоятельности мышления: сравнение, анализ, обобщение;
  • совершенствование навыка поиска и систематизации информации;
  • воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её;
  • формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником;

Воспитательные

  • повышение мотивации к обучению, интерес к профессии;
  • воспитание познавательной активности, культуры общения, истории языка;
  • продолжить работу по формированию навыков работы в коллективе

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

  • формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно – психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

1. Дидактическая структура урока

  1. Портрет Островского
  2. Пьеса Островского «Гроза»
  3. Критическая статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» 4.Компьютерная презентация с к пьесе.

7. Карточки для рефлексии.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и

материалы

Проектор, мультимедийный компьютер

Список учебной и дополнительной литературы

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2016. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2017

  1. А.Н. Островский Н.А. «Гроза»: Анализ текста. Основное содержание.
  2. Учебник «Русский язык и культура речи» Антонова Е.С., Воителева Т.М., Москва, Издательский центр «Академия», 2016 г.
  3. Островский А.Н. «Гроза». Подготовка к урокам литературы: произведение, анализ, сочинения». - «Стрекоза-пресс», 2014 г.
  4. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. «Просвещение» 2017 г.

Дидактическое

обеспечение занятия

Компьютерная презентация с иллюстрациями к пьесе

Проектор

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Индивидуальная и групповая работа

Ссылки на

использованные интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/

Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Цель деятельности

педагога

Формирование коммуникативной компетенции на материале драмы        А.Н. Островского «Гроза», формирование навыка говорения ( способность вести дискуссию);

Термины и понятия

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Закрепить знания студентов по творчеству Островского

Совершенствовать навыки анализа литературного произведения

Познавательные:

Воспитание у студентов читательской культуры через развитие навыков осмысленного чтения. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: Развитие коммуникативных компетентностей, умений выступать перед аудиторией

Личностные: Развитие навыков монологической речи.

I этап. Организация пространства (4 мин)

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

Презентация по теме, интерактивная доска, мультимедийный проектор

II этап. Контроль знаний по теме "Жизнь и творчество А.Н. Островского (7 мин)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Активизировать знания студентов об особенностях и новаторстве

драматургии А.Н. Островского.

Предъявляет тестовые задания (Приложение 1)

Выполняют тестовые задания

III этап. Презентация студента "Новаторство и особенности драматургии А.Н. Островского(7 мин)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Познакомить

студентов

с

новаторством

драматургии

Островского, выявить

Слушает        выступление        студента,        при        необходимости исправляет речевые (языковые) ошибки

Демонстрирует слайды, рассказывает об особенностях драмы

«Гроза». Слушают, записывают информацию в виде тезисов, отвечают на вопросы

особенности

творчества

драматурга.

IV этап. Закрепление полученных знаний (12 мин.)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Рассказать студентам об

истории создания

Демонстрирует слайды, рассказывает об истории создания драмы «Гроза», об особенностях характеров героев, расстановка персонажей.

Слушают, записывают информацию в виде тезисов, составляют кластер (ключевое слово «Гроза»).

драмы «Гроза», об

особенностях

расстановки

действующих лиц

V этап. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста монологов героев Предъявление результатов анализа. (45 мин)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Совершенствовать лингвистическую текстовую, интерпретационную, коммуникативную, информационную социокультурную компетенции студентов

Консультирует студентов при проведении анализа текста Слушает, при необходимости исправляет речевые (языковые), фактические ошибки

Работают в группах, анализируют текст монологов, делают вывод Предъявляют результаты анализа текста; слушают выступления товарищей, записывают информацию в виде тезисов

VI этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Слушает выводы студентов

Зачитывают, слушают выводы, подводят общий итог урока

VII этап. Выставление оценок (5 мин.)

VIII этап. Задание на дом (5 мин.)

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Поясняет выполнение домашнего задания (д/з индивидуальные)

эссе: самоубийство Катерины- бунт или соперничество?

Приложение 1.(тест)

1. Определить, кого из писателей II половины ХIХ века называли «Колумбом Замоскворечья»?

