Рабочая программа по обществознанию, 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по обществознанию
6 класс
2012-13 учебный год
Учитель: Е.Ф. Клюквина, учитель истории и обществознания
Эдучанка 2012
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2011 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный зачет (по карточкам, самостоятельные, текстовые, контрольные работы).
Общая характеристика учебного предмета.
Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Основным содержанием курса 6 класса является:
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления;
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
- письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:
- сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
- взаимосвязи человека, общества и природы;
- сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Уметь:
- получать социальную информацию из разнообразных источников;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Используемый учебно-методический комплект:
- Боголюбов Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011г.
Список литературы:
1. Обществознание. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Боголюбов Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011г.
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/ Сост. А.В. Поздеев. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012
Распределение учебной нагрузки
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Человек | 8 |
3 | Раздел 2. Семья | 5 |
4 | Раздел 3. Школа | 4 |
5 | Раздел 4. Труд | 4 |
6 | Раздел 5. Родина | 6 |
7 | Раздел 6. Добродетели | 6 |
8 | Контрольные работы | 4 |
Итого | 34 |
Контрольные работы
№ | Тема |
1 | Контрольная работа № 1: «Общество и человек» |
2 | Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества» |
3 | Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества» |
4 | Итоговая контрольная работа |
.
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители, контроль | Дата | |
План | Факт | |||||
1. | Введение. | Что изучает курс «Обществознание». | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы. | |||
Раздел 1. Человек (8 часов) | ||||||
2. | § 1. Человек родился. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. | Устный опрос | |||
3. | § 2. Человек - личность | Человек – существо социальное. Что такое личность? Индивидуальность. Индивид. | Знать, какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что можно воспитать в себе. Уметь доказать, что человек не только биологическое, но и социальное существо; объяснять, о каких качествах говорят эти пословицы: «Сто раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Без терпенья нет ученья», «Не сиди на печи, будешь есть калачи». | Опрос | ||
4. | § 3. Особый возраст: отрочество. | Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность? | Понимать, почему принято считать подростковый возраст переходным. Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов. Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством; пояснить свою точку зрения в вопросе: «Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?». | Опрос. | ||
5-6 | § 4. Познай самого себя. | Познание мира и себя. Что такое самосознание? На что ты способен? | Знать, влияет ли самооценка на поведение человека. Понимать, зачем человек познает себя; как найти дело по душе. Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать. | Опрос. | ||
7. | § 5. Человек и его деятельность. | Труд. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. «Птицу узнают по полету, а человека по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Уметь объяснять значения слова «деятельность». Понимать, почему считают, что только человек может заниматься деятельностью. Знать, какие виды деятельности называют основными и почему. | Опрос. | ||
8. | § 6. Что человек чувствует, о чем размышляет. | Какие бывают потребности. «Не место красит человека…». Мир мыслей и чувств. | Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека; что такое мышление. Понимать, что составляет духовный мир человека; чем чувства человека отличаются от его эмоций. Уметь рассказать, какие высшие чувства они знают. | Опрос. | ||
9. | Человек. | Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. | Опрос. Письменные задания. | ||
Раздел 2. Семья (5 часов). | ||||||
10-11. | § 7. Семья – ячейка общества. | Семья – ячейка общества. Условия для создания семьи. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Опрос. Письменные задания. | ||
12. | § 8. Семейное хозяйство. | Семейные заботы. Как правильно вести хозяйство. | Знать основные положения по теме урока: кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое домашний труд? Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?». Понимать, для чего нужно семейное хозяйство. | Опрос. Творческие работы. | ||
13. | § 9. Делу время, потехе час. | Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор. | Знать основные положения по теме урока: какое время можно назвать свободным. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счет», «Отдых – это перемена вида деятельности»; рассказать, какие знают увлечения – хобби, как наполнить свободное время полезными делами. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
14. | Семья | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
Раздел 3. Школа (4 часа). | ||||||
15-16. | § 10. Профессия – ученик. | Профессия – ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы в конце параграфа. | Опрос. | ||
17. | § 11. Одноклассники, сверстники, друзья. | Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления. | Знать основные положения по теме урока. Понимать, какого человека можно назвать хорошим товарищем и почему. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, что может помешать дружбе, привести примеры в том, как дружат разные ребята; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. |
| |
18. | Школа. | Учимся жить дружно в классе. |
| |||
Раздел 4. Труд (4 часа). | ||||||
19. | § 12. Труд – основа жизни. | Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Бедность и богатство. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. | Знать основные положения по теме урока: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться. Понимать, почему труд по-разному оценивается. Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного; анализировать. | Опрос. Письменные задания. | ||
20. | § 13. Труд и творчество. | Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве. | Знать основные положения по теме урока: какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение». Понимать, как соотносятся красота и творчество, и привести примеры научного и художественного творчества. Уметь объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий. | Опрос. Письменные задания. | ||
21. | § 14. На пути к жизненному успеху. | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Знать основные положения по теме урока: что сопутствует успеху. Понимать, как выбрать свое дело. Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий. |
| ||
22. | Труд. | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий. | Опрос. | ||
Раздел 5. Родина (6 часов). | ||||||
23-24. | § 15. Что значит быть патриотом. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою Родину. | Знать основные положения по теме урока: что такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять значение слова «патриот». | Опрос. | ||
25. | § 16. Символика России. | Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. | Знать основные положения по теме урока: что изображено на гербе РФ; что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять государственный гимн России. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
26. | § 17. Гражданин – Отечества достойный сын. | Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации. | Знать основные положения по теме урока: что означает слово «гражданин»; права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства. Понимать главные обязанности граждан. Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
27. | § 18. Мы – многонациональный народ. | Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; отвечать на вопросы после параграфа. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
28. | Родина. | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Самостоятельная работа. | ||
Раздел 6. Добродетели (6 часов). | ||||||
29. | § 19. Человек славен добрыми делами. | Человек славен добрыми делами. Что такое доброта. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило хорошего человека. | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, в чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение. Понимать, в чем суть «золотого правила морали». | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
30. | § 20. Будь смелым. | Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, что такое страх, что такое смелость, какую роль она играет в жизни человека. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
| ||
31. | § 21. Что такое человечность. | Гуманизм – уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. | Знать, что такое человечность. Уметь сформулировать свое определение гуманизма; пояснить, как поняли смысл рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; объяснить, как эта легенда связана с темой параграфа. Понимать, почему необходимо заботиться о слабых. | |||
32. | Добродетели. | Учимся делать добро. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. |
| |
33-34. | Человек и общество. | Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. |
УТВЕРЖДАЮ:
____________________
Директор
МОУ «Эдучанская СОШ»
О.Я. Редченко
Пр. №____________
«____»____________20____
СОГЛАСОВАНО:
___________________
Методический совет школы
Ф.Ф. Морозова
«____»______________20___
РАССМОТРЕНО:
__________________
Методическое объединение учителей гуманитарных наук Н.И. Савельева
«____»____________20___
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...