ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
Понятие «Гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицирон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и др.
«Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека.
«Гражданское общество» можно определить как совокупность огражденных от прямого вмешательства государственных властей нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
В современной научной литературе существует большой разброс мнений по вопросу о гражданском обществе. Есть точка зрения отождествляющая гражданское общество с обществом вообще. Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось в дальнейшем вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «общество» с категорией «Гражданское общество».
ГО возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, обладающего комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 95 КБ |
Презентация к уроку по теме: Гражданское общество | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Многие философы прошлого задумывались над вопросом, как же предотвратиь произвол государственной власти, поставить государство на службу общества
- Платон, Аристотель.
Власть подчинена закону – праву
- Цицерон ( оратор, философ, юрист)
Власть должна заботиться о гражданах и их Ч/С
Источник права – народ( право никем не даровано человеку, оно принадлежит ему, потому что он человек)
- Монтескье
- основы современного представления о правовом государстве
- идея разделения властей
- Кант И.
- Понятие «ПРАВОВОЙ ЗАКОН»
- ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ – разумные ограничения – есть подлинная свобода
( Правовое гос-во 1/3 XIX века К. Велькер и Р. Моль)
- П.И.Новгородцев (философ и правовед)
Торжество права личности
- Б.А. Кистяковский
Как функционорует власть?
( 1. Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, полицейщине, и была направлена на решение чрезвычайно важной и сложной проблемы –как поставить государство на службу человеку.
- Признаки правового государства:
- Верховенство права
- Незыблимость прав человека, их охрана и гарантированность
- Взаимная ответственность государства и личности
- Разделение государственных властей.
- Равенство всех преред законом
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе.
I. Верховенство прав
II. Незыблимость прав человека, их охрана и гарантированность
В теории и практике правового государства центральная идея – естественное происхождение прав человека.
СУТЬ:
- Права человека не даруются государством, а присущи человеку от рождения, приравниваются к естественным, как земля, воздух, вода.
- Кто впервые выдвинул подобную идею? /Цицерон/
- Права человека –неотчуждаемые. Без них личность лишена свободы- возможности действовать во всех общественных сферах, соблюдая меру.
- Государство призвано признавать права человека, закреплять их в законах. Тем самым меняется качество законов. Они приобретают правовой характер, а вся система законодательства становится правозаконностью. ( Конституция РФ ст.17. 19, 20.)
- Гуманистический смысл идеи естественного происхождения прав человека в том, что она возвышает человека как свободную личность, утверждает примат личности над государством.
- Назовите основные права человека.
( см. словарь «Права человека стр. 53-54.)
Международные документы о правах человека. Защита прав.
Современное мировое сообщество закрепило идею естественных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах.
Всеобщая декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.11.1948г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ( 1966г.)
Международный пакт о гражданских и политических правах( 1966г.)
Факультативный протокол
= ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (международный билль о правах)
Конвенция о правах ребенка - 20.11.1989г. В СССР в 15.09.1990г.
Сегодня в Европе фактически действуют три системы защиты прав человека:
- Система ООН
- Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
- Система в рамках Совета Европы (СЕ)
Ведущий документ СЕ – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах (1950г.)
- Европейская комиссия
- Европейский суд по правам человека
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах (1950г.)
Самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека
- Работа с текстом «Из Европейской конвенции о защите прав и человека и основных свобод» ЕКПЧ (5.11.1950г.)
- Обсуждение вопросов.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК МЕРА СВОБОДЫ.
- Как вы понимаете это высказывание?
Пример:
Право на жизнь предполагает отношение к человеку как высшей ценности общества и его возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, соблюдая при этом меру – не подвергать опасности здоровье, личную неприкосновенность и жизнь других людей.
Серьезными гарантиями права на жизнь служат:
- обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве;
- профилактика ДТП;
- Развитие здравоохранения, в частности сокращение детской смертности;
- борьба с терроризмом и преступностью
III. Взаимная ответственность государства и личности
Статьи Конституции РФ ( 2, 15., 24, 55, 57-59)
- Назовите взаимные обязанности государства и личности, опираясь на приведенные статьи Конституции.
