ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»
методическая разработка по праву (9 класс) по теме
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;
- формирование правовой культуры, развитие интереса к вопросам, связанным с реализацией и защитой прав и свобод;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.meropriyatiya.docx | 174.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
«Права ребёнка – права человека»
Автор: Блягоз Р.К.
учитель истории и обществознания
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;
- формирование правовой культуры, развитие интереса к вопросам, связанным с реализацией и защитой прав и свобод;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Литература:
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Истории. Обществознание. 5-11 кл.: внеклассные мероприятия \ авт.-сост. Л.Л.Кочергина.- Волгоград: Учитель,2009;
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы.5-9 кл.-М.: ВАКО,2006
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий:
- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем конференц-зале, где сегодня проводится пресс-конференция на тему: «Права ребёнка – права человека» Сегодня у нас в гостях: Уполномоченный по правам человека…(гость 1- подготовленный ученик Инспектор по охране прав несовершеннолетних… (гость 3-подготовленный ученик)
- Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими пользоваться в нужной для него ситуации. Ребенок – это человек, но еще не взрослый человек, поэтому ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Дети и подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. О том, как возникли правовые акты, касающиеся защиты и благополучия детей нам расскажет наш гость – уполномоченный по правам человека…
Гость 1:
- Благополучие детей и их права всегда обращали на себя пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка. Конвенция – соглашение по какому-либо вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Права ребенка отражены в Конвенции, принятой 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают — из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь. Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка являются документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознания законов и прав других людей, уважительного отношения к ним. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Ведущий:
- Согласно Конституции РФ президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Я обращаюсь к полномочному представителю президента РФ в ЦФО … Разъясните пожалуйста, какова законодательная база для реализации основных требований Конвенции о правах ребёнка на территории РФ.
Гость 2:
- 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребенка вступила в силу для Российской Федерации. Ребенком, согласно статье 1-й Конвенции, является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
- К первой группе можно отнести такие права ребенка, как
право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других
прав и т. п. - Ко второй группе относится право ребенка на семейное
благополучие. - К третьей группе относится право ребенка на свободное развитие его личности.
- Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье
детей. - Пятая группа прав ориентирована на образование детей и
их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). - И шестая группа прав направлена на защиту детей от
экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого
содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
- При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Ведущий:
- Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В.Гюго в романе «Человек, который смеется». Продажа детей с целью заработка. В Санкт-Петербурге в XIX веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали добрым людям». О бесправном положении детей и подростков писали и русские классики Некрасов, Короленко, Куприн. А как обстоят дела с правами детей в современной России? На этот вопрос я попрошу ответить Инспектора по охране прав несовершеннолетних…
Гость 3:
- В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившееся число бедных семей в стране; постоянное увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома, и другое. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10 % из них погибают. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Никогда в России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в дома ребенка, «отказники». Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства. Дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от двух до четырех миллионов (по разным данным) беспризорных, 1,5 миллиона ребят школьного возраста неграмотны. Больше половины этих детей больны, многие истощены. Вы спросите, почему так происходит? Причины этого – низкий уровень правовой грамотности детей, подростков и всего населения в целом, отсутствие социальной рекламы со стороны государства, ведь за частую дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию просто не имеют представления, куда можно обратиться за помощью.
Вопрос :
- Куда же можно обратиться ребёнку, попавшему в трудную жизненную ситуацию?
Гость 3:
- К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Право ребенку на защиту своих прав и законных интересов – это обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (иди лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.
Вопрос:
- Очень часто в Конвенции о правах ребёнка звучит слово «свобода», а свобода – это независимость. Какие права ребёнка на свободу записаны в Конвенции?
Гость 2:
- У каждого ребёнка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает. Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет. Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении родительских прав. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса. Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решения вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).
Вопрос:
- У меня очень трудная проблема, которую сам я не в силах разрешить. Ко мне обратился одиннадцатилетний мальчик, я не называю его фамилию и школу по его же просьбе. Родители этого ребенка являются членами секты адвентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и сопротивляется. За непослушание его наказывают. В порыве отчаяния он рассказал мне о своем горе, так как в классе со сверстниками и учителями он боится об этом говорить. Прошу вас помочь нам разобраться в данном вопросе с точки зрения Конвенции, а мы, в свою очередь, попытаемся объяснить это подростку. Какие права ребенка по существующей Конвенции нарушают родители? А может быть, родители правы?
