ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
методическая разработка (5 класс)
Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают и особыми правами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
«Не из страха, но из чувства долга должно
воздерживаться от дурных поступков».
Демокрит
Цель: дать детям представление об их правах.
Задачи: развивать нравственные представления; способность анализировать поступки других людей; пополнять словарный запас; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать доброжелательность;
Оборудование: проектор, иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Золушка» и др.
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.
Давайте послушаем Мудрую Сову.
(М.С. Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда дети обладают и особыми правами, о них ты узнаешь позже!
Что было бы, если бы у человека не было никаких прав?
Назовите, какие права детей вы знаете?
(Дети отвечают на вопрос)
Как вы думаете, когда и как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать?
(Дети отвечают на вопрос)
Изначально люди имели права только потому, что они были частью какой-то группы, например семьи. Потом, в 539 году до н.э., Кир Великий, завоевав город Вавилон, сделал нечто невероятное: он освободил всех рабов. Более того, он объявил, что люди должны сами выбирать свою религию. Цилиндр Кира (глиняная табличка, содержащая его высказывания) считается первой в истории декларацией прав человека.
Идея прав человека быстро проникла в Индию, Грецию и, в конечном итоге, в Рим. Вот самые важные события, произошедшие с тех пор:
1215: Великая хартия вольностей — дала людям новые права и заставила короля подчиняться закону.
1628: Петиция о праве — закрепила права и свободы людей.
1776: Декларация независимости Соединённых Штатов Америки — провозгласила право на «жизнь, свободу и стремление к счастью».
1789: Декларация прав человека и гражданина во Франции провозгласила, что все граждане равны перед законом.
1948: Всеобщая декларация прав человека — первый документ, содержащий тридцать прав, которыми наделён каждый человек.
Зарождение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, где впервые возникли идеи демократии и принципы гражданства. Гражданин прежде всего наделялся политическими правами: свободой, правом на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и т.д. При этом такими правами наделялась лишь малая часть населения полиса.
«В большинстве исторических государств, - писал Ф.Энгельс, - предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением»
Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
С тех пор прошло много времени, и жить в обществе (в государстве), сотрясаемом войнами, стало опасней. Нужно же что-то придумать, что было бы посильнее государства, нужно завести такого защитника, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось! Что же придумали люди?
Миссию такого защитника взяла на себя Международная организация — ООН.
Что же это за организация, кто знает? Сейчас объясним.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства!
На основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. («Конвенция» - это, по-русски, международный Договор.) Конвенция признает за каждым ребенком юридические права. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
Стихотворение
Мамы, папы всей страны…..
Так как мы с вами еще дети, то давайте вспомним права детей.
Ребёнком является каждый человек до достижения 18- летнего возраста.
Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.
Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
Все дети имеют право на жизнь.
Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.
Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Вывозить детей из страны нелегально запрещено.
Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.
Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
Все дети имеют право на частную жизнь.
. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации.
Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.
В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.
Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.
Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.
Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.
Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным язык.
Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.
Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.
Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.
Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.
Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения.
Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.
.. Все дети имеют право на соблюдение любых других прав, закреплённых в государственных или международных законах, если они в большей степени способствуют обеспечению прав ребёнка, чем Конвенция о правах ребёнка
Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.
Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях
Какие у вас есть домашние обязанности?
Школьные? По закону?)
- Есть обязанности и права,
Конституция их дала.
Все записаны они
Для людей и для страны.
- Закон главный, закон важный –
Конституция страны.
Обязан подчиняться каждый,
Выполнять его должны.
Ребята, так что же такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства)
В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
- В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
- Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: ля-гушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудногого-рода)
- В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.
- Кто пользуется правом свободного передвижения на натрадиционномлететельном аппарате? (Баба Яга)
- Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
- Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил ги-гантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
А теперь маленькие задания. Сейчас вы увидите изображения сказочных героев и скажете какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался.
- Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом пере-движения).
- Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).
- Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).
- Красная шапочка (колобок) (нарушила право на личнуюнеприкосновен-ность)
- Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).
- Волк (три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).
- Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).
- Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).
- Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).
- Знайка (воспользовался правом на образование).
- Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).
- Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).
- Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).
- . Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).
Молодцы, ребята.
Итак, давайте сделаем вывод: все люди имеют одинаковые права.
А теперь давайте подумаем над предложенными ситуациями.
Ситуация 1
Мать: Сколько раз тебе говорить — после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Вопрос: О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
(Ответ: Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)
Ситуация 2
Ведущий: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.
Учитель: Сидоров, ах ты, негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдём-ка, голубчик, к директору.
Сидоров: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии Международного права.
Вопрос: разъясните, пожалуйста, ситуацию
(Ответ: В Ст.28, в частности, сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.)
Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст.40), что к данному конкретному факту отношения не имеет.
Налицо чистая случайность, окно было разбито непреднамеренно.)
Ситуация 4
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Вопрос: Как вы разрешите подобную ситуацию?
(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В Ст. 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)
Итак, давайте подведём итоги нашей встречи.
У каждого ребенка есть права, записанные в конвенции, но не забывайте соблюдать и сами права других людей, требуя выполнения своих.
Итак, сегодня мы говорили о том, как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать.
Права человека – одна из вечных проблем человечества. Ее решали в течение тысячелетий, рассматривая с точки зрения политики, права, этики, религии, философии. Проблема прав человека решалась по-разному в зависимости от эпохи, ее идей, традиций, социальных приоритетов.
Права человека носят естественный, прирожденный характер. Никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав – на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, на частную жизни и т.д. Одним из основных признаков современных прав человека, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости, является их универсальный характер.
Где же начинаются всеобщие права человека?
«С очень небольших мест, совсем близко от дома. Эти места такие маленькие,
что их не найти ни на одной карте мира. Но эти места — целый мир для отдельного человека: будь то дом, где он живёт, школа или колледж, где он учится, завод, ферма или офис, где он работает… Это те места, где каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребёнок добиваются равного для всех правосудия, равных возможностей, равного уважения достоинства без дискриминации. Если эти права не будут иметь значения там, то они вряд ли будут иметь значение где-либо ещё. Если все граждане не будут согласованно действовать, чтобы добиться соблюдения прав человека рядом со своим домом, едва ли в большом мире произойдут изменения».
(Эти слова принадлежат Элеоноре Рузвельт, супруга президента США Франклина Рузвельта и председатель Комиссии ООН, которая подготовила Всеобщую декларацию прав человека в 1948 году).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Права ребёнка - твои права!"
Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....
Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.
Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;- формирование правовой культуры, развитие интереса ...
Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.
Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...