Государство обязано:
- охранять права и законные интересы личности,
- обеспечивать ее безопасность и социальную защищенность.
Личность обязана :
- соблюдать Конституцию и др. нормативно-правовые акты государства,
- платить налоги,
- охранять природу и окружающую среду,
- бережно относиться к природным богатствам,
- защищать свое Отечество.
В развитых демократических странах правовое государство – это государство социальное.
Защищая социальные права граждан, оно проводит активную социальную политику, направленную на создание системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев населения.
Швеция: на социальные нужды – 30% ВНП
Германия: - 24%
США: - 14%
IV. Принцип разделения властей
- Законодательная Взаимодействуют, ограничивая друг друга
- Исполнительная
- Судебная
Система «Сдержек и противовесов»
ПРИМЕР:
Законодательный орган Федеральное собрание :
- принимает законы,
- определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,
- влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти ( имеет право поставить вопрос о доверии правительству),
- участвует в той или иной мере в формировании правительства, судебных органов РФ.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть
- Организует исполнение законов,
- Различными способами влияет на законотворческий процесс( имеет право законодательной инициативы, дает заключения на законопроекты. Требующих дополнительных федеральных средств)
Возможность недоверия правительству ( со стороны ФС) сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа Президентом.
Конституционный, Верховный и Высший арбитражные суды:
- Имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения.
- В пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются др. федеральные органы гос. Власти.
Особое в системе разделения властей место принадлежит Конституционному суду:
- Решает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат ФС и Правительства,
- Разрешает споры м/у федеральными органами гос. Власти
- Осуществляет толкование конституции.
ПРЕЗИДЕНТ РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из ветвей власти.
- Он обеспечивает необходимое согласование их деятельности.
- Имеет право применять отлагательное вето в отношении тех решений законодателей, которве противоречат правам человека и изданным законам.
В свою очередь законодательная власть может применить в отношении Президента механизм импичмента.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Беседа по вопросам:
- Что такое правовое государство ?
/ Это Тит государства , деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества /
- Признаки правового государства?
- Почему люди хотят жить в правовом государстве?
- Главная цель правового государства ?
/Обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах./
5. Пути формирования правового государства:
- Превращение Закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.
- Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.
- Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.
- Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.
6. Каковы пути становления российского правового государства?
- Российские и зарубежные политологи единодушно считают что важным этапом на пути становления правового гос-ва являлось принятие Конституции РФ 1993г. и ГК РФ 1994-2001гг.
- Большинство Считает , что правовое общество может быть построено при достаточно высоком уровне развития экономики и социальной сферы.
В стране где существует безработица, нищета, детская беспризорность, где наблюдается большая преступность, коррупция, бюрократизм, милицейский произвол и другие несвойственные демократическому обществу аномалии, движение к правовому государству представляет немалую трудность
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- № 22 или 41
- Эссе по выбору:
- «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона.»
(Цицирон)
- «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы»
(К. Ясперс)
- В конституционном государстве власть приобретает правовой характер. Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна.
(Б.А. Кистяковский)
- Государство все более склоняется перед властью права. Во имя права всемогущее государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность.
( П.И. Новгородцев)
- Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права.
(Аристотель)
- Сообщение по теме:
- Гражданское общество: этапы формирования.
- Система ООН
- Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
- Система в рамках Совета Европы (СЕ)
- Сущность гражданского общества. Местное самоуправление.
Понятие «Гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицирон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и др.
«Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека.
«Гражданское общество» можно определить как совокупность огражденных от прямого вмешательства государственных властей нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
В современной научной литературе существует большой разброс мнений по вопросу о гражданском обществе. Есть точка зрения отождествляющая гражданское общество с обществом вообще. Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось в дальнейшем вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «общество» с категорией «Гражданское общество».
ГО возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, обладающего комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.
Учебно-познавательная задача
Гражданка С., владелица большого помещения, решила организовать частное ателье. Она закупила оборудование, ткани , др. средства производства и заключила договоры с работницами – швеями.
Поскольку в городе, где проживала предпринимательница, частных ателье было немало, некоторые из них решили объединить свои усилия в конкурентной борьбе с другими частниками. Так было создано производственное объединение с широкой сетью магазинов.
