Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию 9 КЛАСС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю
Используемый учебно-методический комплект:
- Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2010;
- Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010;
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2002.
- Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н. / С.Н. Степанько - Волгоград: Учитель, 2007.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное су-щество; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тематическое планирование[1]
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Информационное сопровождение |
Политика. | ||||||
Политика и власть. | Комбинированный урок | Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика -дело каждого. Условия успешной политической деятельности | Объяснять понятия. Определять, что входит в сферу политики. Называть признаки любой власти | Работа с источниками. Составить схему «Сфера политики» | Презентация | |
Государство. | Комбинированный урок | Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет, монархия, республика | Выделять главное в тексте. Называть признаки и формы государства. Знать теории происхождения государства | Составить схему «Формы государства», таблицу «Теории происхождения государства» | Презентация | |
Сущность и классификация политических режимов. | Комбинированный урок | Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. | Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ примерами | Составить схему «Политические режимы» | Презентация | |
Политические режимы. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Понятие и признаки государства. Правовое государство. | Комбинированный урок | Теории происхождения государства. Правовое государство | Характеризовать основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право -выше власти». Называть теории права, факторы возникновения государства. Раскрывать смысл определений понятия «государство». Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства | Составить схемы «Ценности государства», «Форма государства» | Презентация | |
Формы государства. Правовое государство. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Гражданское общество и правовое государство. | Комбинированный урок | Государство как основной политический Институт. Гражданств общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить кластер «Государство», таблицу «Признаки гражданского общества», схемы «Функции государства», «Типы государств» | Презентация | |
Участие граждан в политической жизни. | Комбинированный урок | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. активность электората. Роль референдума в политической жизни. | Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, Каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и её решения Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Презентация | Составить синквейн «Референдум», схему «Формы участия граждан в политической жизни страны» | Презентация | |
Политические партии и движения. | Комбинированный урок | Определение и признаки политической партии. понятие о политической программе партии. однопартийная и многопартийная системы. Функции политической партии. Классификация политических партий. | Знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет, Основные подходы к классификации политических партий, Какими признаками наделена политическая партия Уметь анализировать политические партии и определять к какому типу они относятся. | Презентация | ||
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Политика. | П-О У | Знать основные положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование, понятийный диктант, решение проблемных задач | Презентация | ||
Право | ||||||
Право, его роль в жизни общества и государства. | Комбинированный урок | Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение | Знать: - что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; - что право связано с юридическими законами и государством; - что право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения | Составить схему «Виды юридической ответственности», таблицы «Теории происхождения права», «Признаки права» | Презентация | |
Понятие правоотношений. Правоотношения и субъекты права | Комбинированный урок | Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права | Рассмотреть сходство и различие права и морали, теории происхождения права. | Таблица «Право и мораль» | Презентация | |
Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. | Комбинированный урок | Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания | Объяснять обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи | Составить таблицу «Виды наказания несовершеннолетних» | Презентация | |
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Комбинированный урок | Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. причины совершения преступлений. Ответственность. | Знать Что представляют собой проступки и преступления Что такое юридическая ответственность, виды ответственности Что такое презумпция невиновности Наказание, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления Уметь анализировать состав преступления и определять состав преступления, является ли содеянное преступлением. | Составить схему «Признаки преступления», сравнительную таблицу уголовное и гражданское правонарушение | Презентация | |
Правоохранительные органы. | Комбинированный урок | Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. | Знать: Основные положения урока; Термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Уметь: Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; Понимать содержание и значение правовых норм Приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулированных различными видами норм. | Составить схему «структура правоохранительных органов РФ»+ | Презентация | |
Основы конституционного строя РФ. | Комбинированный урок | Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, Федерального Собрания Обеспечение прав и свобод человека гражданина | Знать, что Конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты | Составить таблицу «Классификация прав и свобод человека». Работа над статьями Конституции РФ (по заданиям) | Презентация | |
Конституция Российской Федерации. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. | Комбинированный урок | федерация, унитарное государство, структура органов государственной власти в РФ. | Объяснить, что такое федерация, рассмотреть структуру органов государственной власти в РФ. | Анализ содержания учебника | Презентация | |
Права и свободы человека и гражданина. | Комбинированный урок | Гражданин - человек, имеющий права и обязанности. | Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем | Творческое задание - нарисовать словесный портрет гражданина и обывателя. Составить словарик темы. Работа с документами | Презентация | |
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Гражданские правоотношения. | Комбинированный урок | Имущественные отношения. Право собственности. Закон о правах потребителей. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить словарик темы | Презентация | |
Право на труд. Трудовые правоотношения. | Комбинированный урок | Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство | Знать: - основания возникновения трудовых отношений; - стороны трудовых отношений; - рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи | Работа с трудовым кодексом | Презентация | |
Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Семейные правоотношения. | Комбинированный урок | Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Работа с документами. Составить таблицу «Права и обязанности супругов» | Презентация | |
Административные правоотношения. | Комбинированный урок | Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. разнообразие мер воздействия. представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. материальная ответственность.. | Знать Что представляют собой проступки и преступления Что такое юридическая ответственность, виды ответственности Что такое презумпция невиновности Наказание, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления Уметь анализировать состав преступления и определять состав преступления, является ли содеянное преступлением. | Презентация | ||
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | Комбинированный урок | Презентация | ||||
Уголовно- правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. | Комбинированный урок | Принцип презумпции невиновности. дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и мерв воспитательного воздействия | Презентация | |||
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. | Комбинированный урок | Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. причины совершения преступлений. Ответственность. | Презентация | |||
Социальные права. | Комбинированный урок | Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | Работа с документами | Презентация | |
Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Комбинированный урок | Основные положения международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Работа с документами по предложенным заданиям | Презентация | |
Правовое регулирование отношений в сфере образования. | Комбинированный урок | Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Работа с документами (по предложенным заданиям) | Презентация | |
Право. | П-О урок | Знать основные положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование, понятийный диктант, решение проблемных задач | Презентация | ||
Итоговый повторительно-обобщающий урок | Комбинированный урок | Знать основные положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование, понятийный диктант, решение проблемных задач | Презентация |
[1] Жирным шрифтом выделены положения ГОСт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...