Гость 1:
- В ст.14 Конвенции закреплено право ребенка на свободу мысли, совести и религии., в ст.28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, согласно п.2 Ст.30 Конституции РФ никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет, ст.21 Конституции РФ запрещает насилие, а также жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Таким образом, делаем вывод: в данной ситуации родители не правы.
- Если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конвенции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать». Если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны социальной службы. В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия — телефон доверия.
Вопрос:
- Какими имущественными правами обладают дети?
Гость 3:
- Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке. Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Вопрос:
- Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Кто и как осуществляет защиту прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Гость 1:
- Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приёмной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные), не могут создавать приемную семью. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату. Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью, должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка, права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращений такого договора. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Контроль за использованием и сохранностью имущества (в том числе и жилого помещения) ребенка должны обеспечивать органы опеки и попечительства. Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.
Вопрос:
- Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Совсем недавно я была у своей подруги в гостях. У нее сыновья-двойняшки, ученики 6-го класса. На уроках обществознания они как раз изучали свои права, и вот подруга стала мне на них жаловаться: «Мои дети стали слишком грамотные». В доме звучат такие диалоги:
- Сходи за хлебом в булочную!
- Не имеешь права эксплуатировать ребенка,
- Вымой посуду!
- Не имеешь права использовать детский труд.
- Помой руки!
- Это насилие над личностью!
- Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу.
- Это проявление жестокости.
Гость 3:
- Юные граждане не всегда умеют правильно пользоваться своими правами. Наличие определённых прав у ребёнка, подразумевает также существование и обязанностей. Родителям следует напоминать детям о том, что у них, как и у взрослых помимо прав есть ещё и обязанности. А есть права, которые одновременно являются и обязанностями. Например, Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является его обязанностью. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Вопрос:
- Считаете ли вы, что права ребёнка в нашей стране соблюдаются?
Гость 1:
- Ребёнок – человек, пребывающий в состоянии физической и умственной незрелости. Признание прав и свобод человека, а значит признание прав и свобод ребёнка высшей ценностью особенно актуальны для современной России, только начинающей строить правовое государство. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. В нашей стране, к сожалению, гражданское общество развито недостаточно. Не все граждане занимают активную нравственную позицию и глубоко осознают свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, к своим соотечественникам, национальным ценностям и культуре. Между тем, неукоснительное соблюдение норм права – это священный долг и обязанность каждого гражданина России. Поэтому государству необходимо осуществлять образование своих граждан в области прав человека, как важнейшего элемента утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития человека. Образование ребёнка в области прав человека способствует формированию гражданского самосознания, активной жизненной позиции, выработке чётких нравственно-правовых ориентиров, правильному представлению о законах и их требованиях.
Ведущий:
- Юным гражданам России предстоит жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Отечества. Начатое отцами и дедами великое дело возрождения России завтра будет в руках юных граждан России. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию активности, инициативности, осознанию приоритета прав человека – тех качеств, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры, великого народа.
- Наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание. До новых встреч.
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия в древности"
5-й класс
Учитель: Блягоз Р.К.
Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)
Цели урока:
- обучающая - закрепление учебного материала;
- развивающая - совершенствование познавательных способностей, умения анализировать исторические факты и применять их в новых условиях, способствовать развитию внимания и умения самостоятельно делать выводы, навыка работы с исторической картой и историческими источниками, с линией времени;
- воспитательная - способствовать сплоченности коллектива и развитию любознательности, повышение интереса к истории.
План урока:
1. Вводная часть.
2. Основная часть. Разминка.
3. Двуречье.
4. Финикия.
5. Ассирия.
6. Персидская держава.
7. Закрепление.
8. Подведение итогов.
Оборудование урока: карта “Передняя Азия в древности”, индивидуальные или цветные карточки, “черный ящик”, листы с текстом, “послание музы истории Клио”, магнитофон с кассетной записью музыки из телепередачи “Что? Где? Когда?”.
Опережающее домашнее задание (ассистентам): выучить загадки.
Форма оценки: на данном уроке у Вас может быть один или несколько ассистентов – они задают загадки классу, но участвуют в уроке на общих основаниях. Также Вам понадобится помощник для раздачи оценочных цветных карточек (они вырезаются из цветного картона одной или разных расцветок). За правильный ответ – карточка (в конце урока каждый ученик сообщает количество набранных карточек – из этого и складывается оценка за урок). Можно обойтись и без помощника – раздайте ученикам пустые листочки, где они напишут свою фамилию и будут помечать каждый правильный ответ, данный ими. Такой способ больше экономит время, но эффективен в том классе, где ученики не будут “жульничать”. На моем уроке присутствовала аттестационная комиссия, которая также была вовлечена в игру.