  1. И. Тургенев, 2. А. Островский, 3. Л. Толстой, 4. Ф. Достоевский.
  2. Определить, какое из произведений принесло автору известность.

1. «Банкрот», 2. «Гроза», 3. «Бесприданница», 4.«Лес».

3.Указать, какое имя принадлежит героине из пьесы «Гроза».

  1. Анна Петровна, 2.Катерина Львовна, 3.Анастасия Семеновна, 4.Марфа Игнатьевна;

Приложение 2.

Проблемный вопрос:

Как понят и выражен «сильный русский характер» в драме А.Н. Островского «Гроза»?

  1. Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве»: «Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения».
  2. А. Григорьев «После грозы»: «Слово Островского – обличение самодурства нашей жизни…слово самодурство слишком узко, и имя сатирика и обличителя отрицательно мало идет к поэту, который создает…страстно – трагическую задачу личности Катерины…»

Нужно отметить, что не все пьесы Островского имеют правдоподобный, реалистический финал. Счастливое разрешение конфликта иногда выглядит нарочитым, не вполне соответствующим характерам героев, как, например, в пьесах «Бедность не порок», «Наливные яблоки». Однако подобные утопические «хэппи-энды» не снижают высокого художественного уровня пьес Островского. Однако одним из известнейших произведений Островского стала драма «Гроза», которую вполне можно назвать трагедией. На самом деле эта пьеса глубоко трагична не только из-за гибели главной героини в финале, но в силу неразрешимости конфликта, показанного Островским в «Грозе». Можно даже сказать, что в «Грозе» не один, а два конфликта: антагонизм Катерины и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи), а также внутренний конфликт Катерины. Обычно Катерину литературоведы вслед за Н. А. Добролюбовым называют «лучом света в темном царстве», противопоставляя ее Кабанихе и другим героям пьесы. Несомненно, что в характере Катерины есть достойные качества. Однако эти качества становятся причиной внутреннего конфликта героини Островского. Катерина не в состоянии ни безропотно смиряться со своей участью, терпеливо ожидая того времени, когда она смогла бы стать второй Кабанихой и дать волю своему характеру, ни наслаждаться тайными встречами со своим любимым, внешне являя образец покорности мужу и свекрови. Главная героиня «Грозы» отдается своему чувству; однако в душе она считает это грехом и мучается от угрызений совести. У Катерины недостает сил удержаться от шага, который сама она считает греховным, но ее добровольное признание в своем проступке в глазах свекрови ничуть не уменьшает ее вины.

Но так ли уж отличаются характеры Катерины и ее свекрови? Кабаниха, конечно, являет собой тип законченного самодура, который, несмотря на показную набожность, признает лишь свою собственную волю. Однако ведь и о Катерине можно сказать, что она в своих поступках ни с чем не считается - ни с приличиями, ни с благоразумием, ни даже с законами религии. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылеет,

так не удержат меня никакой силой», — искренне признается она сестре своего мужа. Главное отличие Катерины в том, что она не хочет скрывать своих поступков. «Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — удивляется Варвара. Но вряд ли девушка сама это придумала. Очевидно, эту житейскую «мудрость» она уловила в лицемерной обстановке материнского дома. Тема крушения традиционного уклада жизни в «Грозе» звучит особенно остро — и в зловещих предчувствиях Катерины, и в тоскливых вздохах Кабанихи, посвященных уходящей «старине», и в грозных пророчествах сумасшедшей барыни, и в мрачных рассказах странницы Феклуши о приближающемся конце света. Самоубийство Катерины это тоже проявление краха патриархальных ценностей, которым она изменила.

Приложение 3.

Содержание комплексного анализа.