Вскоре возникла потребность создания собственного издательства для выпуска рекламных журналов, которые пользовались большим спросом.
Объединенные общностью интересов, женщины-швеи организовали свой женский клуб, который действовал в городе нарядус другими добровольными обьединениями граждан;: обществом защиты природы, обществом рыболовов и др..
Некоторые тактивисты этих образований, в том числе и женского клуба, были избраны в органы местного самоуправления.
Заинтересованная группа наиболее влиятельных лиц производственного объединения вошла в состав Союза предпринимателей, представители которого активно включились в политику, неоднократно выступали в государственных структурах в качестве экспертов и советников. Располагая достоверной и разносторонней информацией о состоянии дел в бизнесе, они оказывали влияние на принятие органами государственной власти компетентных решений.
ВОПРОСЫ :
- Какие права лежат в основе приведенных действий?
- Как реализация этих прав связана с развитием гражданского общества?
- В чем особенность общественных отношений в гражданском обществе?
ОТВЕТЫ:
- В основе указанных действий лежат следующие права:
- Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью
- Право зарабатыватьна жизнь свободно избранныт трудом
- Право получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
- Право объединятся по интересам и целям
- Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправлениях .
2-3. Реализация прав человека соответствует возникновению и развитию комплекса внегосударственных институтов( производственное объединение, сеть магазинов, издательство, женский клуб и др.), а также общественных отношений: в экономических, социальных, культурных , политически
Особенность этих отношений в том , что имеют горизонтальный (невластный )хпрактер, возникают по инициативе самих граждан и обеспечивают сферу интересов отдельных личностей и коллективов людей.
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОХВАТЫВАЕТ:
- Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство)
- Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.д.)
- Общественные обьединения и организации
- Политические партии и движения
- Сферу воспитания и негосударственных СМИ
- Семью
- Церковь и др.
Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:
- Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей ( семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними
- Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта
- Политическая система представляет комплекс определенных субъектов политики( органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними
- Духовная система представляет комплекс соответствующих культурно-просветительных, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения.
- Информационная система представляет комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе( прежде всего негосударственные СМИ).
К признакам гражданского общества, жизнедеятельность которого базируется на принципе координации( в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации) , в частности, относятся:
- Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
- Самоуправляемость
- Конкуренция образующих его структур и различных групп людей
- Свободно формирующееся общественной мнение и плюрализм
- Всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию
- Многоукладность экономики
- Легитимность и демократический характер власти
- Правовое государство
- Сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.
Местное самоуправление
Работа с текстом ( см. приложение)
? СФОРМИРОВАНО ЛИ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?
Если да, то в чем это проявляется?
Если нет, то какие задачи предстоит решить?
В последнее время Россия сделала заметные шаги по пути возрождения и укрепления институтов, ценностей и отношений гражданского общества:
- Восстановлено в правах частное начало в общественной жизни и особенно - счстная собственность.
- Постепенно утверждаются в экономике рыночные принципы свободной конкуренции
- Восстановлено множество автономных, независимых от государства социальных , культурных, образовательных и др. институтов.
- Разные партии и группы.
Вместе с тем Гражданское общество в России находится на стадии формирования (становления)
Необходимо решение следующих задач:
- Создание прочного экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики
- Формирование среднего класса, который состоял бы из квалифицированных и инициативных работников с достаточно высоким уровнем доходов
- Радикальные преобразования политической системы, связанное сповышением роли политических партий, СМИ в жизни общества
- Повышение роли граждан в в соц-полл жизни и в деятельности общественных формирований
- Развитие уровня их гражданской культуры
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Вопросы:
- Как связаны между собой правовое гос-во и гражданское общество?
- Какие выводы для себя вы сделали
Вывод:
- Правовое государство, способствующее утверждению прав и свобод человека как высшей ценности общества , не может существовать без гражданского общества.
- гражданское общество создает условия для наибольшего самореализации гражданина, его гражданской ответственности и социальной, в т.ч. политической активности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское общество
Презентация к уроку обществознания для 8 класса...
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
СМИ: между властью и гражданским обществом
Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств...
"Демократия и гражданское общество".
Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...