Ход урока
1. Вводная часть.
Слово учителя: “Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Нашим гостям тоже хочется отправиться в путешествие, и мы должны им помочь. А путешествовать мы отправимся в древнюю Переднюю Азию. Нас будут поджидать неожиданности и загадки. Наша задача – преодолеть все трудности и сделать так, чтобы нашим гостям было интересно с нами путешествовать. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? В конце урока гости и ответят на этот вопрос. Также в путешествии нам будет помогать муза истории Клио. После каждого пройденного этапа она будет посылать вам часть волшебного письма, которое вдохновит вас”.
2. Основная часть.
Разминка. Состоит из трех заданий (16 ответов).
А) “Восстанови порядок” - вспомните какие царства находились в Передней Азии:
УРВДЕЬЕЧ (Двуречье)
ЯКИНИФИ (Финикия)
РАСИСЯИ (Ассирия)
ОВЕЛАВНИОСК (Вавилонское)
ДПЯЕСАРИСК АЕЖРДВА (Персидская держава)
Б) “Кто лишний? Что лишнее?” - найдите лишнее слово, неподходящее по смыслу, и объясните, почему вы его выбрали:
НИЛ-ЕВФРАТ-ТИГР (НИЛ – река в Египте)
УР-ВАВИЛОН-МЕМФИС-УРУК (МЕМФИС – египетский город)
ЭА-ИШТАР-СИН-ШАМАШ-ОСИРИС (ОСИРИС – египетский бог)
ХАММУРАПИ-ТУТМОС-АШШУРБАНАПАЛ-КИР-ДАРИЙ (ТУТМОС – египетский фараон)
МЕЖДУРЕЧЬЕ-ФИНИКИЯ-АССИРИЯ-КАРФАГЕН-МИДИЯ (КАРФАГЕН – находится в Африке)
КИР-ДАРИЙ-АШШУРБАНАПАЛ-ШАМПОЛЬОН-ХАММУРАПИ (ШАМПОЛЬОН - археолог, искавший Трою)
В) “Ребусы”. Расшифруйте их и дайте определения:
Рисунок 1
Слово учителя: “Итак, вы успешно преодолели первые испытания и Клио посылает вам начало своего послания. Прочтем его – МОЛОДЦЫ! Но многие приключения еще впереди, поспешим!”
Двуречье.
Этот этап состоит из четырех конкурсов (как минимум 14 ответов)
А) Работа с картой (где находилось, реки, города)
Б) “Загадки” (работают ассистенты)
Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Где из глины повсеместно
Все лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.
Междуречье
Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил.
Хаммурапи
Когда-то между Тигром и Евфратом
Жил в древности народ,
Что глину в обиход
Брал и посуду делать
И кирпичики обжечь.
И табличку получал,
Палочку он заострял,
И ее концом на глине
Знаки интересные писал.
Те, которые сейчас
Мир ученый прочитал.
И узнали мы тотчас,
Как народ здесь жил до нас.
Ты ж письмо то назови
Иль угадывать начни.
Клинопись
В) “Черный ящик” (можно взять небольшую коробочку черного цвета). Под музыку из телепередачи “Что? Где? Когда?” помощник вносит “Черный ящик”. По подсказкам нужно угадать, что лежит в нем (фотографию можно вырезать из старых учебников).
Подсказки:
- это археологи нашли почти сто лет назад;
- это сделано из твердого черного камня;
- это со всех сторон покрыто ровными рядами клинописи;
- это украшено изображениями, на одном из которых бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми.
Ответ: часть плиты с текстом законов Хаммурапи.
Работа с историческим источником (по одному тексту на парту). Слово учителя: “В начале XX в. археологи нашли столб из черного камня, на котором вырезаны законы царя Хаммурапи. Поверхность столба покрыта клинописными знаками — здесь записаны 282 статьи из свода законов царя Хаммурапи. Но вот беда! Некоторые статьи трудно прочитать — слова в них стерлись. Помогите археологам восстановить их, вставляя недостающие слова и буквы”
1. Если человек у..а... имущество храма или царя, его должно у.... .
2. Если человек укроет беглого ...а, его должно ...ть.
3. Если человек украдет раба или рабыню, его д..ж.. ......
4. Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать п....ы.
5. Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве .р. года.
6. Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить ...а..
7. Если человек ударит по щеке высшего (вельможу), должно у....ть его 60 раз п...ь. из воловьей кожи.
В заключение было сказано: “Я, Хаммурапи, царь сп..в.д….й, которому бог солнца даровал законы. Мои слова п.....х...ы, мои дела б..п…..ы”.
Ответы: 1. украдет, убить. 2. раба, убить. 3. должно убить. 4. пальцы. 5. три. 6. штраф. 7. ударить, плетью. Заключение: справедливый, превосходны, бесподобны.
Г) “Загадка Хроноса” (работа с линией времени).
Переписывались ли владыки царств друг с другом?
Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу III. Подумайте, признают ли ученые письмо подлинным или же заявят, что это чья-то шутка, розыгрыш?
Ответ: Рисунок 2
Из рисунка очевидно, что живший на 250 лет раньше Хаммурапи ничего не мог знать о Тутмосе III.
Слово учителя: “Итак, мы успешно пересекли Двуречье и отправляемся в следующую страну. Но сначала прочтем отрывок из послания Клио – ВЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ … Что же ждет нас впереди, поспешим!”
4. Финикия. Состоит из четырех конкурсов (10-11 ответов).
А) “Загадка” (работают ассистенты)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.
Финикия
Б) Работа с картой (где находилась, города, колонии)
В) “Финикийская тайнопись”
Финикийские купцы вели морскую и сухопутную торговлю со многими странами и народами. При этом купцы вели записи, в которых отмечали количество купленных и проданных ими товаров, покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, а также наличность серебра. Купцы рассчитывали на то, что эти записи, попади они в случайные руки, не будут поняты. И действительно: чужеземцы, даже говорящие немного по-финикийски и выучившие алфавит, вряд ли могли бы быстро понять смысл написанного. Какая особенность финикийского письма позволяла купцам использовать его как тайнопись? Попробуйте прочитать надпись:
Ч Т З Д С Н П С Н
ОТВЕТ: отсутствие гласных букв в финикийском алфавите позволяло использовать его для тайнописи – ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО.
Г) “Кроссворд”
По горизонтали:
2. Самая крупная финикийская колония.(Карфаген)
4. Город в Финикии. (Библ)
5. Город в Финикии. (Сидон)
По вертикали:
1. Город в Финикии. (Тир)
2. Что основывали финикийцы на захваченных территориях. (Колонии)
3. Главный стройматериал в Двуречье. (Глина)
4. Знак финикийского алфавита. (Буква)
Слово учителя: “Итак, мы побывали в Финикии и отправляемся дальше. Но не забудем про послание Клио. Что там? – ЗНАЕТЕ … Что бы это значило? Уверена – разгадка ждет нас впереди!”
Ассирия.
Состоит из пяти конкурсов (11 ответов).
А) Работа с картой (территория, города, направления завоевательных походов).
Б) “Восстанови порядок”. Из предложенных слов составить связное предложение:
- была, мире, Ассирийская, многочисленной, в, самой, армия, и, сильной (Ассирийская армия была самой многочисленной и сильной в мире);
- стали, конницу, ассирийцы, использовать, широко, впервые (Ассирийцы впервые стали широко использовать конницу);
- взятия, использовали, ассирийцы, для, городов, таран (Для взятия городов ассирийцы использовали таран);
- поступали, покоренными, жестоко, ассирийцы, с, очень, народами (С покоренными народами ассирийцы поступали очень жестоко).
Какой вывод мы можем сделать об Ассирийской державе на основе этих предложений? (Ассирийцы были очень воинственны).
В) “Ассоциации”. Почему эти слова названы вместе? Объясни.
1. Тигр, Ассирия, держава.
2. Ассирия, столица, Ниневия.
3. Книги, библиотека, Ашшурбанапал.
Ответ. 1. В верхнем течении Тигра была расположена Ассирия, ставшая в VII в. до н.э. военной державой. 2. Ниневия — столица Ассирии. 3. Ассирийский царь Ашшурбанапал собрал библиотеку глиняных “книг”.
Г) “Берегите книги от огня”.
Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира. Превращены в пепел и навсегда утрачены сокровища человеческой мысли — научные сочинения, летописи, поэмы... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт. Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фантастами?
Ответ: библиотека глиняных книг ассирийского царя Ашшурбанапала.
Д) “Загадка Хроноса” (работа с линией времени).