  1. Определите особенности речи персонажей.
  2. Проследите, как с помощью речевых характеристик автор раскрывает характеры героев.
  3. Приведите цитаты, которые помогают в создании образов персонажей.
  4. Определите, какими лексическими средствами пользуется автор, как они способствуют раскрытию авторской идеи.
  5. Охарактеризуйте синтаксис цитат, например Дикого, Кулигина или Бориса.
  6. Определите, какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для построения образов.
  7. Сравните мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева о характерах персонажей в драме «Гроза» и дайте обоснованный ответ на проблемный вопрос занятия. Итак, учебное занятие было полностью посвящено подготовке и проведению комплексного филологического анализа. Завершающему этапу анализа –

интерпретации, посвящена внеаудиторная самостоятельная работа.

Приложение 4

Н.А. Островский «Гроза»

Монологи Катерины, (сцена 2, действие1) Дикого (брань, обращенная к Борису и Кулигину), (сцена 3, действие 4) протест Тихона (последний монолог Тихона), (сцена 5, действие 6) высказывания Варвары, другие реплики по выбору студентов.

Вопросы и задания для проведения комплексного анализа:

  1. Какие типы текста использованы в данном произведении?
  2. Как называются авторские комментарии в драматических произведениях, отступление от сюжетного повествования? (ремарка) Как введение такого отступления в текст характеризует жанр произведения?
  3. Произведите синтаксический разбор монолога, прокомментируйте расстановку знаков препинания. Прокомментируйте роль предложения в композиции фрагмента.
  4. Определите, как в монологе Дикого, обращенного к Борису и Кулигину, (действие 4, сцена7)отражается комически сниженный отзвук русского богатырства, иронически обыгранные общенациональные мотивы. Приведите примеры такой лексики.
  5. Как называется изменение порядка слов в предложении? Какова функция этой стилистической фигуры?
  6. Характеризуя выразительность русского языка, Островский использует эстетически приподнятую лексику. Найдите в репликах персонажей лексику, очищенную от бытовой приземленности. Что достигает Островский таким способом? Какова художественная функция таких слов? Как использование синонимов и антонимов расширяет границы повествования?
  7. Найдите в тексте олицетворение. Объясните функцию тропа?
  8. Найдите в репликах образные выражения, объясните их значение. Проанализируйте их функцию в тексте. Составьте несколько предложений-характеристик героев пьесы, используя для этой цели образные выражения, фразеологизмы или пословицы и поговорки.
  9. Объясните, использование приема олицетворения в монологе Катерины. Как дополняют и раскрывают характер Катерины обращения к явлениям природы?
  10. Найдите в тексте архаизмы и историзмы. Выпишите 2-3 в тетрадь, объясните их написание. Выполните морфемный разбор слова одного из выписанных слов.
  11. На основе проведенного анализа подготовьте развернутый устный ответ на вопросы: каковы особенности лексики героев произведений Н.А. Островского? Как лексические средства языка помогают в построении характеров героев?

При подготовке заданий для комплексного анализа были использованы следующие источники:

  1. А.Н. Островский Н.А. «Гроза»: Анализ текста. Основное содержание.
  2. Учебник «Русский язык и культура речи» Антонова Е.С., Воителева Т.М., Москва, Издательский центр «Академия», 2016 г.
  3. Островский А.Н. «Гроза». Подготовка к урокам литературы: произведение, анализ, сочинения». - «Стрекоза-пресс», 2014 г.
  4. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. «Просвещение» 2017 г.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.О.          

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

СПОСОБ ОЦЕНКИ

КОЛ-ВО БАЛЛОВ

УЭ-1(вводный тест)

взаимопроверка, преподаватель

УЭ-5 (самостоятельное выполнение

тренировочных упражнений)

самооценка, преподаватель

Всего баллов:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«5» - более 21 балла;        «4» - от 16 до 21 баллов;        «3» - от 11 до 16 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

Зачёт по пьесе А. Н. Островского "Гроза"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....

: «Был ли у Катерины иной путь? Проблемы нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихсяВид урока: урок- размышлениеИспользуемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышленияЦели урока: О...

Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"

Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель ...

Технологическая карта открытого учебного занятия на тему: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза

Цель урока:повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;способствовать развитию  творчества,  ключевых ком...