Урок по обществознанию в 9 классе "Юридическая ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Маркина Анна Сергеевна

В данном уроке представлены основные аспекты юридисеской ответственности. Сформировать у у чащихся знания и представления о правонарушениях и видах юридической  ответственности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuridicheskaya_otvetstvennost.docx23.84 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Юридическая ответственность.

Цели:

1.Сформировать знания и представления  о правонарушениях и видах юридической ответственности.

2.Продолжить развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать  сквозные темы урока.

3.Способствовать воспитанию у учащихся правового самосознания, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам.

4. Проанализировать основные признаки правонарушений; охарактеризовать понятие «юридическая ответственность»; научить различать основные виды правонарушений; объяснять их взаимосвязь с видами юридической ответственности; раскрыть смысл принципа «презумпция невиновности».

Дидактическое оснащение: учебник, рабочая тетрадь, таблицы, задания для групповой работы: задачи.

Ход урока.

  1. ОНУ
  2. Проверка д/з

с.85-89. п.10- Правонарушения.

1 пункт плана - Правонарушение и его признаки.

2 пункт плана - Виды правонарушений.

  1. Работа по теме урока.

План изучения  нового материала

  • Юридическая ответственность
  • Виды юридической ответственности
  • Презумпция невиновности

Работа с 1 пунктом плана - Юридическая ответственность.

 

-Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать по теме «Правонарушения». Вы уже знаете, что свобода неотделима от ответственности. Понятие «юридическая ответственность» употребляется в двух смыслах.

Во-первых, это ценнейшее нравственное качество гражданина, черта его правовой культуры, особенно когда ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжелые последствия правонарушения.

Во- вторых, понятие «юридическая ответственность» имеет строго юридический смысл- это применение мер государственного принуждения за совершенное  правонарушение.

(Учитель формулирует определение юридической ответственности)

Юридическая ответственность - это ответственность перед законом, перед судом. И выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, т.е. государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причинённый ущерб, лишает свободы. Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Давайте рассмотрим признаки юридической ответственности:

  • всегда связана с государственным принуждением;
  • наступает только за совершенное правонарушение;
  • реализуется в процессе правовой деятельности правоприменительных органов, которые обязаны действовать только обязаны действовать  только в рамках закона;
  • ее последствиями могут стать негативные для совершившего правонарушение явления (лишение каких-то прав, свободы);
  • устанавливается государством в правовых нормах;
  • опирается на государственное принуждение;

Работа со 2 пунктом плана - Виды юридической ответственности.

-Ребята, давайте разберем принципы юридической ответственности:

  • принцип законности, требует, чтобы юридическая ответственность возлагалось на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренное законом;
  • принцип справедливости проявляется в следующих предложениях: недопустимо назначать уголовные наказания за проступки, нельзя устанавливать наказания, унижающие человеческое достоинство; невозможное повторное наказание за одно и тоже правонарушение;
  • неотвратимость ответственности  предполагает, что ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным государством. Этот принцип связан с понятием своевременности ответственности, которая означает необходимость привлечения  правонарушения к ответственности в течение срока давности, т.е. периода времени, определенного законом;
  • индивидуализация ответственности связана с целесообразностью и гуманизмом. Т.е. лицо может быть полностью или частично освобождено от применения санкции, если оно добровольно  возместило причиненный ущерб, чистосердечно раскаялось в совершенном правонарушении, активно помогало следствию.

(Работа с таблицей) Виды юридической ответственности.

1.Уголовная

2.Гражданская

3.Дисциплинарная

4.Материальная (финансовая)

5.Административная

4.  Работа с учебником

-Откройте учебники на с. 91. Мы с вами сейчас прочитаем «Мнения» которые касаются законов в разных государствах.

Работа с 3 пунктом плана - Презумпция невиновности

Для того, что бы понять о чем идет речь, мы должны определить понятие этого слова.

Презумпция - в переводе с латыни означает «предположение».

В нашей стране она действует в соответствии с Конституцией. В юридическом смысле презумпция невиновности - это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина  не будет доказана судом.

  1. Закрепление.

Работа с ситуациями:

Ситуация 1.

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?..

(Совершение преступления)

Ситуация 2.

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стати ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу».

(Приготовление к преступлению)

Ситуация 3.

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника - под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

(Покушение на преступление)

Ситуация 4.

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, мои одноклассницы, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. Обе они работают на производстве. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, попросили Олю Дмитриеву вызвать в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм... По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

(Соучастие в преступлении)

Итак, рассматривая ситуации, мы можем сказать, что каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

- Так что же такое юридическая ответственность?

(Учащиеся самостоятельно пытаются в тетради записать определение так, как они это понимают.)

Обобщив ответы учащихся, учитель дает определение уголовной ответственности под запись.

Рубрика «В классе и дома»

  1. Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что вам было особенно интересным?

-Какие виды юридической ответственности вы теперь знаете?

Д/З

п. 10, с. 89- 93.



Предварительный просмотр:

Виды юридической ответственности:

Уголовная        

Гражданская            

Дисциплинарная

Административная

Материальная, финансовая

        Ситуация 1.

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?..

(Совершение преступления)

Ситуация 2.

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стати ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу».

(Приготовление к преступлению)

Ситуация 3.

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника - под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

(Покушение на преступление)

Ситуация 4.

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, мои одноклассницы, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. Обе они работают на производстве. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, попросили Олю Дмитриеву вызвать в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм... По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

(Соучастие в преступлении)

Юридическая ответственность - это ответственность перед законом, перед судом.

«Самые глупые законы мира»

Англия.

Запрещается свешивать кровати из окон.

Женщинам запрещается есть шоколад в общественном транспорте.

Начиная с 12 века для мужчин противопоказанным считается бить жену после 9 часов вечера.

Франция.

Для владельцев свиней противопоказанным считается называть поросенка «Наполеон».

Запрещается сажать или парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.

Канада.

Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.

США.

Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.

Передвижение на моторной лодке по городским улицам является правонарушением.

Ослам не разрешается спать в ваннах (штат Аризона).

Собакам запрещается лаять после 6 часов вечера (город Литтл- Рок).

Входе свадебной церемонии противопоказанным считается бросать туфли в жениха и невесту (штат Колорадо)

Пешеходам запрещается переходить улицу на руках.

После захода солнца запрещается ходить спиной вперед (город Девон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность".

Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность....

Конспект урока по обществознанию "Правовая ответственность"

Конспект урока может быть использован как на уроках обществознания,так и в отдельном курсе "Право"....

Конспект урока по обществознанию "ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Расширение и углубление представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений и его возникновении....

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"

Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой ...

Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций. Углубляют свои представления о юридической  ответственности за совершение правонарушен...

Конспект открытого урока по обществознанию "Правонарушения и юридическая ответственность"

Данный урок    разъясняет  учащимся опасность некоторых поступков людей, показывает  неотвратимость ответственности за их совершение, учит анализировать состав преступления; з...

Презентация к уроку по обществознанию по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

Данная презентация разработана  к уроку "Правонарушения и юридическая ответственность".Тема урока разъясняет учащимся опасность некоторых поступков людей, показывает неотвратимос...