Любовался ли Хаммурапи развалинами Ниневии?
Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Подумайте, мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?
Ответ: Рисунок 3
Хаммурапи умер за 1138 лет до разрушения Ниневии
Слово учителя: “Устали? А нас ждет еще одно путешествие и окончательная разгадка волшебного послания Клио. Что же в этом отрывке – слово ИСТОРИЮ … Итак, поспешим!”
Персидская держава.
Состоит из шести конкурсов (12 ответов).
А) “Загадка” (работают ассистенты)
В каком когда-то царстве
Правителем он был?
В каком же государстве Могущественным слыл?
Страну свою большую
На области разбил.
Где в каждой он сатрапа
Властью одарил?
Дарий. Персия
Всем государствам — государство.
Она — большое, пребольшое царство.
Так можно Персию назвать.
На карте ее легко показать.
Держава
Б) Работа с картой (где находилась, рост территории, города, направления завоевательных походов)
В) “Историческая арифметика”. Назовите четыре самых крупных царства Персидской державы.
(ПЕРС + АРАВ + ЛИД + МИД) • ИЯ =
Ответ: ПЕРСИЯ + АРАВИЯ+ ЛИДИЯ + МИДИЯ
Г) “Да или нет?”. Согласен ли ты с утверждением?
1. Государство персидского царя Кира простиралось от границ Индии на востоке до греческих городов на западе.
2. Самым могущественным правителем Персии был Дарий I.
3. Персия при Кире была разделена на 20 областей — сатрапий.
4. Во главе каждой персидской области стоял начальник — сатрап.
5. Столицей Персии был город Персеполь.
6. При Дарий I начались греко-персидские войны.
Ответы: 1. +; 2. +; 3. -; 4. +; 5. +; 6. +.
Д) “Пословицы в ребусах”. Прочитайте персидские пословицы и вспомните их русский эквивалент.
Рисунок 4
Ответ: 1. “Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин” - “На безрыбье – и рак рыба”. 2. “Много кормчих, корабль разбивается” - “У семи нянек дитя без глазу”.
Е) “Вавилон взят персами без боя”
Греческий ученый Аристотель в одной из своих книг упоминает о том, как за двести лет до него царь Кир Персидский без боя овладел городом Вавилоном. При этом Аристотель приводит такую легенду.
Уже три дня прошло, как Вавилон был взят. Одна часть жителей наблюдала за отрядами персов, идущих по улицам. А другая часть жителей — день, другой, третий — не только не видела персов, но даже ничего еще не знала о том, что царь персов Кир занял Вавилон. Попробуйте объяснить, как это могло быть?
Ответ: Вавилон был очень большим, его население составляло не менее полумиллиона человек. На другой конец города еще не долетела весть о персах, а телефона, радио и телевидения тогда не было.
Слово учителя: “Нам опять письмо, но не из Вавилона, а от Клио. А там: ПОЗДРАВЛЯЮ! В итоге у нас получилась следующая надпись: МОЛОДЦЫ! ВЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ ЗНАЕТЕ ИСТОРИЮ. ПОЗДРАВЛЯЮ! Вот и закончилось наше путешествие по Древней Азии. Что же скажут эксперты? Достойны ли мы похвалы?”
Закрепление. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на этом уроке? Чему вы научились? Что узнали нового?
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание: составить кроссворд по теме.
Методическая литература, использованная при подготовке к уроку:
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
- Игры и занимательные задания по истории/ Авт.-сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2003.
- Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Смородина Е.В. История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: “Детство-пресс”; 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция "Влияние экологии на здоровье человека"
Этот урок в виде пресс-конференции был проведен в 8 классе после изучения темы "Нарушение экологического равновесия". Этот урок имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы...
Конспект урока пресс- конференции "Значение крови и кровообращения в организме человека"
Одна из главных задач учителя - совершенствование урока по содержанию и по форме. Поиск веду по разным направлениям: использование различных средств активизации эмоциональных и мыслительных проц...
Презентация к уроку пресс-конференции"Значение крови и кровообращения в организме человека"
Материал презентации «Значение крови и кровообращения в организме человека» используется при проведении урока пресс-конференции с целью обобщения и систематизации знаний учащихся в 9...
Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»
В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
ТЕМА УРОКА: «Права человека и будущее России.» (урок в форме пресс-конференции)
ТЕМА УРОКА: «Права человека и будущее России.» (урок в форме пресс-конференции)...
Права ребенка- права человека!
Социально-правовая информация для детей...