Права ребёнка
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме
Урок обществознания. На этот урок можно пригласить учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka._urok_obshchestvoznaniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Права ребенка»
Урок обществознания: 5-6 кл. (могут присутствовать в качестве гостей учащиеся 3-4 классов).
Цель урока:
- формирование правовой культуры учащихся через ознакомление
с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
- осознание того, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Ребята! Сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться, и ещё мы поговорим об обязанностях.
Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от
всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.
Но так было не всегда. Было в древности такое государство- Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Просмотр отрывка из художественного фильма «300 спартанцев»
- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (ответы учащихся).
В мире сейчас ещё много несправедливости по отношению к детям. Зачитываются факты и цифры из книги Н.Ф. Дик «100 добрых дел – для нас не предел»
В настоящее время существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетной является международная Организация Объединённых Наций (ООН). ООН признала необходимым разработать специальный документ по защите прав ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. 20 ноября 1989 г. «Конвенция о правах ребенка» вступила в силу. Это договор носит обязательный характер, и страны, подписавшие эту Конвенцию, обязаны её статьи соблюдать. Документ имеет 54 статьи. Кроме того с 1998 года в России действует ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. При рождении ребёнку даётся имя. Имя каждого человека записано в первом документе, который есть и у вас – это свидетельство о рождении.
Какие же права есть у всех детей согласно Конвенции?
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Теперь попробуем поговорить о правах на примере известных литературных героев.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)
2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
- Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний, передвижений? (Бременские музыканты)
Ролевая игра «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы и могут разрешить любую ситуацию с точки зрения закона.
Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Вы должны разъяснить им их права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
Следующий литературный герой – Гарри Поттер
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам прослушать несколько диалогов и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Сценка 3. Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
- Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях.
Права и обязанности в школе. (зачитываются выборочно)
Подведение итогов.
- Назовите основной международный документ по правам ребенка?
- Кого в Конвенции считают ребенком?
- Назови основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
- Надо ли уважать права других людей?
Наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах. Мне хочется, чтобы дома вы нарисовали рисунки на тему «Мои права и обязанности».
Литература:
- Конвенция «О правах ребенка»
- А. В. Давыдова «Классные часы. 5 класс»., Москва, 2008
- Л. Е. Пахомова «С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям»., Волгоград, 2008
- Т. И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний»., Ростов-на-Дону, 2005
- Корнева Т.А. Поурочные планы по обществознанию 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Права ребёнка - твои права!"
Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;- формирование правовой культуры, развитие интереса ...
Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.
Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...
ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть у всех ...